Трезвые итоги 2024 года от «Сомелье Маркетинга»
В условиях, когда аудитория привыкла к уровню качества сайтов и сервиса маркетплейсов, иметь слабый сайт и рассчитывать, что он вам обеспечит приток дешевых лидов — это уже утопия.
Лучше 10 раз подумайте и покажите сайт экспертам, прежде чем вкладывать деньги в платный трафик.
Развитие Telegram
По моим наблюдениям, в этом году предприниматели более массово пошли на эту площадку, начали создавать личные каналы, каналы брендов и запускать рекламу. Иногда это делается просто из-за хайпа, а не для бизнес-результатов.
Спрашиваю предпринимателя: «А для чего ты вкладываешь ресурсы в Telegram-канал?»
Ответ: «Не знаю, посоветовали...»
Заметно увеличилось и количество различных микросервисов внутри Telegram. Я сам пользуюсь 5–6 различными чат-ботами, которые помогают мне в работе. Я советую и вам смотреть в эту сторону и думать, а что такого полезного вы можете сделать с помощью Telegram (а не просто постить контент от нейросетей).
Всё это приводит к размыванию внимания целевой аудитории. Просто невозможно следить за сотней каналов. В итоге стоимость привлечения клиента сильно возрастает. Плюс не забываем тот факт, что уже всерьез идут разговоры про блокировку WhatsApp.
Искусственный интеллект
Про это невозможно не сказать. Ранее я где-то писал, что ИИ — это не хайп, а новая реальность, как в маркетинге, так и во всех остальных технологических сферах. То, что сейчас уже умеют делать нейросети, у непосвященных людей вызывает шок. Мы сами активно используем эти инструменты — от простейших задач по контенту до разработки сложных сервисов и чат-ботов.
Маркетплейсы
И снова в этом году все новогодние подарки я заказал на маркетплейсах. Я даже не сравнивал цены на МП и в интернет-магазине. Мне проще и надежнее заказать в условном Озоне, чем разбираться с вариантами доставки в интернет-магазине, особенно если он сделан через одно место. А еще не хочется нарваться на мошенников, но об этом позже...
Сейчас, прежде чем запускать свой интернет-магазин, я бы 10 раз подумал, а стоит ли оно того. Должны сойтись несколько важных бизнес-факторов: конкуренция, тип товара, наличие инвестиций в трафик, качественный сервис, нормальный отдел продаж. Еще более сгущает краски фактор того, что маркетплейсы пошли в b2b и начинают активно развивать эту тему.
Но я вижу и обратную сторону: продажи на маркетплейсах тоже не простая история. Через нас в этом году прошло пару десятков селлеров, которые просто продают в ноль, а иногда и в минус. Истории успеха «а дай-ка я начну чем-то торговать на WB» постепенно сходят на нет.
И как со всем этим жить предпринимателям — большой вопрос.
Интернет-мошенники
Этот год стал рекордным по числу грустных интернет-разводов. Каждый день вы можете увидеть историю, как бедную (или богатую) бабушку развели на очередной миллион рублей. При этом методы у мошенников все более изощренные. В кругу моих близких, к сожалению, есть случаи попадания на деньги. И это совсем не бабушки.
Далеко ходить не надо: мошенники сделали фейковые аккаунты нашей компании в Телеграм, и от них рассылали приглашения на работу. Все было очень правдоподобно, даже собеседования проводили. Заканчивались они просьбой оформить карту в банке, ну а потом вы сами понимаете...
Все это влияет и на поведение наших клиентов. Я лично 10 раз перепроверю, прежде чем перевести деньги за какие-то товары и услуги. Владельцам бизнеса и маркетологам нужно обращать на это внимание.
SEO-продвижение
Как бы не хоронили SEO, оно все еще живо, хоть и с несколькими большими НО. Сейчас к вопросу SEO нужно подходить не менее ответственно, как и к выходу на маркетплейсы. И расходы на SEO тоже постоянно растут. Не представляю, что можно сейчас сделать в SEO за 30 000 руб., как до сих пор предлагают некоторые участники рынка.
Без детальной аналитики ниши, без качественного сайта и продукта — вам мало что светит. Работает только комплексный подход. Детально про это рассказывали в этом кейсе.
Не могу не отметить и фактор «серых схем». Про различные накрутки уже открыто говорят на большинстве конференций и во всю продают такие услуги. Да, Яндекс с этим усиленно пытается бороться и где-то это получается, но не могу отрицать тот факт, что такие схемы работают. Но и ценник на них тоже заметно вырос.
Я лично не перехожу на темную сторону SEO, хотя иногда очень хочется. Одну могу сказать — не стоит верить в чудеса.
Технологии перехвата лидов
Про это я тоже несколько раз писал. Продажа данных о клиентах поставлена на поток. Сервисы, которые продают данные по посетителей чужих сайтов в 2024 году росли лучше, чем грибы. Об этом тоже уже открыто говорят, и все больше бизнесов ими пользуются. Мы это очень хорошо ощутили с некоторыми нашими клиентами, и для некоторых из них это стало серьезным негативным факторов.
Проверенных способов борьбы нет. С этим нужно смириться, и самим внедрять в работу, но тут нужен опытный отдел продаж.
Контент-маркетинг
Привлечение клиентов через контент стало очень востребовано за последние 2 года. Маркетологи ринулись предлагать это своим клиентам и плодить тонны гигабайт разного рода контента. Начиная от статей, заканчивая видео. Это конечно хорошо, что бизнес и маркетинг начали сюда инвестировать. Но плохо то, что делают это часто очень бездумно. Я не понимаю, зачем небольшой компании из Калуги нужны рилсы или экспертный блог.
Мое мнение: контент-маркетинг работает и окупается, только в случае федеральных охватов, когда вы продаете свои товары и услуги по всей России. А если вы региональный бизнес, то читайте этот пост.
Еще из наблюдений — несмотря на использование нейросетей, все равно качественный контент стоит денег. Времена оплаты за 1000 символов уже прошли, качественная экспертная статья сейчас стоит минимум 20 000 руб.
ABM-маркетинг
Про этот инструмент в 2024 году стали говорить гораздо чаще. Появились разные сервисы, которые помогают выстраивать ABM-подход, но успешных кейсов пока не так много. Данный вид маркетинга очень наукоемкий и требует высокой квалификации как маркетологов, так и менеджеров отделов продаж.
Запуск ABM-маркетинга — была одной из моих стратегических задач этого года. Но похвастаться успехами не могу. Мы частично заложили фундамент для начала работ, но сам процесс так и не реализовали. Переносим его уже на 2025, там будем делиться результатами.
Продажи
Вторая половина этого года для меня прошла в отделе продаж. Бразды правления маркетингом WebCanape я передал Татьяне Матвеенковой, а сам занялся вопросом модернизации нашей системы продаж. Уверяю вас, даже при самом плохом маркетинге можно выполнять планы, если вы лучшие в продажах. Многие предприниматели сейчас инвестируют ресурсы в рекламу, при этом забывают (или забивают) на качество продаж. А зря.
Один из последних случаев:
Хочу купить подарочный сертификат в очень известный (звезда мишлен) ресторан. Администратор обещает передать мои контакты другому менеджеру, чтобы тот мне перезвонил и проконсультировал. Прошло два дня — мне так и не перезвонили...
В 2025 году победит тот, кто сможет обеспечить у себя лучшую связку «маркетинг-продажи».
Друзья, это все. Я постарался поделиться мыслями в тех аспектах своей работы, которые были значимы для меня в этом году. Конечно есть еще куча других тем: блокировка YouTube, обновления рекламных инструментов и т.д. Об этом я старался писать в течение года, да и каналов сейчас по этим темам более чем достаточно.
Надеюсь, мои выводы были для полезны, и они помогут вам стать еще круче в 2025 году!
Внимание, а теперь подарки
Для тех, кто дочитал все 12 пунктов, объявляю небольшой конкурс: напишите в комментариях к этому посту свои наблюдения по итогам года. Лучший комментарий (по моему мнению) получит печатную версию моей книги «Pro сайты: как сделать из сайта канал продаж».
Всех с наступающим!
Делитесь этой статьей со своим маркетологом и подписывайтесь на авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга».
Для меня шоком стала тенденция на «воровство» лидов, на что только не идут компании при дефиците клиентов, что вылезла в общее поле такой способ..
Это не воровство, а официальная возможность) Советую почитать этот материал https://vc.ru/legal/1408230-ya-prosto-obaldel-kogda-uznal-eto-kak-sotovye-operatory-slivayut-vas-i-vashih-klientov
Я заметил, что Telegram стал очень популярной площадкой для бизнеса. Но, как и вы говорите, важно понимать для чего вы там. Простое копирование трендов может не принести желаемых результатов. Нужно искать свою нишу и предлагать уникальный контент.
И иметь бюджет на продвижение)
"Я сам пользуюсь 5–6 различными чат-ботами"
Евгений, поделитесь какими )
Про телегу для бизнеса сам писал статью, где говорил что телеграм многим НЕ нужен. Потому что к нам примерно с таким же запросом, как в вашей статье, и приходили. Хотим чтобы круто и много, а как сами придумайте, даже если это не реально
Интересно в целом, как это будет в следующем году. Ну и про фрод теперь понимаю, что надо изучать, сам в этом ничего не понимаю а кого-то нанимать понимающего во фроде крайне важно
Спасибо за пост, информативно. АБМ кажется перспективным для выхода на крупных клиентов. Если чек будет СМБ-шный, кажется, что не окупится. Также заложили старт в конце 24го и будем заниматься в 25.