ФАС оштрафовала Google по жалобе «Яндекса» на 438 млн рублей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала Google за нарушение законодательства о конкуренции на 438 млн рублей (около $6,76 млн по курсу ЦБ), говорится в сообщении ведомства. Дело, по которому наложено взыскание, было возбуждено по жалобе «Яндекса».

Обновлено в 16:32. В Google сообщили, что ещё не определились с дальнейшими действиями.

ФАС оштрафовала Google по жалобе «Яндекса» на 438 млн рублей

«Мы надеемся, что компания Google будет исполнять наше решение и выплатит штраф в ближайшее время», — добавил замглавы ФАС Алексей Доценко.

Представители «Яндекса» пожаловались в ФАС на Google в феврале 2015 года. Российская компания заявила о том, что корпорация запрещает производителям смартфонов и планшетов на Android предустанавливать на свои устройства приложения от сторонних разработчиков (в частности, «Яндекса») и устанавливать их на главном экране.

В сентябре 2015 года ФАС признала Google Inc. и Google Ireland Limited нарушителями ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением). Ведомство обязало корпорацию снять любые ограничения на предустановку приложений российского разработчика и других компаний на Android-устройства.

Позже, в марте 2016 года, ФАС возбудила административное дело об определении суммы штрафа для Google. Предполагалось, что взыскание может составить 7% от оборота магазина приложений Google на российском рынке за 2014 год. 19 мая глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что ведомство решило ещё раз посчитать сумму штрафа «другим путём». С момента возбуждения дела заседания о назначении штрафа откладывались более трёх раз.

В июле 2016 года гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин заявил о положительном влиянии на мобильный бизнес компании решения ФАС. По его словам, с момента вынесения решения доля компании на платформе Android стала расти, кроме того, у «Яндекса» появились новые контракты с производителями мобильных устройств.

Обновлено в 16:32. Представители Google сообщили агентству ТАСС, что компания пока не приняла решения о своих дальнейших действиях.

«Мы получили уведомление от ФАС о назначении штрафа. Мы внимательно ознакомимся с решением, прежде чем определим дальнейшие действия», — сказали в компании.

При этом ФАС всё ещё готова обсуждать мировое соглашение с Google, уточняет «Прайм».

В «Яндексе» отказались комментировать решение ФАС.

148 комментариев

Рискну еще разок высказать не популярное на "Цукерберге" мнение и заодно объяснить, для чего нужно антимонопольное законодательство.
Представим себе, что у вас небольшая компания, которая выращивает и продает яблоки. В вашей стране есть корпорация, которая также выращивает яблоки. По совместительству так вышло, что эта корпорация владеет 90% розничных магазинов в стране. Свои яблоки корпорация размещает на самом видном месте у входа в магазин. Ваши яблоки корпорация или отказывается продавать вовсе, или, например, размещает на маленьком лотке в подвале. К чему приведет такая ситуация? Ваши яблоки вкуснее и дешевле, чем яблоки корпорации, при прочих равных потребители с выбрали бы именно ваши яблоки. Но вы не можете их продавать, т.к. рынок сбыта для вас искусственным путем закрыт. Тут, конечно, можно подобно здешним комментаторам воскликнуть: "Если не нравится, построй свои магазины и продавай яблоки там, в чем проблема?" Но понятно, что скромная компания, продающая яблоки, не имеет ни ресурсов, ни экспертизы, чтобы построить сеть супермаркетов, которая сможет конкурировать с магазинами корпорации. В результате все мелкие производители вкусных яблок разоряются, на рынке остаются лишь дорогие и невкусные яблоки корпорации. Печальная картина? Именно это и называется злоупотреблением монопольным положением. И именно для предотвращения такой ситуации придумали антимонопольное законодательство.
Гугл, доминируя на рынке мобильных операционных систем, пользуется этим и предустанавливает свой поиск и свои приложения на подавляющее большинство андроид-телефонов. Также он запрещает производителям предустанавливать на свои телефоны приложения конкурентов (даже если эти приложения гораздо более качественные и удобные). Конкурирующие приложения оказываются в очень затруднительной ситуации, поскольку у пользователя нет стимула изучать альтернативы с целью выбрать самое качественное приложение, скорее всего он воспользуется самым доступным (уже установленным на телефон). Конкурирующие приложения умирают, рынок останавливается в развитии.

17
Ответить

>Ваши яблоки вкуснее и дешевле, чем яблоки корпорации, при прочих равных потребители с выбрали бы именно ваши яблоки. Но вы не можете их продавать, т.к. рынок сбыта для вас искусственным путем закрыт.

А если эти яблоки червивые и говно говном на вкус?

5
Ответить

Ваш пример абсолютно не в кассу. Яндекс не просто хочет продавать свои яблоки у себя в городе. Яндекс хочет продавать их именно в магазине, который построил Гугл. И не просто продавать, а чтобы Гугл сам отдал свои лучшие полки.

3
Ответить

Ярослав Акулов, признавайтесь, вы сотрудник яндекса? =)
Всё у Яндекса есть по ресурсам, только проще отжать, чем создать свое (т.к. потом еще развивать надо, поддерживать и т.д., а тут сел на шею с готовым Андроидом, который так же будет развивать Гугл и нормально).

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

«Ваши яблоки вкуснее и дешевле, чем яблоки корпорации, при прочих равных потребители с выбрали бы именно ваши яблоки.» - хорошая манипуляция.

Если мне нужны будут яблоки не из супермаркета, я специально пойду на базар и куплю их у бабки.

.

2
Ответить