Как решить проблему с бесконечными правками клиента при разработке сайта

«Ещё нужно поиграть со шрифтами, эту кнопку сделать больше и...» — с подобными правками сталкивается каждый, кто занимается созданием сайтов. Всё бы ничего, но иногда их количество превышает все разумные рамки. Вот и получается, что вместо работы над новыми проектами увязаешь в бесконечном потоке «хотелок» и вкусовщины. Причём, бесплатно. Как этого не допустить и выбраться из порочного круга «правочек» — в нашей статье.

Как решить проблему с бесконечными правками клиента при разработке сайта

Договор дороже слов

Как ни банально, лучшее средство от череды переделок — это бюрократия. Без неё вы раз за разом будете наступать на одни и те же грабли: договариваться с клиентом о работе, выполнять задачу и в ответ получать один перечень правок за другим. Так в никуда уходят человеко-часы и вместе с ними теряются деньги. Чтобы этого не происходило, достаточно заранее всё рассчитать и зафиксировать в договоре.

Неважно, какой вы используете подход к разработке проектов: гибкие методологии, классическую «водопадную» модель или «и так сойдёт». В конечном счёте стоимость сайта всегда можно свести к часам работы каждого специалиста, занятого проектом. А значит всё, что вам нужно сделать — это заранее заложить в договор энное количество правок, которые вы готовы внести бесплатно, и обозначить почасовую стоимость любых дополнительных работ. Тогда вам не придётся отказывать клиентам в их праве на правки или работать себе же в убыток.

Как всё рассчитать

Чаще всего клиенты вносят правки на этапе прототипирования сайта и в ходе разработки макетов страниц. Разберёмся с каждым случаем по отдельности.

1. Правки на этапе прототипирования

Во многом именно прототипы определяют юзабилити будущего сайта. На этом этапе клиенту следует предоставить больше возможностей для внесения изменений и корректировок. Риск столкнуться со вкусовщиной при работе с прототипами минимальный, а изменения в логике работы и размещении различных элементов на этапе проектирования — нормальная ситуация.

Не бойтесь чаще общаться с клиентами и объяснять, почему вы приняли то или иное решение: зачастую они имеют плохое представление о юзабилити и не знакомы с правилами проектирования сайтов, поэтому могут вносить не всегда уместные корректировки. Разговаривайте, объясняйте и убеждайте, ваша задача — найти золотую середину между пожеланиями клиента, юзабилити и здравым смыслом.

Мы рекомендуем ограничить количество правок соответственно типу разрабатываемого сайта:

  • Лендинги: 5—7 правок.
  • Многостраничные сайты: 5—7 правок по главной странице, не более 5 по внутренним (всего не более 20 по всему сайту).

Важно, чтобы правки по странице предоставлялись сразу «пакетом», а не порционно, в противном случае процесс может затянуть разработку. Чтобы этого избежать, также лучше брать в работу не больше двух пакетов правок по каждой странице сайта.

Всё, что выходит за рамки озвученных условий, оплачивается отдельно и зависит от стоимости часа работы специалиста.

2. Правки на этапе дизайна

На этапе проектирования принятые решения заказчику можно объяснить повышением юзабилити и продающих качеств сайта. С дизайном это не пройдёт. В вопросах оформления клиент ориентируется на собственный вкус и предпочтения. Его можно понять: когда заказчик обращается в агентство за сайтом с индивидуальным дизайном, он хочет, чтобы с его точки зрения всё было идеально. Но, как показывает практика, именно на этом этапе пожелания клиента приобретают максимально субъективный характер. Бездумно выполнять каждое из них — заведомо проигрышный вариант. Лучше попытайтесь аргументировать принятые решения рациональными доводами: удобством мобильной адаптации, лучшим опытом для пользователей и другими. И также донесите до клиента следующие правила работы:

  • Сначала — прототипы, потом — макеты. Именно в таком порядке и никак иначе. Внести правки в прототип можно на этапе прототипирования, если же он уже согласован и вы работаете над макетом, вносить корректировки в структуру страницы уже поздно. Сделать это можно единственным способом: остановить работу над дизайном, вернуться к нужному макету и доработать его отдельно, согласно почасовой тарификации.
  • Дизайн согласовывается поэтапно. Например, при работе над главной страницей сначала готовятся первые два экрана и обсуждаются с клиентом. Если концепция его устраивает, можно внести до 5 правок и продолжить работать в заданном стиле. По завершении работ вносится ещё до 5 правок. Затем начинается работа над внутренними страницами, по каждой из которых клиент может выслать не более 3 корректировок.
  • После вёрстки все правки оплачиваются отдельно. Если макет был согласован и свёрстан, но клиент решил его изменить, такая работа тарифицируется отдельно. Оплачивается количество часов каждого специалиста, задействованного в работе над изменениями.

Что обсудить с клиентом до начала работы

Ограничить число правок, входящих в стоимость проекта, — не единственный способ сократить количество корректировок. Работу с клиентом нужно выстраивать от и до. Вот несколько советов, которые помогут её организовать:

  • Составьте чёткий бриф и обсудите как можно большее количество вопросов. Подготовьте анкету, которую клиенты будут заполнять до того, как вы начнёте работу. Будьте готовы к тому, что нормально её почти никто заполнять не будет — в большинстве случаев с заказчиком придётся обсуждать непонятные моменты и запрашивать у него дополнительную информацию. Обязательно всё фиксируйте письменно, согласовывайте и подписывайте — получившийся документ станет одним из основных при разработке сайта.
  • Обсудите объёмы и промежуточные этапы до начала работы. Составьте и согласуйте с заказчиком график работ, а также определите контрольные точки — дни, в которые вы будете согласовывать выполненные работы. Заложите в план чуть больше времени, чем вам потребуется и заранее оговорите количество входящих в стоимость правок для каждого этапа работ.

Как работать с документами

Одно из главных правил — подписывайте акт выполненных работ после закрытия каждого этапа работ. Этот документ станет для вас спасательным кругом, если клиент захочет внести корректировки после выполнения тех или иных работ. В среднем в ходе одного проекта набирается 4—5 актов.

Чтобы сократить риски до минимума, также рекомендуем придерживаться следующих советов:

  • Всегда работайте по договору и предоплате.
  • Работу над проектом разбивайте на этапы: прототипирование, дизайн, вёрстка и т.д. В договоре указывайте стоимость каждого из них и по завершении работ подписывайте акт. В таком случае, если что-то пойдёт не так и договор придётся разорвать, деньги нужно будет вернуть только за невыполненную работу.
  • Подготовьте бриф и на его основании сформируйте хотя бы минимальное техническое задание, если клиент пришёл без него (а так оно обычно и бывает). Идеально, если подготовку ТЗ вам оплатят.
  • В договоре укажите, когда клиент должен вам что-то предоставлять: тексты, изображения и т.д. Уточните, что работа начинается только после отправки клиентом этих материалов.
1919
5 комментариев

Не 5-7 а 2 цикла правок и все правки строго по описанному в ТЗ. Отлично работает. Большинству достаточно 1 цикла) даёте 5, увеличиваете вероятность того что первые 3 будут из серии "а чего бы не попробовать какую нибудь херню". А так что в 2 или в ТЗ не впсисалось, выбирается очень аккуратно и оплачивается дополнительно по часам.

6
Ответить

на фрилансе отлично работает почасовая оплата, больше правок - больше денег

4
Ответить

Какой-то однобокий подход к неоднозначной ситуации. Я сам сайтами не занимаюсь, но принципиальная проблема с исполнителями и заказчиками одинакова.
В статье рассматривается подход, когда и клиент, и исполнитель - оба вменяемые. На самом деле, если оба участника процесса - нормальные, то такой ситуации просто не возникнет.

Ситуация 1 "Клиент - адекватный, дизайнер/верстальщик - косячный"
Задача клиента - запустить побыстрее нормальный сайт и начать продавать свои товары/услуги. Я подчеркиваю слово "нормальный" - не супер-пупер, не идеальный, а просто нормальный сайт, где покупателям будет удобно и продвигать в поисковых системах будет хорошо.
А разработчик сайта просто не понимает, где сам косячит. Бывает так, что исполнитель не догоняет, что от него нужно, не понимает специфику бизнеса, задачу сайта и пр.
Отсюда могут быть бесконечные правки.
Излишняя бюрократизация отпугнет клиента. Клиент сразу видит исполнителя, который на любое замечание (реально по делу или нет) будет апеллировать к договору и брать деньги за свои же косяки.
У нашей компании был опыт работы с исполнителем по подобной схеме (не в области разработки сайтов) и этот опыт мы повторять уже не будем. Т.е. мы в принципе не рассматриваем исполнителей с таким подходом. Хорошо это или плохо? Ну... у каждого своя правда и свой опыт.

Ситуация 2 "Клиент - сам не знает, чего хочет, дизайнер/верстальщик - нормальный"
Тут надо разбираться на стадии ТЗ. Если Вы понимаете, что клиент толком не может сформулировать задачу, то не всегда имеет смысл работать в принципе. Потому как правки будут бесконечными, а деньги очень нескоро. Да и не факт, что деньги будут вообще.
В этом случае никакой договор не поможет, потому что, если клиент не адекватный, то он просто кинет с деньгами и плевать ему на договор. Он будет в полной уверенности, что прав на 100%, а вы просто хотите денег ни за что.
Тут реально могут помочь советы из статьи:
1. Аванс
2. Промежуточные акты
3. Промежуточная оплата  - это прям важно!
4. Надо понимать, что на последнем платеже могут кинуть

Важно понимать, что сайт - это вспомогательная вещь для бизнеса, не основная. Если внимание сайту уделяется слишком большое, то тут скорее всего будут проблемы.

1
Ответить

Рекомендую также к прочтению мини книгу «Финолог Правочки Смолянов Ильяхов».
ПС Можно найти на просторах интернета)

Ответить

самый простой вариант - потратить больше времени на то, чтобы понять что хочет клиент при обсуждении ТЗ. тогда проще будет обоим. но действительно, если так не получается, то лучше так: больше правок, плати больше!

Ответить