«Ещё нужно поиграть со шрифтами, эту кнопку сделать больше и...» — с подобными правками сталкивается каждый, кто занимается созданием сайтов. Всё бы ничего, но иногда их количество превышает все разумные рамки. Вот и получается, что вместо работы над новыми проектами увязаешь в бесконечном потоке «хотелок» и вкусовщины. Причём, бесплатно. Как этого…
Какой-то однобокий подход к неоднозначной ситуации. Я сам сайтами не занимаюсь, но принципиальная проблема с исполнителями и заказчиками одинакова.
В статье рассматривается подход, когда и клиент, и исполнитель - оба вменяемые. На самом деле, если оба участника процесса - нормальные, то такой ситуации просто не возникнет.
Ситуация 1 "Клиент - адекватный, дизайнер/верстальщик - косячный"
Задача клиента - запустить побыстрее нормальный сайт и начать продавать свои товары/услуги. Я подчеркиваю слово "нормальный" - не супер-пупер, не идеальный, а просто нормальный сайт, где покупателям будет удобно и продвигать в поисковых системах будет хорошо.
А разработчик сайта просто не понимает, где сам косячит. Бывает так, что исполнитель не догоняет, что от него нужно, не понимает специфику бизнеса, задачу сайта и пр.
Отсюда могут быть бесконечные правки.
Излишняя бюрократизация отпугнет клиента. Клиент сразу видит исполнителя, который на любое замечание (реально по делу или нет) будет апеллировать к договору и брать деньги за свои же косяки.
У нашей компании был опыт работы с исполнителем по подобной схеме (не в области разработки сайтов) и этот опыт мы повторять уже не будем. Т.е. мы в принципе не рассматриваем исполнителей с таким подходом. Хорошо это или плохо? Ну... у каждого своя правда и свой опыт.
Ситуация 2 "Клиент - сам не знает, чего хочет, дизайнер/верстальщик - нормальный"
Тут надо разбираться на стадии ТЗ. Если Вы понимаете, что клиент толком не может сформулировать задачу, то не всегда имеет смысл работать в принципе. Потому как правки будут бесконечными, а деньги очень нескоро. Да и не факт, что деньги будут вообще.
В этом случае никакой договор не поможет, потому что, если клиент не адекватный, то он просто кинет с деньгами и плевать ему на договор. Он будет в полной уверенности, что прав на 100%, а вы просто хотите денег ни за что.
Тут реально могут помочь советы из статьи:
1. Аванс
2. Промежуточные акты
3. Промежуточная оплата - это прям важно!
4. Надо понимать, что на последнем платеже могут кинуть
Важно понимать, что сайт - это вспомогательная вещь для бизнеса, не основная. Если внимание сайту уделяется слишком большое, то тут скорее всего будут проблемы.