Не страхованием единым

Есть ли другие варианты заботы о сотрудниках, помимо ДМС? Почему так важен здоровый образ жизни? Семён Сомов, генеральный директор & со-основатель агентства здоровых решений Health Pulse (авторизованный партнер мировой wellbeing платформы Virgin Pulse в России) и Сергей Катаргин, генеральный директор компании “Независимые Страховые Консультанты”, рассказывают о трансформациях, которые происходят в подходах к корпоративному страхованию.

Не страхованием единым

Все выбирают ДМС

Добровольное медицинское страхование считается самым популярным видом заботы компании о своих сотрудниках. По закону ДМС не обязательно, но с точки зрения имиджа и эффективности компании это настоящий мастхэв, ведь таким образом работодатель не только показывает, что ему небезразлично здоровье сотрудника, но и уменьшает количество отпусков по болезни с помощью качественной медицинской помощи.

Также ДМС является одним из критериев выбора места работы: наличие страхования в социальном пакете однозначно импонирует соискателю, и при выборе между компаниями с примерно одинаковыми зарплатными предложениями тот скорее выберет место с оплачиваемыми медицинскими услугами.

В России ДМС обходится работодателю не очень дорого — около 15-30 тысяч в год, в зависимости от региона. Это даёт сотруднику возможность посещать врачей из хороших клиник, не проводя несколько часов в очереди. Более того, в частных клиниках оборудование часто превосходит государственные, а сами врачи считаются более компетентными. Да и сотрудник чувствует себя более защищённым, зная, что при любой проблеме он всегда может получить помощь быстро, а не через несколько недель.

Сами ЛПУ заинтересованы в привлечении компаний — таким образом они получают гарантированных клиентов. Чем больше пациенты к ним обращаются, тем лучше для клиники, тем выше их доход. Страховые компании, в свою очередь, стремятся к снижению убыточности страховок — для них выгоднее, чтобы количество обращений ко врачам уменьшалось, ведь за каждый визит платят именно они. Соответственно, чем больше визитов, тем больше выплата клиникам. В чём же заинтересована сама компания, покупающая сотрудникам ДМС?

Здоровые сотрудники — залог успеха

Начнём издалека. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни — и только на 10% от качества здравоохранения. Низкий уровень физической нагрузки или вовсе её отсутствие, несбалансированный рацион с большим количеством углеводов, вредные привычки — именно эти составляющие ежедневной рутины влияют на развитие хронических заболеваний. Наследственность играет вдвое меньшую роль, на неё отводится всего 20%, да и то, в большинстве случаев, генетика определяет предрасположенность к заболеванию, а не к их наличию.

Хронические заболевания опасны тем, что развиваются они медленно и незаметно — бессимптомно, пока не дойдут до стадии, когда вылечить их становится практически невозможно. Например, повышенное содержание жиров в пище и малоподвижный образ жизни существенно увеличивают риски ожирения, включая самый опасный тип — висцеральное ожирение, которое чаще всего встречается у мужчин. Висцеральное ожирение — это увеличение количества жира внутри органов брюшной полости, и именно оно в разы увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, включая предрасположенность к инфарктам. Женщины чаще всего страдают от артериальной гипертензии — повышения давления, вызванного неправильным образом жизни и отсутствием физической нагрузки. Также лишний вес является одним из факторов риска сахарного диабета второго типа, ведь одновременно с ожирением нарушается работа гормонального фона, что в совокупности с остальными факторами ведёт к диабету.

Изменение ежедневной рутины несёт за собой практически моментальную смену самочувствия: добавление регулярной физической активности, будь то прогулка или пятиминутный комплекс упражнений, улучшает настроение и помогает сбросить вес, а правильное питание способствует повышению иммунитета и в целом заставляет отступить многие хронические заболевания.

Самое главное, что с улучшением самочувствия посещение врача превращается в приятную процедуру только для плановых чекапов. Да, существуют так называемые острые состояния — резкая боль в животе или потеря сознания, которые нуждаются в сиюминутной врачебной помощи, но в большинстве своём походы ко врачу продиктованы хроническими состояниями. Соответственно, работодателю более выгодно заняться образом жизни сотрудника, чем решать проблемы поверхностным способом.

Заходим с другой стороны

Есть два главных подхода к изменению парадигмы ДМС: это франшиза 50 на 50 и wellbeing-программы. Первая модель повышает осознанность сотрудников, так как половину стоимости каждого приёма в клинике они оплачивают самостоятельно, а вторая модель стремится к кардинальному решению проблем со здоровьем посредством изменения образа жизни работников.

Также существует редко встречающаяся, но любопытная стратегия peer-to-peer — создаётся общий фонд, из которого берутся деньги при наступлении страховых случаев, а страховая компания, предоставляющая услуги фонду и его членам, берёт только часть страхового взноса, не больше 17%. В течение года из общей страховой суммы вычитаются расходы на возмещение ущерба, а оставшиеся в конце года деньги уходят страховщику и возвращаются застрахованным лицам. Таким образом, клиент может получать от 15 до 20% страховой премии обратно, одновременно с этим не оплачивая свой полис у страховщика. Peer-to-peer — одна из конкурентных ДМС моделей, но в России в ближайшее время она вряд ли появится.

Wellbeing-программы являются новым и очень эффективным способом по комплексному улучшению здоровья. Они продвигают изменение парадигмы образа жизни, а вместе с этим — и эмоциональную стабильность работника, включая стресс-менеджмент и развитие эмоционального интеллекта. Важен именно полноценный подход, охватывающий все сферы жизни — не только на работе, но и вне офиса.

Тут на помощь приходят корпоративные диджитал-платформы. Это решение, которое становится своего рода социальной сетью для сотрудников, объединяющих их для взаимодействия темой образа жизни. На платформе участники получают персональную оценку своего здоровья, система показывает важные “факторы риска” развития заболеваний, критических с точки зрения долголетия и дает прикладные рекомендации по изменения.

Сотрудники принимают участия в “челленджах”, курсах по формату изменения привычек, подключают трекеры ежедневной активности с помощью которых очень просто отслеживать прогресс изменений, питание и качество сна, ставить новые цели, получать прикладные рекомендации и делиться успехами с коллегами.

Соревнования по формату изменения привычек являются возможностью для коллег в индивидуальном или командном формате заработать бонусы здоровья, подталкивающие к простым, но регулярным изменениям образа жизни. Таким образом у сотрудников появляется новый повод для взаимодействия друг с другом, кроме “рабочих вопросов”. Платформы показывают высокий индекс вовлечённости сотрудников и улучшение отношений в команде.

Успешное применение wellbeing-программ

Среди компаний, переходящих на wellbeing-программы, можно выделить Unilever, у которых показатель рентабельности инвестиций в благополучие сотрудников составил €4.55:1 на одного сотрудника. По данным за шесть лет, у сотрудников компании с внедрением wellbeing-программы на 70% увеличилось время, уделяемое регулярной физической активности, на 10% снизился вес, а у 60% работников с высоким уровнем холестерина показатели пришли в норму. Подобное улучшение здоровья ведёт к существенному повышению работоспособности, так как работники берут меньше отпусков по болезни, а хорошее самочувствие позволяет сделать работу более продуктивной.

Хорошая wellbeing-программа — это не только “челленджи”, она должна иметь важные критерии. В первую очередь это комплексность подхода ко всем видам здоровья: психическому, физическому эмоциональному и развитию социальных. Очень важно иметь оценку рисков здоровья и наблюдение за самочувствием в динамике, отслеживая изменения. Индекс вовлечённости сотрудников тоже играет значительную роль — как минимум 50% работников должны следовать программе, а оценку вовлечённости необходимо измерять, причём лучше всего это делать по принципу современных форматов социальных сетей — будь то приложение или веб-сайт.

Таким образом, wellbeing-программы в перспективе являются очень выгодным выбором для компании, так как не только снижают расходы на здоровье сотрудников и повышают привлекательность бренда работодателя, но и способствуют улучшению образа жизни, что прямым образом влияет на эффективность работы.

88
4 комментария

А как лучше посчитать возврат средств вложенных в велнесс?

2
Ответить

Есть несколько методик от которых можно оттолкнуться:
1. Потери связанные с абсентеизмом (отсутствия работника на рабочем месте)
2. Затраты на оборачиваемость персонала
3. Стоимость отсутствия сотрудников
Главное, сделать замер до внедрения велнесс-программ, чтобы потом было с чем сравнивать.

Ответить

Зарплату бы официальную сначала платить начали...

Ответить

Одно другому не мешает 

Ответить