Как сварить крепкую дизайн-команду

Константин Кислейко, руководитель отдела дизайна компании Agima, решил поделиться своими мыслями по дизайн-менеджменту или, если точнее, — по менеджменту дизайнеров. Сразу оговоримся, что у Константина есть опыт как продуктовый, так и агентский, но агентского в разы больше, а потому стоит учитывать специфику советов.

Как сварить крепкую дизайн-команду

Проверенные рецепты от лучших шеф-поваров

На тему менеджмента дизайнеров сказано уже очень много. Для начала я хотел бы порекомендовать следующие книги:

  • «Укрощение тигров. Как стать лидером творческой команды», Генри Тодд;
  • «Паттерны дизайн-менеджмента и DesignOps», Юрий Ветров (книга вот-вот выйдет);
  • #18 | Дизайн-менеджмент / ux-marafon.ru

Кроме того, из общих менеджерских книг мне показались полезными и интересными:

  • «Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство», Кен Бланшар;
  • «Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства», Джон Уитмор;
  • «Идеальный руководитель», Ицхак Адизес;
  • «Лидер и племя», Дэйв Логан, Джон Кинг, Хэли Фишер-Райт.

Итак, вооружившись теорией, начнем готовить.

Берем правильные ингредиенты

На российском рынке, на мой взгляд, есть три довольно надежных способа найти дизайнера:

Интересно, что для нашей компании они не работают или работают неэффективно. У нас очень большой входящий поток заявок от кандидатов, по нескольким причинам:

  1. о нас пишут отраслевые и федеральные СМИ,
  2. мы делаем курсы вместе с Нетологией, Geekbrains, Skillbox,
  3. у нас красивый Behance =)
  4. мы участвуем в российский и зарубежных конкурсах и даже побеждаем,
  5. ведем телеграмм-канал, где подбираем крутые референсы @AGIMAdesign,
  6. делаем свои конференции по дизайну, которую проведем 9 декабря, или участвуем в качестве спикеров.

Потому механизм поиска построен несколько иначе:

  • разбираем входящие запросы и отбираем лучших;

  • набираем на стажировку талантливых ребят и растим их.

  • если знакомимся с кем-то, всегда берем резюме / портфолио

Следующий этап — выбрать из золота лучшие самородки. Кроме стандартных отсмотра портфолио и скиллов кандидатов у меня есть еще два важных правила:

  1. Токсичных в бан.
  2. Удивительных в топ.

Я не очень умею считывать людей и определять, кто передо мной — холерик или нарцисс. Потому предпочитаю на собеседования ходить с человеком, который в людях разбирается — чаще всего это эйчар, или кто-то с опытом психолога или продажника.

Если я понимаю, что человек не впишется в команду / не подходит / раздражает, не такой, ну и вот это все, то, не смотря ни на какие заслуги, я не буду его брать — микроклимат команды важнее скиллов. И сейчас даже не про м***ков (плохих людей — прим. ред.) речь — иногда бывают прекрасные ребята, но не уживаются с кем-то в команде, и атас.

И обратная история. Если человек меня чем-то удивил, конечно, в хорошем смысле этого слова, то я всегда ставлю его в верх списка, даже если портфолио не самое крутое. Не знаю, как объяснить, но ребята с легким положительным безумием всегда очень хорошие дизайнеры и хорошо вписываются в команду.

Помешиваем, но не взбалтываем

Как сварить крепкую дизайн-команду

Уютная обратная связь и поддержка — наверное, то, что делает хорошую команду таковой. Сейчас на удаленке это стало еще более важно.

У нас в компании есть формализованные регулярные встречи, чтобы поддерживать отношения на расстоянии и в офисе:

  • Один раз в квартал проходит встреча с руководителем и руководителем руководителя. На этой встрече обсуждают, как прошел предыдущий квартал, что было так, что — не так, ставят цели и все такое.
  • Один раз в неделю проходит общеагентский созвон. Там обычно выступает 4–8 человек, которые рассказывают, что происходит в агентстве, последние слухи / новости / события, приглашают гостей, поют песни, шутят шутки.
  • Один раз в неделю мы собираемся чисто дизайнерской тусовочкой. Если раньше мы обсуждали рабочие проекты, хвастались кто что делает, то теперь мы больше просто треплемся на околодизайнерские темы.

Также я стараюсь как минимум раз в две недели созваниваться со всеми один на один: обсудить какие-то общие вопросы, узнать, как дела, как загрузка, какие есть проблемы и помочь с их решением.

Как сварить крепкую дизайн-команду

Наверное, если бы наша команда состояла из сотен специалистов, то стоило бы делать все по науке: организовывать встречи регулярно, с повесткой, обсуждать на них цели / задачи и вот это все. Но пока мы можем это делать в более душевном стиле, без формальностей, и ни о ком не забывать.

Еще мы перемешиваем ребят между проектами. У меня есть правило: даже на маленьком проекте должно работать минимум два дизайнера, чтобы они могли подстраховать или подменить друг друга в случае чего. Никогда один дизайнер не работает только над одним проектом.

Получается им приходится всегда коммуницировать друг с другом: узнавать, что где лежит, обсуждать задачи и решения и т. д. Так естественным путем получается, что общение идет не только вверх, но и вбок. И это клево.

Иногда дизайнеры понимают, что им соседний проект или задача интереснее, или они могут привнести в нее что-то ценное. Кроме того, взаимный обмен мыслями и идеями — это вообще очень крутая штука.

Следим чтобы не пригорело

Профессиональное выгорание — частая тема, конечно. Как сделать так чтобы с вашими дизайнерами этого не случилось?

Давать релевантные задачи

Надо подбирать те проекты, под которые у дизайнера «заточена башка». Нет смысла давать проекты, к которым не лежит душа. Например, иллюстратору в душе подсовывать проектирование таблиц довольно опрометчиво.

Но если выбора нет, то надо как минимум разбавлять рутину интересными задачами. Это может быть участие в конкурсах, внутренние проекты или что-то еще: главное, чтобы в глазах зажигался огонек.

Задачи должны быть чуточку сложнее, чем человек способен решить, но не сильно. Так, чтобы любопытство и азарт двигали вперед, но и не опускались руки от бессилия.

Давать столько ответственности, сколько они могут унести

Как сварить крепкую дизайн-команду

Но немного меньше их предела. Например, спецы синьор-уровня у нас сами следят за рентабельностью проектов, но им помогают тимлид и финансовый отдел. Джуниор-дизайнеры часто сами защищают дизайн перед клиентом. Мидлы могут искать и выбирать подрядчиков на свои проекты и т. д. При этом более старший специалист валидирует тотально или выборочно такие вещи.

Не перегружать

Редко кто может эффективно работать над пятью разноплановыми проектами или задачами. Между ними сложно переключаться, сложно помнить все. По нашему опыту, идеально давать один основной проект, один — дополнительный и один — «для души», если первые два не подходят на это звание.

Подаем холодным

Когда все крутится, кипит, бурлит, градус стресса обычно тоже поднимается. Все начинают паниковать, истерить, перегреваться и все летит в тартарары… В общем, спокойствие, только спокойствие. Вот пару советов как бороться с популярными возражениями.

«Я ничего не успеваю, мы все умрем!»

Как сварить крепкую дизайн-команду

Мне повезло: еще в начале карьеры меня научили, что на самом деле горящие сроки — фикция. Будем честны — никто не умрет, если мы сделаем 99,99 % нашей работы не вовремя или недостаточно хорошо. Конечно, если только мы не проектируем интерфейс самолета или важный медицинский прибор, но тут отдельный разговор и требования.

Каждый раз, когда ко мне приходит дизайнер с большими глазами и фразой: «Пипец, у меня все горит, А-А-А-А-А-А!», — я говорю примерно одно и то же: «Спокойно, без паники. Давай подумаем, кто конкретно умрет, если ты не сделаешь эту задачу вовремя? Никто? Значит это не горящая задача. Поэтому давай спокойно решим, что именно мы можем сделать похуже, чтобы минимизировать стресс для всех, а остальное спокойно сделаем качественно и вовремя».

После этих слов обычно разум остывает, включается рассудительный дизайнер и сроки спокойно переносятся, задачи делаются, дизайнеры выживают.

«Я неудачник (ца)»

Как сварить крепкую дизайн-команду

Синдром самозванца: мое любимое. Знаю кучу суперкрутых ребят с ним. Сам долго болел (и до сих пор страдаю). Дизайнеры не любят приходить с такой проблемой, потому что признаться кому-то, что ты не дизайнер, а г***о (дизайнер не очень — прим. ред.) и незаслуженно сидишь на своем стуле, достаточно сложно. Потому тут надо принимать превентивные меры.

Честно говоря, у меня не получается хвалить человека в лицо (такой дурацкий характер), но я всегда расхваливаю ребят перед их коллегами. И потом передаю самим ребятам, что их очень хвалят коллеги. Такая челночная дипломатия. И это работает. Еще работают, конечно, победы и просто высокие места во всяких конкурсах. Дизайнеры перестают переживать, и спокойно делают свою работу.

«У меня ничего не получается»

Как сварить крепкую дизайн-команду

Странно конечно, но дизайнеру сложно принять, что отрицательный результат — это тоже результат. Но тут помогают групповая терапия и поддержка. На еженедельных сходках мы обсуждаем, что пошло не так, вместе штурмом накидываем референсы и приемы, рассказываем о своих провалах. Обычно это помогает.

Вообще у меня есть подозрение, что в принципе дизайнер не должен быть один. Мы стараемся делать так, чтобы работа всегда была групповой: с другими дизайнерами, менеджерами и иногда с клиентами (но не всегда). В этом плане опенспейсы больше добро, чем зло, хотя, конечно, когда дизайнеры начинают обсуждать что-то, то тихо это не происходит, и часто к ним приходят соседи с битами. Приходится извиняться и врать, что мы так больше не будем. Хотя на удаленке, конечно, проблема ушла.

Послевкусие

Спокойствие, здоровый пофигизм, общение с сотрудниками и любовь к своей работе — наверное, это краткое описание того, чем должен обладать руководитель команды дизайнеров.

Дизайнерами управлять легко — главное, взять классных ребят и не мешать им. Хорошие специалисты любят свою работу и получают искренний кайф от решения задач, «делания» мира лучше и самореализации.

Поэтому создайте им условия, окажите поддержку, подкиньте вызов, немного почешите пузико, сделайте вид, что очень цените их мнение, и они порвутся на британский флаг и намутят самый дизайнерский дизайн, который никакой другой дизайн не передизайнит... Ну, вы поняли.

7171
38 комментариев

Опустить в кипяток

8

Еще варианты?) Можно советских сказках: сначала кипяток, потом лед, молоко или что там еще было

«Сделайте вид, что очень цените их мнение»

4

Интересно, дизайн-команда уже прочитала?)

2

У нас в агентстве демократия. Можно делать вид, можно не делать, главное чтобы дизайнер был счастлив.

2

Другие студии уже тоже успели возмутиться )))

https://t.me/max_kanalchik/872

1