Как я легко и просто открыл бизнес на маркетплейсах (нет)

Привет, vc.ru! После моих статей-инструкций про запуск на продаж на Wildberries и Ozon ко мне стали довольно часто обращаться за советом или консультацией по запуску этого бизнеса.

Но я клянусь, хоть и на сегодняшний день я добился относительно неплохих результатов, не думайте, что все далось легко и просто, и что я смогу помочь любому желающему эти результаты повторить. Но поделиться историей о том, как же мы запускали этот бизнес, я готов.

Как я легко и просто открыл бизнес на маркетплейсах (нет)

Смог бы я повторить результаты снова, если бы все потерял?

На сегодняшний день у меня в работе три фирмы и три отдельных инвестора. Общий чистый доход ~ миллион в месяц, а средние вложения каждого инвестора - также один миллион.

А теперь представим, что я все это теряю и пытаюсь создать такой же бизнес снова. Легко бы мне это было? Да не легче, чем в первый раз, а может и сложнее: два раза в одну воду не войти.

На самом то деле, все, что мне нужно было, чтобы добиться результатов на маркетплейсах, я знал и до этого, прям каких-то принципиально новых открытый для себя не сделал.

Но тут вот какое дело:

Хоть и, без лишней скромности, я - обязательный элемент результата, к которому мы пришли, но с другой: вот абсолютно ничего бы не было, если бы, волею судьбы, не собралась бы именно та команда, которая собралась.

Мало того, что повезло встретиться людям, которые в принципе смогли общий язык и общие интересы найти, так еще и смогли чудом не разбежаться в трудные моменты, и не разругаться тогда, когда каждый на себя одеяло потянул.

Но обо всем по порядку... И, хоть и на маркетплейсы я вышел только в начале этого года, начать стоит с куда более далеких дней...

Про мой бэкграунд

Когда-то давным-давно, эдак лет 10 назад, я решил заняться бизнесом с Китаем, но никак не мог найти товар, который был бы и ходовым, и давал высокую наценку.

И я не открыл внезапно секрет, которых храню, как зеницу ока, а из года в год работаю над этой задачей, пытаясь все усовершенствовать процесс: дорабатываю метод поиска товара, закупаю партии, продаю, тестирую и т.д.

Если интересно более подробно узнать о том, как я это делаю, то читайте статьи в моем блоге, но помните: именно такую аналитику я сейчас не делаю, т.к. достаточно серьезно продвинулся за этот год.

В чем недостаток моего аналитического метода

А недостаток в том, что если взять, к примеру, 100 самых ходовых и прибыльных товаров, то вы не найдете даже две позиции, которые бы можно было запихнуть в одну нишу.

Собственно, поэтому я, запустив огромное количество ниш в опте и в рознице, до ума так ничего и не довел. Найти трендовый товар и заработать на нем - это одно, а когда тренд разворачивается, то тут уже все зависит от того, какой ты организатор в бизнесе, как ты можешь выстраивать и систематизировать процессы. А я организатор тот еще...

Поэтому годы на пролет, как под копирку, лепил на коленке лендинги, интернет-магазины на готовых движках, настраивал Яндекс.Директ и зарабатывал, пока было легко и просто. А дальше продавал нишу или просто сливал идею за так, ища что-то новое.

В среднем, мне удавалось удержаться на одном товаре 6-9 месяцев. Все. А хотелось, конечно, не прыгать с одного на другое, а иметь какой-то стабильный бизнес и развивать его. Но как - я понятия не имел. Хотя много раз пытался. Честно пытался...

Но как-то раз я увидел кейс на собственном товаре:

Если вы торгуете на маркетплейсах, то, возможно, слышали или пользуетесь whisla: поставщик.

Это сервис Ивана Колыхалова, а первоначальную идею whisla я ему и слил как раз по причине того, что уже заразился идеей поиска прибыльных товаров.

Мне реализация этой идеи была совершенно не интересна, да и ничего особого для проекта я так и не сделал, но Иван взялся за нее основательно и довел до ума: так или иначе, работает до сих пор.

Поэтому, если не ошибаюсь, в 2015 году, когда очередной высокодоходный товар (меламиновые губки) ушел в стагнацию, то именно ему я и предложил: не хочет ли он взяться и довести до ума эту нишу.

Собственно, он взялся и довел, сделав бренд и продвинув его через маркетплейсы, и, как я вижу, этот товар до сих пор продается:

Как я легко и просто открыл бизнес на маркетплейсах (нет)

Вот также, как я слил ему идею с губками, также и он мне слил идею что можно с такими товарами делать и как зарабатывать на них в долгосрок.

Как я к выходу на маркетплейсы готовился

Весной 2019 года Wildberries снизил комиссию в два раза, а я как раз довел до ума свою программу для сбора и анализа данных по товарным нишам.

Мой план был таков:

1. Найти инвестора под то, что я умею делать: найти выгодные товары и что-то там зарабатывать на опте и рознице;

2. Зайти на маркетплейсы и сделать товарный бренд по образу и подобию, как это было с меламиновыми губками

При чем мне нужен был не просто человек с деньгами, а настоящий инвестор, готовый рискнуть ради моей идеи, который бы поверил в меня, дал бы денег и не лез в процесс.

И, испивав статьи на до второй фаланги пальцев, я таки такого инвестора нашел. К слову, с которым мы успешно сотрудничаем и развиваем общие дела до сих пор.

Взамен я много не просил: ни доли, ни зарплаты. Я то знал, что если все выгорит, то я смогу клепать так бренды в конвейерном режиме. Так что первый бренд был готов сделать и бесплатно, тем более, что инвестор берет на себя все риски.

И, собственно, в аккурат перед Новым Годом-2020 я отправился в Москву реализовывать свою идею.

Для начала, я решил запустить форматы, в которых я плавал как рыба: опт в регионы, пункт выдачи и доставка курьером по Москве.

Я сто раз находил под такие форматы прибыльные ниши, сто раз их запускал и точно знал, что это будет приносить доход. Поэтому и не просил изначально у инвестора деньги на себя.

Но вот, что я не учел:

Я еле-еле вывозил текущие форматы, которые приносили доход и от которых я зависел, времени на то, чтобы разобраться с маркетплейсами и выйти на них у меня не было.

И тут ко мне явился Саша Арчаков - которого вы точно знаете, если являетесь участником моего чата по маркетплейсам.

Как Саша помогал мне на маркетплейсы выходить

Саша - мой старый друг, с которым мы учились вместе в пожарном училище в Иваново. Я не долго проработал по профессии, уйдя в то, чем занимаюсь сейчас, а он еще год назад отвечал за пожарную безопасность в одном из подразделений Газпрома.

И вот он в один день объявляется на пороге моего склада и начинает мне петь песни: мол, все, с него хватит, больше он работать на кого-то не хочет, хочет заниматься чем угодно, но только не тем, чем он занимается сейчас. И на припев выдал всю бренность бытия людей, едущих утром в метро на работу.

А я то и рад: вот тебе явился помощник, которому я доверяю, который мне доверяет и, хоть в коммерции и в продаже товаров он - полный ноль, человек весьма смышленый - разберется.

В общем, я продолжаю заниматься текущими делами, а ему подбираю новый актуальный товар (картины по номерам) и отправляю на маркетплейсы выходить.

Собственно, работая уже в команде, как-то дела пошли сильно шустрее: прибыль с опта и розницы росла, закупались новые позиции, рос ассортимент. Правда, что-то с маркетплейсами у него не клеилось, но я и сильно не торопился.

Но тут буквально в один момент все накрывается медным тазом:

Сначала закрываются магазины наших оптовиков - опт встаёт колом. Затем арендодатель начинает гнать нас со склада: мол, указание мэра, все закрывается на карантин. Саша на маркетплейсы так и не вышел. Я позвонил инвестору: так и так, он же мне в ответ - сматывай удочки, что делать...

Но мы с Сашей продолжаем брыкаться, что-то делать, но в один момент мой партнер меняет репертуар:

Видите ли, ему уже такой бизнес, в котором нет стабильного регулярного дохода (и желательно постоянно растущего), уже не нужен. Ведь он привык как поработал - заработал. А варианты, где можно поработать, но не заработать, ему не нужны.

После его развернулся и уехал к себе на Малую Родину в Волгоградскую область.

Как я все-таки вышел на Ozon

В общем, остался я один у разбитого корыта: остатки товаров практически допродал, а выручка уже давно пошла в расход. Единственный вариант: сдать картины на Ozon и посмотреть что будет.

А вышло вот что:

Первая партия из 150 картин продалась за три дня, принеся 150 тыс. чистой выручки, что в 3 раза выше закупочной цены.

Я скинул результаты Саше, скинул инвестору. Инвестор вновь захотел вкладывать в наши с ним дела, а Саша вдруг снова захотел стать бизнесменом и через пару дней уже стоял у меня на складе.

Ну и слава Богу, я был очень рад, что у меня такой легкий на подъем друг и партнер.

А как отнесся к этим результатам я...

Да никак...

Я сто раз до этого находил подобные товары в тренде на подъеме, так что удивить меня тут было нечем.

Но, конечно, мне понравился сам процесс ведения этого бизнеса: отправил товар и забыл, ни рекламы, ни логистики, ни возвратов (как вспомню - мурашки по спине, как же сложно в интернет-бизнесе отладить возвраты товаров).

Поэтому, когда инвестор предложил мне закупить пару контейнеров картин, отказал: продать на тренде в такой момент - это еще ничего не значит.

Саша тоже не понял моей осторожности и побежал открывать ИП, чтобы заработать на картинах. Впрочем, к тому моменту, когда он их уже получил, они уже продавались из вон рук плохо, так что эта идея принесла ему убыток, хотя ой как я его отговаривал...

На моем же магазине какие-то результаты были, т.к. я не просто отправлял товар, но еще и что-то пытался делать, как-то повлиять на продажи.

Но о том, чтобы повторить первоначальный результат, пока и речи не было.

Так я встал между двумя вариантами:

1. Можно было забить на картины и дальше по аналогии запускать новые товары - находить я их умел.

2. Попытаться все-таки как-то разобраться в картинах и понять: что же надо закупать, чтобы зарабатывать не только в тренде, но и в условиях обычного спроса и конкуренции.

Вторую задачу мы как только не пытались решить, чтобы научиться разбираться в сюжетах, отличая удачные от провальных:

Саша подумал, что раз он круто закупил картины в первый раз, то сможет закупить и в следующие. Но его новые сюжеты не шли, а по старым появлялись конкуренты и демпинг. Его попытки угадать сюжеты были столь плохи, что пробовали и наоборот: закупать то, что ему не нравилось.

Как мы делегировали процессы на аутсорсинг

Представим, что в 2015 году вам показали бы спиннеры и спросили: будет ли этот товар продаваться? Вы начали бы мыслить так: купили бы вы этот товар или нет, нужен ли он вашим друзьям-знакомым или не нужен. И, согласитесь, что вы бы ответили отрицательно: такой товар никому не нужен и никто за него не будет платить.

За годы ведения товарной аналитики я уже перестал видеть за товарами хоть что-то, кроме цифр. И, пока Саша вглядывался в сюжеты и пытался примерить их на себя и на свой круг общения, я хотел разобраться более глубоко в механике работы маркетплейсов, дабы научится делать анализ на более привычном для меня языке.

Мне нужно было хотя бы немного свободного времени, чтобы погрузиться в эту задачу, но текучка не давала возможности сколь бы то ни было сконцентрироваться на вопрос.

И я стал думать о том, как полностью избавить себя от дел, связанных с логистикой и вводом новых товаров в продажи.

Изначально я хотел так:

Саша берет на себя все эти вопросы, а я отправляюсь домой и там уже снова погружаюсь в аналитику. Но он тоже не хотел работать сам, поэтому предложил другой вариант: отдать все на аутсорсинг: карточки пусть делают технологические партнеры Ozon, а логистикой занимается аутсорсинговая компания.

Так и поступили, но с первой же компанией дела не склеились: по некоторым позициям, важным для нас, работать они отказались.

Со второй конторой тоже вышла какая-то ерунда...

Саша, как вы догадались, к этому моменту снова переобулся, увидев суммы, которые мы засылаем за аутсорсинг, и теперь наоборот готов бы взяться за логистическое обслуживание моих магазинов.

Как мы свой аутсорсинг открывали

Первая проблема с аутсорсингами состояла в том, что это себя оправдывало лишь если поставки идут, скажем, 1-2 раза в месяц. Тогда экономия перевешивает неудобства.

С картинами пока мы не рисковали делать крупные закупки, поэтому поставок было в какой-то момент ну очень много.

Вторая проблема - это сложности в запуске новых товаров. Для карточек нужно зачастую делать фото, снимать параметры (вес, объем) и т.д. Как бы аутсорсинг не мешает это делать, но кто-то должен всеми этими процессами рулить.

Я хотел, чтобы это делал Саша, а Саше больно было смотреть, как мы отстегиваем больше 100 тыс. в месяц аутсорсерам, не получая никакого сервиса. В общем, давил он на меня с этим..

А по мне эта идея была так себе:

Саша не имел опыта в бизнесе, не осознавал всех рисков, почему-то надеялся, что и в будущем с моих магазинов будут прежние объемы на услуги, а также что я с какого-то перепугу буду помогать ему искать новых клиентов.

Мне же такой бизнес был в принципе не интересен: я хотел и хочу продавать товары и делать на них бренды.

Но тут я вспомнил, что мой инвестор имеет логистический бизнес и, возможно, ему будет интересна тема с аутсорсингом маркетплейсов. Спросил - да, интересно.

В общем, весь сентябрь я еще помогал с запуском этого проекта, и к октябрю у меня был уже аутсорсинг, полностью отвечающий моим требованиям, а равно и возможность, наконец, погрузиться в свою работу с головой.

В результате...

Не смотря на то, что моя аналитика показала себя на практике очень достойно и мне не понадобилось много времени, чтобы адаптироваться под работу с маркетплейсами, 80 % всего времени я потратил на создание условий, позволяющих эффективно работать.

И еще дел впереди - вагон и маленькая тележка.

Каких-то значительных шагов в плане создания товарного бренда сделано не было, да и, как минимум, чтобы к этому приступить, нужно расширять штат: я вопросами аналитики загружен, Саша - администрированием магазинов. На другое времени у нас уже не хватает.

В общем, переносим на следующий год.

Какие могу дать советы новичкам...

Наверное, только один совет: думать своей головой. У меня все.

Я как всегда открыт к предложениям, но только с учетом следующего:

1. Я не продаю аналитику ниш. То, что я раньше ее продавал - ну так у меня совсем с деньгами плохо было. Сейчас готов обсуждать только более серьезные вещи, чем простой слив ходовых товаров.

2. Я не консультирую и не обучаю, в том числе и за деньги. Как минимум, потому, что я не тот, у кого есть смысл консультации брать и учиться: я уже давным-давно занимаюсь только аналитикой и вообще не касаюсь остальных вопросов.

Но могу посоветовать куда обратиться за вопросом или помощью: в мою группу в телеграме - вот там найдете действительно опытных спецов.

3. Мне не нужны оборотные деньги. Своих хватает - осваивать не успеваем пока. А вот если вы готовы инвестировать в создание бренда - вот это уже можно обсудить. Только сначала решите сами: готовы ли вы рисковать, работая с таким авантюристом, как я, а потом пишите, чтобы лишний раз свое и чужое время не тратить.

В общем, в новом 2021 году я планирую с новыми силами и возможностями начать создавать собственные бренды и очень надеюсь, что VC снова поможет мне найти крутых партнеров!

И так, мои контакты прежние:

WhastApp/Telegram: +79268508136

Группа в телеграме:

2727
реклама
разместить
48 комментариев

Своеобразное у всех понимание бизнеса.

По мне - так бизнес это когда ты приносишь пользу другим людям, они платят тебе деньги.

Но очень часто я слышу про обратное: как бы денег заработать. А на самом деле - это - телега. Без лошади обсуждать нечего.

В текущем кейсе польза, которую приносит автор, она в расширении перечня востребованных товаров. Но с учётом того, что востребованность - штука непостоянная, а автор ничего не производит, а только продаёт - но по мне ниша для бизнеса весьма невелика и малостабильна. Я такое называю не бизнесом, а «заработком» и стараюсь подобным не заниматься.

10

Все вы верно говорите, у каждого свое понимание. Как я уже писал, в моих планах - это делать именно свои товары, и сейчас даже пара позиций в производстве. Но пока только по факту успешно могу только перепродавать. Приносить пользу желания, если честно говоря, большого нет. Я не стремлюсь спасти мир и всем помочь, мне бы свои проблемы решить и проблемы своих близких.

7

И то, что я могу зарабатывать именно на перепродаже - это счастливое стечение обстоятельств, вероятность построить на этом бизнес или заработок 1 на 1000000

Комментарий недоступен

Одна вода, мяса нет. Венчурный подход вот и все. А эти все "если бы не я" да ты тут не решаешь ничего, всё очень сильно зависит от маркетплейса. Твоего влияния там 10%

8

Поцанчику подфортило, его и понесло. С такими лучше не свяЗываться

2

Это просто история о том, как я запускался, вот и все. Никого ничего в этой статье учить не собирался. Вот статья, где можете поискать мясо - https://vc.ru/life/188949-kak-ya-legko-i-prosto-otkryl-biznes-na-marketpleysah-net