«Как телевидение не убило кино и театр, так и доставка не заставит исчезнуть традиционные магазины»

На онлайн-конференция X5Tech Future Night эксперты обсудили положение дел у продуктовых ретейлеров и будущее пищевой индустрии.

«Как телевидение не убило кино и театр, так и доставка не заставит исчезнуть традиционные магазины»

Конференция X5Tech Future Night — крупное онлайн-событие для продуктовых ретейлеров, где участники обсуждают тренды и создают портрет индустрии будущего. Мы собрали самые интересные инсайты.

Что произошло с продуктовым ретейлом в 2020 году

В 2020 году рынок сильно изменился, но тренды, которые получили развитие, существовали и до пандемии. Например, был спрос на цифровые сервисы — с их помощью пользователи и раньше экономили время на поход в отдалённый гипермаркет и избавляли себя от необходимости нести тяжёлое.
В условиях локдауна, чтобы свести контакты к минимуму, люди стали заказывать в онлайне ещё больше продуктов. Например, у X5 Retail Group объёмы онлайн-заказов выросли в три раза, у сервисов экспресс-доставки объёмы увеличились ещё сильнее.
Офлайн-ретейл при этом никуда не делся: так же как телевидение не убило кино и театр, так и доставка не заставит исчезнуть традиционные магазины.

Леонид Довладбегян, управляющий директор онлайн-гипермаркета «Перекрёсток Впрок»

В России по итогам 2019 года весь рынок ретейла оценивался в 15-17 трлн рублей, из них онлайн-ретейл — 30 млрд рублей. Это песчинка. Но в 2020 году онлайн вырос в 5-6 раз. По некоторым прогнозам, через 5-6 лет он может достичь триллиона.

Владимир Холязников, управляющий директор Х5 FoodTech
«Как телевидение не убило кино и театр, так и доставка не заставит исчезнуть традиционные магазины»

Как изменится покупательское поведение в продуктовом сегменте в ближайшие годы

Паттерны поведения потребителей будут меняться благодаря технологическим компаниям. Сервисы экспресс-доставки пытаются заменить пользователям магазин у дома — заказы приезжают быстро, поэтому у пользователя нет фактора ожидания, ломающего ему планы.
Доля онлайна в продуктовом ретейле сейчас очень невелика, но и услуга, которую мы оказываем — это как интернет в 1998 году. Ещё есть куда расти и со временем всё будет гораздо мощнее и круче.

Илья Красильщик, генеральный директор сервиса «Яндекс.Лавка»

На рынке продуктов существует запрос на персонализацию. У каждого человека есть персональные потребности в питательных веществах. В зависимости от подачи влаги, удобрений и солнечного света вкус продукта может меняться. Технологии позволяют управлять этими параметрами.
В ретейле возможностей для персонализации ещё больше. Технологии становятся взаимосвязанными. Клинические тесты помогают потребителям подобрать оптимальную диету, составить индивидуальную систему питания. На основе этих данных приложения помогают покупателям выбирать, что именно приобрести в магазине. Пока такие решения доступны не всем, но в будущем они могут стать обыденными.

Ирвин Адам Эйдельнант, американский ученый и фуд-футуролог Института сингулярности

Трендами будущего в продуктовом ретейле станут персонализация, безопасность, готовые решения (будет всё больше вариантов специально собранных рационов) и цифровизация.

Леонид Довладбегян, управляющий директор онлайн-гипермаркета «Перекрёсток Впрок»
«Как телевидение не убило кино и театр, так и доставка не заставит исчезнуть традиционные магазины»

Для чего пользователи заказывают продукты с доставкой

Два основных потребительских сценария — купить продукты, чтобы съесть их сейчас и закупить еды впрок. Первый сценарий обслуживают не только сервисы онлайн-доставки. Его же покрывает и доставка из ресторанов.Второй сценарий — пополнение запасов — обслуживают сервисы с большим ассортиментом. Скорость всегда обратно пропорциональна ассортименту — это работает не только в онлайне, но и в офлайне. Никто не поедет за одной бутылкой колы в гипермаркет или не будет закупать продукты в небольшом магазине у дома перед поездкой на дачу на выходные.
Поэтому сервисы онлайн-покупок впрок больше похожи на классические интернет-магазины — доля десктопных пользователей «Перекрёстка Впрок» составляет 40%. А быструю доставку можно сравнить со службой такси — такие сервисы закрывают потребность пользователей здесь и сейчас, и пользуются ими в основном с телефона.

Леонид Довладбегян, управляющий директор онлайн-гипермаркета «Перекрёсток Впрок»

С какими проблемами сталкиваются новые игроки рынка продуктового ретейла

Минусом для новых компаний в ретейле является необходимость строить инфраструктуру. С другой стороны, в этом есть и свои плюсы — можно создавать всё, исходя из конкретных потребностей, именно так, как нужно. Построение с нуля — всегда лучше, чем адаптация, потому что при адаптации всегда приходится идти на компромиссы.

Илья Красильщик, генеральный директор сервиса «Яндекс.Лавка»

Удачный опыт развития онлайн-ретейла в мире

В мире есть рынки, которые наиболее расположены к онлайн-ретейлу — например, Китай. Там доля онлайна в ретейле сейчас достигает 20-22%, много инфраструктуры уже построили, и ещё больше продолжают строить. По прогнозам, до 50% китайского продуктового рынка может уйти в интернет. В Великобритании доля онлайна при продаже продуктовых товаров уже составляет 15-16%.

Владимир Холязников, управляющий директор Х5 FoodTech

Опыт Китая показал, что и после локдауна интерес к доставке еды не спадает — пользователи уже распробовали, преодолели психологические барьеры (например, по поводу качества товара, скорости доставки) и со временем начинают заказывать всё больше.

Леонид Довладбегян, управляющий директор онлайн-гипермаркета «Перекрёсток Впрок»
«Как телевидение не убило кино и театр, так и доставка не заставит исчезнуть традиционные магазины»

Бонус: прогноз футуролога. Что изменится в производстве еды в ближайшие десятилетия

Ирвин Адам Эйдельнант
американский ученый и фуд-футуролог Института сингулярности

Главная проблема, которую предстоит решить технологиям в сельском хозяйстве — как накормить население планеты. Оно может вскоре приблизиться к 10 млрд человек. Накормить людей нужно так, чтобы не нанести урон окружающей среде, при этом важно подобрать идеальный продукт для каждого потребителя.

С первым условием справляются маленькие хозяйства — сейчас 70% еды в мире производят небольшие местные компании. Технологии помогают им быть продуктивными.

Например, мобильное приложение по фото может определять, каким болезням подвержены растения или каких микроэлементов им не хватает. Это помогает устранять проблему до того, как она начинает портить урожай. Передвижные лаборатории позволяют прямо на участке брать пробы почвы и анализировать её состав, чтобы подобрать идеальное удобрение. Спутниковые системы управляют автоматизированными тракторами. Все эти технологии становятся дешевле и доступнее, и их уже могут позволить себе небольшие компании.

Решить проблемы окружающей среды сложнее — климат меняется, и через 20-30 лет люди будут производить еду в условиях, не похожих на современные. Сельское хозяйство — сильный источник парниковых газов. Поэтому учёные работают над тем, как сделать выращивание культур более технологичным. Например, они пытаются вывести многолетний сорт пшеницы с развитой корневой системой, чтобы уменьшить ежегодное количество отходов при производстве зерна.

Большинство спикеров конференции X5Tech Future Night, затрагивая тему будущего, упоминало тренды персонализации и цифровизации. Корпорации — и ретейлеры в частности — получают всё больше персональной информации о клиентах. Эти знания можно использовать, чтобы предлагать покупателям наиболее подходящие им продукты и вещи. Цифровизация рынка продуктового ретейла — ещё один неизбежный процесс, в который уже сейчас активно вовлечены традиционные игроки рынка. Выход в онлайн большого числа компаний, тем не менее, не грозит офлайн-магазинам закрытием — эти две формы ведения бизнеса вполне могут существовать параллельно.

66
22 комментария

Шариковые ручки не убили перья, автомобили не убили лошадей, самолеты не убили поезда... заголовок такой же ...

10
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

то что самолеты не убили поезда это мягко сказано, поезда живут и дышат(я не про те которые 5 дней до владивостока)

Ответить

Вот и мы с друзьями ходим по выходным в оффлайн магазин, чтобы приятно провести время. 
Лампово походить меж стеллажей с тележкой, которую ведёт в сторону из за колёса.
Любим угадывать, куда пойти чтобы найти нужный товар. 
Лично я люблю выбирать. Знаете, когда стоит 20 баночек Сметаны, казалось бы одинаковой, но нет, у каждой своя душа.

Так же ничто не заменит замечательного общения с кассиром, позитивные люди всегда вежливо интересуются, нужен ли мне пакет. Заботятся. Говорят «приходите к нам ещё». Любят. 

А после этого мы представляем, что играем во вьючных. Идёшь по улице с пакетом и сразу понимаешь - я добытчик. Особенно зимой. Очень аутентичный опыт, обожаем офлайн магазины как и кинотеатры. Даже больше. 

9
Ответить

Ты лучший ахаххаахз

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить