Почему нельзя пересаживать менеджеров по продажам на голые проценты

Колонка руководителя Callibri Ивана Шкиря.

Руководитель компании Callibri Иван Шкиря написал для vc.ru колонку о том, почему оплата процентами от продаж не работает, и рассмотрел проблему с точки зрения сотрудника и предпринимателя.

Иван Шкиря
Иван Шкиря

Некоторые менеджеры считают, что если пересадить продавцов на проценты, они начнут активнее продавать. Раньше я тоже так думал, но суровая реальность развеяла это заблуждение.

У каждого человека есть множество дел и мыслей. И глупо ждать, что все ваши подчиненные могут быть сконцентрированы на работе. Те, кто могут, либо трудоголики и карьеристы, либо бизнесмены. Для всех остальных работа — это источник дохода, который позволяет заниматься тем, что им нравится (хобби, отдых, еда, увлечения).

Проценты вместо оклада платят, как правило, молодые начальники отделов продаж и неопытные или просто странные предприниматели. Думать, что продавцов можно замотивировать, пересадив на голые проценты — плохая тактика.

С точки зрения сотрудника

Любой человек ежедневно решает множество задач — куда полететь отдыхать, где поменять резину, когда гасить ипотеку, где купить продукты. Такие вопросы постоянно вращаются в голове взрослого человека. Одновременно возникают другие важные и не очень дела — где-то во всем этом есть и работа.

Коэффициент тревожности

У каждой из задач, перечисленных выше, есть коэффициент тревожности, который влияет на то, сколько места эта задача занимает в сознании. На этот коэффициент влияет много переменных. Например, задача забрать ребенка с тренировки не вызывает тревоги до тех пор, пока не увидишь вибрирующий телефон с именем жены и не поймешь, что сделать это надо было час назад. Коэффициенты тревожности в голове очень быстро перестраиваются.

Стрессоустойчивость

Человек счастлив (или хотя бы доволен) тогда, когда он регулярно закрывает свои задачи, и при этом общий уровень тревожности всех активных задач не превышает внутренний уровень комфорта.

Люди любят называть этот самый уровень комфорта «стрессоустойчивостью». Это бред. На самом деле стрессоустойчивость у всех одинаковая, как и ее уровень. Просто приоритеты разные, и тревогу вызывают разные вещи. Для одного опоздать на встречу — ерунда и норма жизни, для другого — отвращение к самому себе.

Если человек указал в резюме высокую стрессоустойчивость, это значит, что он полон здорового (или не очень) пофигизма к рабочим делам. И ничего больше.

Переходим к зарплатам, окладам и процентам. Когда твой доход нестабилен (для процентов это по определению так), ты постоянно погружен в пучину стресса:

  • Все рабочие задачи становятся приоритетными, тревожность по ним максимальна.
  • Остальные задачи (которых гораздо больше) начинают напрягать, так как на них всегда нужны деньги и время. А деньги стали синонимом нервов. А времени нет — надо работать.

Долго ли человек протянет в таких условиях — вопрос риторический. Если протянет долго, то исключительно путем отказа от других радостей жизни. Но после этого отказа обязательно возникнет тот кризис, о котором написаны тысячи книг и сняты миллионы фильмов: «А зачем я вообще пашу, если кроме работы ничего не получаю?»

Получается, если мечты горе-предпринимателей о всеобщем переходе на проценты сбудутся, то люди станут злыми, угрюмыми, одинокими и с кучей зависимостей (иначе отвлекаться без семей и смысла жизни едва ли получится). И, конечно, они будут ненавидеть работодателя, который вынуждает их работать в таких условиях.

У продавцов на процентах в таком случае есть три выхода:

  • Нормальный. При первой возможности сбежать в зону меньшего риска и большей стабильности, чтобы снова получать удовольствие от закрытия мелких задач спокойной жизни.
  • Жесткий. Адаптироваться, отказавшись от увлечений, семьи, жизни. Поселиться на работе. Стать жадным и недоверчивым. Работодателя в таком случае ждут разгул воровства, манипуляции метриками (когда на две недели работы приходятся две недели подсчета планов) и сливы информации конкурентам (конечно, за бабки, ведь все ради них). Ни о какой лояльности речи идти не может. Заключенные не очень-то лояльны к бьющим их охранникам.
  • Рисковый. Пораскинуть мозгами и понять, что лучше работать на себя: рисков меньше, контролеров нет, а денег при той же работе в разы больше. И пойти в налоговую регистрировать ООО и ИП.

Зачем такие сотрудники, я не знаю.

С точки зрения работодателя

Раньше я сам пытался всех посадить на процент. «Это так выгодно» — думал я. «Это так перспективно» — втирал я персоналу. Не потому, что я хитрый. Просто это действительно очень комфортная для предпринимателя картина мира. В ней ты все свои предпринимательские риски перекладываешь на сотрудников.

Но если сотрудники готовы нести такие риски, то они, пожалуй, готовы и к своему бизнесу. Однако чаще всего это не так. Ваши подчиненные готовы работать, но не рисковать головой.

К тому же я не встречал ни одного вида бизнеса (кроме риелторов, они в этой статье за скобками), где все зависит от продавца. Обычно продавец — это примерно 30% успеха. Менеджер продает отношение, а кроме него существует куча других факторов: продукт, поддержка, сила бренда, коммерческие условия, рынок, конкуренты — на это все менеджер влиять не способен. А клиенты чаще всего уходят именно из-за таких вещей. И за них ответственен предприниматель.

Если предприниматель выстроит все эти процессы, то и сам не захочет платить продавцу процент от продаж, так как платить не за что — все уже сделано. Он посадит хорошего аккаунта на небольшую, но достойную зарплату, поставит разумную премию за адекватный KPI и начнет получать деньги.

Выводы

Для продуктивной работы компании зарплата должна обеспечивать все базовые потребности сотрудника, которые тот испытывает. Сотрудник на проценте всегда ищет работу со стабильным окладом. И, как правило, он ее находит. Хороших менеджеров мало, поэтому им надо платить не только хорошие оклады (выше предполагаемых процентов), но и хорошие бонусы сверху.

И смиритесь с тем, что ваши сотрудники — обычные люди. Они не думают о вашем бизнесе вечером или на обеде. Честно говоря, они даже на работе о нем не особо думают. Они стремятся проводить вечера дома и переживать о семье, а не о сделках.

Их невозможно заставить работать, посадив на проценты. Зато можно мотивировать хорошими условиями труда, стабильным и понятным доходом и адекватной атмосферой. К счастью, компаний, которые не боятся платить за свой стабильный рост, становится все больше.

Защищайте своих работников, дайте им стабильность и уверенность в завтрашнем дне, позвольте спокойно работать, и тогда они ответят вам максимальной производительностью.

44
94 комментария

Комментарий недоступен

33

Если кратко, то ....
Чем круче/конкурентнее ваш товар, тем дешевле вам обойдется продажник (зарплата+% с продаж). Чем хуже товар, тем дороже ваш продажник. Чтобы продавать "айфоны" достаточно взять девочку с улицы, которая будет говорить "вам белый или золотой?" Низкая зп, и маленький%. Продаете фуфло - будьте готовы искать супер продажника-впаривателя с высокой зп и % с продаж. Ну а так как большинство продает г**** и не может нанимать дорогих продажников, то таким следует улучшать свой продукт и бизнес модель, а не менять снова и снова отделы продаж, виня их во всех неудачах. Это путь в никуда.

23

Комментарий недоступен

14

Под "стрессоустойчивостью" в вакансиях обычно понимается то, что начальник и клиент будут "вытирать о тебя ноги", а ты благодарно всё принимать и сносить.

21

Тоже вариант))

Есть и те работодатели, кто понимает под стрессоустойчивостью, умение сохранять эффективность работы в стрессовых ситуациях, а таких стрессовых ситуаций может быть не мало: уход полюбившегося руководителя, проблемы в бизнесе, сложные переговоры, конфликтные коллеги, сжатые сроки проектов. И в плане стресса "начальник будет вытирать о тебя ноги" далеко не лидирующий кейс.

По поводу стрессоустойчивости - полный бред. В том отношении, что она у всех одинаковая. Стрессоустойчивость - понятие, которое означает, какой уровень эмоциональной нагрузки способен человек выдерживать. Эмоциональное напряжение влияет на нашу способность думать, размышлять, принимать решения, действовать, уровень стрессоустойчивости также определяется индивидуальными особенностями восприятия человека ( один пофигист, другой - нет и гораздо более серьезными моментами ). Тревога - это всего лишь часть, составляющая эмоционального напряжения, так как тревона - продолжительный по времени страх.

Уровень стрессоустойчивости у всех разный, а не как утверждает автор, одинаковый. Для менеджера по продажам крайне важно иметь высокий уровень стрессоустойчивости. Так как когда тебя посылают подальше, трудно держать мозги холодными, а значит убеждать клиента в необходимости осуществить покупку.

Эти термины - из психологии. Не нужно их прредергивать.

8