Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

История о том, как я допустила 10 банальных ошибок при запуске своего кондитерского проекта и профукала всё, что можно. Не делайте так.

Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

По найму я работаю всю свою сознательную жизнь (журналистика, PR), и у меня никогда не было желания работать на себя. Мне всегда казалось, что я человек-исполнитель и уж точно не предприниматель. Но, видимо, в жизни каждого наемного специалиста наступает момент, когда что-то щелкает в голове и он задумывается об открытии своего дела. Эта мысль не пришла ко мне спонтанно, а подбиралась постепенно.

Начало

На одной из своих прошлых работ мне было скучно, все задачи казались простыми и очень рутинными, можно было делать все на автомате. Карьерного роста не предполагалось. Скука и желание «не сидеть на месте» подтолкнули меня к тому, что я все больше стала интересоваться кондитерским искусством.

В свободное время изучала теорию, наблюдала за известными кондитерами, отрабатывала рецепты на кухне и анализировала предложения вологодских и московских кондитерских и кофеен. В итоге основы я осилила сама, а курс «Современные десерты» прошла в одной из кондитерских школ.

Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

На тот момент в Вологде (300 тысяч жителей) было много людей, которые пекли торты на заказ, поэтому соревноваться с ними я не собиралась. Но: однажды знакомая попросила испечь для нее торт на заказ. Дальше просили друзья. Спустя полгода заварился этот небольшой поток.

Примерно три месяца работала в ноль, но смогла отбить оборудование и инструменты, которые приобрела. Дальше была небольшая прибыль, и я подумала, что пора появиться в соцсетях: сделала группу ВКонтакте и завела аккаунт в Instagram. Со временем добавила Авито и Яндекс.Услуги. Тем не менее это оставалось моим хобби, у меня была другая (постоянная) работа.

Но в какой-то момент я подумала, что если спрос есть, то в скором времени смогу заняться кондитерским делом серьезно, возможно, на постоянной основе. Вдохновлялась кейсами из разных сфер (тогда я очень много писала про предпринимателей) и параллельно тренировалась в отработке рецептов. Но конечно же, этого было недостаточно.

При запуске проекта я допустила 10 банальных ошибок. В результате оказалась на том этапе, когда заказы занимали все мое свободное время и приносили незначительную прибыль. Я выгорела и хотела все бросить.

10 банальных ошибок, которые я допустила еще на старте

1. Не проанализировала аудиторию.

Выбирая курс в кондитерской школе, я даже не задумывалась, кто моя целевая аудитория. Он предполагал приготовление муссовых тортов и десертов, которые по себестоимости в разы дороже бисквитных. Окончив курс, я ввела в меню данные десерты.

И естественно, спроса на них не было. Все заказчики выбирали бисквитные торты, они в 2 раза дешевле. И это логично. Средняя зарплата вологжан, по официальным данным, — 38 000 рублей. (статистику можно поставить под сомнение).

2. Не составила бизнес-план.

Был примерный план в голове и таблицы Excel, в которых я записывала расходы и выручку. В конце подсчитывала чистую прибыль. Записывала все по факту уже. Я не прикидывала, сколько хочу на этом зарабатывать и какие у меня должны быть цифры, чтобы это окупало мое свободное время. Горе-предприниматель.

3. Не заложила бюджет на маркетинг.

Стартовал мой проект с бюджетом 0 рублей на рекламу, что было большой ошибкой. Я думала, что все вывезет контент и фотографии. Писала посты по ночам, в свободное время готовила и фотографировала десерты. Еще одна моя ошибка — на старте я не наняла профессионального food-фотографа. Поэтому более-менее годные фотографии в соцсетях появились спустя полтора года, когда я набила руку.

Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

Но вот с пунктиком настройки рекламы все было сложнее. Тут у меня уже не хватало ни времени, ни знаний. Максимум я могла раз в месяц взять 1000 рублей из прибыли и потратить на таргет ВКонтакте. Подбор креативов и определение целевой аудитории давались всегда сложно. Единственная кампания, которая активно приносила мне лиды, — это реклама товаров. ( Я определилась с меню, отрисовала картинки и оформила товары ВК, настроила таргет).

Все было бы проще, если бы я заложила деньги на рекламу и наняла таргетолога.

4. Не разработала логотип.

Долгое время на всех аватарках кондитерской стояла просто фотография работ. У меня не было логотипа, соответственно я не делала визитки или какие-либо другие печатные материалы. Когда стала сотрудничать с организаторами барных игр и КВН, поняла, что они мне необходимы.

Визитки можно было разложить на столах, вложить в подарок, а логотип вывести на экран. Но я все профукала. Визуально кондитерскую не презентовали. Год назад исправила эту ошибку — сделала логотип и визитки. Опять же, надо было обратиться к специалистам. Но я решила, что обойдусь сервисом Canva.

5. Не умела рассчитывать вес.

Никогда не получалось приготовить грамм в грамм. Так у многих кондитеров. Но моя проблема была в том, что торты всегда получались 1,5 кг, а продавала я их как 1,2 кг. Когда озарение пришло, объяснила своим заказчикам, что теперь берусь за торты только от 1,5 кг. Итоговый чек стал выше, но это никого не отпугнуло.

Все же, такие вещи надо рассчитывать на старте проекта.

6. Неправильно рассчитывала себестоимость десертов.

Вечно забывала включить цену за коробку или затраты на дорогу. Со свежими ягодами вообще была беда. Летом большой лоток клубники может стоит 150 рублей, а зимой за 150 гр можно отдать 350 рублей. Я стеснялась учитывать сезонность и повышать цену за декор в холодное время года. Сейчас не стесняюсь.

7. Не составляла контент-план для соцсетей.

Писала только тогда, когда было время или вдохновение. И это большая ошибка. Ведь внимание аудитории можно потерять мгновенно. В какой-то момент это случилось и с моей группой ВКонтакте (аккаунту в Instagram я вообще не посвящала время, дублировала контент). Она стала просто мертвой, хотя заказчики писали именно в сообщения ВКонтакте. Но просмотры падали.

Сейчас в выходные ломаю голову, как заинтересовать подписчиков, набрасываю план на неделю, тексты уже пишу на неделе по вечерам. В идеале нанять SMM-щика, а не биться в конвульсиях над каждым постом. Но пока я не созрела.

8. Стеснялась попросить оставить отзыв.

Мне казалось, что если твои торты вкусные, то и отзывы сами собой нарисуются. Но это не так. На старте проекта я очень боялась спросить человека: как вам наш тортик? А вдруг не понравился или еще что... Но в итоге я переборола этот страх и всегда пытаюсь получить обратную связь. И в большинстве случае люди ее дают. Чем раньше появятся отзывы — тем лучше.

9. Не рассматривала дополнительные каналы продвижения.

Времени хватало только на то, чтобы вести группу ВКонтакте и выкладывать фото в Instagram. Сейчас много площадок, с которых можно получать лиды совершенно бесплатно. Через год я нашла в себе силы завести профиль на Яндекс.Услугах. Даже не думала, что это выстрелит. Сейчас 50% звонков — оттуда. И я знаю, что есть куча каналов, которые стоит попробовать.

10. Не изучала новые техники декора.

Кондитерское дело, как и любое другое, требует постоянного развития твоих профессиональных навыков. В какой-то момент я поняла, что пора взять паузу и потратить время на изучение новых техник. Заказов беру значительно меньше, остальное время учусь и отрабатываю новые техники. Надо делать это каждые три месяца.

Вывод

Сейчас, как и раньше, у меня есть постоянная занятость, помимо моего проекта. Эта работа, в отличие от предыдущих, мне по кайфу, поэтому не планирую уходить. Кондитерское дело тоже бросать не буду, мне интересно, что из этого маленького зернышка вырастет по итогу. Сейчас буду пересматривать всю свою работу по проекту и копить денежки, которые планирую вкинуть в его развитие. Ибо огонь еще не погас)

Тем не менее, я очень рада этому опыту. Ведь теперь чуть больше понимаю предпринимателей, про которых пишу.

Вывод очень банальный: не запускайте проекты без бюджета и готовности тратить на него большую часть своего времени. Бюджет позволит нанять хороших специалистов. Тем самым вы делегируете обязанности и не выгорите ни эмоционально, ни финансово.

P.S.: А вообще буду рада советам, как и в каком направлении развивать проект.

206206
183 комментария
100 ₽

Мария, большое спасибо за правдивую историю!
Вы — молодец, что не отказались от идеи сделать бизнес из хобби! Очень хотим вас поддержать. Как только будете готовы, обратитесь к нам в https://unisiter.ru/ со ссылкой на этот пост. Мы запустим вам сайт/интернет-магазин и автоматически представим все ваши изделия в максимальном количестве каналов (соцсети, карты, директ и др.). Подключим вам максимальный тариф и будем бесплатно вести ваш сайт в течение года.

46
Ответить

Комментарий недоступен

72
Ответить

Как будто бы с разработанным фир стилем что то со временем станет, он завянет и станет вонять?) ничего нет в этом страшного. Скорее наоборот, хороший маркетинг сегодня = успех, а его отсутствие = провал. Красивая упаковка, красивый логотип, красивый пост, красивый продукт - за это купят и простят какие нибудь рецептурные огрехи. Это работает в общем то везде, на любом продукте.
У неё может самые вкусные торты - а я то как об этом узнаю? Посмотрю конкурентов, а у них будет и супер фотки и логотип и пятое и десятое - тут выбор очевидно будет в пользу правильно представленного продукта. 

15
Ответить

Написано просто слишком "сильно", конечно разработка логотипа "по-честному" на первых порах не нужна, но хоть PNG чего-то, что можно называть логотипом и использовать обязательно нужно — даже плохой логотип в такой ситуации лучше его отсутствия. В случае с ремеслами я бы вообще посоветовал просто как-нибудь "изобразить" фамилию — кремом на ровной глазури написать — сфоткать и использовать. Дешево, искренне и живо. А потом можно и переделать.

9
Ответить