Еда
Мария Макарова

Как я почти похоронила попытки стать предпринимателем

История о том, как я допустила 10 банальных ошибок при запуске своего кондитерского проекта и профукала всё, что можно. Не делайте так.

По найму я работаю всю свою сознательную жизнь (журналистика, PR), и у меня никогда не было желания работать на себя. Мне всегда казалось, что я человек-исполнитель и уж точно не предприниматель. Но, видимо, в жизни каждого наемного специалиста наступает момент, когда что-то щелкает в голове и он задумывается об открытии своего дела. Эта мысль не пришла ко мне спонтанно, а подбиралась постепенно.

Начало

На одной из своих прошлых работ мне было скучно, все задачи казались простыми и очень рутинными, можно было делать все на автомате. Карьерного роста не предполагалось. Скука и желание «не сидеть на месте» подтолкнули меня к тому, что я все больше стала интересоваться кондитерским искусством.

В свободное время изучала теорию, наблюдала за известными кондитерами, отрабатывала рецепты на кухне и анализировала предложения вологодских и московских кондитерских и кофеен. В итоге основы я осилила сама, а курс «Современные десерты» прошла в одной из кондитерских школ.

На тот момент в Вологде (300 тысяч жителей) было много людей, которые пекли торты на заказ, поэтому соревноваться с ними я не собиралась. Но: однажды знакомая попросила испечь для нее торт на заказ. Дальше просили друзья. Спустя полгода заварился этот небольшой поток.

Примерно три месяца работала в ноль, но смогла отбить оборудование и инструменты, которые приобрела. Дальше была небольшая прибыль, и я подумала, что пора появиться в соцсетях: сделала группу ВКонтакте и завела аккаунт в Instagram. Со временем добавила Авито и Яндекс.Услуги. Тем не менее это оставалось моим хобби, у меня была другая (постоянная) работа.

Но в какой-то момент я подумала, что если спрос есть, то в скором времени смогу заняться кондитерским делом серьезно, возможно, на постоянной основе. Вдохновлялась кейсами из разных сфер (тогда я очень много писала про предпринимателей) и параллельно тренировалась в отработке рецептов. Но конечно же, этого было недостаточно.

При запуске проекта я допустила 10 банальных ошибок. В результате оказалась на том этапе, когда заказы занимали все мое свободное время и приносили незначительную прибыль. Я выгорела и хотела все бросить.

10 банальных ошибок, которые я допустила еще на старте

1. Не проанализировала аудиторию.

Выбирая курс в кондитерской школе, я даже не задумывалась, кто моя целевая аудитория. Он предполагал приготовление муссовых тортов и десертов, которые по себестоимости в разы дороже бисквитных. Окончив курс, я ввела в меню данные десерты.

И естественно, спроса на них не было. Все заказчики выбирали бисквитные торты, они в 2 раза дешевле. И это логично. Средняя зарплата вологжан, по официальным данным, — 38 000 рублей. (статистику можно поставить под сомнение).

2. Не составила бизнес-план.

Был примерный план в голове и таблицы Excel, в которых я записывала расходы и выручку. В конце подсчитывала чистую прибыль. Записывала все по факту уже. Я не прикидывала, сколько хочу на этом зарабатывать и какие у меня должны быть цифры, чтобы это окупало мое свободное время. Горе-предприниматель.

3. Не заложила бюджет на маркетинг.

Стартовал мой проект с бюджетом 0 рублей на рекламу, что было большой ошибкой. Я думала, что все вывезет контент и фотографии. Писала посты по ночам, в свободное время готовила и фотографировала десерты. Еще одна моя ошибка — на старте я не наняла профессионального food-фотографа. Поэтому более-менее годные фотографии в соцсетях появились спустя полтора года, когда я набила руку.

Но вот с пунктиком настройки рекламы все было сложнее. Тут у меня уже не хватало ни времени, ни знаний. Максимум я могла раз в месяц взять 1000 рублей из прибыли и потратить на таргет ВКонтакте. Подбор креативов и определение целевой аудитории давались всегда сложно. Единственная кампания, которая активно приносила мне лиды, — это реклама товаров. ( Я определилась с меню, отрисовала картинки и оформила товары ВК, настроила таргет).

Все было бы проще, если бы я заложила деньги на рекламу и наняла таргетолога.

4. Не разработала логотип.

Долгое время на всех аватарках кондитерской стояла просто фотография работ. У меня не было логотипа, соответственно я не делала визитки или какие-либо другие печатные материалы. Когда стала сотрудничать с организаторами барных игр и КВН, поняла, что они мне необходимы.

Визитки можно было разложить на столах, вложить в подарок, а логотип вывести на экран. Но я все профукала. Визуально кондитерскую не презентовали. Год назад исправила эту ошибку — сделала логотип и визитки. Опять же, надо было обратиться к специалистам. Но я решила, что обойдусь сервисом Canva.

5. Не умела рассчитывать вес.

Никогда не получалось приготовить грамм в грамм. Так у многих кондитеров. Но моя проблема была в том, что торты всегда получались 1,5 кг, а продавала я их как 1,2 кг. Когда озарение пришло, объяснила своим заказчикам, что теперь берусь за торты только от 1,5 кг. Итоговый чек стал выше, но это никого не отпугнуло.

Все же, такие вещи надо рассчитывать на старте проекта.

6. Неправильно рассчитывала себестоимость десертов.

Вечно забывала включить цену за коробку или затраты на дорогу. Со свежими ягодами вообще была беда. Летом большой лоток клубники может стоит 150 рублей, а зимой за 150 гр можно отдать 350 рублей. Я стеснялась учитывать сезонность и повышать цену за декор в холодное время года. Сейчас не стесняюсь.

7. Не составляла контент-план для соцсетей.

Писала только тогда, когда было время или вдохновение. И это большая ошибка. Ведь внимание аудитории можно потерять мгновенно. В какой-то момент это случилось и с моей группой ВКонтакте (аккаунту в Instagram я вообще не посвящала время, дублировала контент). Она стала просто мертвой, хотя заказчики писали именно в сообщения ВКонтакте. Но просмотры падали.

Сейчас в выходные ломаю голову, как заинтересовать подписчиков, набрасываю план на неделю, тексты уже пишу на неделе по вечерам. В идеале нанять SMM-щика, а не биться в конвульсиях над каждым постом. Но пока я не созрела.

8. Стеснялась попросить оставить отзыв.

Мне казалось, что если твои торты вкусные, то и отзывы сами собой нарисуются. Но это не так. На старте проекта я очень боялась спросить человека: как вам наш тортик? А вдруг не понравился или еще что... Но в итоге я переборола этот страх и всегда пытаюсь получить обратную связь. И в большинстве случае люди ее дают. Чем раньше появятся отзывы — тем лучше.

9. Не рассматривала дополнительные каналы продвижения.

Времени хватало только на то, чтобы вести группу ВКонтакте и выкладывать фото в Instagram. Сейчас много площадок, с которых можно получать лиды совершенно бесплатно. Через год я нашла в себе силы завести профиль на Яндекс.Услугах. Даже не думала, что это выстрелит. Сейчас 50% звонков — оттуда. И я знаю, что есть куча каналов, которые стоит попробовать.

10. Не изучала новые техники декора.

Кондитерское дело, как и любое другое, требует постоянного развития твоих профессиональных навыков. В какой-то момент я поняла, что пора взять паузу и потратить время на изучение новых техник. Заказов беру значительно меньше, остальное время учусь и отрабатываю новые техники. Надо делать это каждые три месяца.

Вывод

Сейчас, как и раньше, у меня есть постоянная занятость, помимо моего проекта. Эта работа, в отличие от предыдущих, мне по кайфу, поэтому не планирую уходить. Кондитерское дело тоже бросать не буду, мне интересно, что из этого маленького зернышка вырастет по итогу. Сейчас буду пересматривать всю свою работу по проекту и копить денежки, которые планирую вкинуть в его развитие. Ибо огонь еще не погас)

Тем не менее, я очень рада этому опыту. Ведь теперь чуть больше понимаю предпринимателей, про которых пишу.

Вывод очень банальный: не запускайте проекты без бюджета и готовности тратить на него большую часть своего времени. Бюджет позволит нанять хороших специалистов. Тем самым вы делегируете обязанности и не выгорите ни эмоционально, ни финансово.

P.S.: А вообще буду рада советам, как и в каком направлении развивать проект.

{ "author_name": "Мария Макарова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 182, "likes": 195, "favorites": 316, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 201485, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 27 Jan 2021 21:52:20 +0300", "is_special": false }
0
182 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
41

Мария, большое спасибо за правдивую историю!
Вы — молодец, что не отказались от идеи сделать бизнес из хобби! Очень хотим вас поддержать. Как только будете готовы, обратитесь к нам в https://unisiter.ru/ со ссылкой на этот пост. Мы запустим вам сайт/интернет-магазин и автоматически представим все ваши изделия в максимальном количестве каналов (соцсети, карты, директ и др.). Подключим вам максимальный тариф и будем бесплатно вести ваш сайт в течение года.

Ответить
5 комментариев

Душевный фитиль

69

 Не разработала логотип

Из всего самый малозначимый пункт. Куда страшнее вбухать бабки, заморочиться с фирстилем и лого, не разобравшись с бизнесом. А вот наоборот, разобраться с бизнесом, процессами и забыть про лого, не так уж страшно.

Ответить
10

Как будто бы с разработанным фир стилем что то со временем станет, он завянет и станет вонять?) ничего нет в этом страшного. Скорее наоборот, хороший маркетинг сегодня = успех, а его отсутствие = провал. Красивая упаковка, красивый логотип, красивый пост, красивый продукт - за это купят и простят какие нибудь рецептурные огрехи. Это работает в общем то везде, на любом продукте.
У неё может самые вкусные торты - а я то как об этом узнаю? Посмотрю конкурентов, а у них будет и супер фотки и логотип и пятое и десятое - тут выбор очевидно будет в пользу правильно представленного продукта. 

Ответить

Душевный фитиль

Ревизор
45

Я не говорил что логотип не нужен, я говорил что он имеет низкий приоритет. Когда речь идёт о малом бизнесе особенно. Более-менее толковые лого и фирстиль стоят десятки тысяч рублей, вы серьёзно думаете что их стоит тратить тем у кого бюджеты на бизнес в целом едва к пяти нулям подбираются? Забить нах или заказать на отъебись за пару тыщ подретушированную картинку со стока. Вот когда попрёт, тогда уже можно заняться брендингом как следует. Без лого бизнесы не рушатся, а вот от отсутствия фин. дисциплины, внятного бизнес-плана, понимания аудитории и прочих базовых вещей — сплошь и рядом.

Ответить

Нефтяной Никита

Душевный
30

Вот вот, я удивляюсь советам как выше. Люди предлагают микро бизнесу (по факту самозанятым) действовать в стиле огромных корпораций, которые и на мелочи кучу бабок потратить могут. 

Кстати. Подобные «специалисты» зачастую и гробят бизнес. Ехать надо! А они шашечки блядь рисуют )

Ответить
5

Речь не о том, что нужно тратить большие деньги на лого, но индефикация бренда это очень важно, особенно там, даже там, где имеет место сарафанное радио. Вот вы делаете торты уже год, но из клиентов никто не может легко посоветовать где их заказывать, это будет выглядеть так: "да у одной девушки заказываю, потом найду ссылку на ее страничку и скину." А мог бы сказать, я заказываю у "название бренда", и за год этот бренд был бы уже на слуху.

Ответить
2

это и не мелочи, в высококонкурентной среде важны детали и отстраивание от остальных

Ответить
0

Покупателю абсолютно наsрaть, какой там у тебя бизнес)) микро он или не микро, ему важно получить удовольствие, условно как при распаковки айфона. А перед этим его ещё нужно убедить о пользе именно твоего предложения. Тут важны детали на всех этапах продажи. А если ты не смог этого предоставить (у тебя микро бизнес, или нет денег, или у тебя лапки, или любая другая отмазка) то просто сам рынок даст пинок под зад. Товар или услугу просто не купят. Найдут у кого купить, кто об выше сказанных деталях позаботился. Именно поэтому не работает эта логика продать кусок фекалий по схеме "как пойдёт", предварительно не завернув их в красивую упаковку.
А что если не "кусок фекалий"? А что если это самый крутой продукт на рынке? 
Да, отлично, осталось только убедить в этом остальных.) на "как пойдёт" и "купите люди добрые, просто у меня микробизнес" далеко не уедешь. 
Обычно такие персонажи начинают просто сливать свой рекламный бюджет, так как площадка (сайт или аккаунт) на который льётся трафик не упакована и выглядит как кусок гомна, как и сам продукт. Надо же, какая неожиданность, гомно не покупают)) во деела) а владелец сидит и лепит что то вроде "так, мне ещё надо купить страпон в свою задницу, к тому же у меня микро бизнес, блин, вот и кончились деньги, не хватает шота на брендинг. Ну ничего, вот сейчас как пойдёт!) ух как все пойдёт сейчас!) тогда и закажу все))"

"ехать а не шашачки" 
Если стоит цель продать поездку на лимузине, а ты прикатил на ведре и даже ведро без шашечек - поездки не будет, продажи не будет. 
Шашечек не хватает. 

А бомжей катать за три рубля можно и без шашечек, только никакого отношения к бизнесу это уже иметь не будет. 

Ответить
–2

"Вот когда попрёт, тогда уже можно заняться брендингом"

А зачем? У тебя же и так попёрло. 

Эта ключевая ошибка, все так думают, вот когда попрёт, вот тогдааа будет ух, ах - а оно так и не попрёт, лол) потому, что никому не нужен не упакованный продукт, даже даром. Если у всех он не упакован (какой нибудь сахар в 10 кг мешках) тогда это работает, но когда у всех упакован а у тебя нет и ты думаешь, что почему то (почему?) сейчас что то там вдруг попрёт - то это как правило ведёт всегда к неудачам) 

Я вообще не понимаю бизнес, который запускается с мыслями "нуу если пойдёт", как будто на кофейной гуще гадаем) Нужно быть уверенным, иметь план и понимать что делать.

Ответить
2

Даже странно видеть так много плюсов под столь не популярным мнение тут на vc ) здесь полно бизнесменов на стадии вот вот и открою корпорацию поэтому надо систематизировать все, брендинг, миссия, Корп мерч, история создания...а про саму актуальность бизнеса потом подумают )

А ваш коммент по делу..+

Ответить
1

но и не взлетят. 
между двух НОРМАЛЬНЫХ товаров больше будут выбирать тот про который слышал / видел 
А вариант с CANVA вполне не плох, легко можно пользоваться пока не откроешь пару пекарен

Ответить
1

и с этим согласна) может быть, это не главный пункт. но тем не менее, если бы я сделала хоть что-то на скорую руку, то в барных играх проект визуально хотя бы запомнили. 

Ответить

Душевный фитиль

Ревизор
12

И да, за красивый логотип никто говённый вкус прощать не станет)

Ответить
–1

А что по твоему находится на прилавках в магазинах?) 

Ответить
0

тут согласна 

Ответить
8

Написано просто слишком "сильно", конечно разработка логотипа "по-честному" на первых порах не нужна, но хоть PNG чего-то, что можно называть логотипом и использовать обязательно нужно — даже плохой логотип в такой ситуации лучше его отсутствия. В случае с ремеслами я бы вообще посоветовал просто как-нибудь "изобразить" фамилию — кремом на ровной глазури написать — сфоткать и использовать. Дешево, искренне и живо. А потом можно и переделать.

Ответить

Душевный фитиль

Тарас
4

Да, вы верно поняли мой посыл. Под «отсутствием логотипа» я подразумевал отсутствие заморочек над ним: стоковый бесплатный тортик + надпись любым приглянувшимся шрифтом и ок. На таком уровне можно либо самому справиться, либо сделать доброе дело и дать символическую копеечку начинающему дизайнеру с любой биржи. 

Ответить
0

Даже если он малозначим среди этих 10 пунктов для конкретного бизнеса, это не значит, что он не значим, а для других он может имеет значение больше, чем другие пункты.
Вот например, у нас в школе бега не так важен пункт умение рассчитывать вес. А логотипом какое-то время была банально стоковая картинка. Вкладывать сотни тысяч и миллионы рублей в рекламу, при этом не продвигая свою уникальную идентику глупо. А так же печатать её на медалях, футболках и т.д.

А обратный пример, можно привести на любой пункт.
Например, 1. Не проанализировала аудиторию. <> Можно бесконечно долго анализировать аудиторию и не начинать делать ничего. Или можно так углубиться в вычленение аудитории, что потом эти 10 человек на весь город тебя проклянут за то, что ты задолбал их вездесущей рекламой.

Ответить
23

Если это ваши фотографии, то их нужно изменить, еду не снимают с синим фильтром. Она получается не вкусной по фото. Любую еду надо снимать с тёплым фильтром. Темный фон тоже не нужен. Особенно на фото с легким муссом. Кажется будто вся еда тяжёлая и не приносит радость, а это не так

Ответить
2

Этот джентльмен говорит дело, мадам!

Ответить
0

пробовала теплый фильтр. но он сильно желтил. буду пробовать еще. спасибо за совет. 

Ответить
2

Мария, третья фотография просто супер - она должна быть синей, торт очень элегантно и изысканно выглядит + фильтр отлично действует на ягодки голубики, композиция максимально эстетичная. А вот первой фотографии в посте синий цвет действительно не подходит и несколько отталкивает. 

Ответить
19

Все субъективно, Вам могло банально повезти в чем-то и пошел поток заказов (например, нашли бы крупного корпоративного клиента), тогда все эти пункты волшебным образом оказались бы плюсами. В бизнесе часто успех и неудачу отделяет между собой случайность.

Ответить

Душевный фитиль

Роман
9

Удача из разряда: «я ничего не делал(а) и мне подфортило» — редкая птица. Реальный успех состоит из реальной работы, ошибок, их анализа. Автор сделала адекватные выводы и на анализ это похоже, значит, просто один блин комом — случай не безнадёжен, будет дальше стараться, прорвётся.

Ответить
5

Про ошибку выжившего изучите материалы. Откроете много нового. Еще можно Нассима Талеба почитать. Кроме того, рекомендую ознакомиться с произведением Станислава Лема "О невозможности жизни". 
Все не так однозначно, как Вам кажется. 

Ответить
0

спасибо за рекомендации, обязательно ознакомлюсь

Ответить
0

в бизнесе как раз таки наоборот, "подфортило" часто единственный триггер успеха компании. 

я бы даже сказал так, из тех кого знаю лично - ни у кого не было равномерного роста. Все в какой-то момент выстрелили благодаря крупному контракту или случайной встрече.
Плавное развитие - путь к смерти бизнеса.

Ответить
17

Типичные ошибки ремесленника, который хочет стать предпринимателем. Сама с ними столкнулась, когда была попытка монетизировать хобби - деревянные елочные игрушки ручной работы. Немного заработала, но решила дальше для души продолжать

Ответить
0

Покажите продукт, интересно очень

Ответить
21

вот

Ответить
8

Плюс у каждой единицы индивидуальная упаковка в прозрачный пакетик на липкой застежке.
Кейс называется "инвестиции увеличили цену, но не добавили ценности" 😄

Ответить
1

очень милые) 

Ответить
0

Где продаете?

Ответить
1

Продавала через fb: районные, мамские и женские группы. Получалось либо бесплатно размещать рекламные посты, либо за очень небольшие деньги, чтобы не увеличивать себестоимость.

Ответить
3

"Типичные ошибки ремесленника" - очень точная формулировка, так и есть 

Ответить
0

не в обиду) Ремесленник, Мастер очень отличается даже по психологии от Продавца, Предпринимателя. Разделяю ваши ошибки и радуюсь, что случился хэппи-энд

Ответить
0

конечно) я с этим согласна. 
но хэппи-энд пока не случился)

Ответить
1

Имела ввиду, что вы расцениваете ситуацию как опыт, а не как провал-провальный. А настоящего хжппи-энда ждем, да. У вас получится 🙂

Ответить
8

Вообще все правильно было сделано и теперь хотите себе проблем сделать.
1. Анализ (поиск) ЦА это не посидеть с чашкой чая в руках, глядя в стену перед собой. Это большой и главное - постоянный - процесс. ЦА это не "Женщина 30 - 45 лет с доходом от 25 до 35 в месяц на члена семьи". Постоянно вы будете узнавать что-то новое о своей ЦА. И никто не сделает это за вас.
2. Вы не знаете что будете делать через неделю и по-факту можете многое изменить через день. Так живет стартап, это норм. Никакой бизнес-ПЛАН никогда ни у кого не выполнился. Считать что получается по-факту и корректировать причины-следствия - это вы сделали абсолютно верно. Разрабатывать план - время и нервы на ветер.
3. Вы сколько заплатили за свои первые заказы? Сколько Тесла тратит на рекламу? С вашим масштабом вам противопоказаны затраты на рекламу. Пользуйтесь только бесплатными возможностями.
4. Конечно логотип полезен. Но "разрабатывать" его вам точно не надо. Решите какой отличительный знак вам нравится и используйте его. Все. Какое отношение яблоко имеет к компьютерам и ПО? Знак будет ассоциироваться с вами не потому, что он имеет магическое действие, потому что "правильно разработан". Не надо париться, надо делать в удовольствие.
5. Каждый начинающий не умеет делать примерно все. Большинство продолжающих не умеют делать примерно столько же. Это нормально, это так и работает. Кто может - научится. Научится не до, а в процессе. 
6. Себестоимость вообще не нужна для определения цены. Вы продаете не себестоимость, а впечатление. Себестоимость делают на фабрике миллионными тиражами. 
7. Контент-план делает контент-менеджер на фабрике, чтобы доказать дуракам, что он умный. ЦА нужны торты или контент? Расскажите нормальным людям НОРМАЛЬНЫМ языком как вы делаете торты, кому, зачем почему. Будьте собой, не надо ничего придумывать. Чем меньше мозговых усилий на подготовку поста - тем лучше он зайдет вашей ЦА. А картинки надо красивые, но без затей.
8. Не надо просить отзыв. Не умеют люди писать, не надо их мучать. Просто спрашивайте что понравилось и что нет. И сами рассказывайте что люди говорят. Да, так тоже можно. 
9. Вот именно - совершенно бесплатно. Вот здесь стоит выделять время на изучение каналов, как с ними работать, на пробные заходы в каналы несколько раз с работой над ошибками. 
10. Как правило, люди берут то, что привычно. Инновации далеко не для всех. Лучше найти то, что хорошо идет в массы, чем тратиться на поиск волшебной таблетки от всего.

Ответить

Родной пистолет

Денис
6

Про контент план и контент менеджера смешно :)

Ответить
2

Контент-менеджер Теслы тоже смеется :)
А вообще, речь о том, что если кондитер сделает контент-план, это будет примерно как если контент-менеджер сделает торт.

Ответить

Родной пистолет

Денис
3

Опять же смешно было не саркастически, а от того, что вы упомянули ситуацию когда малыши хотят делать как взрослые а не понимают зачем, каргокультят в общем :) 

Ответить

Родной пистолет

Денис
2

Да смотря, что она вкладывает в эту фразу. Если просто накидать себе эксельку в которой будет календарь постинга и темы + краткое содержание постов. Даже без анализа потребностей аудитории или без установки маркетинговых супер целей. Это уже отлично - уменьшение хаоса, вынос вопросов из головы на бумагу, систематизация работы. Для этого не нужен менеджер контент плана и это не рокет саенс, это делает для себя любой блогер. 

Ответить
0

согласна. если бы у меня было больше возможностей. я бы делегировала эту задачу. понятно, что основа, вся инфа - с меня. но если есть профессионалы, которые могут превратить эту основу в конфетку - классный пост в соцсетях -  пусть они это делают)
Каждый должен заниматься своим делом. 

Ответить

Озабоченный жар

Мария
2

Скорее всего, вы возьмёте человека за не очень большие деньги, который (ничего не зная о кондитерстве, сделает ничуть не лучше чем вы

Ответить
1

Здорово написали. По п 8 - отзывы люди охотно пишут в личку и менее охотно публично. Но с лички можно сделать скан и повесить в отзывы себе. И также пусть она просит фото например с торжества с ее тортом. Это выглядит красиво ярко и привлекательно и можно использовать потом, людям нравится, когда их красивое фото и с текстом "Вот наш постоянный заказчик Мария как праздновал, ДР сына. И сына поздравить". Я согласна с мнением, что сделано все было неплохо и в соновном эти ошибки - не ошибки, вероятно, боялась просто повысить цену. Дешево продавала.

Ответить
0

спасибо. но как раз по 7 пункту - контент-план. так и делаю. пишу, как делаю, зачем, почему, истории рассказываю , кухню внутреннюю показываю. Но: иногда идеи постов заканчиваются и трудно выдавливать что-то из себя. + большое кол-во времени уходит на фото ( могу фотографировать один десерт до 2-х часов +отбираю+ обрабатываю)

Ответить
12

Рядовой случай, но полученые знания безсценны)

Ответить
8

Моему бизнесу 15 лет, работает 40 человек, он вполне успешный, есть международные награды.
Но!
-начинала без бизнес-плана
-посты пишу сама без таргетолога и контентного плана и в соцсети работают прекрасно для моего бизнеса
-лучшие заказы приходят по рекомендации
-люди больше верят фото реальных проектов с телефона чем студийным

Что за бред Вам вбили в голову?
Может быть Ваши торты просто не очень вкусные?...
Вот эти все пункты Вами перечисленные не нужны стартапу вообще! Таргетолог?!... контентный план?!...
Главное - хороший продукт и прочувствованное наполнение соцсетей, полезные советы людям, кейсы

Ответить
6

Так вот в чем дело! Вы открыли мне глаза. Скорее всего торты не очень вкусные. Не буду обращать внимание на положительные отзывы! Эти люди нагло врут мне, чтобы разорить меня на вложениях!

Ответить
0

А что у вас за бизнес, Анна?

Ответить
0

Инжиниринговая компания)

Ответить
0

А как называется? Расскажите о своём бизнесе, пожалуйста.

Ответить
4

Поправьте ошибку на сайте - "Выберете пакет, который вам больше всего подходит". Тут надо "выберите".

Ответить
1

Спасибо.

Ответить
0

Минуты 3 пытался понять что такой "биодинамический дом", так и не понял в чем отличие от умного дома

Ответить
0

Вы зареганы тут FB аккаунтом, но там вас не найти. Удалились?

Ответить
0

Нет, легко найти меня там по имени и фамилии

Ответить

Комментарий удален

0

Нашел. :)

Ответить

Комментарий удален

0

Заинтересовался проектом.

Ответить

Комментарий удален

0

Разве вы не понимаете, что сравниваете не сравнимое? У вас разная ЦА, разные ценности, разные уровни, конкуренции, а самое главное, 15 лет назад были совсем другие подходы. Многие компании работали  в то время вообще без какой-либо рекламы. 

Ответить
11

Очень полезная информация. Главное что у вас есть хорошая способность анализировать свои действия. Спасибо за полезную статью)

Ответить
8

Я как-то тоже писал слезную историю, как у меня все пошло по п#зде. Какой я сделал вывод? Опыт и целеустремленность решает. Не логотип, бюджеты, крутые спецы и ретроградный Меркурий 😊

Ответить

Противоположный Женя

Александр
4

Что изменилось с тех пор? Где статья про успех?

Ответить
2

Когда-нибудь напишу!😊

Ответить
7

Осподе.. это не ошибки в бизнесе. это просто непонимание что такое вообще бизнес. Вы занимаетесь мастерством. Как условный сапожник. Ему не нужны таблицы и отзывы, если он херовый сапожник, то все просто пойдут к другому по сарофанному радио. 

Ответить
4

Ох бл*ть
Знали бы вы сколько рубит прокачанный остеопат без всей этой по*бени.
Прокачка скилла и сарафана.
Лям в месяц
Таргетологи, брендмейкеры идут на дно
Спасибо за внимание

Ответить
10

Ну так мошенники и раньше так рубили...просто раньше они назывались энерготерапевты, воду там заряжали, руками водили

Ответить
4

Я говорю про остеопатов, а не херпоймикого

Ответить
6

я именно этих пиз....ов и имел ввиду. Но у вас сейчас загорится пожар. Сочувствую. 

Ответить
1

Мануальщики - тоже пиз*оболы?

Ответить
0

Конечно же! Лол вы чего? Это все сродни лечению пиявками. Да кстати, и они тоже!

Ответить
0

Не зарекайся от сумы, тюрьмы и лечения медицинскими пиявками. Ибо если скрутит тебя в три погибели и уколы блокады будут до лампады - повезут тебя на каталке к спиноправам в больничку, а там остеоболячки... лечат и пиявками в том числе;)

Ответить
0

Уже отказывался от похожего лечения в остром состоянии ибо знаю, человек, что оно бесполезно!

Ответить
1

Ну тогда пей - не болей, богатырь!;)

Ответить
0

Чем объясните?

Ответить
0

Не знаю даже, понятие доказательной медицины знакомо?

Ответить
0

Знакомо
На этом можем закончить

Ответить
1

Согласен, если взгляды сильно разные лучше мне себя не утруждать)

Ответить
0

Еще какие. Но тем не менее это рынок и бизнес. Наркота, проституция и оружие тоже далкие странные и непонятные бизнесы для многих. Но бизнесы со своим рынком остальным.

Ответить

Родной пистолет

Кирилл
0

Ну придут на узкий рынок из 10к человек 100 остеопатов, а все хороши как на подбор. Сразу понадобиться: 1) логотип, чтоб узнавали и запоминали, 2) таргетологог который лидов из инсты подешевле приведет 3) директолог который перехватит горяченьких лидов из поиска, 4) сеошник, чтобы вывести лэндинг на первую страницу. 5)Контент менеджер, чтобы интересно пользователям про кости рассказать и удержать их внимание :) 

Ответить
0

Им это нах не нужно.
Это монетизированное мастерство.
Спецам в сарафане не место.

Ответить

Родной пистолет

Кирилл
1

Я вам про ситуацию когда: 1) рынок насыщен поставщиками услуг, у каждого примерно равные доли, 2) качество услуг идентично, 3) надо расти, текущей доли рынка мало. А вы опять про сарафан :) 

Ответить
1

Расти куда и зачем?
Кому-то это не нужно, достигнув определенных лимитов.

Ответить
8

Во-первых, спасибо за вашу статью, очень интересно было прочитать ваши выводы.

Во-вторых,

Вы пока не совершили никаких ошибок. Вы идете стандартным путем. Это нормальный путь самурая. Человека, который что-то любит делать и стал это делать.

Если вы говорите слово бизнес, а не хобби, то тут есть фундаментальный момент. У вас очень большой внутренний страх потерять стабильность, поэтому вы в ущерб себе совмещаете основную работу и свое дело. На самом деле так не работает в конечном итоге. Инфоцыганскую фразу скажу, но если мы чего-то хотим добиваться, то надо чем-то жертвовать. Нет, не увольняться здесь и сейчас, а просто понимать вашу личную себестоимость. Ваш доход на основной работе / количество дней / количество часов. Сколько вы зарабатываете в час на основной работе и сколько вам приносит ваше дело. Это тоже полезно, понимать чему отдавать приоритеты в конкретный момент.

Ваша ошибка #1
Истощение ресурса. В сутках 24 часа и вы не можете отдавать себя всю ни основной работе, ни своему делу. Если бы я был как вы, то есть совмещал бы одно и другое, то я бы начинал с планирования деятельности. Сколько времени уделяю этому, сколько этому. Тут нужен хотя бы примитивный тайм-менеджмент. Нельзя заниматься любимым делом по остаточному принципу.

В конечном итоге даже если вы супервуман, то у вас закончатся силы, вместе с ними мотивация. Понимание целей и планирование - очень важно в вашем случае.

Ваша ошибка #2
Отсутствие понимания основ бизнеса. Вам необходимо составить фин-модель, необходимо понимать "сколько надо этого, чтобы было вот это". Например, ваш торт стоит 1000 рублей, у вас стабильно 10 заказов в месяц, ваша выручка 10000 рублей. Вы, судя по статье, рассуждаете примерно так: "ну я потратила на продукты 5000 рублей, на упаковку там 2000 рублей, ну вот 3000 заработала". Нет, не заработали.

Ваша ошибка #3
Отсутствие понимания основ маркетинга. Маркетинг не строится на логотипе и анализе целевой аудитории. Маркетинг строится на данных. Именно данные позволяют вам делать правильные выводы. У вас уже есть определенное количество данных, с которыми уже можно начинать работать

Поверьте, ничего радикально не поменяется, если вы прямо сейчас уберете свои 10 ошибок, как вы их назвали. Магии не произойдет.

Вы не спрашивали совета, но я на вскидку дам вам список книг, которые быстро читать и вникать в суть дела:

В вашем случае я бы начал с Тинькофф без МВА. В книге мало страниц и это справочник для людей, которые хотят что-то сделать, но не знают вообще ничего про то, как устроен бизнес. Там про все и сразу. Опытным тигриным львам эта книга не нужна, а вот тем, кто начинает свое дело и профессионально не связан с маркетингом, финансами - зайдет 100%. Ее читать надо так: прочитали в ней заметку про планирование, потом уже в других источниках начинаете копать глубже.

Вторая книга : rework. Там что-то вроде 191 страницы и эта книга про то, как можно делать не как все мы привыкли делать. Вы ее прочтете за 2-3 дня, инструментов для себя не найдете, но вот задумаетесь точно. Она неплохо говорит о том, что плыть против потока - это ок.

Третья книга очень большая, но она и не про бизнес. Это книга Поток. Она про психологию мышления. Она, мне кажется, будет вам полезна, т.к. в ней много говорится о том, что происходит с нашим мозгом, когда мы делаем какие-то вещи и как этим правильно управлять.

Это, конечно, мое личное мнение, но я надеюсь, что оно может быть вам чем-то полезно.

Желаю вам больших успехов и надеюсь однажды, что буду покупать ваши торты на свои праздники.

Мазал тов.

Ответить
1

спасибо большое за рекомендации, и особенно - за рекомендацию книг! Сейчас столько литературы по этой теме, что просто теряешься.  

Ответить
6

У меня сложилось впечатление, что Вам не хватало ещё одного человека в команду. В идеале, такого же работоспособного и не боящегося трудностей.

Да, специалисты существенно облегчают жизнь. Нельзя же сразу делать всё одному. Это тяжело и не всегда продуктивно.

Спасибо за опыт!

Ответить
0

золотые слова! осталось только найти такого специалиста. а на старте бизнеса еще и платить ему ниже рынка, скорее всего

Ответить
0

спасибо. но пока нет возможности нанять человека. 

Ответить
5

Из советов: нагуглить судебные решения про то, как владельцы товарных знаков (типа Смешариков) взыскивают сотни тысяч рублей при контрольных закупках тортов (попросив сделать фигурки соответствующие на тортика)

Ответить
0

А разве при индивидуальном заказе это действует? Исполнитель же не конкретно торт смешариков продает, а делает на заказ оформленное по желанию индивидуально

Ответить
0

да. такая история была и в нашей Вологодской области. 

Ответить
3

так вы еще ничего не просрали )
нету инерции здорового неповоротливого бизнеса, и фатальных "влетов".
у вас все относительно акуратно и компактно. развиваетесь )
спрашивайте советов, отфильтровуйте хорошие идеи.

Ответить
3

Почитать про food safety и haccp. Тем более, что у вас high risk food. (не знаю как это правильно по русски называется). Все это хорошо до первой жалобы на пищевое отравление. Даже если и не ваш продукт, придут и вам тоже.

Ответить
2

я ожидал историю про OnlyFans

Ответить
0

Расскажи свою!

Ответить
0

что то вы слишком всерьез воспринимаете любую шутку

Ответить
0

Ты тоже)

Ответить
2

Как-то не сходятся первые слова "По найму я работаю всю свою сознательную жизнь (журналистика, PR)..." с остальным текстом. Всю жизнь занимаетесь PR и практически ничего не знали о продвижении товара?

Ответить
2

PR не всегда связан с товаром, особенно смежный с журналистикой

Ответить
0

вы совершенно правы 

Ответить
0

не занималась продвижением товаров никогда , у меня узкая специализация - работа со СМИ, в основном у меня B2B-проекты из ИТ-сферы 

Ответить
2

"Вывод очень банальный: не запускайте проекты без бюджета" - садитесь, два!

Деньги для стартапа вредны. Это аксиома миллион раз проверена во всем мире. Даже не спорьте.

Если по делу, то вот пару моих гипотез:

- Проводить курсы или мастер-классы по кондитерскому искусству для населения и детей (можно онлайн).

- Проводить курсы и мастер-классы по организации и продвижению бизнеса на кондитерке для таких-же самозанятых женщин, как вы (можно онлайн).

- Раскручивать инсту с тортиками с нестандартным украшением. Например, делать украшения в соответствии с федеральной или всемирной новостной повесткой дня/недели. Например, торт с "митингом" и тд. Тут реально талант нужен, чтобы выглядело не колхозно. Можно даже англоязычный аккаунт раскручивать под США, например. Думаю у таких постов может быть хороший виральный эффект. Например, на ногтях у девочек получалось хорошо раскрутиться таким способом.

- Стать поставщиком "расходников" для изготовления тортов. Я не в теме, но, возможно, есть какие-то элементы декора или экзотические ингридиенты, которые кондитеры постоянно используют. Если такие есть, продавать их (можно онлайн).

- Сделать маркетплейс для кондитеров, если такого ещё нет.

Ответить
0

А чойто за тезис, что деньги для стартапа вредны? Не могли бы чуть подробнее? Не спора ради, рил интересна точка зрения

Ответить
1

На начальном этапе деятельности стартап тестирует гипотезы.

Почти всегда, первоначальная идея и то, на чем в итоге основатели зарабатывают деньги - разные вещи. Например, Амазон начинался, как книжный магазин, сейчас это маркетплейс всего на свете и даже больше. Ребята из airbnb изначально сдавали надувные матрасы в комнате для ночлежки, сейчас они сдают квартиры, котеджы и даже уникальные жилые пространства. Нетфликс начинался, как прокат фильмов на DVD. Сейчас это крупнейший стриминговый сервис + производитель сериалов.

Аркадий Морейнис по этому поводу говорит - стартап должен быть, как легковесный боксер, много передвигаться по рингу и наносить большое количество ударов. Только так он вычислит оптимальную стратегию бизнеса.

По сути, стартап должен постоянно тестировать максимальное количество гипотез в рамках своей бизнес-модели.

В лучшем случае, срабатывает 1 из 10 гипотез. Как правило, это не более 1-5%. Соответственно 95% бюджета на тестирование гипотез будет "слито".

Учитывая сказанное, основатели должны уметь быстро тестировать много гипотез за минимальные деньги.

Например, не писать интернет-магазин с нуля, а воспользоваться конструктором. Не заказывать логотип в студии, а воспользоваться Канвой. Не покупать трафик, а всеми правдами и не правдами, пытаться искать бесплатный или максимально дешевый трафик.

Если у стартапа много денег на старте, возникает большой соблазн тратить деньги там, где их можно было не тратить. В таком случае стартап начинает генерировать не прибыль, а убытки.

Под такое дело ни один вменяемый инвестор не даст денег. Деньги дают только на масштабирование уже работающей и прибыльной бизнес-вертикали.   

Ответить
1

какие вы сильные примеры привели) не думаю. что Амазон начинал с 0 рублями или с 5 тысячами в кармане. 

Ответить
0

я бы тоже хотела услышать ) интересно 

Ответить
0

про деньги не согласна. хотя бы 5 тыс на таргет должно быть в кармане. остальные идеи  интересные. возьму на заметку 

Ответить
0

так это и не деньги :)

Ответить
2

Людям с творческим мышлением бывает тяжело в бизнесе. Порой фокус держишь абсолютно не на том, что по настоящему важно.

Все эти красивые картинки ни к чему в начале. Вы правильно сделали что не
не наняли никакого фотографа для съемки, это совсем не нужно, также как и фир стиль. Можно сделать какую то визуальную составляющую, но это не повод заморочки.

Бизнес без прибыли не бизнес - он должен как то существовать и не все должно быть завязано на вас, ведь если вы все делаете сами, это все же самозанятость. Поэтому первое о чем нужно позаботится это фин здоровье проекта. Быстро быстро до первых продаж и последующая работа над их увеличением. Не заморачивайтесь над контент планом в соц сетях, не обязательно иметь набитый сторисами инстаграм на старте, публикуйте тогда, когда можете, лучше расширить количество каналов клиентов. (таргетинг, директ, авито, доски объявлений, личный сайт, и т.д).

Ответить
0

картинка очень важна в этом бизнесе. 
первые фото были просто ужасными... 
да и сейчас нужно еще расти и расти.

Ответить
0

Безусловно важна, не спорю с вами, но вместо того чтобы обычно заниматься тем, чем нужно заниматься на заре начала проекта некоторые занимаются картинкой)

Ответить
2

"Не составила бизнес-план" - это основное, остальные пункты входят в бизнес-план, если бы вы хоть раз его писали, то знали бы. Там и анализ ниш, рисков и.т.д. и.т.п
А так явный пример пословицы: If you fail to plan, you plan to fail.

Ответить
0

так и есть. по сути

Ответить
2

Ещё пункт добавлю) Как только всё более-менее наладится не начинайте заниматься ещё чем-то. В этот момент как раз надо ещё больше сконцентрироваться на одном деле.

Ответить
1

Мария, почему все истории про тортики-прянички-печеньки начинаются так стандартно: "вообще-то я даже и не планировала, но внезапно знакомая попросила, потом друзья, потом появились первые клиенты"? Как под копирку, уж простите. Насколько я знаю, все обычно иначе: мотив один - хочется заработать, а как? Тут девочки и наталкиваются на эти онлайн-школы, курсы, академии кондитерского мастерства и так далее в ВК и Instagram, где им рассказывают: "да это просто: научиться может каждая, два-три часа в день будете работать, девочки, себестоимость сами посчитайте, через пару месяцев работу можно бросать официальную бла-бла-бла". Как было на самом деле?

Ответить
1

совершенно нет. у меня супруге нравится делать торты и сладости. рецепты какие-то покупает, семинары. но мы не едим такое, поэтому любому заказу от знакомых она рада, т.к. может реализовать свое желание. как-то мы сели считать экономику и смотреть рынок, не очень сходится экономика + если масштабировать (только это имеет смысл, иначе - это не бизнес), то ей из повара нужно будет переквалифицироваться в управленца, чего ей очень не хочется. поэтому пока решили притормозить как с бизнесом и оставить как хобби. мотива заработать нет

Ответить
1

все рассказала, как есть. Да, так все эти истории и начинаются. Сначала хобби, а потом задумываешься - а почему бы это не превратить в занятость? Мотива изначально заработать не было. Потому что у меня есть основная работа с норм. заработком. Я так скажу - мне столько не заработать на тортах  в моем режиме, сколько на основной работе получаю. Поэтому тут больше спортивный интерес - а как превратить хобби в прибыльное дело. У других же получилось, почему и мне не попробовать? Хотелось что-то свое, чтобы доставляло людям радость. Но если это будет приносить еще и много денег - я буду только рада)

А мотив - хочется заработать - совершенно нормальный, разве нет? Но если речь идет о том, чтобы МНОГО заработать -  то это точно не та ниша. 

Ответить
0

Разве я сказал, что желание заработать - это плохо? Я о том, что стандартная история, миллионы таких. 

Ответить
1

Да, собственный бизнес - тяжкое бремя. "Работающие на дядю" наемные сотрудники, отработав положенное время, спокойно расходятся по домам и забывают о работе, а у большинства предпринимателей рабочий день длится 24/7, что бы там ни говорили про делегирование. Кризисы неизбежны, сами через это прошли год назад со своим бизнесом по оформлению шарами.

По поводу совета. Трудно советовать, не будучи в теме, и все же.. Посмотрите на нишу правильного питания. Всякие там низкокалорийные, малоуглеводные , не содержащие сахара торты и десерты. Не знаю как вологжане, но многие москвичи (включая меня и коллег) на этом просто помешались и готовы переплачивать за это.

Чем и пользуется, например, сеть Вкусвилл, магазины которой множатся в Москве в арифметической прогрессии.

Ответить
0

Спасибо за совет. Про ПП-десерты тоже задумывалась, пробовала их - на вкус совсем не нравятся. Не хотелось бы делать то, что мне не нравится и во что я не верю совершенно. Но есть еще много других направлений в кондитерском искусстве , которые стоит рассмотреть. 

Ответить
0

А почему нет пункта: Как я встала на учёт в налоговой и какие подводные камни?
Ах, да... 

Ответить
3

Потому что налоговая идёт нах*й по камням

Ответить
1

но то всего лишь один провал (и урок), хотя и провалом то назвать нельзя. Надо просто докрутить кое-что - то, что не узнаешь, пока не начнешь.
До того, как взлететь, приходится 10 раз потерпеть неудачу. И в этом суть предпринимателя - а) не опустить руки после первого и последующих разов б) вынести урок из каждого провала, иначе наступать на грабли можно до конца жизни с нулевым результатом. Или наоборот, сначала второе, потом первое. Впрочем, как видно, анализировать вы умеете, поэтому, шансы взлететь вполне себе есть.

Ответить
1

называю это провалом, потому что пока я еще не поставила этот проект на ноги. И вообще были сомнения, продолжать или нет. 

Ответить
1

конечно стоит! Закончить - вот это будет провал))

Ответить
1

Какое драматичное начало и счастливый финал. ) Ну в маркетинге вы все ж поднатаскались - самый приятный рекламный пост из всех, что видел здесь. Скил ремесла (как говорил Довлатов) соц.сетями не загубить)
+

Ответить
1

черт! вы меня раскусили)
на самом деле, просто хотелось поделиться своими болями, о рекламе не думала. 

думаю, мало кто с VC будет торты в Вологде заказывать). 

Ответить
0

Я, судя по заголовку, больше трэша ожидал. Рассчитывал прочитать предсмертную записку самоубийцы о миллионных долгах, разводе с мужем и жизни на улице после провала бизнеса. А тут расчесанная, ванильная до приторности история ещё и с неправильными выводами.

Ответить
0

Ну вы избалованы жестью политической, медийной и экзистенциальной реальности. Ванильные форматы вполне легитимный жанр, если хорошо оформлены. Дело вкуса, крч. На счет выводов: лол, кейс замкнут на себе, авторка тестит, делает выводы,корректирует, тестит etc , ориентируясь на личный комфорт - идеальная схема для этой ниши, имхо

Ответить
0

простите, что не оправдала ожиданий) а какие правильные выводы? 

Ответить
1

поделился ссылкой с сеструхой :) Она кондитер!

Ответить