Как работать с коллегой-зумером: инструкция для тех, кто постарше

Они не готовы вкалывать до утра «за общее дело», рьяно отстаивают свои границы, не признают авторитетов, но хотят достойной зарплаты и комфортных условий. Такое поведение сотрудников-зумеров порой вызывает непонимание и даже негодование у более старших коллег. Как эффективно работать с командой из поколения Z?

Рассказывает специалист платформы Alter, клинический психолог Юлия Пестерева.

Зумерами называют тех, кто родился в 1997-2012 годах. Самым старшим 27-28 лет, многие из них – состоявшиеся профессионалы. Уже сейчас gen Z составляют заметную долю участников рынка труда, которая устойчиво растет, и коллегам из поколения X и миллениалов (рожденным в 1965-1980 гг. и 1981-1996 гг. соответственно) приходится с этим считаться.

Между тем поведение зумеров на работе частенько раздражает сотрудников постарше, привыкших жертвовать многим ради карьеры. Юные коллеги не горят желанием перерабатывать, могут отказаться от задачи, которую считают скучной, и позволяют себе не напрягаться, если сегодня они «не в ресурсе». И вообще, почему в офисе нет кофе на альтернативном молоке?!

Особенно тяжело приходится менеджерам: как управлять молодыми подчиненными, если для последних интересы бизнеса – где-то далеко внизу списка приоритетов? По данным компании Resume Genius, 45% специалистов по найму (в том числе половина респондентов, которые сами принадлежат к Gen Z!) считают, что с зумерами работать сложнее, чем с сотрудниками любого другого поколения.

Попробуем понять, почему «джензеры» именно такие и как ужиться с ними в одной команде.

Чем отличается подход зумеров к работе

Согласно исследованиям, представители поколения Z придают большее значение удовольствию и комфорту, чем их старшие коллеги.

Зумеры ожидают, что работа будет для них не только средством заработка, но и источником позитивных эмоций – радости, интереса, воодушевления.

Эти сотрудники уделяют много внимания балансу между работой и остальной жизнью. Они, как правило, негативно относятся к переработкам, предпочитают гибкий график и гибридный формат работы, чтобы иметь возможность регулярно отдыхать, уделять время друзьям и хобби. Яркой иллюстрацией тому служат завирусившиеся тренды с говорящими названиями:

  • «тихий отпуск» – когда сотрудники (в основном те, кто на удаленке) тайком уезжают, скажем, в теплые страны и работают оттуда;
  • «ленивый понедельник» (bare minimum monday) – тенденция начинать рабочую неделю «без фанатизма», выполняя необходимый минимум задач;
  • «мини-пенсия» – регулярные перерывы в работе и между работами длительностью в несколько месяцев и даже лет.

Одно из наиболее существенных отличий поколения Z – важность самореализации в профессиональной области. Зумеры, по сравнению с представителями старших поколений, чаще задаются вопросами: «Что эта работа может дать мне?», «Как я могу благодаря этой компании раскрыть свой потенциал?»

Представителей поколения Z меньше волнуют ожидания коллег и руководства. Они склонны критически относиться к традициям, правилам и авторитетам, а также не стремятся брать на себя повышенную ответственность за результаты работы.

Зумеры предъявляют высокие требования в отношении условий работы, демонстрируют меньшую толерантность к минусам рабочего места и связанным с ними дискомфортом. Еще один тренд, «голые», или «громкие увольнения» – уход с работы в никуда одним днем – тому свидетельство.

Как складывалась рабочая этика поколения Z

  • Формированию своеобразного взгляда зумеров на работу, безусловно, способствовал общий тренд на гуманизацию системы воспитания и образования в последние десятилетия. Как следствие, для «джензеров» характерен более высокий уровень самоценности и проактивности, по сравнению с их предшественниками.
  • Цифровизация и влияние соцсетей также сыграли свою роль в формировании у зумеров особого отношения к работе, связанного с динамичностью, ориентацией на эффективный расход жизненных ресурсов и получение удовольствия. Большая часть представителей этого поколения не готова тратить время на скучные задачи и работу без перспективы быстрого роста, предпочитая искать варианты поинтереснее.
  • Вспомним и о том, что детские и подростковые годы многих российских представителей Gen Z – а именно в это время складываются базовые жизненные ценности и установки – выпали на 2000-е – ранние 2010-е годы, которые были сравнительно спокойными и благополучными для страны. Таким образом, система личных приоритетов зумеров формировалась, можно сказать, в «тепличных» условиях: у них не было острой необходимости думать о выживании и искать внешнего одобрения, поэтому они ориентированы на саморазвитие и получение удовольствия от жизни.

Зумеры слишком изнежены и избалованы – правда или миф?

Стереотип об изнеженности зумеров связан с различиями в отношении к работе у представителей разных поколений. Зумеры зачастую с самого начала карьеры рассчитывают на быстрый рост, высокие зарплаты, интересные задачи и гибкий график вместо того, чтобы медленно и упорно карабкаться по карьерной лестнице.

Это может вызывать у старших коллег непонимание и неодобрение, ведь у них другая картина мира и жизненный опыт – они привыкли добиваться всего тяжелым трудом, часто в ущерб личным интересам.

Миллениалы и «иксы» еще ощущают на себе влияние советской рабочей этики своих родителей, когда общее дело ставилось превыше всего. А турбулентные времена, в которые взрослели эти люди, приучили их держаться за рабочее место и терпеть многое ради стабильности.

Нелестный образ зумеров также связан с тем, что они чаще других отказываются от выполнения задачи или даже меняют работу, если она не оправдала их ожиданий. Работодатель может считать, что сотрудник его «подвел», а человек просто выбрал себя и свой комфорт.

И все же зумеры способны работать с большей отдачей, если видят в этом ценность для собственного развития. Выкладываться на 200% ради одобрения начальства и коллективного блага представители этого поколения, в целом, не склонны, так как в их системе координат индивидуальное часто преобладает над общественным.

С какими запросами, связанными с работой, зумеры приходят на психотерапию

Клиенты-зумеры чаще всего обращаются к психологу с проблемой выбора профессиональной деятельности, которая отвечала бы их интересам и ценностям, позволяла бы развиваться и сохранять баланс между работой и жизнью.

Представителям поколения Z недостаточно хорошей зарплаты и стабильности – им важно, чтобы работа соответствовала их личности. Быть просто винтиком в механизме – не их выбор.

Также из-за разницы в мировоззрении у зумеров нередко возникает недопонимание с руководством или коллегами из других поколений. Психолог помогает понять, как видит ситуацию другой человек, найти с ним точки соприкосновения и общий язык.

5 советов руководителю: как эффективно работать с сотрудником-зумером

Исходя из вышесказанного, вот какие рекомендации можно дать, если в вашей команде есть зумеры:

1. Предлагайте гибкость

Онлайн-обучение, минимум бюрократии и гибридный формат работы продемонстрируют уважение к личному времени сотрудника-зумера и повысят привлекательность работодателя.

2. Будьте открыты для диалога

Важно стремиться к партнерскому тону в общении, обсуждать спорные моменты и не злоупотреблять апеллированием к своему авторитету.

3. Делайте акцент на перспективах самореализации

Коллегу-зумера волнует не то, насколько задача важна для компании, а то, как она помогает ему раскрыть собственный потенциал.

4. Обращайте внимание на их эмоциональное состояние

Зумеры не привыкли игнорировать свой психологический дискомфорт. Поэтому, чтобы сохранить сотрудника, стоит внимательно относиться к подавленному настроению, скуке, признакам выгорания. (О выгорании мы подробно писали здесь.)

5. Уважительно относитесь к отличиям

Не следует смотреть на коллег из поколения Z через призму пренебрежения и осуждения. Это может считываться другим человеком даже без слов и сильно затруднять коммуникацию.

4
2 комментария