Тинькофф заблокировал карту физического лица после первого перевода. Разбираемся, почему так произошло

История, которая приводит к кассовому разрыву, а так же краткий экскурс по 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Всем привет!
Меня зовут Андрей, я обычное физическое лицо, и я пытаюсь получить/вернуть свои деньги.

Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений. Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам. В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам — фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» — там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

Из этого следует:

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» — это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком. С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы. Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие: – человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

Также частая ошибка

человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна

Еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

Также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали? Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что: А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы. Таким образом, если подводить итог:

1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.

2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.

3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.

(c) адвокат Васильев Дмитрий.

А теперь сама история.

Есть у меня брат, он зарегистрирован как ИП, оказывает различного вида электромонтажные услуги. Но, судьба-злодейка, поступила с ним сурово. Как развивались события, по порядку.

  • в конце 2018 года он регистрируется как ИП
  • открывает расчетный счет в ПАО "Сбербанк"
  • в 2018 году покупает старенький Subaru Forester 2006 года, для работы, и попроходимей. Берет машину в кредит.
  • Для профессиональной работы необходим профессиональный инструмент. Оформляет еще один кредит для покупки инструментов.
  • в 2019 году у него ломается МКПП в автомобиле. Стоимость ремонта более 150 тысяч. Он оформляет еще один кредит на ремонт автомобиля.
  • зимой 2019 года он "приезжает" на "капиталку" двигателя. Машина простаивает, работать без машины тяжелее, появились просрочки, новые кредиты не дают, да и в целом финансовая нагрузка у него уже существенная.
  • даю ему займ наличкой в размере 250 тысяч рублей на жизнь и закрытие краткосрочных обязательств.
  • потом случается 2020 год, который дает ему под зад сапожищем, пошли дикие просрочки, суды, а далее подтягиваются и приставы с желанием снять все с его счетов.

Это была краткая вводная для понимания ситуации. Срок возврата заемных средств подходит в январе 2021 года. От своей деятельности по договору (все "по белому") он получает на открытый в Сбербанке расчетный счет. Но на карту Сбербанка вывести он не может, потому что там висит арест от приставов и счет со знаком минус в 67 тысяч рублей. За неделю до поступления средств от контрагента, я ему помог разобраться в личных финансах, показал его денежные потоки (как со знаком плюс, так и со знаком минус) ну и в целом провел минутку финансовой грамотности. Тут же посоветовал ему на 10 000 руб купить облигаций, чтоб он наглядно видел, что деньги могут ежемесячно генерировать денежный поток (с ежемесячной выплатой купонов). Закидываю ему реферальную ссылку на Тинькофф Блэк, и тут же закидываю ему реферальную ссылку на открытие брокерского счета.

А далее, как в сказке:

  • Дебетовую карту Тинькофф Блэк ему успели привезти.
  • Получил приход от контрагента на счет ИП
  • из-за невозможности перечислить деньги со счета ИП на карту физ лица в Сбербанке, он оформляет перевод на свою только что полученную карту Тинькофф
  • карта Тинькофф принимает платеж, и брат тут же переправляет мне на мою карту максимально возможную сумму перевода - 150 000 руб. Дневные лимиты больше не позволяют перевести.
  • через 30 минут брат на почту получает "солнечный привет" от банка.
Банк прислал требования для разблокировки счета
Банк прислал требования для разблокировки счета

То есть картина глазами банка:

  • открывается новый счет в банке у нового клиента
  • поступает перевод от ИП на эту карту
  • тут же часть денег уходит другому физическому лицу внутри банка (у получателя перевода тоже Тинькофф банк)

Поэтому решение банка заблокировать карту и приостановить все действия вполне очевидны.

В срок до 27.01.2021 года необходимо было предоставить все запрашиваемые бумаги. Все запросили, все выписки сделали, заплатили так же Сбербанку 1000 руб за выписку из расчетного счета ИП. (это вообще древний мамонт, выписка пришла в конкретный офис и пришлось ехать туда, выписку дали только на бумаге с печатью, в электронном виде выписки нет).

Фотографии загрузили им 26.01.2021 - не понравилось, попросили сканы.

В итоге 27.01.2021 г. загрузили сканы всех документов, в том числе пояснение по экономическому смыслу, предоставили заказ-наряды на ремонт автомобиля и покупку запчастей, которые подтверждают рассказ. Прислали скриншоты с госуслуг и сайта ФССП об имеющихся задолженностях перед приставами, а так же долги по всем остальным банкам.
Банк обещал через 2 дня рассмотреть бумаги. При этом банк говорит, что обслуживание не приостановлено, ничего не заблокировано, пользуйтесь!
НО:

  • деньги снять нельзя
  • расплатиться по карте в магазине нельзя
  • перевести деньги из приложения кому-либо нельзя
  • запросить деньги как перевод тоже нельзя
Операции приостановлены. Для уточнения деталей обратитесь в банк.
Операции приостановлены. Для уточнения деталей обратитесь в банк.

обозначенный в поддержке срок рассмотрения документов уже прошел, а воз и ныне там...

При этом ко мне, к получателю этих денег, вопросов вообще никаких не возникло...

К чему этот пост:

  • не делайте так, как это делали мы. То есть не гоняйте деньги по "новой" или "пустой" карте без истории;
  • и конечно же привлечь Тиньков банк, который подложил "свинью" всем участникам этой истории.

Операции по карте 1 февраля 2021 года полностью возобновили. Претензий у Тинькофф банка к клиенту нет. Предоставленные документы полностью банк удовлетворили.

Спасибо тем, кто осилил этот текст.

4949
121 комментарий

Приветствуем. 

Мы связались с вашим братом и получили согласие на разбор ситуации прямо здесь. Счета мы не блокируем, при этом можем ограничить дистанционное обслуживание на время проверки.

Мы обратили внимание на то, что деньги клиенту поступили с его же счета ИП в другом банке, затем в течение часа практически в полном объеме он перевел их на счета другого физического лица. На подобные ходы мы обязаны по закону обращать внимание, поэтому запросили документы для подтверждения смысла и оснований этих операций. Речь о 375-П ЦБ РФ. В итоге мы приостановили дистанционное обслуживание счета, что возможно по условиям договора, поскольку клиент не предоставил документы в обозначенный срок.

Выписку, предоставленную клиентом в первый раз, нам действительно пришлось запросить повторно, так как значительная часть страниц в ней отсутствовала. На сегодняшний день клиент предоставил все пояснения и документы, по которым мы убедились, что операции никаких вопросов не вызывают и мы продолжили обслуживание счета.

4
Ответить