Кейс: как выжить малому бизнесу, если рядом открылся крутой супермаркет

Написать данную статью меня побудил комментарий под постом про Amazon в моем телеграм-канале. Суть комента в том, что супермаркеты и другие гиганты убивают малый бизнес, и это происходит из-за того, что покупатель своими деньгами "голосует" за гигантов. Давайте разберём.

Кейс: как выжить малому бизнесу, если рядом открылся крутой супермаркет

Это действительно так, но, если маленький магазин убыточен, значит такой бизнес владельцам надо либо закрыть, либо не сидеть на попе ровно – что-то нужно изобретать. Не должны же покупатели действовать себе во вред, чтобы кого-то прокормить.

На всякий случай хочу отметить две свои позиции, которые могут выглядеть противоречивыми, но это не так:

1. Я жестко против выходок монополистов, когда, например, тот же Amazon/Google/Apple решают, будет ли существовать чей-то небольшой бизнес на их платформах без возможности коммуникации и обсуждения их решений. Я считаю, что нужен внешний контроль над их решениями что-либо закрывать.

Те, кто сталкивался с коммуникацией с этими гигантами, поймут, о чем я говорю, – при сотнях ярдах выручки эти компании даже не пытаются наладить адекватную коммуникацию с малым бизнесом, который зачастую на 100% зависит от этих гигантов. Обычно Google-подобные делают какую-то форму, в которую ты, конечно, можешь написать, но в ответ получишь шаблонную отписку от робота с пространными отсылками на какие-то пункты размыто прописанного Policy. Это Policy ты был вынужден принять, ведь альтернатив, с кем работать, – тупо нет.

2. При этом я сильно за конкуренцию "больших" с "маленькими". То есть, я не из тех ребят, которые будут говорить, что Amazon/Google/Apple надо разделить, так как с ними невозможно конкурировать, и все деньги мира будут у них.

Теперь кейс.

Расскажу о небольшом магазине, который как раз показывает, как развиваться и процветать в эпоху "конкуренции с большими". Расположен он в спальном районе города, и внешне это обычный магазин, но внутри он разительно отличается от конкурентов своим ассортиментом.

Чем конкретно?

Кейс: как выжить малому бизнесу, если рядом открылся крутой супермаркет

1. Молочный ряд.

Недалеко от города есть женский монастырь, в котором монахини держат небольшую ферму с коровами.

Владельцы магазина подсуетились и договорились с этим монастырем о поставках молока, творога, сыворотки и других молочных продуктов.

Молоко расфасовано в одинаковые бутылки и запечатано, его не так страшно покупать, как на каком-нибудь рынке. Но на вкус это обычное домашнее молоко, как и другие продукты. Вероятно, все это монахини производят в первую очередь для себя, но объемы малы, чтобы поставлять в супермаркет, а вот для небольшого магазина хватает. Цена дороже, чем у бабушек на базаре, но дешевле, чем в супермаркетах (оно и логично, нет миллиона посредников).

2. Рыба.

Вместо того, чтобы набивать свои морозилки замороженным хеком и скумбриями, владельцы скооперировались с местными рыбаками и закупают у них живую рыбу (что опять же дешевле, чем через посредников).

3. Других товаров в этом магазине нет, потому что смысла в этом нет, так как все остальные продукты есть рядом в супермаркете и будут там дешевле.

Но сокращение ассортимента позволило разместить магазин на маленькой площади (меньше платить за аренду и коммунальные услуги), а также упростить управление товарными запасами (об этом ниже).

4. Управление товарными запасами.

Частая ситуация в этом магазине, когда после обеда магазин уже практически пустой. Это плохо для владельцев, но хорошо для покупателей, так как они уверены в ежедневной свежести продуктов.

Также такой подход позволил владельцам сократить время работы магазина, что позволяет сэкономить на зарплате персоналу.

В одном интервью Сергею Галицкому (бывший владелец "Магнита") задали вопрос-обвинение про разорение малого бизнеса. На что он ответил, что малому бизнесу надо не ныть, а искать слабые места супермаркетов и выигрывать конкуренцию, исследовать ассортимент конкурентов, продавать экологичные продукты, искать местных производителей и делать т.п. вещи, которые крупные сети делать не будут.

Вот и я хочу донести, что предпринимательство – это про изобретать и развивать, а не про купить подешевле и продать подороже.

Изобретайте свой способ взлететь. Вот вам хороший пример :).

66
16 комментариев

Статья - просто набор слов и воды.

Видно что автор статьи никогда не занимался ритейлом.

Ваши фантазии никому не интересны.

6
Ответить

Вы с этим несогласны:
 "малому бизнесу надо не ныть, а искать слабые места супермаркетов и выигрывать конкуренцию,"
Или с этим:
"если маленький магазин убыточен, значит такой бизнес владельцам надо либо закрыть, либо не сидеть на попе ровно".
А может с этим:
"Не должны же покупатели действовать себе во вред, чтобы кого-то прокормить."

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Артём, при всём уважении к вам как к предпринимателю, но пример с молоком - это какая-то неправда. Я про "дороже, чем на базаре, но дешевле, чем в супермаркете". На базаре молоко стартует от 25-30 гривен . В магазине от 21. В том же, прости Господи, АТБ бывают скидки до 19.

1
Ответить

Пичалька в том, что потребителю пофиг что внутри, ему нужна надпись МОЛОКО, и более низкая цена. Говорю как человек искавший молоко для приготовления йогурта дома - ВСЁ МОЛОКО НА РЫНКЕ НЕ СКИСАЕТ! Базар - не пробовал, из 10 марок скис только люстдорф (селянское).
По работе постоянно сталкиваюсь с тем, что людям нужна цена, а не содержание.
Пысы: акционные орехи из АТБ - это мусор от просеивания

1
Ответить

Очень простые и на самом деле дельные советы и рекомендации. 

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить