Интроверты и open space: будущее за гибридными офисами

Попробуйте мысленно представить себе типичный офис современной IT-компании. Скорее всего, вы подумали про большое открытое пространство без стен с редкими колоннами. Это пространство занято рядами компьютерных столов, стоящими близко или вплотную друг к другу. В лучшем случае отдельные рабочие места разделены небольшими перегородками. Кое-где эти ряды перемежаются островками зелени, столами с офисной техникой, кулерами и кофемашинами и другими традиционными «обитателями» рабочего пространства. Всё это — характерное описание типичного офиса с открытой планировкой, так называемого «опенспейса». Это классический стандарт организации корпоративного пространства в крупных организациях с большим количеством сотрудников.

До недавнего времени концепция открытого рабочего пространства была лучшей формой организации офиса. Считалось, что «опенспейс» не только нравится сотрудникам, но и способствует свободному творческому обмену идеями. Однако недавние научные исследования показали, что это далеко не так. Выяснилось, что преимущества «опенспейса» были сильно преувеличены.

В 2020 году большинству IT-компаний во всём мире пришлось перейти на полностью противоположный режим работы — «удалёнку». Однако такая форма работы тоже подходит далеко не всем.

Существует ли альтернатива, находящаяся где-то посередине между этих двух полюсов: с одной стороны — постоянная работа всех сотрудников бок о бок с коллегами в большом шумном офисе, с другой — рабочий день, проведённый в уютной обстановке в обществе своего любимого кота за домашним компьютером? Оказалось, что такое решение есть — это набирающая популярность концепция гибридного офиса.

Открытая планировка глазами компаний

Идея общего рабочего пространства далеко не нова. Вспомните, хотя бы, планировку статистической организации, в которой трудились известные персонажи советского художественного фильма «Служебный роман». Чем не «опенспейс» версии 1977 года?

Конечно, большие открытые помещения существовали с незапамятных времён. Но массовое строительство таких помещений без перегородок стало возможным после изобретения армированного бетона — архитекторы смогли создавать огромные открытые офисные пространства без большого количества несущих стен. Крупные компании сразу ухватились за такую возможность. Сначала на смену кабинетам пришли большие пространства, разделённые на индивидуальные отсеки-кубики с невысокими стенками из гипсокартона. Перегородки индивидуальных кубиков постепенно уменьшались, а вскоре исчезли совсем — теперь их уже редко можно встретить в офисе.

Классический стандарт — это полностью открытое пространство, в котором столы сотрудников стоят вплотную друг к другу. Открытая планировка офиса до недавнего времени использовалась в большинстве высокотехнологичных IT-компаний, например, в Google, Facebook, Pixar.

Чем же так хорош этот принцип организации рабочего пространства, почему он стал самым распространённым? Чаще всего называют следующие преимущества открытой планировки:

  • она стимулирует творческое общение коллег, обмен идеями и сотрудничество;
  • такая планировка экономит рабочее пространство офиса — на ту же площадь можно посадить большее число работников;
  • открытый офис дешевле строить и обслуживать.

На первый взгляд, множество плюсов.

Открытая планировка глазами сотрудников

Однако отзывы самих сотрудников о работе в открытом офисном пространстве далеко не так однозначны. Например, возможность постоянного свободного общения с коллегами обычно больше импонирует сотрудникам-экстравертам. В то же время сотрудники-интроверты весьма остро ощущают все неизбежные раздражители большого офиса: разговоры и перемещения коллег, шум офисной техники, сквозняки и посторонние запахи.

Давайте представим, как чувствует себя в открытом офисе экстраверт. Ему нравится, что можно в любой момент перекинуться парой слов с коллегами. Если в другом конце офиса возникает оживлённый спор по рабочим или любым другим вопросам, он обязательно примет в нём активное участие — начать можно с громкой реплики прямо со своего рабочего места. Можно также обсудить с коллегами операционные системы, языки программирования, новинки киноиндустрии и всякие другие интересные вещи. В течение дня можно постоянно вместе пить кофе, поглощать пончики и просто болтать с сослуживцами. Экстраверт в открытом офисе обычно чувствует себя превосходно — это его родная стихия: общение, контакты, разговоры, обмен мнениями.

Теперь давайте подумаем о том, как чувствует себя в открытом офисе интроверт. Представьте себе, что вы готовитесь к важному экзамену на шумном столичном вокзале. Со всех сторон слышатся разговоры, объявления, посторонние звуки. Мимо вас постоянно кто-то проходит или пробегает, что-то проезжает. Хорошо, что не пролетает! Вы в двадцатый раз перечитываете одну и ту же строку и пытаетесь понять её смысл, но вам это не удаётся — голова разрывается от постоянных внешних раздражителей. Единственный выход — наушники с хорошим шумопоглощением. Они помогают убрать хотя бы часть внешних помех (при этом окружающие, наверняка, считают вас настоящим меломаном). После рабочего дня вы чувствуете себя выжатым как лимон и часто возвращаетесь домой с головной болью.

Это не значит, что интроверты не хотят общаться с коллегами. Просто интровертам больше по душе спокойные, вдумчивые, заранее спланированные обсуждения рабочих вопросов. В глубоком анализе и исследовании сложных проблем им нет равных. Кроме того, интроверты предпочитают общаться в личной беседе с несколькими собеседниками, а не на большом коллективном совещании — так они эффективнее и быстрее могут донести свои мысли и идеи.

Безусловно, все мы разные. Интроверты и экстраверты по-разному воспринимают и обрабатывают информацию и, соответственно, могут более эффективно решать те задачи, которые лучше подходят их типу личности. Так же, например, в игровом рейде какой-нибудь онлайн-игры нужны разные персонажи: в одних ситуациях полезен маг, в других — воин. Современные исследования показывают, что при правильной организации межличностного взаимодействия интроверты и экстраверты составляют сильные и эффективные команды. Кроме того, по результатам некоторых экспериментов, большинство людей в мире — это так называемые «амбиверты», которые находятся где-то посередине между интровертами и экстравертами. В зависимости от настроения и обстоятельств они приближаются то к одному полюсу, то к другому.

Открытая планировка глазами учёных

В любом случае, даже если абстрагироваться от психологических особенностей сотрудников, в современной науке эффективность открытой планировки ставится под сомнение. Вот что пишет об этом Пол Кидуэлл в своей книге «Психология города»:

Судя по результатам опросов, открытую планировку не одобряют, если не предусмотрено место для сосредоточенной работы, где ничто не отвлекает. Юнгсу Ким и Ричард де Диар с факультета архитектуры Сиднейского университета установили, что работники чаще всего отдают предпочтение кабинетным офисам. Это выбор между взаимодействием и личным пространством, и чаша весов склоняется в пользу последнего: отсутствие визуальных и шумовых раздражителей важнее, чем удобство общения. Невозможность контролировать социальные контакты и постоянные отвлекающие факторы вызывают стресс, как следствие — перевозбуждение и снижение способности сосредоточиться на текущих задачах. Кроме того, в нескольких исследованиях выяснилось, что в офисах с открытой планировкой сотрудники реже взаимодействуют, поскольку разговоры отвлекают коллег. Получается, такая планировка нежелательна, как ни крути.

В книге Сьюзан Кейн «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» рассказывается об исследовании, проведённом Томом Демарко и Тимоти Листером. Оно называлось весьма необычно и интригующе — «Военные манёвры программистов». Сьюзан Кейн пишет:

Задача этого исследования состояла в определении характеристик лучших и худших компьютерных программистов. В исследовании приняли участие более шестисот разработчиков из девяноста двух стран мира. Каждый программист получил задание написать и протестировать компьютерную программу в своё рабочее время на обычном рабочем месте. Кроме того, у каждого участника эксперимента был партнёр из той же компании. Однако партнёры работали поодиночке, не поддерживая никаких контактов, — именно это условие эксперимента оказалось крайне важным.

Учёные получили следующие результаты:

  • Соотношение эффективности лучших сотрудников к эффективности худших составило 10:1. Это огромный разрыв.
  • Лучшие программисты показали результаты, в 2,5 раза превышающие результаты программистов среднего уровня.
  • На результат выполнения задания никак не повлияли опыт работы и затраченное количество времени.
  • Программисты из одной компании справлялись с заданием примерно на одинаковом уровне, даже если не работали вместе.

Исследователи стали разбираться, что же было главным фактором, повлиявшим на результаты. В итоге они пришли к удивительному выводу:

Причина заключалась в том, что разработчики, показавшие лучшие результаты, в большинстве своем работали в тех компаниях, которые создали своим сотрудникам все условия для уединения, обеспечили их личным пространством, предоставили возможность контролировать физические условия работы и оградить себя от внешнего вмешательства. Шестьдесят два процента самых эффективных разработчиков сообщили, что на их рабочем месте обеспечен приемлемый уровень уединённости по сравнению с 19 процентами разработчиков, показавших худшие результаты. Семьдесят шесть процентов программистов, показавших худшие результаты, и только 38 процентов тех, кто выполнил задание на самом высоком уровне, сообщили, что другие люди часто отрывали их от работы без необходимости.

Другие исследования, проведённые позднее, также подтвердили эти выводы. Перечислю основные результаты, изложенные в книге Сьюзан Кейн:

  • Офисы с открытой планировкой способствуют снижению производительности труда и ухудшению памяти сотрудников.
  • В компаниях, использующих открытую планировку офисного пространства, имеет место более высокий уровень текучести кадров.
  • В таких офисах люди чаще ведут себя враждебно; у них нет мотивации, и они не чувствуют себя в безопасности.
  • У людей, работающих в офисах с открытой планировкой, чаще бывает повышенное кровяное давление; они больше подвержены стрессам и чаще болеют.
  • Они также чаще спорят с коллегами.
  • Сотрудники реже вступают в личные и доверительные беседы с коллегами.
  • Люди перестают общаться друг с другом, быстро впадают в состояние гнева, становятся агрессивными и не спешат помогать окружающим.

Получается, что концепция открытой планировки офиса отнюдь не способствует продуктивному обмену творческими идеями, более того — препятствует ему.

Противоположный полюс — удалённая работа

В 2020 году в нашей жизни появился новый вынужденный тренд — удалённая работа. Если раньше такая форма работы была скорее исключением из правил, то теперь всё больше крупных компаний частично или полностью переходит на такую форму организации труда сотрудников. Опять же, как и «опенспейс», удалённая работа — это не такое уж новое изобретение. Вспомним ещё один замечательный советский фильм — «Покровские ворота». Согласитесь, его главные герои Лев Евгеньевич и Маргарита Павловна Хоботовы явно работали на «удалёнке».

С переходом на удалённую работу интроверты выдохнули с облегчением — наконец-то можно работать в тишине и спокойствии. В то же время экстраверты стали создавать приложения, имитирующие шум большого офиса. Но всё опять же не так однозначно. Интроверты — это вовсе не затворники, желающие проводить 24 часа в четырёх стенах. Даже у самого закоренелого интроверта иногда возникает желание взять ноутбук и поработать в каком-нибудь уютном кафе. Как говорил Аркадий Велюров из уже упомянутых «Покровских ворот»: «Смутно и тягостно, хочется побыть среди людей». Экстравертам тоже иногда требуется уединение — если у вас дедлайн и нужно срочно закончить проект, то коллеги, пристающие с пустыми разговорами, совсем некстати.

Также не нужно забывать, что условия для удалённой работы у всех разные. У кого-то дома есть свой отдельный рабочий кабинет с панорамным видом, скажем, на Средиземное море. А у кого-то дома полностью отсутствуют условия для продуктивной работы и всяких раздражающих и отвлекающих факторов даже больше, чем в любом «опенспейсе».

Удалённая работа — это полная противоположность постоянной работе в офисе. Это другая крайность в организации рабочего процесса. И, как любая крайность, также устраивает далеко не всех.

Золотая середина — гибридный офис

Как же найти решение, подходящее всем — и руководству компании, и сотрудникам-интровертам, и сотрудникам-экстравертам? Оказалось, что решение есть — «гибридный офис». Это новая концепция организации работы компании. Фактически это «офис по требованию», в котором руководители договариваются с сотрудниками о применении наиболее эффективной модели работы — удалённо или в офисе. Кто-то постоянно работает удалённо и появляется в офисе пару раз в год только для важных мероприятий. Кто-то приезжает в офис несколько дней в неделю. Кто-то работает в офисе постоянно. Всё зависит от специфики служебных обязанностей сотрудника, договоренностей с руководством и его личных пожеланий. Но в рабочем пространстве теперь почти нет мест, закреплённых за конкретным сотрудником. Чтобы поработать в офисе, нужно заранее забронировать себе рабочее место в специальной онлайн-системе. Эта же система позаботится о том, чтобы данное место было зарезервировано за сотрудником в течение всего рабочего дня. Это чем-то похоже на компьютерный клуб или компьютерные места в библиотеке. Правда, гибридный офис гораздо удобнее — например, в нём предусмотрены ящики для хранения личных вещей сотрудников, которые часто посещают офис.

Такая же система бронирования используется и для организации совещаний. Если нужно организовать встречу рабочей группы, руководитель заранее бронирует комнату для переговоров. Концепция гибридного офиса подразумевает определённую гибкость — при необходимости пространства для совещаний можно расширить или организовать новое временное пространство. Всё зависит от потребностей и запросов сотрудников компании. Конечно, гибридный офис сохранил некоторые черты «опенспейса» — здесь по-прежнему остаётся большое открытое пространство с рабочими местами. Но теперь каждый сотрудник сам может выбирать баланс между работой в офисе и удалённо. Важно и то, что со временем этот баланс можно при необходимости изменить.

Также не нужно думать, что гибридный офис может помешать командной работе. Ведь опыт работы в удалённом режиме очень хорошо показал, что современные средства коммуникации не только не мешают, а в большинстве случаев и помогают наладить эффективное взаимодействие как внутри команд, так и между разными командами.

Весной 2020 года Bercut, как и многие другие IT-компании, вынужденно перевел всех сотрудников на удалённый режим работы. Но вместо того, чтобы дожидаться окончания пандемии для возврата к старому офисному режиму работы, руководство компании приняло решение поменять саму концепцию офисного пространства. Осенью 2020 года компания переехала в современный офис нового формата — Bercut Gnezdo Point. Теперь её рабочее пространство организовано в соответствии с концепцией гибридного офиса.

Сотрудники Bercut по-прежнему работают на «удалёнке», но высокотехнологичный стильный офис уже готов и ждет своих работников в новом малоэтажном бизнес-центре вблизи Финского залива. Нам ещё предстоит оценить все его преимущества и на практике познакомиться с новым офисным форматом, когда эпидемиологическая ситуация позволит это сделать. Но уже сейчас ясно, что концепция гибридного офиса позволит эффективнее работать всем. По результатам проведённого в компании опроса, есть те, кто мечтает о дне, когда можно будет приехать в офис, кто-то же полностью освоился в формате удалённой работы. Однако вариант посещения офиса только два-три дня в неделю устраивает преобладающую часть сотрудников. Гибридный офис позволяет удовлетворить запросы всех работников.

Будущее в новой реальности

Генеральный директор Bercut Андрей Богданов на одном из внутренних CEO Connect (онлайн-встреча, на которой каждый сотрудник может лично задать вопрос генеральному директору) сказал о том, что мир стремительно меняется и IT-компании должны меняться вместе с ним. Переход к формату гибридного офиса — это, пожалуй, одно из важных направлений этих изменений. Ведь то, в какой обстановке сотрудники проводят свой рабочий день, напрямую влияет на эффективность их труда и качество выпускаемых компанией систем и решений.

Формат гибридного офиса стремительно набирает популярность. Ещё в сентябре 2020 года Райффайзенбанк начал проект по переходу на формат гибридного офиса. В октябре 2020 года прошла онлайн-конференция «Гибридный офис: формат работы будущего». В январе 2021 года появилась новость о том, что холдинг Mail.ru планирует перевести всех своих сотрудников на гибридный формат работы. Это только начало — многие аналитики уверены, что будущее за этим новым гармоничным форматом. Гибридный офис не только предоставляет сотрудникам свободу выбора комфортной рабочей среды, но и представляется эффективным, экономичным и гибким решением для бизнеса.

Интроверты и open space: будущее за гибридными офисами
22
реклама
разместить
2 комментария

очень жду, чтобы таких гибридных офисов, как описано в статье, стало как можно больше, и сам в такой хочу)

2

О таком гибридном офисе мечтают многие: в офисе только руководитель!

1