Профессиональное выгорание: что делать и как побороть синдром менеджера?

Многие из нас уверены, что выгорание — это про кого-то другого. Есть стереотип, что такое происходит только с теми, кто сутками работает на износ, горит на работе и плавает в пучине ASAPов. Часто выгорание путают с усталостью, плохим настроением или депрессией. Но тут все устроено чуть сложнее.

Психотерапевт Полина Солдатова говорит, что в группе риска выгорания находятся люди, склонные к эмпатии, ответственные, а также те, кого донимают навязчивые идеи. Эмоциональное выгорание случается от напряженной, стрессовой и неструктурированной работы, и это абсолютно нормально. Когда человек испытывает больше стресса, чем удовлетворения от деятельности, баланс работоспособности нарушается.

При профессиональном выгорании даже та работа, которая раньше приносила удовлетворение, превращается в бесконечную цепь серых будней, никакие достижения не радуют, сложные задачи вызывают страх, а коллеги откровенно бесят. Что из себя представляет синдром профессионального выгорания, основные причины его появления, советы о том, как его распознать, и что с ним делать, — расскажем в сегодняшней статье.

Профессиональное выгорание: что делать и как побороть синдром менеджера?

Что такое профессиональное выгорание?

В 2019 году ВОЗ официально признала синдром эмоционального выгорания болезнью. Но не путайте выгорание с усталостью или плохим настроением после тяжелого рабочего дня. Сложные дни на работе бывают у всех, а вот выгорание — это отсутствие хороших дней в принципе. То есть профессиональное выгорание — это истощение эмоциональных, умственных и энергетических ресурсов человека, которое развивается на фоне сильного хронического стресса на работе. Чаще всего выгорание проявляется полной потерей интереса к своей профессиональной деятельности и чувством бессмысленности всех дальнейших действий, отсутствием сил и желания заниматься тем, что еще недавно увлекало.

Синдром эмоционального выгорания и хронической усталости (burnout syndrome), который еще называют синдромом менеджера, превратился в настоящий бич современного социума. Согласно последним исследованиям, 28% работающих американцев в настоящее время подвержены синдрому профессионального выгорания, а среди руководителей высшего звена и представителей профессий, требующих повышенной концентрации и эмоционального напряжения (хирургов и педагогов, например), показатель составляет 54%.

Основная опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что он развивается постепенно и для многих незаметно. Если упустить его первые признаки, то чувство удовлетворенности от работы будет также постепенно уменьшаться, а желание все бросить — увеличиваться.

Синдром менеджера отчасти похож на депрессию и невроз, поэтому многие их путают. Но при депрессии человек ощущает себя безнадежным, беспомощным, имеет заниженную самооценку и нередко простые бытовые задачи, такие как покупка продуктов или выбор моющего средства в кухню, кажутся ему невыполнимыми. А невроз сопровождается наличием страха, тревоги и навязчивых мыслей, чего в синдроме эмоционального выгорания нет.

Важная особенность синдрома профессионального выгорания: чем дольше человек копит внутреннее напряжение, тем ярче проявляется синдром. В одиночку справиться с выгоранием очень сложно, поэтому психологи советуют отслеживать у себя подобные симптомы и предпринимать необходимые меры на начальных стадиях.

10 признаков профессионального выгорания

1. Ощущение хронической усталости. Особенно утром, когда вы только проснулись, но не чувствуете себя отдохнувшим от слова «совсем».

2. Пониженная работоспособность. Раньше могли работать по 10 часов подряд и переключаться между разными задачами, а теперь все дела требуют больше времени и дополнительных усилий, а незапланированные таски вызывают стресс и агрессию? Скорее всего, вы могли выгореть.

3. Регулярное физическое недомогание. Например, головные боли, ломота в теле, обострение хронических заболеваний или простуда. Человеческий организм часто умнее нас: когда уровень напряжения в теле зашкаливает, болезнь служит сигналом, что пора остановиться.

4. Потеря энтузиазма на работе. Отсутствие привычного интереса к задачам и вопросам, которые раньше увлекали и давали чувство настоящего удовлетворения.

5. Увеличение количества ошибок. От самых незначительных типа опечаток до серьезных факапов, которые могут навредить проекту. Это связано с потерей концентрации, увеличением рассеянности и невнимательности. У человека, страдающего синдромом выгорания, замедляются умственные способности.

6. Неосознанное сопротивление и страх перед переменами. Инновационные решения пугают выгоревшего работника, потому что влекут за собой перемены, а значит и дополнительный стресс. Плюс для внедрения чего-то нового в ежедневные процессы нужна энергия, а ее у выгоревшего человека как раз и нет. Поэтому все новое пугает, и он автоматически включает защитную реакцию — внутреннее сопротивление обновлениям.

7. Повышенная раздражительность. Которая иногда перерастает во вспышки гнева. Практически неконтролируемая агрессия может проявляться по отношению к коллегам, задачам, рабочим процессам, бренду или сфере в целом.

8. Сокращение контактов. Уменьшение количества общения с текущим социальным кругом, отсутствие нетворкинга и намеренный отказ от приобретения новых, даже полезных и перспективных, знакомств.

9. Преобладание пессимистических настроений. Отсутствие оптимизма по поводу своего дальнейшего профессионального развития и появление глубокого безразличия ко всей сфере.

10. Потеря смысла. То есть непонимание смысла всего происходящего, разочарование в своей профессии, желание полностью изменить направление деятельности.

Если обнаружили у себя один из признаков — это может означать появление синдрома эмоционального выгорания. Если признаков сразу несколько — возможно, у вас уже наступило профессиональное выгорание. Тут нужно как можно скорее выявить причины и предпринять необходимые действия. Иначе скоро возрастающая внутренняя неудовлетворенность может разрушить даже самую успешную карьеру.

Основные причины выгорания на работе и что с ними делать

Отсутствие возможности или неумение избавляться от накопленных отрицательных переживаний

Что делать:

  • Выберите для себя подходящие практики эмоциональной разрядки и ежедневно освобождайтесь от сложных переживаний. Хотите, с помощью выписывания негатива на листок бумаги или путем метафорического смывания негатива с рук под струями воды.
  • Заботьтесь о своем здоровье. Сбалансированно питайтесь, наладьте режим сна, занимайтесь спортом, гуляйте на свежем воздухе и полноценно отдыхайте в выходные.

Монотонность, рутина и отсутствие новизны

Что делать:

  • Если есть возможность, усложняйте задачи сами себе и устраивайте челленджи. Так новые вызовы подарят чувство интереса и желание развиваться дальше, а не стагнировать.
  • Регулярно изучайте и внедряйте новые подходы и методики в своей сфере. Добавляйте непривычные инструменты для выполнения своих рутинных задач. И выделите в своем еженедельном графике время для изучения нового: чтения книг и статей, прослушивания лекций и вебинаров, обучения на семинарах и воркшопах, просмотра документальных фильмов и проч.

Работа 24/7, даже в нерабочее время

Что делать:

  • Осознайте необходимость и поддерживайте свой work-life balance. Психологи говорят, даже если вы прекрасно справитесь с другими признаками синдрома менеджера, но не будете уделять внимание разумному балансу между работой и личной жизнью, то рискуете в скором времени вновь выгореть. Поэтому старайтесь четко разграничивать профессиональную и личную жизнь, избегайте работы в неурочное время и исключите рефлексию по поводу рабочих дел в выходные, праздничные и отпускные дни.

Работа в жесткой и конкурентной среде (кажется, сейчас всплакнули все работники сферы консалтинга)

Что делать:

  • Если вокруг вас все стремительно меняется, то отмечайте каждое свое достижение, даже маленькое. Такая тактика поможет поддерживать здоровую самооценку, увеличит уверенность в своем профессионализме и создаст здоровый иммунитет против зависимости от внешнего подтверждения.

Смена жизненных приоритетов

К примеру, раньше для вас карьера была на первом месте, а теперь стала важнее семья, но вы еще не привыкли к такому новому «я».

Что делать:

  • Будьте честны перед собой и определите свои личные ценности на данном жизненном этапе. Перестройте свою рабочую деятельность согласно расставленным приоритетам. Не вините себя за то, что перестали ориентироваться на карьеру, это новый жизненный этап и новые приоритеты. Нет ничего постыдного в желании быть «счастливой женой и мамой» или папой, или не быть ими в принципе.

Отсутствие хобби и интересов

Условная жизнь по схеме: дом — работа — дом

Что делать:

  • Попытайтесь начать развиваться в других сферах, никак не связанных с вашей работой. Например, если вы работаете маркетологом, то можно заниматься вокалом, играть в теннис или танцевать танго. У вас всегда должны быть интересы за пределами вашей профессиональной деятельности. Иначе вы рискуете не только выгореть, но и на время попрощаться с собственной кукухой.

Ощущение бессмысленности своей деятельности

Что делать:

  • Проанализируйте свою работу и запишите, какую пользу вы на этой неделе принесли себе, коллегам, клиентам и компании. Постарайтесь не обесценивать свою деятельность.

Послесловие

Относитесь к профессиональному выгоранию серьезно — это болезнь и тревожный звоночек вашего организма, а не банальное «я устал, я ухожу». Поэтому постарайтесь соблюдать разумный баланс между работой и отдыхом, не забывать о своих победах, анализировать проблемы, а не закрывать на них глаза, найдите интересное вам хобби и распределяйте нагрузку. Горите любовью к своей работе, а не выгорайте!

2525
24 комментария

Очередной бессмысленный треп. Это равнозначно "совету" - избегайте стресса, больше путешествуйте и правильно питайтесь.

15
Ответить

Психологи и прочая шушера очень хотят есть. То, что вы написали - не прокормит. А вот "тренинг научно обоснованной методики про предотвращению выгорания" - запросто.

Ответить

'Не понимаю, тут что-то по-богатому говорят' (с) 

Ответить

«я устал, я ухожу»Ельцин, кстати, не говорил, что он устал в той, последней речи :) Автор, ну ты чего?

4
Ответить

Да и вообще сравнивать очень больного человека после инфарктов с обычными менеджером.... странно

Ответить
Автор

Мы знаем :)
Это скорее к тому, что эта фраза стала крылатой, хотя Ельцын ее и не говорил. Но фраза вошла в обиход.

Ответить

"Осознайте необходимость и поддерживайте свой work-life balance." 

четкое разделение есть, но на практике все знают, как это работает и как это не получается соблюдать) и одно дело, когда это привычка и ее нужно поменять, но другое дело, когда работа полностью построена и зависит от других людей - есть графики, сроки, сжатые дедлайны, поэтому выделить время на что-то другое, бывает невероятно сложно 

2
Ответить