Было-стало: редизайн мобильного приложения для покупки лекарств

Что изменилось в приложении «СБЕР ЕАПТЕКА» и как разработчики учитывали пожелания пользователей.

Было-стало: редизайн мобильного приложения для покупки лекарств

Онлайн-заказ из аптеки — уже привычная жителям больших городов услуга наряду с доставкой продуктов. Доставка лекарств на дом — удобная опция в том числе и для маломобильных граждан.

Для того, чтобы сделать процесс заказа лекарств проще, мы провели редизайн мобильного приложения. Далеко не все улучшения были очевидны разработчикам на старте. Анализ пользовательских отзывов помог добавить новую функциональность. В этой статье — рассказ о предпосылках к редизайну, обзор изменений и результатов новой версии приложения.

Зачем понадобился редизайн

Необходимость обновить приложения на Android и iOS в компании осознали к 2019 году. Старые версии работали с 2016 года — за это время бизнес онлайн-аптеки вырос, возникли новые запросы, которые уже не могло удовлетворять приложение.

В частности, была потребность добавить онлайн-оплату и выбор как способа доставки, так и её временного промежутка. Устаревшая версия не позволяла подключать новые опции. Кроме этого, меню в приложении было слишком сложным. Ключевые функции — поиск товаров и их аналогов, чат, избранное — пользователю было сложно найти.

Две главные задачи, которые поставила себе команда разработчиков:

  • Вынести ключевые сервисы в основное меню, изменить архитектуру приложения.
  • Улучшить пользовательский опыт, обеспечить быстрый доступ к востребованным функциям и сервисам.

Что изменилось в новой версии приложения

Более удобный поиск

Главная функция онлайн-аптеки — поиск. Если раньше поиск и каталог продукции находились в плашке наверху страницы и пользоваться ими было неудобно, то после обновления они оказались на отдельных экранах. Кроме того, в новой версии появился поиск по избранным товарам.

Поиск до и после обновления
Поиск до и после обновления

Онлайн-оплата

Оплата заказа в приложении сейчас доступна пользователям в Москве и городах Московской области, Санкт-Петербурге, Твери, Курске, Белгороде, Орле, Уфе, Казани, Ярославле, Йошкар-Оле и Воронеже. Оплатить покупку можно банковской картой на сайте и в приложении, а также с помощью Apple Pay и SberPay.

Мы первыми в отрасли позволили клиентам оплачивать покупки онлайн — это произошло после того, как в апреле 2020 года российское правительство разрешило дистанционно продавать безрецептурные лекарства. Онлайн оплата в других регионах появится с открытием наших хабов и аптек. В регионах, где самовывоз доступен только из аптек-партнёров, онлайн-оплаты пока нет.

Действующий закон запрещает оплачивать рецептурные препараты онлайн. Мы слышим многочисленные просьбы клиентов об этом, но до внесения изменений в законодательство, к сожалению, не сможем изменить ситуацию.

Более удобный пользовательский путь

Уменьшилось количество экранов оформления заказов. Если в старой версии их было пять для оформления доставки и четыре для самовывоза, то после обновления — на один экран меньше в каждом из случаев.

Кроме этого, появилась адаптивная корзина — в приложении пользователь может увидеть, какие товары можно получить в конкретной аптеке и когда. Если все позиции из заказа в наличии, его подготовят к выдаче в течение часа. Уточнение геопозиции уменьшило долю заказов, где возникали проблемы с адресом — это позволило помогло обрабатывать большее число заявок автоматически, без участия оператора.

Круглосуточные чаты с операторами и фармацевтами

Чат с оператором в приложении теперь стал круглосуточным. С его помощью можно вносить изменения в заказ и корректировать время доставки. Чат облегчает использование приложения как людям с нарушениями слуха и речи, так и тем, кому общаться в письменном виде комфортнее, чем говорить по телефону.

Благодаря обновленному чату с фармацевтом также стала доступна круглосуточная консультация специалистов. Квалифицированная помощь фармацевта — то, за чем большинство потребителей продолжает ходить в аптеку.

Было-стало: редизайн мобильного приложения для покупки лекарств

Возможность заказа другому человеку

Знакомство с отзывами показало, что многие пользователи покупают лекарства не себе, а другим людям, в том числе пожилым родственникам, не пользующимся интернетом. Это было особенно актуально на пике пандемии, когда многие оставались дома и минимизировали контакты. Для удобства и безопасности клиентов появилась и бесконтактная доставка.

Новые возможности для людей с особыми потребностями

Приложение как на iOS, так и на Android адаптировали для людей с нарушениями зрения и координации движений. Для слабовидящих увеличили размер шрифта и упростили интерфейс. У мелких кликабельных элементов стала больше область нажатия. Для тех, кто плохо различает цвета, часть интерфейса сделали контрастнее.

Главный экран до и после обновления
Главный экран до и после обновления

Для незрячих и пользователей с нарушениями координации движений разработчики добавили возможность озвучивать кнопки и действия, в том числе количество товаров в корзине. Сейчас эта функция доступна в версии для Android. В 2021 году мы планируем добавить технологию voice over и для iOS, это позволит озвучивать интерфейс.

При использовании увеличенного размера шрифта или озвучивании часть анимаций отключается — пользователи с нарушениями зрения не в состоянии её разглядеть. Увеличение шрифта и изменение интерфейса уже работает как на Android, так и на iOS.

Важная роль обратной связи

Изменения в новую версию приложения вносили, основываясь на отзывах и пожеланиях пользователей в App Store и Google Play, а также обратной связи, полученной колл-центром компании.

Отзывы пользователей в App Store и Google Play оказались незаменимым каналом обратной связи и источником новых гипотез. Благодаря им мы придумали опции с выгодными аналогами и заменами товаров в приложении, с историей адресов. Мы долго работали над сервисом онлайн-оплаты, и во многом с помощью отзывов повышали приоритет проекта эквайринга.

Наталья Иноземцева, ведущий менеджер продукта «СБЕР ЕАПТЕКИ»

Мы рады получать обратную связь о нашей работе — будем благодарны отзывам и предложениям в комментариях.

Несколько цифр и фактов о редизайне приложения

  • Период работы над новой версией приложения — с мая 2019 по январь 2020 года. Несколько месяцев занял сбор данных, а в конце сентября мы начали выпускать первые обновления.
  • Стоимость работ — около 5 млн рублей.
  • Над обновлением приложения работала команда из 9 человек.
  • 25% аудитории используют интерфейс, адаптированный для слабовидящих.
  • После обновления приложения «СБЕР ЕАПТЕКА» его рейтинг поднялся до 4,8 в App Store и 4,5 — в Google Play. Старая версия имела оценку 3,7 в обоих маркетах.
  • Количество скачиваний приложения выросло на 95%.
  • Среднемесячная аудитория приложения в 2020 году — 650 тысяч человек против 145 тысяч в 2019-ом.
  • Изменения оценило и профессиональное сообщество. Компания заняла первое место на премии Digital Health Awards 2020 в номинации «Прорыв года», категория «Аптеки и розница». На премии «Золотой сайт и Золотое приложение - 2020» «СБЕР ЕАПТЕКА» получила первые места в номинациях «Лучший usability/UX приложения» и «Лучший дизайн приложения», второе место — «Дизайн для всех (инклюзивность и универсальность)» и третье место — «Приложение для здоровья».
1919
33 комментария

Комментарий недоступен

7
Ответить

Статья про редизайн, но нет - нужно написать про цены. Напоминает тех, кто в Google Play и App Store в приложениях-агрегаторах пишет отзывы и ставит низкие оценки о качестве услуг в отдельных заведениях. 

28
Ответить

Статья достаточно обобщенная и бесполезная. Сделали то, сделали это. 
А какие были проведены исследования до / после. Как принимались решения. 

Пишут, что основывались на отзывах. Полагаю, на тех, что на картинке.
Наверное, первые места в номинациях «Лучший usability/UX приложения» заслуженны.

6
Ответить

Дмитрий, мне подсказывает логика, что отзывы от февраля 2021 года никак не могут относиться к редизайну 2020 года :)

1
Ответить

Вот вы написали, что интерфейс адаптирован для слабовидящих, однако обычная проверка на контраст говорит об обратном.

В частности текст «Поменялось название...» имеет Contrast Ratio 2.8, а должен быть как минимум 4 (Скрин 1)

В строке поиска текст «50 000 лекарств...» имеет Contrast Ratio 3.15. (Скрин 2)
Белый шрифт на розовом баннере - Contrast Ratio 1.78. (Скрин 2)

6
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очень смешно, но этот редизайн произошел ещё до покупки Сбером Еаптеки

4
Ответить