Медиация с налоговыми органами

Уже достаточно давно отношения бизнеса с налоговыми органами строятся по принципу «лучше худой мир, чем хорошая война». Причем потери сторон являются взаимными: предприниматели не могут спокойно вести свое дело и придумывают все новые и новые схемы оптимизации налогообложения; налоговики не могут эффективно выполнять свою главную задачу по пополнению государственной казны и нерационально растрачивают вверенные государством ресурсы на споры с налогоплательщиками. Однако значительная часть споров могла быть решена до «горячей» стадии, если бы стороны услышали аргументы друг друга и трезво оценили сложившуюся ситуацию.

Ключевым моментом для понимания актуальности затронутой проблематики является статистика выездных налоговых проверок. Их количество год от года уменьшается, причем существенно. Три года назад их проводили порядка 20 тыс. в год, теперь же менее 9 тыс. ежегодно. За тот же период средняя сумма доначисления на одну проверку выросла в почти два раза: с 15,4 млн. рублей в 2017 году до 33,5 млн. рублей в 2019. Так что дело вовсе не в лояльности фискального органа, а в том, что проверки стали гораздо «прибыльнее». А главное — точнее. Сегодня налоговые органы практически не ошибаются, плановая недоимка устанавливается в 98,5 % случаях

Всеволод Родионов, Старший партнер "РИЦ-КОНСАЛТ"

Добиться этого удалось благодаря точечному подходу к отбору объектов контроля, то есть тщательному "предпроверочному" анализу, в ходе которого собирается полная и комплексная информация о компании и о ее цепочке контрагентов на основании АСК НДС -2. По итогам данного анализа устанавливаются «разрывы» (расхождения) по уплате НДС и налогоплательщикам присваивается соответствующий уровень налогового риска. Далее проводятся иные мероприятия налогового контроля (опросы, осмотры, запросы в банки, в ИФНС контрагентов и иные учреждения) в отношении сомнительных по мнению налоговиков хозяйственных операций. Результатом указанных мероприятий является комиссионный акт с указанием предполагаемой суммы недоимки соответствующих налогов и сборов в бюджет РФ. Как показывает практика, этот акт вручается лично генеральному директору, который вызывается в налоговый орган повесткой. После вручения акта налогоплательщику предоставляется возможность добровольно погасить установленную недоимку или представить мотивированные возражения.

Поэтому целесообразно предпринимать меры по коммуникации с налоговыми органами уже на данной стадии, не дожидаясь, когда будет принято решение о выездной проверке. Тогда уже будет поздно договариваться и помимо недоимки придется заплатить штраф в 40 процентов от недоимки. Также не стоит забывать, что выездная налоговая проверка может быть не только тематическая (НДС или налог на прибыль), но и комплексная (НДС и налог на прибыль).

Медиация с налоговыми органами

С высокой долей вероятности Ваша компания заинтересует налоговую в ходе предпроверочного анализа, если имеются следующие факторы:

  • низкая налоговая нагрузка по сравнению со средними показателями в отрасли;
  • на протяжении двух или более лет организация показывает убыточность своей деятельности в отсутствие видимых на то объективных причин;
  • организация часто применяет налоговые вычеты;
  • установлен высокий темп роста расходов организации по сравнению с доходами;
  • низкий уровень средней заработной платы сотрудников по сравнению с показателями в отрасли;
  • показатели деятельности налогоплательщика на регулярной основе вплотную приближаются к установленным законом пороговым значениям для применения специальных налоговых режимов;
  • налогоплательщик активно использует цепочки контрагентов, перепродавцов или иных посредников в отсутствие на то объективных оснований;
  • непредставление налогоплательщиком запрошенных налоговой инспекцией документов или информации;
  • частая смена юридического адреса, сопряженное с изменением места налогового учета;
  • существенные расхождения в рентабельности налогоплательщика по сравнению со среднеотраслевыми показателями;
  • деятельность налогоплательщика связана с высоким налоговым риском.

Если имеются признаки повышенного интереса к Вашей компании со стороны налоговых органов, то следует рассмотреть возможность мирного урегулирования спорных вопросов и не перехода налоговиков к следующей неизбежной стадии – выездной проверке. Коммуникации с инспекцией по этому вопросу можно осуществить в форме медиации, то есть с привлечением независимого посредника. Надо отметить, что медиатором может быть только физическое лицо, которое прошло дополнительное профессиональное обучение. Специалисты в области медиации могут работать самостоятельно или быть интегрированными в структуру консалтинговой компании.

Медиаторы-профессионалы помогут в решении следующих вопросов в рамках налоговой медиации:

  • не привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности;
  • минимизация имущественных потерь за счет более эффективного перераспределения налоговой нагрузки по времени;
  • оптимизация взаимодействия с налоговыми органами;
  • выявление на ранних стадиях налоговых рисков и принятие мер по их нейтрализации;
  • экономия ресурсов компании за счет недопущения негативного сценария развития налогового спора (выездная налоговая проверка, доначисления и судебные тяжбы).

Так как в настоящее время процедура медиации с участием налоговых органов только проходит «обкатку» практикой, то в каждой налоговой инспекции возможно собственное видение процесса. В отсутствие обязательных для сторон правил на первое место выходит навык ведения переговоров и готовность предлагать и принимать компромиссные варианты урегулирования спора. В дополнение к этому нельзя не учитывать и необходимость полного «погружения» в процедуру, подразумевающего участие в длительном и скрупулезном процессе согласования разнонаправленных позиций.

Предприниматели объективно не могут полноценно включиться в предварительные переговоры с налоговиками и в последующее оформление и исполнение медиативного соглашения. В этой связи для достижения максимальной результативности целесообразно воспользоваться услугами внешних консультантов и юридических компаний, у которых наработан огромный опыт не только взаимодействия с налоговыми инспекциями, но и до совершенства отточены навыки деловых коммуникаций.

11
12 комментариев

"Причем потери сторон являются взаимными:"

Весьма наивное утверждение.

"нерационально растрачивают вверенные государством ресурсы на споры с налогоплательщиками"

Когда и кого из чиновников, служак это волновало

Весь диалог чиновников и предпринимателей это анекдот про "сегодня мясо или молоко".

1
Ответить

Если честно никогда не сталкивался за 7 лет чтобы налогоплательщики пользовались медиаторами... Когда вопрос спорный - суда (причем не первой инстанции) не избежать в любом случае, у нас так одно дело 4 года уже идёт, в первой инстанции опять оказалось.
Но часто плательщики идут до последнего просто потому-что их юристы отрабатывают деньги свои хотя там налицо основание для начисления и привлечения есть. Вот буквально недавно из кассации выходил (все 3 инстанции в пользу налогового органа) спрашиваю представителя налогоплательщика (штатный юрист, крупнейший налогоплательщик) - пойдёте в вышку? А он отвечает - конечно пойду, мне для показателей работы до конца надо идти, хотя он сам не верит вообще в переспективность спора. Поэтому сомневаюсь, что налогоплательщики будут заниматься медиацией, иначе у них юристы с голода помрут без работы. Это их хлеб на всё подавать возражения, жалобы, иски, как можно больше ходатайств, пояснений с одним и тем же текстом и пр. 

2
Ответить