Почему Клабхаус популярен

Фото: Rolling Stone
Фото: Rolling Stone

В конце концов, всё, что вам останется — это опыт. Если вы знаменитость в шатком положении, это шанс улучшить вашу репутацию и заставить людей увидеть в вас личность, которую сложнее показать через сообщения. Если вы фанат музыки, это ваша площадка, чтобы учиться, обсуждать эпохи и, возможно, поболтать с любимым исполнителем. Если вы что-то продвигаете, в вашем распоряжении море пиар-специалистов и предпринимателей. Если любите беспорядок, не разочаруетесь.

Крейг Дженкинс, автор Vulture

Знаем, знаем, что все уже устали от Клабхауса, но хочется немного разобраться в феномене этой быстро растущей соцсети, куда простых смертных зазывают селебрити и бизнесы, и где по вечерам можно встретить Марка Цукерберга и Илона Маска.

Многие еще не успели свыкнуться с ТикТок реальностью, а уже нужно искать инвайт в новую соцсеть. Вы не можете попасть в Клабхаус, не получив приглашение от своих знакомых (или не купив его на ebay). Но скачать приложение и сохранить там свое имя, чтобы его не использовали другие, можно уже сейчас. На первый взгляд, элитарное ограничение доступа в 2021 кажется неуместным, но Клабхаус взорвал рынок внезапно, поэтому сейчас команде соцсети не хватает ресурса, чтобы обеспечить ее работу в открытом доступе — в команде Клабхауса работает всего 12 человек.

Между ТикТоком и Клабхаусом из общего то, что обе платформы набирают виральную популярность, а еще то, что в обеих нет места текстовому контенту. Наверное, последнее частично объясняет такую волну хайпа:

«Здесь тебе не нужно думать, как сфотографировать что-то в нужном ракурсе, не нужно переписывать по 5 раз текст поста, чтобы вышло коротко и по сути. Нужно просто искать единомышленников, слушать мнения умных людей и помогать другим советами», — делится своими мотивациями пользоваться Клабхаусом СЕО Hexagon Дима Бойчук.

Как вы скорее всего слышали, Клабхаус пока работает только на айфонах, версия для андроида ожидается. Как это работает: вы можете зайти в тематические комнаты, чтобы послушать беседы на разные темы или создать свою комнату и стать ее хостом. Хосты обсуждают все, что их интересует, а слушатели могут присоединиться к беседе, подняв руку. Разговоры не сохраняются, но некоторые пользователи секретно записывают все происходящее на аудио и сливают это в ютуб.

Многие сравнивают опыт в Клабхаусе с посиделками в баре с друзьями и неторопливой болтовней о профессиональном и личном. «Представьте себе, что вы пришли с другом в бар. Увидели общего знакомого, потом еще одного… Потом начинают подтягиваться знакомые знакомых и разговор перетекает с одной темы в другую», — делится ощущениями Дима Бойчук. При этом Клабхаус сейчас в первую очередь ориентируется на бизнес-аудиторию — туда идут за нетворкингом, партнерствами и профессиональным бустом.

Фото: Florence Lo / Reuters
Фото: Florence Lo / Reuters

Так что же делает Клабхаус таким популярным?

Крейг Дженкинс, автор Vulture, считает, что из-за пандемии и снижения социальной активности, многие из нас подверглись FOMO (fear of missing out) — страху выпасть из социальной жизни и пропустить важное. Это чувство и подготовило почву для взрыва Клабхауса.

Клабхаус хорош тем, что в его гибкой атмосфере можно обсудить волнующие тебя профессиональные и личные интересы с людьми, которые могут быть недостижимы в реальной жизни — конкурентами, более опытными партнерами и более известными игроками, которых не пригласишь так просто на кофе без повода. Один из первопроходцев русского Клабхауса Толя Капустин считает, что эта фаза похожа на атмосферу раннего интернета до того, как туда пробрались всякие тролли.

Более того, если нетворкинг с коллегами, которые живут рядом, теоретически возможен после пандемии и в перерывах между карантинами, то поболтать с потенциальными партнерами из других стран сейчас в разы сложнее. В доковидные времена это делали на семинарах, конференциях и фестивалях. А сейчас Клабхаус может стать хорошей площадкой для всех этих форматов в их онлайн-версиях.

Но в Клабхаусе есть свои недостатки. Вот что говорит об этом Крейг Дженкинс: «[в Клабхаусе] нет никакого способа понять, что происходило в комнате до того, как ты туда попал. <...> Разговоры в Клабхаусе не всегда заканчиваются там, где они начались, не всегда касаются темы комнаты».

Многие пользователи отзываются о Клабхаусе как о месте, где каждый тебе что-то продает, говорит о брендинге или представляет самого себя как бренд — эго и тщеславие могут занять существенное время в разговорах. Но, как известно, этим грешит не только Клабхаус: дай людям возможность говорить, и они обязательно наговорят лишнего.

Популярность Клабхауса не кажется такой странной, если подумать о нашей усталости от текстовых форматов. Фейсбук, твиттер, блоги типа vc.ru и медиума приучили нас к культуре публичного письма — все (как и автор этого текста) теперь готовы продуцировать своё мнение куда более активно из-за площадок, где от тебя как раз этого и ждут. Такая практика создала взрыв мнений, обрабатывать, разбирать и взвешивать которые у нас просто физически нет времени. Здесь аудиальность как никогда кстати — когда глаза и руки заняты, только и остается слушать.

В то же время, феномен Клабхауса удивляет тем, что мы уже год живем в непрерывных говорительных форматах (подкасты, вебинары, онлайн-курсы, звонки, ненавистные голосовые сообщения).

Вот как шутит об этом у себя на Фейсбуке экс-медиааналитик Genesis Андрей Боборыкин: «Скажите, а вот это повальное очарование Clubhouse — это что-то вроде ПТСР? Стокгольмский синдром удаленки? Недостаточно сидите в зумах? Если кого очень прижало, могу по дружбе голосовое скинуть, пишите!».

Клабхаус часто скептически называют «радио, которое изобрели зумеры». Или сравнивают с подкастами. Конечно же, такие сравнение не корректны. Разница между Клабхаусом и подкастами в доступности — для создания подкаста вам нужно готовиться, записывать, монтировать, продумывать сценарии, добавлять эффекты и разрабатывать концепт. Всего этого не нужно делать в Клабхаусе, поэтому там вам гарантирована искренняя атмосфера и разговоры без купюр.

Когда люди иронизируют над новыми софтами, которые построены вокруг не новых функций, они часто забывают, что в инновации важно не только что вы придумали, но и как это можно использовать. Конечно же, в этом смысле Клабхаус развязал языки всем, кто хотел бы говорить на широкую аудиторию, но не имел ни техники, ни навыков монтажа, а только идеи. И это точно может стать революционным шагом в диджитале.

В конце концов, выбор каждого: снимать сливки с платформы сейчас или присмотреться и выждать. Как вы считаете, почему Клабхаус выстрелил? И долго ли продлится хайп?

55
6 комментариев

Все пытаются в подкасты уже очень давно, но получается слабо. Всё просто - человек получает намного больше информации через визуальный канал. А при прочих равных, видео плюс аудио (ютюб) - это сильно лучше чем просто аудио.
Сеточка займёт свою нишу, но пока что это просто хайп плюс интересный  контент. Первое уйдёт, второе разбавится тонной тупых анекдотов и рекламой. И вся эта истерия сойдёт на нет 

7
Ответить