Главная роль — за технологиями и инновациями
«Способность города максимально извлекать выгоду из быстрых изменений экономики определяет его способность быть конкурентоспособным на мировой арене», — пишут авторы доклада «Индекс развития городов в 2017 году», подготовленного консалтинговым агентством Jones Lang LaSalle (JLL)
Поскольку более половины мирового населения теперь живет в городах, а уровень урбанизации растет экспоненциально, успешность городов постепенно приобретает все большее значение. Ключевые факторы, которые определяют темпы развития территории — это технологии и инновации. И те города, которые научатся лучше всего принимать, адаптировать и использовать эти движущие силы, смогут оказаться среди победителей.
Согласно исследованию JLL, среди 30 самых динамично развивающихся городов мира более половины расположены в Азиатско-тихоокеанском регионе. Первое место в рейтинге заняла ИТ-столица Индии город Бангалор. Кроме того, Индия стала лидером по количеству интенсивно развивающихся городов, обогнав по этому показателю Китай.
Становится очевидным, что эти города устанавливают друг с другом более тесные связи, и по темпам роста они обходят свои национальные экономики. Их объединяет еще одна черта: они хотят закрепить свой успех, культивируя исследовательские и образовательные ресурсы и инвестируя в развитие инфраструктуры.
Экология и доступность недвижимости — дополнительные факторы
Удобство жизни также становится одним из важнейших факторов развития городов, поскольку служит стимулом для привлечения талантливых специалистов. Например, из-за отсутствия свободных жилых и коммерческих помещений, Сан-Франциско в этом году опустился на 21 строчку, а Гонконг и вовсе не попал в рейтинг. Экология также оказывает влияние на динамичность развития. Из-за плохой экологии Дели (№23) и Пекину (№15) не удалось попасть в топ-10 рейтинга.
Рейтинг JLL не оценивает инвестиционную привлекательность территорий. Индекс, впервые рассчитанный в 2014 году, отражает изменения экономики и подчеркивает, какие города или агломерации лучше всего вписываются в новые экономические условия. Несмотря на то, что каждый год города меняют свою позицию, только три территории ежегодно попадают в топ-10 рейтинга — это Лондон, Шанхай и Кремниевая долина.
Краткосрочный и долгосрочные факторы
Индекс оценивает 134 города и агломерации по 42 критериям. Их можно объединить в три группы: две отражают преимущества с точки зрения краткосрочных экономических изменений и одна — с точки зрения долгосрочных.
Первая группа, от которой зависит 40% итоговой оценки города, включает социо-экономические факторы: ВВП, население, количество авиапассажиров, корпоративных штаб-квартир, а также прямых иностранных инвестиций.
Вторая (30% итоговой оценки) фокусируется на недвижимости, учитывая темпы строительства, арендную ставку, количество инвестиций и прозрачность в административном и гостиничном секторе экономики, а также в сфере розничных продаж.
Третья (30% итоговой оценки) отражает инновационность, технологическое мастерство, доступ к образованию и качество окружающей среды.
Изменение паттернов
Паттерны появляются в зависимости от динамики позиции каждого города в рейтинге с течением времени. С одной стороны существуют «устоявшиеся» мировые города, такие как Лондон (№6), Нью-Йорк (№14), Париж (№17) и Лос-Анджелес (№27), которые адаптируют изменения и используют технологии для развития местных компаний.
С другой стороны, существуют города с высоким потенциалом, например Хошимин (№2) и Ханой (№8). Они привлекают международный капитал от инвесторов за счет перехода от низкоприбыльного производства к деятельности с высокой добавочной стоимостью. Найроби (№10), который переживает бум развития, находится в списке кандидатов на звание регионального технологического хаба.
По сравнению с рейтингом 2016 года, развитие некоторых городов замедлилось. Токио, Сеул, и Сингапур, которые входили в топ-20 прошлогоднего индекса, в этом году не попали в список. На показатели Сингапура повлияло снижение прироста трудовых ресурсов, а также спад в административном секторе экономики и сфере розничных продаж.
> по версии агентства (название, которое 99,9% читателей впервые увидели в данной новости)