Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали

Mail.ru объявила о запуске суперприложения на основе Почты для всех пользователей. В нем есть быстрый доступ к голосовому помощнику Марусе, Календарю, Задачам, Облаку и Видеозвонкам.

Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали

Создание почтового суперприложения — еще один шаг к объединению продуктов в рамках экосистемы компании. Обновленная Почта позволит решать повседневные задачи, быть в курсе новостей, управлять своими данными и аккаунтами внутри сервисов экосистемы.

О том, как шло создание новой версии, — в рассказе команды Mail.ru.

Зачем пользователям почты другие сервисы

Артём Матюшков
менеджер мобильных приложений Почты

Почта Mail.ru давно помогает людям решать личные и рабочие задачи. Сама работа с письмами — это ее ядро, которое воспринимают неотрывно от других инструментов продуктивности: Облака для хранения файлов или Календаря для планирования времени. В прошлом году мы запустили сервис Задачи, который помогает не забыть важные дела, и Видеозвонки, чтобы облегчить общение во время изоляции. Приложение, в котором эти сервисы удобно объединены, — очередной шаг в предоставлении нашим пользователям лучшего способа не упускать важные дела и управлять рутиной внутри экосистемы.

Сергей Зеленов
менеджер продуктов Календарь, Задачи и Звонки

Важным моментом для нас стало то, что пользователь получает разный опыт, работая с Почтой на компьютере и на смартфоне.

Веб-версия проектировалась как портал: человек открывает Mail.ru и видит количество новых писем, Новости, встречи в своем Календаре и другие сервисы. В приложении такого не было — и это разрывало целостность взаимодействия с продуктом. Люди сами это замечали и даже писали нам об этом.

Артём Матюшков
менеджер мобильных приложений Почты

Мы стремимся к тому, чтобы все инструменты и нужная информация были под рукой у пользователя с любых устройств и в любое время.

Из этого вырос список задач для нашей команды:

  1. Выбрать сервисы, которые будут самыми полезными для пользователей приложения Почты, и сделать доступ к ним быстрым и простым.
  2. Дать каждому пользователю персональный инструмент продуктивности. Поэтому мы добавили возможность выбирать, какие сервисы и в каком порядке расположены в суперприложении.
  3. Сохранить быстрый доступ к смене аккаунта. Многие наши пользователи имеют больше трех почтовых аккаунтов, и им важно быстро переключаться между ящиками.

  4. Постараться не менять интерфейс радикально и оставить возможность возвращения к предыдущей версии Почты, чтобы не вызвать дискомфорт у постоянной аудитории — ведь последний существенный редизайн нашего приложения был не так давно.

Больше всего я переживал о том, чтобы максимально сохранить паттерны, которые уже стали привычными для пользователей. Нашим продуктом пользуются миллионы людей, и многое в его интерфейсе они делают на автомате.

Исследования и подготовка к разработке

Наталья Спрогис
директор департамента исследований

В Mail.ru Group большая юзабилити-лаборатория. Есть три исследователя, занимающихся исключительно Почтой. Это команда, которая помогает проверять гипотезы, тестировать новые интерфейсы и узнавать, как люди пользуются продуктом.

Приступив к задаче по расширению почтового приложения, мы не обошлись одним исследованием. Мы прошли полный цикл — от изучения пользователей до юзабилити-тестов. Анализировали потребности и ожидания людей, проверяли, какие решения лучше воспринимаются.

Саша Гуляева
аналитик-исследователь

В формате интервью мы спрашивали, как респонденты представляют себе приложение-помощника и что думают об этой концепции.

Ключевыми инструментами для такого приложения, по мнению респондентов, являются Почта, удобный доступ к файлам и заметкам и решения для планирования: календарь и напоминания.

Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали

Опросы показали, что только 5% респондентов не хотели бы видеть в Почте никаких дополнительных сервисов.

Кажется, что это не так много, но учитывая, что Почтой Mail.ru активно пользуются 50 миллионов человек в месяц, мы решили добавить возможность настраивать список доступных сервисов и порядок отображения — а еще возможность вовсе их выключить.

Гипотезы в интерфейсе и их проверка

Митя Осадчук
креативный директор

В задачах с высокой степенью неопределенности один дизайнер не всегда может попасть в правильный для продукта результат. В таких случаях мы проводим хакатоны среди дизайнеров. Хакатон — это возможность дать волю самым абсурдным идеям, понимая, что большинство из них потом придется убить, но чем шире этап исследования, тем больше гипотез можно просмотреть.

Саша Ермоленко
руководитель департамента дизайна сервисов

В среднем в хакатонах участвует группа дизайнеров от четырех человек. Особенно хорошо показала себя практика привлекать к хакатонам дизайнеров из других команд. Они не знают продукт так досконально, не имеют привязанности к нему и часто предлагают новые или неожиданные вещи.

В этот раз мы сфокусировались на навигации в новом приложении. Нужно было в несколько раз увеличить его функциональность, не сломав при этом значимые пользовательские привычки и сценарии.

Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали

В этом хакатоне участвовало шесть дизайнеров, каждый из которых принес по несколько идей. Мы подробно разобрали каждую из них и выбрали фаворитов, над которыми продолжила работу команда дизайнеров Почты.

В финал попало две гипотезы по навигации: с расположением сверху и снизу. Возможность выбрать окончательный вариант мы предоставили пользователям — и снова пошли в юзабилити-лабораторию.

Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали
Катя Никулина
руководитель группы дизайна

Чтобы изучить восприятие и удобство обеих версий навигации, мы провели серию юзабилити-тестов. Участники работали с прототипами и выполняли в них одинаковые задания, с которыми могли бы столкнуться в жизни: например, посмотреть свои встречи на сегодня, записать, что нужно не забыть купить антисептик, найти нужное письмо и так далее.

Мы заметили забавную тенденцию: пользователи часто отдавали свои симпатии той версии, которую они видели на тесте первой.

Технические характеристики выполнения заданий, такие как время и количество действий до результата, оказались более показательными.

Легче выполнялись в варианте с верхней навигацией. На мой взгляд это произошло потому, что все ключевые элементы интерфейса остались на своих местах. Написанием письма, быстрой сменой аккаунта и выбором папок ежедневно пользуется огромное количество людей, и им не придется переучиваться. Кроме того, переключение между сервисами в рамках сессии происходит реже, чем навигация внутри каждого сервиса. Таким образом мы добавили больше возможностей, не усложнив работу с приложением.

Даша Спесивцева
ведущий дизайнер

Юзабилити-тесты помогают определить, насколько наша логика понятна для других людей. Очень часто то, что кажется дизайнеру очевидным, на тесте оказывается проблемой для пользователя — и наоборот.

Мы ходим почти на все тестирования наших интерфейсов. Это помогает лучше чувствовать людей, для которых мы создаем Почту. Кроме того, прямо в процессе теста мы часто правим что-то в самом прототипе.

Саша Гуляева
аналитик-исследователь

Во время второй итерации тестов мы сфокусировались на дополнительной проверке выбранного типа навигации: респонденты решали еще больше новых задач с ее помощью. Кроме того, во второй итерации мы более подробно тестировали каждую из частей приложения, пока твердо не убедились, что задуманный дизайн решает поставленные задачи.

Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали

Процессы и координация команд

Артём Матюшков
менеджер мобильных приложений Почты

Всего над проектом трудилось 75 человек: команда Почты и участники от других сервисов, вошедших в обновленную версию приложения, например, команда голосового помощника Маруси.

Команды, отвечавшие за вкладки, сами определяли, какие из функций их продуктов представляют наибольшую ценность для пользователя — а команда Почты следила за тем, чтобы эти фичи были консистентно вписаны в приложение. Это непрерывный итеративный процесс, который продолжается и после релиза.

Например, мы продолжаем межкомандные еженедельные встречи по проектированию решений и статусам задач.

Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали
Константин Драволин
руководитель команды Android-разработки

Нам пришлось поменять устоявшиеся процессы. Мы отказались от привычных инструментов планирования в пользу менее функциональных, но более гибких.

Например, мы использовали легкий Trello вместо привычной Jira на этапах, когда скорость была важнее формализации процессов. Но самым сложным было перестроить подход к разработке в команде — теперь мы создавали не отдельное приложение, а платформу для интеграции нескольких сервисов, которой пользуются другие разработчики компании.

Александр Каримов
руководитель команды iOS-разработки

Приложение получилось сделать в рекордно сжатые сроки: от начала разработки до выпуска первой beta-версии для внутреннего использования прошло меньше двух месяцев.

Нашей основной целью было, чтобы получившийся продукт соответствовал жестким SLA Почты по Сrash Free, скорости запуска и другим техническим требованиям. Нам удалось распределить нагрузку между командами разработки и тестирования и выполнить основную цель на запуске: продукт был стабилен.

Александр Наумов
руководитель команды продуктовой безопасности

Мы стремились сделать запуск понятным для пользователей и одновременно иметь контроль над переходом на новую версию для всей пользовательской базы. Нам было важно обезопасить наши сервисы от непредвиденной нагрузки, а пользователей — от возможных ненайденных нами ошибок. Для этого мы научились гибко и без перевыпуска приложения, настраивать то, какие вкладки доступны для включения и покрыли всё приложение метриками, которые помогают нам понять как идет процесс перехода на новую версию.

Дмитрий Дорофеев
руководитель команды разработки Календаря, Задач и Звонков

Самый большой вызов, с которым столкнулась наша команда — перестроить парадигму от «Мы делаем веб-сервис» к «Мы разрабатываем часть мобильной платформы».

Чтобы ускорить работу в условиях дефицита мобильных разработчиков, мы решили переиспользовать веб-приложения Календаря и Задач, а не создавать их в нативе с нуля.

Это позволило сделать почти нативный UX и, судя по отзывам, упростить жизнь многих пользователей.

Александр Мельник
руководитель группы
тестирования iOS

Александр Дадамьянц
руководитель группы
тестирования Android

На старте команды тестировали свои вкладки в изолированной среде, в тестовом приложении. Затем все вкладки собирались в одно приложение на основе Почты и проводилось регрессионное тестирование обеих версий, с выключенным и включенным режимом вкладок. Были написаны и запускались автоматизированные UI-тесты.

Мы осознанно пошли на дорогое тестирование в несколько этапов, поскольку для нас было крайне важно, чтобы пользователи не столкнулись с нестабильной функциональностью в повседневной работе в своей любимой Почте. Когда мы стали довольны качеством и выпустили суперприложение, мы разделили ответственность на несколько команд тестирования. Core-команды iOS и Android обеспечивают качество почтового клиента и отвечают за весь продукт в целом, команды сервисов отвечают за тестирование своих вкладок, но теперь в рамках единого приложения.

Команды постоянно работали и работают вместе над дополнением тестовой документации для того чтобы качество продукта было на высоте.

Что получилось

Артем Матюшков
менеджер мобильных приложений Почты

Мы дали каждому пользователю персональное пространство для личных и рабочих задач с возможностью настроить все сервисы под себя. Почта теперь помогает не упустить важную информацию и не забыть о важных делах. При этом она остается безопасной и технологичной: мы защищаем пользователей от спама, мошеннических рассылок и предупреждаем о небезопасных ссылках и подозрительных действиях.

Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали

Пользователи, активировавшие новую версию, остаются на ней, и их частота взаимодействия с продуктом растёт.

Опросы таких людей подтвердили удовлетворенность обновлением. Использование не-почтовых сервисов в приложении выросло более чем в 10 раз.

С учетом кардинальности изменений, это большой успех. Обычно люди не очень рады редизайну больших и часто используемых продуктов.

Мы продолжим развивать сервисы личной продуктивности вокруг Почты, опираясь на обратную связь во время бета-тестирования. Планируем выпускать обновления постепенно, чтобы у людей было время попробовать каждую функцию и привыкнуть к ней.

Улучшения и эксперименты в интерфейсах наших приложений происходят часто. Если хотите пробовать их первыми, присоединяйтесь к бета-сообществу Mail.ru.

3232
86 комментариев

"...только 5% респондентов не хотели бы видеть в Почте никаких дополнительных сервисов.."
Как приятно быть человеком, которому не хочется видеть в Почте никаких дополнительных сервисов. 

54
Ответить

Прямо как правило 95% с Луркмора )

11
Ответить

и 95% хотели бы иметь возможность отключать то, что не требуется, персонализируя сервис под себя...

5
Ответить

Ещё есть самая элита — люди, которым не хочется видеть в мессенджере ничего, кроме текстовых сообщений и голосовых звонков.

Ответить

Помню одно время была тенденция разделять всё на разные приложения и нам рассказывали почему это круто. Теперь тенденция собирать всё в одно жирнючее приложенище - и теперь нам рассказывают почему круто делать так.🤷‍♂️

29
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Вскрывать почту по запросу товарища майора , сливать данные, заливать тонны спама -  вот что умеет mail.ru

23
Ответить