[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 13, "likes": 29, "favorites": 31, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "21954" }
Дмитрий Кошельник
7 973

170 лет Siemens: как строился один из крупнейших технологических концернов мира

Обозреватель vc.ru изучил историю Siemens, которая была создана в 1847 году Вернером фон Сименсом, прошла путь от строительства телеграфных линий до многоотраслевого конгломерата, работающего в 190 странах мира, пережила две мировые войны, всевозможные кризисы и крупный коррупционный скандал.

В этом году концерну Siemens исполнится 170 лет. За время своего существования Siemens подарила миру много вещей, начиная с трамваев и троллейбусов и заканчивая современными разработками в отрасли энергетики, связи и медицины. Основатель концерна Вернер фон Сименс обычно ставится на один уровень с Готлибом Даймлером, Карлом Бенцем и другими величайшими немецкими и мировыми изобретателями.

Штаб-квартира Siemens в Мюнхене

Вернер фон Сименс. Создание Siemens & Halske

Вернер фон Сименс родился в 1816 году в Пруссии в городке недалеко от Ганновера. Его отец занимался сельским хозяйством и, по мнению большей части источников, без особых успехов. Будущий предприниматель получил домашнее образование, после чего с отличием закончил гимназию в Любеке. Во время обучения Сименс много времени уделял точным наукам. После этого отправился в Берлин, где пытался вступить в королевскую гвардейскую артиллерию.

Там его принять отказались, но посоветовали вступить в артиллерийскую бригаду в Магдебурге. Там он смог трудоустроиться и был сразу же отправлен учиться в инженерно-артиллерийское училище. После учебы Сименс получил звание лейтенанта.

По странному стечению обстоятельств в 1839 и в 1840 году умерли его родители. Вернер был старшим ребенком в семье, и забота о десяти братьях и сестрах легла на его плечи. Сименс понимал, что зарплаты лейтенанта недостаточно для обеспечение семьи. Часть братьев и сестер он распределил по родственникам. Однако он стремился поддерживать их финансово. Будучи талантливым инженером он решил, что его умения могут стать источником дополнительной прибыли.

Уже в 1842 году он запатентовал первое открытие — способ гальванического золочения и серебрения. Брат Вернера — Вильгельм — запатентовал его еще и в Британии, а затем нашел там покупателя и заработал 1500 фунтов. Это открытие позволило Сименсу упрочить свое финансовое положение. Есть сведения, что часть экспериментов ему пришлось сделать в тюрьме. Сименс оказался там из-за того, что участвовал в дуэли в качестве секунданта.

Вернер фон Сименс

В 1847 году было представлено еще одно изобретение Сименса — стрелочный телеграфный аппарат. Разработка победила в государственном конкурсе и была признана подходящей для использования в телеграфной сети. Телеграф Сименса заинтересовал не только правительство и военных, но и инженера Иоганна Георга Гальске, который впоследствии станет бизнес-партнером Вернера. Они совместно занимались исследованиями, в будущих успехах Сименса Гальске сыграл немалую роль. Кстати, Сименс успешно продвигал свою разработку военным и даже был включен в комиссию генштаба, занимающуюся переходом на электротелеграф.

Есть сведения, что на то время Сименс в письме своему брату Вилгельму сообщал, что намерен заниматься телеграфом дальше в независимости от того, придется ли ему делать это в армии. В 1847 году Сименс и Гальске создали совместную компанию Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske. Ее главной целью была электротелеграфия.

Впрочем, постепенно круг работ компании сильно расширился на другие отрасли — в том числе механику и оптику. Там также выпускались электроиндукторы и электросигнализации. Симменс, несмотря на то, что стал партнером и соучредителем, официально в компании не работал, а продолжал военную службу. На деле он жил рядом с мастерской и упорно трудился в свободное время.

Стартовый капитал предприятию обеспечил кузен Вернера — он вложил 6842 талеров и получил около 20% доходов предприятия. Первым глобальным достижением Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske стало создание телеграфной линии сообщения между Берлином и Франкфуртом. Это значимое событие произошло в 1849 году. В том же году Сименс покинул военную службу, пробыв на ней 15 лет. Причиной ухода стала компания, где он с каждым днем был все нужнее.

В 1850 году в Siemens & Halske начались проблемы. Проложенные неглубоко под землей и недостаточно изолированные телеграфные линии показали свою ненадежность. Сименс это предсказывал и занялся решением этой проблемы, понимая, что успех позволит ему обойти конкурентов.

Но правильные идеи Сименса не нашли отклика в правительстве Пруссии. В начале 50-х годов в этой стране телеграфная сеть уже была фактически построена. Появилось также телеграфное ведомство, главой которого стал Фридрих Ноттенбом. У него был опыт в технической отрасли и он не возражал против устранения возникающих неполадок в подземных телеграфных линиях.

Сименс обратился к нему со своим докладом относительно ситуации и причин их возникновения. Бывший военный инженер и ученый, похоже, отчитался слишком прямолинейно, что в общении с чиновниками не всегда бывает лучшей стратегией. Фактически Сименс обвинил во всех проблемах экономию при прокладке линий.

Ноттенбом эту мысль не поддержал и сделал из доклада свои выводы. К Сименсу он стал испытывать исключительно враждебные чувства, а потому использовал свое влияние для того, чтобы лишить Siemens & Halske госзаказов. Главе телеграфного ведомства сделать это было чрезвычайно легко.

Так компания Сименса оказалась в тяжелой ситуации и некоторое время находилась на грани разорения. Чтобы выжить, пришлось расширяться на другие отрасли и начинать мировую интеграцию. Фирма начала производить и поставлять железным дорогам сигнальные электроустановки. Еще одной разработкой стали турбинные счетчики количества израсходованной воды. Их заказывала Великобритания.

Большая часть источников сходится во мнении, что Siemens & Halske выжила благодаря российским контрактам. В 1851 году компания поставила туда 75 телеграфных аппаратов. На тот момент в стране была только одна телеграфная линия между Санкт Петербургом и Москвой. Рынок показался Сименсу перспективным, и он сам отправился в Россию, сумев получить там заказы. Затем он назначил своего брата Карла торговым представителем в России.

С 1853 года компания начала строительство огромной телеграфной сети, проходящей через всю Российскую империю. Ее длина составляла 10 тысяч километров. Все было сделано на высоком уровне — Сименс в процессе сделки пообещал, что если в течение 6−12 лет появятся неполадки, не указанные в договоре, компания примется за обновление целых участков линии.

Звучало это как минимум дорого, и Сименс сам нервничал по поводу этого пункта. Но на тот момент предприниматель извлек уроки из некоторых ранних проектов, и компания работала на территории России тщательно. Высокое качество работы в итоге защитило Siemens & Halske от непредвиденных проблем и позволило называть российскую телеграфную сеть лучшей в Европе. Только Российской империей Сименс не ограничился и охотно выполнял заказы других стран, в частности Швеции. Успехи за границей позволили Siemens & Halske успешно пережить европейский кризис 1857—1858 годов.

Вернер Сименс продолжил изобретательскую деятельность. В течение 50-х годов к его изобретениям нужно отнести специальный прибор, фиксирующий неисправность линии и по мере возможности не позволяющий ей распространяться дальше. Им был также разработан метод множественного использования провода.

В начале 60-х годов Siemens участвовала в прокладке подводных телеграфных кабелей в открытом море. Первая попытка, предпринятая в конце 1850-х годов, была успешной, и компании удалось соединить подобным образом Кальяри и Бон. В 1864 году Siemens & Halske получила контракт на прокладку подводного телеграфного кабеля между Картахеной и Ораном.

В этот раз предпринимателю изменила удача, и три попытки закончились провалом. К слову, часть источников утверждает, что в итоге Сименс все же добился своего, а другие — наоборот. В любом случае, компания столкнулась там с большими трудностями, негативно повлиявшими на ее репутацию.

В 1867 году из компании ушел Гальске. Причин было несколько — ему не понравился риск, которому подверглась Siemens & Halske в процессе прокладки телеграфной линии между Ораном и Картахеной, и в целом он не поддерживал политику Сименсов относительно дальнейшего развития компании.

В тот же период Сименс был занят разработкой одного из своих самых важных изобретений — динамо-машины, которая была представлена в 1867 году. Разработка отняла у предпринимателя 12 лет, но по сути это был первый электрогенератор, и его влияние на технологический прогресс переоценить сложно. В частности, она дала возможность производить шахтные электровентиляторы, отбойные электромолотки и многое другое. Сам Сименс нашел своей разработке множество неординарных применений.

Индо-Европейский телеграф. Усиление конкуренции

В 1868 году был начат один из самых крупных проектов ранней истории компании — строительство Индо-Европейской телеграфной линии. Иногда эту линию называют Лондон-Калькутта. На тот момент ее создание было необходимым, но сама реальность проекта выглядела сомнительной. Сименса не сковывали различные ограничения и опасения — он предложил построить линию протяженностью в 11 тысяч километров, собирался внедрить совершенно новую систему и разработал специальный телеграфный аппарат. Есть сведения, что эта идея продвигалась усилиями братьев Сименсов, которые несколько лет вели переговоры в странах, через которые должна была проходить линия, начиная с Российской империи и заканчивая Персией.

В 1868 году в Англии была зарегистрирована Индоевропейская телеграфная компания. Ее уставный капитал составлял 450 тысяч фунтов. Сименсу пришлось внести 90 тысяч фунтов как гарантийный платеж. Огромную по тем временам сумму он, благодаря широкой сети знакомств, сумел собрать за несколько дней не беря кредит в банке. Строительство заняло два года, и линия проходила в том числе через Германию, Российскую империю и Персию.

Передача сообщений по этой линии между Лондоном и Калькуттой занимала всего лишь 28 минут. Тогда это выглядело фантастикой. Индо-Европейский телеграф находился в эксплуатации до 1931 года. При этом 1871 году он был на определенное время выведен из строя — из-за землетрясения на побережье Черного моря кабель получил повреждения.

В 1871 году Сименсу предложили вновь заняться прокладкой подводных кабелей. Это сделал один из крупнейших немецких банкиров, который мечтал об трансатлантической телеграфной линии. Сименс был готов взяться за проект, но имел определенные опасения относительно успеха миссии. Он все еще помнил о неудачах при прокладке кабеля между Ораном и Картахеной. Из предложенного проекта ничего не вышло, и к стадии реализации он так и не дошел. Братья Сименс, впрочем, были готовы его реализовать и решили действовать в этой отрасли активнее.

Они попытались найти надежного заказчика на трансатлантическую телеграфную линию. Дело продвигалось с трудом из-за обилия конкурентов, не считавшихся со средствами. Временами дела доходили до клеветы и саботажа. В итоге в 1873 году Сименсы все же получили контракт на прокладывание телеграфной линии между Ирландией и США.

В 1874 году был спущен на воду корабль-кабелеукладчик CS Faradey. Его владельцем была компания Siemens, а часть инновационных технологий разработал лично Вернер Сименс.

CS Faradey

Прокладка кабеля между Ирландией и США была начата с проверки его качества. Несмотря на все предпринятые усилия, он однажды все же порвался в Атлантике. На CS Faradey в то время присутствовал Карл Сименс, который понимал, что компания в шаге от фиаско. В этих условиях он решил не сдаваться, и в течение семи часов команда искала кабель при помощи поискового якоря. Попытка увенчалась успехом. В будущем Сименсу удастся создать идеальный кабель для телеграфной линии между Европой и США.

Конкуренты продолжали действовать против Siemens в прежней манере. Так, в 1874 году через прессу была распространена новость о том, что CS Faradey столкнулся с айсбергом и утонул. Для Вернера Сименса это было тяжелейшим испытанием. Он в тот день публично выступал в честь введения его в Академию Наук. Некоторые соперники Siemens даже вылавливали проложенные Siemens кабеля и разрезали их. Но компания справилась со всеми сложностями и в итоге проложила еще минимум пять трансатлантических линий.

В 1877 году до Германии дошло одно известное американское изобретение — многофункциональный телеграф Белла или проще — один из первых телефонов. Siemens по заданию почтового отделения наладила у себя их производство. Вернер Сименс относился к ним немного с иронией, пока не понял, что это не только популярная игрушка, но и будущее целой отрасли. Затем изобретатель сделал несколько собственных разработок в этой сфере и начал ими торговать.

В конце 70-х и в течение 80-х годов Сименс получил абсолютное признание как у себя на родине, так и во всем мире. В то время он реализовывал правительственные проекты по освещению шахт. Особенно памятной стала Берлинская выставка в 1879 году. Именно на ней Сименс представил первую электрическую железную дорогу. По сути это был электролокомотив с несколькими вагонами, который предприниматель намеревался использовать под землей. Прокатиться на нем захотело огромное количество людей. В 1880 году он представил первый электрический подъемник. Через год Siemens запустила первый трамвай в Берлине.

Вернер Сименс тем временем взялся за амбициозный проект — первую попытку создать берлинское метро. В 1882 году была запущена пробная линия, на которой использовались пробные версии троллейбусов. Несмотря на успехи Сименса и готовность использовать самые новые методы глубинного строительства, проект будет реализован гораздо позже и уже сыном Вернера — Вильгельмом. Кстати, в 80-х годах компания закончила еще один крупный проект — систему освещения Зимнего дворца. Сам Вернер Сименс был настолько удовлетворен ею, что называл самой совершенной в мире.

В 1880-х годах Сименс постепенно отходил от руководства компанией. В то время он успел заключить договор с компанией DEG, глобальной целью которой было внедрение электрического освещения по всей Германии. Исходя из соглашения, DEG получала право на производство по патентам Siemens, а взамен закупала оборудование и материалы только у компании Сименса. DEG также не имела права строить свои электростанции. Считается, что Сименс сделал это, чтобы его компания не работала на рынке электротоваров напрямую.

Впрочем, глава DEG Ратенау нарушил соглашение и нашел себе поставщиков на стороне. Сименс расторг соглашение, но начало конкуренции уже было положено. DEG тем временем превратилась в AEG. Так Siemens перестала быть единственной на энергетическом рынке компанией в Германии, и количество конкурентов стало расти.

На то время компания все еще имела устаревшую форму организации. Вернер Сименс не успел сделать Siemens акционерным обществом с ограниченной ответственностью и не особо к этому стремился, что мешало развитию компании. Превращение в Siemens & Halske произойдет позже и без участия Вернера фон Сименса. В 1888 году Сименсу было пожаловано дворянство, и он получил к фамилии приставку «фон».

В 1889 году Сименс оставил руководство собственной фирмой. К власти пришли его сыновья Вильгельм и Арнольд. Директором считался его брат Карл, живший в Санкт-Петербурге. На момент ухода Вернера фон Сименса его компания имела больше пяти тысяч рабочих и три филиала — в России, Австрии и Англии. В тех отраслях, где работала Siemens & Halske она безусловно входила в число лидеров. Вернер фон Сименс умер в 1892 году, успев издать собственные мемуары.

Реструктуризация компании. Siemens в первой половине 20 века

В то время дела в Siemens действительно были плохи. Кроме AEG в числе конкурентов было еще несколько крупных компаний. Например, нюрнбергская компания Shukert&Co в течение 90-х годов построила больше центральных станций, чем Siemens и AEG вместе взятые. В России, одном из любимых рынков Сименсов, ситуация была не лучше — немецкие соперники там действовали более успешно. Siemens не могла получить там контракт в течение почти 15 лет. Были сильные конкуренты и в телекоммуникационной отрасли — в том числе AT&T и Western Electric, успешно продававшие телефоны.

Есть сведения, что пришедший к руководству Карл Сименс даже собирался провести слияние с AEG, но, похоже, только в Санкт-Петербурге, надеясь вместе действовать на российском рынке. Успехом это правда не закончилось. Присланный проверить состояние Siemens Феликс Дойч нашел в компании много проблем — устарелая и дорогая продукция, подозрительная бухгалтерия, плохая организация складов и многое другое. Сделки не случилось, и именно после этого Карл взялся за реорганизацию дела.

В 1890-х Карл Сименс похоже стал больше уделять времени руководству. В частности, в этот период он превратил компанию в акционерное общество с ограниченной ответственностью. Окончательно реорганизация закончилась в 1897 году. Уставный капитал Siemens & Halske составил 28 миллионов марок. Карл гораздо раньше оценил преимущества новой формы организации компании и начал брать пример с AEG. Именно потому Сименсы, ранее не бравшие кредиты в банках, впервые стали привлекать капитал со стороны.

В 1892 году они заняли чуть больше 10 миллионов марок у Deutsche Bank. Это был сделано не просто так. Компании требовались вливания для того, чтобы продолжить развивать свою продукцию. Кроме того, на рынке царила конкуренция. AEG, не гнушавшаяся кредитов, была одним из главных соперников Siemens & Halske и благодаря банкам ни в чем не уступала компании Сименсов несмотря на то, что появилась гораздо позже. Именно с желанием не отставать и вернуть себе абсолютное лидерство связана весомая часть изменений Siemens & Halske в конце 19 века.

Есть другая версия, по которой уставный капитал составил 35 миллионов марок. Считается, что предприятию очень финансово помог сын Карла — Вернер, ставший директором Deutsche Bank. Затем началось строительство городка Siemens-Siemensstadt в пригороде Берлина. По сути компания возводила не только заводы и офисы, но и дома, а также школы и клиники. В общем все, чтобы упростить жизнь рабочим.

В 1903 году было создано совместное с AEG предприятие, получившее название Telefunken Gesellschaft für drahtlose Telegraphie. Причиной создания компании стали прежние совместные разработки AEG и Siemens — они никак не могли разделить на них права. Первым не выдержал германский император Вильгельм II — не желая продолжения споров он заставил их создать совместную компанию. Так и появилась Telefunken, считающаяся почти легендарным производителем радио и телетехники.

В том же году Siemens приобрела одного из своих конкурентов Shukert&Co. Судя по всему, она не стала частью Siemens & Halske и действовала почти независимо, хотя большая ее часть принадлежала Сименсам. Эта дочерняя компания получила название Siemens-Schuckertwerke и в будущем станет известной выпуском различной техники, электроники и оборудования.

В 1908 году к ней добавили еще и автопроизводителя Protos Automobile. Но успехи этого направления обычно оцениваются достаточно низко. В этом нет ничего удивительного — в Германии на автомобильном рынке была огромная конкуренция, и победить Daimler или Benz было трудно. В 20-х годах компания уйдет из этого рынка. Впоследствии бренд Protos станет гораздо известнее в качестве производителя электроники и бытовой техники, а также духовок, холодильников, пылесосов и многого другого.

В 1911 году появился дирижабль Siemens-Shuсkert-I. До того момента компания пыталась заниматься разработкой самолета, но без особых успехов. В 1911 году работы свернули по очень простой причине — военные решили, что аэропланы не будут применяться в войне. В 1914 году ситуация изменилась.

Пока германский генералитет считал, что в аэропланах нет необходимости, у французов их оказалось достаточно. Получив тревожные сведения от разведки, немецкое командование сразу же решило создавать воздушные силы. Siemens-Shuсkert тоже получила контракты от военных. Для работы был создан филиал этой компании в Нюрнберге. Первая модель, получившая название SSW E. I, осуществила первый полет в 1915 году, а затем несколько было отправлены на фронт. Затем SSW E. I получил некоторое количество модификаций.

В течение войны Siemens-Shuсkert в целом успешно выпускала самолеты. Среди них стоит выделить выпущенный в 1918 году Siemens-Schuckert R. VIII, который был заказан еще в 1916 году. Главной его особенностью было то, что он был крупнейшим самолетом, построенным в период Первой мировой войны, и самым большим в мире на момент создания.

Siemens-Schuckert R. VIII

В 1906 году умер Карл фон Сименс, и руководство было окончательно передано сыновьям Вернера фон Сименса. Именно им предстоит провести Siemens через Первую Мировую войну. Информации о делах компании в период до войны не так и много. Точно известно, что она продолжала активно работать в сфере связи и освещения. В 1909 году в том числе был представлен автоматический коммутатор. Он способен обслуживать 2500 линий. Кроме того, компания продолжала работать в отрасли локомотивостроения и, например, поставила Швеции в 1913 году два экспресса и тринадцать локомотивов.

В период войны Siemens & Halske вынуждено покинула привычные для себя отрасли в связи с падением потребности в подобной продукции. Компания переключилась на выпуск затворов, переговорных устройств, взрывчатки и авиамоторов. Одним из самых главных достижений Siemens & Halske стало создание системы пожаротушения для немецких крейсеров. Она хорошо себя показала и стала демонстрацией инновационности компании.

Если оценивать глобально, то Первая мировая война была тяжелым для компании периодом. В 1917 году большевики конфисковали имущество компании в России. Его общая стоимость составляла 50 миллионов рублей. Был также потерян английский филиал компании, которую Британское правительство продало по своему усмотрению. После войны ее Сименсам не вернули.

В 1918 году умер Арнольд фон Сименс. Вильгельм пережил брата на год. В связи с этим новым главой компании стал Карл Фридрих фон Сименс (сын Карла). Его целью стало послевоенное восстановление компании, в том числе на международных рынках. Некоторые источники называют предпринятые им действия «строительством Дома Сименса». По сути Сименс начал создавать из остатков семейной империи многоотраслевой конгломерат. Судя по имеющейся информации, он отделял крупные подразделения в дочерние компании., при этом сохраняя над ними полный контроль.

Карл Фридрих фон Сименс

В начале 1920-х годов компания достаточно успешно выходит на рынок радиоприемников и пылесосов. Еще одной важной инновацией стало внедрение конвейерного производства, существенно увеличившего скорость выпуска продукции.

В 1923 году компания начала выход на рынок Японии. Действовать приходилось быстро, так как Японией очень интересовалась General Electric и нужно было не отставать. Вскоре в Токио появился филиал Fusi Denk, являющийся совместной компанией с Furukawa Denki Kōgyō. Она занималась производством электрического оборудования.

Siemens по-прежнему работала в самых разных направлениях. В том числе вкладывала в строительство железных дорог в пригороде Берлина и создала с AEG совместное предприятие по производству ламп накаливания. Это был не единственный раз, когда компании действовали сообща. Они запустили компанию Klangfilm, занимавшуюся развитием звукового кино.

В 1925 году Siemens вышла на рынок медицинского оборудования. Вместе с Reiniger, Gebbert & Schall она создала крупного производителя в этой отрасли — Siemens-Reiniger. Одним из главных ее направлений стало рентгеновское оборудование, все более набирающее популярность.

Кроме того, компания выпускала системы управления дорожным движением, первая из которых была установлена в Берлине в 1926 году. Siemens также занималась строительством ГЭС, например, на реке Шаннон в Ирландии.

В 20-х годах вопреки описанным ранее сложностям Siemens стала работать в СССР и занималась электрификацией страны, получив крупные правительственные контракты. Кроме того, Siemens пыталась получить контракт на строительство Днепрогэс, но успеха в этом не добилась. Неудача не помешала ей продавать оборудование для этой ГЭС, а также быть поставщиком в процессе строительства московского метро.

Несмотря на проблемы и тяжелое состояние немецкой экономики после войны, Siemens в период 20-х годов чувствовала себя уверенно. Однако с началом 30-х годов оптимизма у руководства поубавилось. Великая депрессия и немецкая экономика, пребывавшая в тяжелом состоянии, стали причиной того, что Siemens & Halske вместо новых технологий сосредоточилась на сокращении производства и персонала.

Ситуацию изменил приход к власти нацистов, которые обеспечили компанию военными контрактами. Карл фон Сименс относился скептически к их идеологии и, по общему мнению, идей не поддерживал. С Гитлером он не ладил. Впрочем, публично против новой власти предприниматель не выступал и выполнял военные контракты. Делал он это специфически — не желая компрометировать основные компании военным производством, создавал для этого дочерние предприятия. Кроме того, Карл производил только электромеханические изделия и не соглашался изменить подход даже перед угрозой расстрела.

Приход к власти нацистов привел к другим проблемам, например к уходу с рынка СССР. В то время продолжилась работа в отрасли связи. Так, в 1936 году компания смогла передать сигнал 200 телефонных звонков и телевизионной станции с помощью одного кабеля.

В целом период хотя и был продуктивный, но доставлял Карлу фон Сименсу мало удовольствия. Предпринимателю больше нравилось работать для мирных целей, и он всеми силами пытался сосредоточиться именно на этом направлении. В 1940 году он ушел в отставку, и новым главой компании стал Герман фон Сименс, сын Арнольда. Он, к слову, был еще и главой Deutsche Bank. В период войны компания продолжила работать в большей части для военных целей. Немецкие рабочие ушли на фронт, а их замену правительство нашло в заключенных концлагерей и военнопленных.

В 1944 году в Siemens трудилось около 50 тысяч таких рабочих. Компания владела фабрикой в концлагере Бобрек, относящемуся к Освенциму. Несмотря на мрачную славу последнего, рабочие Siemens содержались в сравнительно неплохих условиях — имели выходной, их не били и на территории не было газовых камер.

Если говорить о продукции, поставляемой компанией немецким войскам, то в их числе выделяется инновационная система обнаружения самолетов, имеющая предельную дальность 150−300 километров. Здесь также выпускались ракеты V-1 и V-2.

Несмотря на помощь государства и наличие крупных контрактов, Вторая мировая война, считается не самым лучшим этапом истории компании в плане бизнеса и финансовых показателей. В конце войны Siemens сильно пострадала от бомбардировок и боевых действий. Весомая часть активов компании также оказалась в советской оккупационной зоне — оборудование и наработки успешно вывозились в СССР в качестве репараций. Работа оставшихся заводов и самой штаб-квартиры на определенное время была прекращена.

Герман фон Сименс был арестован. Ему, как и многим другим немецким предпринимателям, вменялось сотрудничество с нацистами и использование рабского труда. Вину предпринимателя не докажут. Расследование покажет, что условия труда на заводах компании были гораздо лучше, чем у других.

Несмотря на позитивное окончание расследования и согласие Siemens выплатить компенсацию принудительно работающим на их предприятиях в период войны или их родственникам, на этом дело не закончилось. В 1947 году трех директоров компании обвинили в том, что они способствовали увеличению ввоза рабочих из оккупированных Германией стран. Затем появилась информация, что Siemens была поставщиком оборудования для газовых камер. Несмотря на бездоказательность таких спекуляций, они чрезвычайно популярны до сегодняшнего дня.

Siemens в 50−70-е годы. Инновации и совместные предприятия

В 1948 году к руководству вернулся Герман фон Сименс. Семейная империя вновь находилась в тяжелом состоянии — большая часть ее оборудования была вывезена, права на патенты потеряны, заводы превратились в руины, а квалифицированных рабочих не хватало.

Герман, взявшись за восстановление семейного дела, фактически основал новую компанию, настолько тяжелым было ее состояние. Но уже к началу 50-х годов компания вернулась в отрасли, где и раньше была сильна — освещение, электроника, медицинское оборудование, связь. Среди памятных разработок того десятилетия стоит упомянуть первый в мире имплантируемый кардиостимулятор Siemens-Elema. Кроме того, компания начала работать на рынке вычислительных машин и ядерной энергетики.

В целом рынок США для Siemens в 50-е годы представлял особый интерес. С целью закрепиться там была создана дочерняя компания в Нью-Йорке. Вскоре на рынок США был выпущен электронный микроскоп Siemens. Восстановив положение семейного бизнеса, Герман фон Сименс недолго оставался его главой. Уже в 1956 году он передал его сыну Карла фон Сименса — Эрнсту.

О первых годах Эрнста во главе Siemens известно немного. Компания работала достаточно успешно, наладив обмен технологиями с Westinghouse в области ядерной энегетики. Были и неординарные разработки. Так, медицинское подразделение компании в 1965 году представило Vidoson — первое в мире устройство для ультразвукового сканирования в реальном времени.

Другое важное достижение компании произошло в космической отрасли. Так, разработанные Siemens триоды были использованы в передатчике Mariner IV. Этот американский космический аппарат был первым в истории, сделавшим снимки другой планеты с близкого расстояния. Он снимал Марс.

Компания также поставляла высокоскоростные поезда по заказу Германии и занималась строительством АЭС. Одна из них была возведена в Аргентине и известна, как АЭС Атуча. Она была первой в этой стране и строилась в несколько этапов. Первый блок строился с 1968 по 1974 год. Затем было начато строительство второго, но из-за финансовых сложностей оно растянулось до 2011 года.

Кроме того, Siemens занималась строительством АЭС в Германии. Речь идет об АЭС Обригхайм, находящейся на реке Неккар в Баден-Вюртемберге и запущенной в 1969 году. Кроме этого, концерн построил еще несколько АЭС в разных странах мира.

Главным успехом Эрнста фон Сименса во главе компании обычно называется реорганизация. До того момента она, как упоминалось ранее, имела собственную форму организации — «Дом Сименсов». Компания походила на концерн, но имела некоторые нетипичные для него особенности. Ключевой из них было наличие сразу трех центральных компаний Siemens & Halske AG, Siemens-Schukertwerke AG и Siemens-Reinigerwerke AG. В прежние времена подобная система хорошо себя показала, но все изменилось. Siemens нужна была более централизованная структура и единая корпоративная политика. Именно потому три главных компании были слиты в одну — Siemens AG.

Это был лишь первый этап реорганизации. В 1969 году активы компании разделили на шесть направлений — выпуск компонентов, телекоммуникации, медицинская техника, обработка данных, энергетическое машиностроение и электроустановочное оборудование. В 1969 году объем продаж концерна составил 10 миллиардов марок.

В 1971 году Эрнст фон Сименс покинул пост главы компании, передав его своему кузену — Питеру. Обычно 70-е годы называются чрезвычайно успешным периодом для Siemens, потому что финансовые показатели росли, а Siemens расширяла собственную деятельность на разных рынках.

Там использовался старый метод концерна — совместные предприятия. Так, благодаря союзу с Allis Chalmers была создана компания Siemens Allis. Ее главной целью стал выход на рынок турбинных генераторов США. Также совместно с AEG и Brown, Boveri & Cie была построена высоковольтная линия постоянного тока Кабора-Басса. Она проходила от ГЭС в Мозамбике до ЮАР, имела протяженность 1400 километров и была первой в своем роде, где в схеме используются тиристоры, которые расположены на открытом воздухе, а не в зале. С этими же партнерами тогда Siemens предприняла еще несколько разработок.

Кроме того, Siemens успешно работала во всех отраслях, где она была представлена. Так, например, ей удалось захватить 21% рынка ЭВМ в ФРГ. Это обстоятельство сильно напрягло IBM, которая ощутила потерю доли. Siemens также успешно работала в сфере телекоммуникаций и поставляла, например, оборудование в 1972 году на мюнхенскую Олимпиаду.

Но у компании в этот период были и неудачи. К ним обычно причисляется разработка современных микроcхем. Несмотря на всех попытки, работа в этой области особыми успехами не увенчалась. До 1987 года Siemens вынужденно покупала их у Toshiba.

В 70-х годах компания начала активно проводить исследования в сфере альтернативной энергетики, в том числе солнечной энергии. Только этим Siemens не ограничилась и уделяла внимание тепловым станциям. Там исследования компании были направлены на улучшение эффективности и экологичности.

Успехи Siemens в сфере электроэнергии в течении 70-х годов были высоко оценены, в том числе и американскими изданиями. Есть сведения, что Fortune называл Siemens главным конкурентом General Electrics практически во всех отраслях, начиная с генераторов и заканчивая моторами. Безусловно, Siemens, пережившей реструктуризацию, подобная характеристика была чрезвычайно лестной, но сбавлять обороты никто не собирался.

Siemens в 80−90-е годы. Выход на рынок сотовых телефонов

В 80-е годы деятельность компании стала особенно известна благодаря началу производства сотовых телефонов. Подразделение Siemens Mobile было запущено в 1985 году. В том же году появился первый телефон компании Siemens Mobiltelefon C1. Он весил почти девять килограммов и был предназначен для установки в автомобилях. В 1987 году была выпущена еще одна модель — Siemens Mobiltelefon C2. Этот телефон весил почти семь килограммов и был улучшенной версией предыдущей модели.

Siemens Mobiltelefon C1

Кроме рынка сотовых телефонов Siemens в начале 80-х годов ждали перестановки в руководстве. Питер Сименс ушел со своего поста, и его впервые в истории компании сменил не родственник, а работник компании Бернард Плетнер. Ему на тот момент было уже 67 лет, но, несмотря на возраст, он активно работал, и хорошо знал особенности компании, в которой провел несколько десятков лет.

Есть сведения, что именно опыт стал причиной, почему Питер фон Сименс предпочел Плетнера своему 44-летнему сыну. Плетнер занял пост председателя, а генеральным директором стал Карлхайнц Каске. Несмотря на отход семейства Сименсов от руководства компанией, они до сих пор остаются крупнейшими акционерами концерна, контролируя около 14,5% акций.

Вместе они решили сделать Siemens мировым лидером в сфере высоких технологий. Для этого была запущена разносторонняя и очень дорогая программа исследований и поглощений. Так, в период с 1983 года по 1988 год было потрачено $24 миллиарда на разработку, исследования и покупку компаний.

Среди приобретенных были достаточно крупные и известные компании. Одной из них стала Rolm System, бывшая частью IBM и обошедшаяся в $844 миллиона. Зато она позволила нарастить долю рынка коммутационного оборудования в США. Успехом этой программы принято считать тот факт, что компания успешно разработала свои микрочипы в 1988 году.

В общей сложности эффективность, а главное — затратность программы вызвала удивление не только в достаточно консервативных бизнес-кругах ФРГ, но и в США. В целом, предпринятые действия помогли глобализации, но были явно не очень выгодны экономически.

В течение 80-х годов компания не только исследовала и приобретала, но и вполне успешно реализовывала различные проекты. Так, уже в 1980 году начала применяться цифровая коммутационная технология EWSD, разработанная Siemens. Первая АТС, использующая ее, находилась в Гамбурге.

Еще одним важным направлением работы Siemens в 80-е годы стало вхождение в консорциум, ставивший себе целью разработку и производство высокоскоростных электропоездов. Работа была начата в 1985 году, и ее результатом стал экспериментальный поезд InterCityExperimental. Консорциуму пришлось определенное время договариваться с немецким правительством относительно размеров и некоторых других особенностей разработки.

Возникли также трения относительно количества нужных стране поездов. Закончились переговоры в 1988 году заказом 41 поезда ICE-1. В будущем их количество будет увеличено до 60. Информации об участии в проекте Siemens немного, точно известно, что компания поставляла компоненты для ICE. Кроме того, ее обычно называют руководителем разработки модели ICE-3.

Говоря об этих поездах стоит упомянуть, что их концепция — два электролокомотива и безмоторные вагоны — обладала недостатками. В частности, ICE-1 имел трудности при преодолении подъемов на некоторых участках железной дороги.

В начале 90-х годов Siemens снова ждали перестановки в руководстве. Так, сменился генеральный директор. Эту должность занял Генрих фон Пирер. Причиной перестановок стал кризис в Европе и привлекательность американского и азиатского рынков. От Пирера ожидались шаги в сторону глобализации и коммерциализации Siemens. Новый генеральный директор сразу же предложил собственный курс развития концерна.

В нем было три ключевых тенденции — компания должна сосредоточить 85% бизнеса на глобальных рынках или имеющих потенциал развития до этого уровня, производство значительно улучшиться за счет уменьшения его интенсивности, а также ПО — ключевой коммерческий фактор.

Изменилась и корпоративная культура Siemens. Концерн был известен доминированием инженеров и ориентации на инновации. Пирер по сути от этого не отказался, но немного подправил. Он рассчитывал превратить концерн в конкурента японским компаниям, а для этого нужно было изменить некоторые устоявшиеся каноны.

Именно благодаря Пиреру Siemens стала более направленной на рынок. Компания стала концентрироваться на инновациях и сервисе. Руководители на локальных рынках получили гораздо большую свободу, в том числе относительно уменьшения цен. Компания продолжила внедрять инновации также работая в сотрудничестве с другими. Продолжилась также создание поездов ICE.

Так, в 1997 году появилась модель ICE-2, которая походила на предшественницу, но имела несколько отличий в конструкции. Заканчивая тему поездов, стоит упомянуть ICE-3, появившийся в 2000 году. Несмотря на похожесть, в этой разработке было решено отказаться локомотивной тяги, заменив ее на мотор-вагонную. ICE-3 также получил еще несколько конструкторских особенностей, позволяющих поезду успешнее преодолевать подъемы. Модель в последствии получила несколько модификаций.

После модели ICE-3 электропоезда идут под названием Siemens Velaro, считающейся продолжением знаменитой линейки. Поезда известны тем, что компания торгует ими как в Европе, так и в других регионах мира. Одним из покупателей стала Россия, заказав восемь поездов в 2006 году и еще восемь в 2011 году. Идут они под названием Velaro RUS и «Сапсан». Поставляемая в Россию версия имеет некоторые отличия от моделей в других странах.

Siemens Velaro

Кроме поездов в 90-е годы продолжилось развитие телефонов компании. Одной из ключевых их особенностей стала компактность и неординарные конструкторские решения. Начатая в 80-х годах линейка продолжилась в 1990 году моделью С-3, весившей 2,5 килограмма. Затем была представлена модель С-4 — первая поддерживающая стандарт GSM. В 1993 году появился S-1, известный в первую очередь длительностью работы без подзарядки — в режиме ожидания он выдерживал около суток и 2,5 часа при разговоре. S-4, появившаяся спустя год, выдерживала уже около 70 часов.

Стоит также упомянуть вышедший 1997 году S-10 — первый сотовый телефон с цветным экраном. При желании список моделей Siemens можно расширить. Но главным остается то, что компания хорошо себя чувствовала на этом рынке и продавала неординарные продукты.

Siemens S-10

Вторую половину 90-х европейский рынок находился в рецессии. К этой проблеме добавилось еще и азиатский кризис, начавшийся в 1996 году. Закономерным итогом стало падение прибыли Siemens в период с 1996 года по 1998 год на две трети. В 1998 году Пирер был вынужден согласится с мнением о том, что Siemens работал в слишком большом количестве сфер.

Следующим его шагом стал глобальный план, включающий существенное сокращение активов компании и отказ от некоторого числа подразделений вроде производства полупроводников, считающегося одним из самых убыточных в компании. После этого Siemens сконцентрировалась на четырех направлениях: электроэнергия, промышленность, железнодорожные системы, коммуникация и информация.

Для того, чтобы упрочить свое положение на рынке электроэнергии, была приобретена одна из дочек Westinghouse, работающая в этом направлении. Так, была сформирована дочерняя компания Siemens Westinghouse Power Corporation. Следующим шагом стало постепенное перемещение производства за пределы Германии. Пиреру также пришлось реформировать железнодорожное направление компании. В частности, он назначил в его руководство новую команду менеджеров. Они получили задачу максимально упрочить положение направления с расчетом на его продажу в ближайшие годы.

В направление информации и коммуникации входили интернет-технологии, телекоммуникационное направление, а также компьютеры и мобильные телефоны. Питер собирался развивать его совместно с другими компаниями. К концу десятилетия было сделано несколько покупок американских компаний для его упрочения. В целом меры, предпринятые Пирером, оказались эффективным, и чистый доход компании в 2000 году увеличился с €1,2 миллиарда до €8,9 миллиардов.

Siemens в 21 веке. Коррупционный скандал и борьба с бюрократией

В начале 2000-х годов компания продолжила свою политику, направленную на глобализацию. Ей удалось расшириться за счет сделки о покупке Vodafone концерна Mannesmann AG. Сама сделка обычно называется враждебным поглощением, и несколько других компаний сумели оторвать кусок от Mannesmann. Siemens удалось получить производство автомобильных компонентов, насосов, кранов, решений для логистики и другие. Часть активов были Siemens не нужны, а потому их удалось удачно перепродать. Siemens также воспользовалась возможностью приобрести мобильное подразделение Robert Bosch. Последняя в то время покидала рынок, а потому сделка была отличной со всех сторон.

Siemens тоже избавлялась от ненужных активов. В начале 2000-х годов к ним причислялось направление, занимающееся ядерной энергетикой, новым владельцем которого стала Framatome ANP. В обмен Siemens получила 35% акций. Все эти перестановки теряются на фоне двух следующих друг за другом скандалов.

Первый начался в 2002 году, когда Financial Times и несколько других источников сообщили, что компоненты поставляемого компанией в Ирак оборудования для дробления камней в почках можно использовать в разработке ядерного оружия. Учитывая недовольство со стороны США и Европы режимом Хусейна, подобная информация вызвала общественный резонанс. Siemens опровергала возможность такого нестандартного применения своего оборудования. Вина компании была опровергнута самими американцами, не нашедшими в Ираке ядерного оружия.

Следующий скандал имел гораздо большие последствия. В 2004 году итальянская прокуратура обвинила Siemens во взяточничестве. По мнению правоохранительных органов, компания разрешила сотрудникам дать взятку в размере €6 миллионов руководству подразделения Enelpower, принадлежащего итальянской Enel. Это было сделано для того, чтобы получить контракт на газовые турбины. В итоге Siemens получила запрет на сотрудничество с итальянскими государственными компаниями на один год и штраф в €38 миллионов. Обвиненные менеджеры в 2007 году получили штрафы и условные сроки в Германии.

На этом скандал не закончился, а продолжил увеличивать масштаб. В 2005 году пост генерального директора компании оставил Пирер, заняв пост председателя. Новым генеральным директором стал Клаус Кляйнфельд.

До назначения он руководил консалтинговой компанией Siemens Managment Consulting Group. Кроме того, он прославился как человек умеющий восстанавливать доходность подразделений компании и хороший кризисный менеджер. Возглавив Siemens в 2005 году, он практически сразу продал убыточное мобильное подразделение компании BenQ. Cумма сделки составила $350 миллионов, при том, что это направление нанесло компании ущерб в €500 миллионов.

В целом Кляйнфельд, несмотря на то, что был хорошим главой компании, вскоре покинул пост. Ему просто не повезло оказаться во главе Siemens в период коррупционного скандала. В 2006 году в штаб-квартире компании провели обыск и в том числе проверяли кабинет Кляйнфельда. Никаких компрометирующих материалов на главу компании найдено не было, но уже в 2007 году он заявил, что покинет Siemens после окончания контракта —1 октября 2007 года.

Официальная версия гласит, что уход не был связан со скандалами, но это не мешает многим источникам с ней не считаться. В то время топ-менеджеры Siemens покидали свои посты и по собственному желанию, и из-за арестов. Так, был задержан финансовый директор компании и глава телекоммуникационного отдела.

Кроме того, в 2006 году компания призналась во взятках на сумму в €420 миллионов. В 2007 году внутреннее расследование показало, что компанией было осуществлено подозрительных транзакций на сумму приблизительно в €1,6 миллиарда. Все закончилось штрафами на общую сумму в €1,6 миллиарда. Siemens также подала в суд на 11 топ-менеджеров, в их числе значились Пирер и Кляйнсфельд.

На посту главы компании Кляйнфельда сменил Петер Лешер. В его руках оказался огромный концерн, страдающий из-за скандалов и бюрократии. Как рассказывал сам Лешер на первом собрании руководящего совета, оказалось, что решения, которые необходимо было принять уже приняты, а собравшиеся должны их просто утвердить. Лешер попросил каждого члена совета рассказать о том, как обстоят дела. Ответ был стандартный — необходимо запросить свежие сводки.

Петер Лешер

Лешеру пришлось разбираться со всей этой структурой. Одним из первых его решений стало сокращение совета, исходя из правила «один руководитель — один бизнес». Так в совете осталось только восемь человек. Затем он начал оценку сотрудников компании. Для этого Лешер нанял агентство Egor Zehnder. Не желающим проходить проверку Лешер предоставлял возможность уволиться. Ему удалось подобрать качественных специалистов на должности глав подразделений, сумевших уже к концу 2007 года создать собственные команды. Не все из них получили повышения, часть прежних руководителей, доказавших свой профессионализм и эффективность сохранили должности.

Следующим направлением деятельности стала работа с дочерними компаниями, которых сам Лешер называл одним из ключевых факторов успеха. Целью была борьба с бюрократией и наведение порядка. Дочки Siemens в то время были странными структурами. На первый взгляд могло показаться, что им или дается слишком много свободы или дела пущены на самотек. Например, мобильное подразделение было продано еще в 2005 году, и этот рынок Siemens официально покинула. Некоторые дочерние компании из своих соображений не сделали этого и продолжили работать. Так, у Siemens было огромное количество различных локальных бизнесов, никак не связанных с основной деятельностью компании.

Пришлось устранять подобные проблемы и назначать для каждого подразделения руководителя, отвечающего за работу во всем мире. Подход Лешера в этом направлении ярко демонстрируют следующие изменения. На момент его прихода Siemens работала в 190 странах и имела около 70 кластеров. Лешеру это показалось чересчур, и он начал сокращение сначала до 20, а позже до 14. Для управления была создана специальная руководящая группа. Делалось это для большей гибкости концерна.

Еще одним важным направлением деятельности компании стало повышение клиентоориентированности. Этим фактором в Siemens пренебрегали, но Лешер считал его важным. Именно поэтому он начал предоставлять графические сводки на основе расписаний генеральных директоров подразделений и членов руководящего совета. На график они заносились с именами, и статистика, по мнению Лешера, вышла плохая. Сам он в этом списке лидировал, потому что тратил на это направление около половины дня. Топ-менеджеры же демонстрировали в большей части средний результат.

Впервые метод был опробован в 2008 году. Следующие три года статистика менялась в лучшую сторону, и в итоге некоторые руководители начали опережать Лешера. Другие с ним сравнялись. Подобный успех не обошелся без едких комментариев относительно того, насколько Лешер может доверять подчиненным.

Говоря о реформах Лешера, стоит упомянуть политику равных возможностей. На момент его прихода в руководящем совете компании не было ни одной женщины. Такой подход Лешера не удовлетворил, и он исправил ситуацию. Так, в совете оказались две женщины, которые были повышены благодаря своим способностям и успехам.

Впрочем, все эти изменения несмотря на их необходимость и очевидность, не принесли Siemens желанной стабильности и роста. В 2009 году спрос на ключевых для компании рынках стал снижаться, а Лешер, по общему мнению, неверно оценивал потребности рынка. Кроме того, из-за задержек в реализации проектов компания увеличила расходы.

Ухудшение финансовых показателей в период 2010-х годов привел к тому, что Лешер вместо плана по наращиванию объема продаж ввел план, направленный на экономию €6 миллиардов. В августе 2013 года Лешера на посту главы компании сменил Джо Кэзер. Причиной увольнения Лешера называют неудовлетворительные финансовые показатели. За пять лет курс акций также упал на 11%. Лешер сам признал свою вину в том, что несвоевременно отреагировал на экономический кризис.

Джо Кэзер

Джо Кэзер до того, как стал генеральным директором, занимал пост финансового директора Siemens. Начало работы на посту генерального директора для Кэзера не выглядело слишком оптимистично. Вместо спокойной реализации плана реорганизации и развития концерна, ему пришлось сразу приступить к активным действиям.

Все дело в том, что в 2014 году стало известно, что один из главных конкурентов Siemens General Electric собирается приобрести энергетический бизнес французского концерна Alstom. Кэзеру этого совершенно не хотелось, а потому ему пришлось сразу же вмешаться в битву и пытаться самому заполучить это направление. GE предлагала за него €12,4 миллиарда. Siemens начала с €11 миллиардов и направления по производству поездов. Впрочем, предложение по вкусу Alstom похоже не пришлось.

Затем Siemens решила действовать совместно с Mitsubishi. Общими усилиями они предлагали €9 миллиардов. Оба гиганта преследовали свои интересы. Siemens собиралась получить за €4 миллиарда направление, производящее газовые турбины, а Mitsubishi рассчитывало на покупку 40% подразделения, выпускающего паровые и атомные турбины, а также 20% электросетевого. Siemens также собиралась предложить Alstom объединить подразделения в сфере железнодорожного бизнеса. Но победила в этой битве GE.

В том же году компания приобрела бизнес в сфере газовых турбин и компрессоров у Rolls-Royce за 785 миллионов фунтов. Следующим шагом стала покупка Dresser-Rand за $7,6 миллиарда. Последняя занимается производством турбин и компрессоров для нефтегазовой отрасли. Официально сделка была закрыта в 2015 году.

Несмотря на то, что борьба за Alstom привлекла внимание общественности, особый интерес представляла и оглашенная Кэзером стратегия развития компании до 2020 года. Одним из ключевых направлений деятельности нового главы стала борьба с бюрократией. С ней пытались бороться и предшественники Кэзера, но результаты были сомнительны. Теперь стало известно, что глава компании собирается уменьшить количество подразделений с 16 до 9. Кроме того, он решил убрать разделение на сектора. Оставшиеся девять подразделений сфокусируются на двух направлениях — цифровое оборудование для промышленности и энергетическое машиностроение.

Компания сконцентрируется на росте в сферах автоматизации, электрификации и цифровых технологий. Именно для этой цели были куплены означенные выше компании. Структурные реформы сразу же привели к появлению информации о сокращении почти 12 тысяч рабочих мест. Впрочем, Кэзер, пытаясь прекратить панику и домыслы отметил, что он надеется большую часть сотрудников не уволить, а перевести на другие должности.

В целях превращения Siemens в более стройную компанию, сфокусированную на прибыльных направлениях, Кэзер решил избавится от непрофильных активов. Так, например, подразделение выпускающее оборудование для металлургии, было выделено в совместную компанию с Mitsubishi Heavy Industries. Кроме того, возможным считался отказ от нескольких других предприятий потому, что они не совпадают с курсом компании.

Подразделение, занимающееся медицинскими разработками, получит большую свободу и станет практически независимым. В том числе возможным было его превращение в отдельную компанию и размещение акций на бирже.

Нарекания вызывала и операционная деятельность компании. До Кэзера Siemens на удивление часто сталкивалась с плохой реализацией проектов. Это негативно влияет не только на финансовую ситуацию, но и на репутацию. Именно потому Кэзеру пришлось уделить время и этому аспекту.

Говорить об успехе стратегии Кэзера пока рано. Судя по результатам 2015−2016 финансового года, закончившегося в ноябре, дела идут хорошо и этот период даже назвали одним из лучших в истории компании. В том числе на 5% увеличился оборот составивший €79,6 миллиарда.

Прибыль кажется ниже, чем в 2015 году — €5,6 миллиарда против €7,4 миллиарда, но только если не учитывать, что год назад €3 миллиарда из этого показателя составили продажи некоторых активов. Возглавив компанию, Кэзер утверждал, что Siemens не пребывает в кризисе, но может работать лучше. Тем не менее, предпринятая им перестройка сравнима с кризисными мерами. Пока для Siemens все идет хорошо, а потому вера в Кэзера, как человека начинающего новую эпоху технологического гиганта, растет. Что будет дальше, покажет время, хотя в любом случае Siemens останется в истории бизнеса в числе величайших концернов.

#КакЭтоБыло

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления