Научиться за 15 минут: микрообучение и тренды EdTech

Согласно исследованию компаний EdMarket, Нетология и TalentTech, к 2030 году объем мирового рынка онлайн-образования достигнет $10 трлн, но это были допандемийные цифры. После 2020 года прогнозируемый показатель может увеличиться.

И это не единственное, что принесла пандемия отрасли: во-первых, усилилась тенденция на обучение отдельным практическим навыкам для конкретной профессии, а, во-вторых, на первый план вышел тренд на микрообучение — когда большие объемы информации делятся на мелкие блоки.

Аналитическая компания HolonQ называет микрообучение одним из главных принципов онлайн-образования будущего. Почему он перспективен, как применяется и в каком направлении движется весь EdTech, рассказали сообществу Heg.ai его участники — создатели проекта по обучению soft skills InMind Анастасия Батхина и Владислав Баймурзин.

Научиться за 15 минут: микрообучение и тренды EdTech

Проект ребят по обучению soft skills активно развивается, а основатель Heg.ai Павел Хегай зашел в проект InMind эдвайзером. Эдвайзеры нужны не только стартапам: для развития собственной квалификации и профессионального роста хорошей практикой является общение с менторами, что становится основой для микрообучения (статья на тему эдвайзинга для стартапов). Их можно найти самостоятельно, например написать напрямую интересному человеку в Facebook, либо найти профильное сообщество (например Heg.ai), где тебе подберут ментора.

Зачем нужно микрообучение

Микрообучение — тренд не новый: с каждым годом у работников снижается количество времени, которое они могут потратить на обучение. Сейчас по мнению американских ученых это около 25 минут в неделю, что несопоставимо со временем даже одной лекции.

Во-вторых, у людей снижается порог внимания: они привыкают к сжатой, структурированной информации — как сторис в Instagram, видео в TikTok. Это контент, который быстро усваивается. Разного рода исследования показывают, что люди начинают уставать после 6-8 минуты просмотра видео.

Поэтому в маркетинге говорят, что идет война за внимание пользователя: из-за большого количества контента и отвлекающих факторов. Поэтому человека нужно увлечь уже за первые 2-3 секунды. Это головная боль и маркетологов, и методистов, занимающихся составлением образовательных курсов.

Современному человеку быстро все надоедает, он не готов продолжать, если возникают сложности. Сегодня в онлайн-курсах хорошим показателем считается 15-20% доходящих до конца учеников.

Для своих курсов нам удалось добиться результата в 80% и высокой клиентской оценки за счет edutainment (развлекательного) контента, микрообучения и диалогового формата, который активно вовлекает пользователя в процесс и стимулирует его интерес к обучению — для пользователя это выглядит как ненавязчивая переписка, в процессе которой он узнает что-то новое. Это объясняет причину популярности microlearning: он уже не просто тренд, а необходимость.

Прямой эфир с Анастасией Батхиной

Особую значимость он получил в сегменте корпоративного обучения: у руководителей университетов взрослого дополнительного образования обострился вопрос использования онлайн-курсов для персонала. Сейчас наблюдается усталость людей от онлайна: прошел почти год с ухода в цифру, больше половины этого времени было потрачено на чистой удаленке.

Возникает проблема концентрации человеческого внимания и перенасыщенности. Если в начале пандемии люди старались охватить как можно больше всевозможных вебинаров, сейчас они устали, и руководителям корпоративных университетов нужно сделать так, чтобы сотрудник в будущем не переставал заниматься.

По данным LinkedIn, микрообучение эффективно помогает заполнить точечные пробелы в знаниях у сотрудников и достичь краткосрочных целей. И в отличие от различных недельных курсов вырабатывает привычку учиться.

Инструменты и подходы микрообучения

Микрообучение — принцип обучения, который сводится к тому, что обучающий блок должен занимать 15-20 минут. Поэтому под него можно придумать разные технологии в зависимости от подхода к обучению. Ключевых два:

  • Первый — когда берут обычный полноценный курс и просто нарезают на части по 15 минут. Это никак методологически не проработано, просто вместо того, чтобы условно просмотреть весь часовой ролик за раз, человек его растягивает на четыре дня.

Сейчас растет спрос на вовлекающие механики, поэтому простая нарезка контента не работает — это не удерживает внимания.

  • Более актуален второй подход: когда каждый мини-урок готовится отдельно.

А для максимального вовлечения человека применяется геймификация: например, за прохождение каждого мини-урока человек получает баллы, которые позже может потратить в рамках обучения или у партнеров сервиса (например, на месячную подписку в онлайн-кинотеатре). Получается квест или мини-игра, которая вовлекает в процесс обучения и способствует усвоению знаний — с этим соглашаются 63% студентов. А 89% людей соглашаются, что благодаря геймификации с большей вероятностью дойдут до конца курса.

Научиться за 15 минут: микрообучение и тренды EdTech

Есть также другие форматы, которые схожи с геймификацией. Например, интерактивное взаимодействие с курсом: человек не просто изучает предмет и выполняет тест в конце, а получает контент в виде диалога или игры. Отличный пример — обучение в чат-боте, который готовит к экзаменам как разработка Squirrel AI.

Эффективность у перечисленных инструментов примерно одинаковая, но многое зависит от конкретного человека. У каждого есть предпочтения по форме контента: аудио, видео или визуализация образов. Кому-то интереснее общаться (с ботом), кому-то и испытывать спортивный азарт (при зарабатывании баллов). Но в то же время механики вовлечения работают примерно одинаково и воздействуют на одну большую группу людей.

Единственный способ выбрать подходящий инструмент — тесты на конкретной аудитории.

Для оценки эффективности инструментов пользуются различными метриками. Во-первых, общеуниверсальными, которые связаны с процессом обучения — уровень вовлеченности в процесс получения информации, доля прошедших весь курс среди обучающихся, уровень оценки удовлетворенности клиентов.

При этом, когда идет речь о конкретных курсах, возникают более узкие цели обучения. Например, в корпоративном образовании нужно улучшить внутренние показатели. Можно оценивать изменения показателей в начале образования и после, чтобы видеть результат, определять уровень знаний через оценку кейсов или проявленных навыков. Более детальные метрики зависят от цели обучения — в каждой сфере вырабатывается индивидуальная оценка активности.

Куда движется онлайн-обучение

  • В первую очередь популярность не теряют AR и VR — дополненная и виртуальная реальность.

Они активно применяются в школьном образовании для улучшения качества донесения информации, повышения вовлеченности учеников, создания нового опыта. Например, при изучении дисциплин, требующих практический компонент: биология, химия, физика. VR и AR позволяют проводить опыты и эксперименты более безопасно — например, с приложением Medical Realities можно выполнять хирургическое операции.

В корпоративном обучении доля AR/VR меньше, но эти технологии тоже применяются: есть проекты, связанные с обучением на сложном производстве, где трудно и очень затратно с позиции ресурсов обучать в реальных условиях людей. Виртуальная реальность становится спасением.

  • Популярность корпоративного сегмента в EdTech в целом увеличивается.

Появляются такие направления, где сотрудники учат друг друга (p2p-learning) — уже создаются платформы для реализации этой идеи, но их мало. Тем, кто не хочет ждать подходящие продукты и искать их, можно пробовать самостоятельно организовывать такой p2p-learning с людьми из нужных сфер, находя их, например, с помощью нетворк-сообщества heg.ai. Опыт участников сообщества можно смело использовать как основу для микрообучения.

  • Давний, но все еще актуальный тренд — персонализация обучения.

Заходит на курс, например, десять человек и у каждого свой индивидуальный путь к цели. Платформа рекомендует им формат обучения по их интересам, приоритетному восприятию информации. Это достигается за счет использования искусственного интеллекта, который анализирует, что человек до этого изучал, какие у него показатели успеха, как он усваивает материал, где пробелы, над чем нужно больше работать. Согласно этому формируются рекомендации к образовательной программе.

Частью персонализированной истории могут становиться виртуальные и голосовые помощники, как Siri. Они проверяют задания и правильность их выполнения, дают советы, исправляют ошибки.

В первую очередь они применяются в языковом образовании — например, как это делает стартап Duolingo, но фактически могут присутствовать в любых предметах, включая прикладные. Их плюс — в возможности учиться когда угодно и сколько угодно. А с ботом Andy можно и поболтать как с обычным человеком на отвлеченные темы.

  • Если смотреть на только начавшие набирать обороты тренды, нужно затронуть нейроинтерфейсы.

Это устройства, которые могут использоваться при обучении, чтобы считывать мозговую деятельность. Они применяются уже не только в научных исследованиях — есть проекты, которые помогают студентам учиться благодаря этим устройствам. Нейроинтерфейсы отслеживают показатель вовлеченности и дают знать об этом преподавателю, который, например, ведет класс дистанционно. Он не получает обратную связь от студентов — ее дает компьютер.

Сейчас эта история только зарождается, но уже есть проекты, которые будут ее развивать.

В нашем проекте мы комбинируем большое количество трендов: начиная от микрообучения и геймификации, заканчивая чат-ботами, где сразу идет отработка знаний.

Это гибридный формат, за которым, на наш взгляд, будущее. Причем смешиваться должны не только методологии, но и технологии. Однако важно понимать, что ажиотаж вокруг технологий спал — теперь без грамотной методологии, без грамотной подачи материала обучение уже ничего не стоит. Все образовательные технологии должны работать на цель, а не присутствовать для галочки.

Топ полезных ресурсов для составления образовательных программ

  • «Скиллсет методиста» от Skyeng и Skillbox — таблица со списком задач по созданию образовательного проекта и деталями, которые их касаются: например, кто их выполняет, какими знаниями и компетенциями должен обладать.
  • «Искусство обучать», Дж. Дирксен — базовые принципы педагогики и когнитивной психологии для выстраивания эффективной и увлекательной программы, а также практические советы «бери и делай».
  • «Инновационные модели обучения», М. В. Кларин — большой набор мировых практик в первую очередь для высшей школы и дополнительного образования.
  • Coursera «Научитесь учиться» — курс, помогающий лучше понять процесс обучения и примерить на себя «шкуру» ученика.
  • Toolbox от Лаборатории непрерывного обучения — подробные инструкции по внедрению в образовательный процесс новых методик и инструментов.
  • Eduspace — сайт-карта, который познакомит вас с основами педагогического дизайна.
  • Edutainment — онлайн учебник по edutainment для корпоративного обучения.

Еще больше историй и экспертных статей от участников Heg.ai сообщества по темам образования, маркетинга, венчурных инвестиций, предпринимательства в нашей колонке на vc.ru. А более подробно узнать про использование нетворкинга, стартапы и Кремниевую Долину можно в блогах в Инстаграм и Телеграм.

1818
11 комментариев

интересно

1
Ответить

ещё немного и люди уже 10 минут фокус не смогут удержать, а те кто сейчас растёт на тиктоке и все 5 будет потолком

1
Ответить

Коммент, чтобы не забыть почитать. А вообще кажется, что у людей щас проблемы с концентрацией и микообучение должно взлететь

1
Ответить

взлететь - вполне возможно, только вот насколько такое обучение перспективно и эффективно в догосрочном времени - большой вопрос 

Ответить

на кдпв логин и пароль на листочке. забавно.

Ответить

Прикольно. Спасибо, за ссылки на книги и материалы

Ответить

Вот только утром об этом читала https://blog.talentrocks.ru/trends2021/ Микрообучение, мобильность, геймификация плюс создание комьюнити вокруг обучения. Туда все и движется.

Ответить