Зачем банку делать детские игры и что они дают бизнесу
Объясняем на примере суперхита Альфа-Банка — проекта «Рыбки в банке».
Одно из ключевых бизнес-направлений Альфы — семейный банк. Через сервисы для близких компания привлекает лояльных клиентов, а те получают дополнительную выгоду и удобные инструменты управления семейным бюджетом: общие счета, аналитику и специальные продукты.
Пример такого продукта — детская карта. Детям она помогает чувствовать себя самостоятельными и распоряжаться карманными деньгами как взрослые. Родителям — всегда знать, есть ли у ребёнка деньги, и учить его обращаться с финансами. Банку — выстраивать отношения с молодыми клиентами 6–13 лет. О том, как Альфа создаёт лучшую карту для детей, мы рассказывали в статье «О какой карте мечтает поколение Альфа».
А ещё у детской карты отдельная версия приложения. Кроме привычных для мобильного банка опций, таких как оплата, переводы и копилка, там есть свои онлайн-игры. В них можно развлечься с пользой: узнать новое о финансах и выиграть призы — от денег на счёт до игровой консоли и смартфона.
«Мы хотим не просто знакомить молодых клиентов с продуктами и культурой Альфа-Банка, а делать так, чтобы этот процесс приносил удовольствие. Поэтому игры — неотъемлемая фича детской версии приложения: без них оно казалось бы неполноценным».
Все в плюсе: что игры дают банку, детям и родителям
Глобально у игр в детском приложении три цели: развлечь, привлечь и научить. Остановимся на каждой.
Развлечь детей. По статистике, дети заходят в приложение ради игр чаще, чем взрослые. Так банк конкурирует за внимание, а ребёнок наслаждается захватывающим геймплеем и получает шанс выиграть призы. Кроме виртуальных ачивок каждый участник может получить реальные призы — деньги и девайсы.
Привлечь новых клиентов. Доступ к играм — распространённая причина, по которой дети просят у родителей оформить карту. Ребёнок хочет играть вместе с одноклассниками, обсуждать процесс, быть причастным к общему увлечению. При этом получить карту проще простого: оформление, доставка и обслуживание бесплатные.
«Мы считали, что игры работают только на лояльность существующих пользователей. Но опрос во время доставки детских карт показал, что это ещё и эффективный механизм привлечения новых клиентов. Больше половины родителей ответили, что ребёнок попросил оформить карту, чтобы поиграть в игры. Это был приятный и неожиданный инсайт».
Научить детей обращаться с финансами. Через игровые механики банк знакомит юных клиентов с банковскими сервисами. Ребёнок на примерах изучает переводы, кэшбэк, счёт-копилку, оплату услуг, способы защиты от мошенников — всё то, что пригодится в реальной жизни. То есть он не просто тапает по экрану, а осваивает азы финансовой грамотности.
Как создают игры: от брифа до розыгрыша призов
Разработка каждой игры занимает от четырёх до шести месяцев. Скоро этот период сократится вдвое благодаря собственной гейм-студии, которую запускает Альфа-Банк (сейчас часть задач передают внешним подрядчикам).
Всё начинается с создания брифа. В документе описывают общую концепцию игры и цели проекта, например, по количеству игроков и конверсиям. На основе брифа генерируют идеи и выбирают игровую механику.
«Интересная механика — один из важнейших параметров, от которых зависит успех игры. Например, мы не делаем викторины, потому что дети не хотят отвечать на вопросы — им нравятся экшн-игры, как наш раннер “Рыбки в банке”. Также одно время были популярны симуляторы кафе — тогда мы выпустили “Бургер башню”, где игроки собирают бургеры».
Дальше запускается самый трудоёмкий процесс — производство игры. Команды продумывают пользовательские сценарии и награды, пишут тексты, отрисовывают персонажей и экраны.
«Для каждой игры мы подбираем свой стиль — такой, чтобы креатив был ярким и сумасшедшим, но в то же время вписывался в интерфейс приложения. Нам важно уделить внимание каждой детали, поэтому именно на дизайн уходит больше всего времени, примерно до двух месяцев».
Когда всё готово, игру тестируют и выпускают для пользователей. Как правило, она доступна несколько месяцев. В это время команда разработки занимается технической поддержкой проекта, а специалисты контактного центра отвечают на вопросы детей.
«С детьми всегда общаются отдельные сотрудники — независимо от того, идёт сейчас игра или нет. Специалисты проходят дополнительное обучение и могут ответить на самые разные вопросы: когда придёт выигрыш, как решить домашку по алгебре и какого персонажа выбрать в Dota 2».
После завершения игры Альфа выплачивает денежные призы и разыгрывает главные награды. К их выбору тоже подходят с заботой. Например, PlayStation 5 в «Рыбках в банке» идет с дисководом, чтобы победитель не столкнулся с трудностями при онлайн-покупке игр.
Самая сложная игра: что особенного в «Рыбках в банке»
Суперхит 2025 года — игра-раннер «Рыбки в банке», она появилась в детском приложении летом. Главная задача игрока — вместе с рыбкой по имени Альфиш пройти путь от школьника до владельца бизнеса. Для этого надо быстро бегать, собирать фишки и предметы, проходить миссии и события, управлять финансовыми потоками и выбирать профессии для прокачки карьеры.
Задания и ситуации — как в жизни. Можно завести домашнего питомца, зарабатывать с помощью забегов, покупать разные вещи, получать доход от недвижимости — и не только. Случаются даже неожиданные подарки от бабушки и письма из налоговой. Играя, ребёнок понимает, откуда берутся деньги, куда они уходят и как распоряжаться доходами.
Это одна из самых сложных игр, которая появилась в детском приложении Альфа-Банка: элементы обучения финансовой грамотности здесь глубоко встроены в геймплей. Для «Рыбок в банке» создали более 330 экранов событий, отрисовали 237 образов персонажей и множество отдельных предметов, которые встречаются в разных блоках игры. Получилась целая мультяшная вселенная — и самая масштабная игра из всех, которые были в приложениях Альфы.
В тестовый забег «Рыбок в банке» можно сыграть на сайте Альфы, а для доступа к полной версии нужна детская карта.
Лучше меньше, но чаще — и другие инсайты
Чтобы разрабатывать игры, которые нравятся детям, команда постоянно изучает рынок, проводит качественные и количественные исследования, анализирует данные прошлых запусков. В дополнение к этому стандартному для любой большой компании набору, Альфа приглашает реальных пользователей в гости — живое общение помогает взглянуть на продукт с новых сторон.
Недавно такая встреча прошла в рамках Family Day, когда сотрудники Альфы приходят в офис с детьми. Для них готовят развлечения, проводят розыгрыши и предлагают поучаствовать в исследованиях. Команды смотрят, как дети используют их продукты, проверяют гипотезы и собирают обратную связь.
«Такие офлайн-события крайне ценны. Например, на июньском Family Day мы заметили, что дети предпочитают играть не в одиночку: один играет, а ещё трое наблюдают и подсказывают. Получается коллективное вовлечение в процесс. Теперь мы думаем о том, чтобы внедрить многопользовательский режим — и посмотреть, как это сработает. Кроме того, обсуждаем совместные игры для детей и родителей. Суть в том, чтобы взрослые могли давать ребёнку задания прямо в игре».
Среди других инсайтов:
- Призы — не единственная мотивация. Многие играют просто потому, что им это нравится.
- Дети азартнее взрослых в погоне за рейтингами: могут даже просыпаться ночью, чтобы сыграть и не выпасть из топ-100. Чтобы игры не становились вредной привычкой для одних и не демотивировали других, команда отключила награды за рейтинг и в целом решила от него отказаться. Теперь пользователь соревнуется сам с собой: прокачивает собственные скиллы и достигает лучших результатов в комфортном для себя темпе. При этом шанс получить приз стал выше.
- Общий призовой фонд малоинтересен. Дети хотят ощущать ценность своих усилий, поэтому им важнее не абстрактный шанс на большой выигрыш, а маленькие, но гарантированные суммы за конкретные достижения. В «Рыбках в банке» такие награды составляют от 10 до 300 рублей (но главные призы тоже есть).
Что дальше
Более 80% пользователей оценивают игры Альфы на 4 балла и выше, причём 60% из них ставят 5 из 5. Результат впечатляет, но команда не собирается останавливаться. В ближайших планах — ускорить всё, что только можно: от процесса разработки игр до выплаты призов.
Скоро в банке запустят инхаус-студию разработки — благодаря этому команда рассчитывает сократить цикл создания игр с 4–6 месяцев до 2,5-3. Исправление багов и выпуск обновлений тоже станут проще и быстрее.
Самих игр станет больше, так что в приложении для них появится отдельный раздел. Там можно будет сыграть не в одну доступную игру, как сейчас, а выбрать из двух или нескольких вариантов.