Зачем банку делать детские игры и что они дают бизнесу

Объясняем на примере суперхита Альфа-Банка — проекта «Рыбки в банке».

Зачем банку делать детские игры и что они дают бизнесу

Одно из ключевых бизнес-направлений Альфы — семейный банк. Через сервисы для близких компания привлекает лояльных клиентов, а те получают дополнительную выгоду и удобные инструменты управления семейным бюджетом: общие счета, аналитику и специальные продукты.

Пример такого продукта — детская карта. Детям она помогает чувствовать себя самостоятельными и распоряжаться карманными деньгами как взрослые. Родителям — всегда знать, есть ли у ребёнка деньги, и учить его обращаться с финансами. Банку — выстраивать отношения с молодыми клиентами 6–13 лет. О том, как Альфа создаёт лучшую карту для детей, мы рассказывали в статье «О какой карте мечтает поколение Альфа».

А ещё у детской карты отдельная версия приложения. Кроме привычных для мобильного банка опций, таких как оплата, переводы и копилка, там есть свои онлайн-игры. В них можно развлечься с пользой: узнать новое о финансах и выиграть призы — от денег на счёт до игровой консоли и смартфона.

«Мы хотим не просто знакомить молодых клиентов с продуктами и культурой Альфа-Банка, а делать так, чтобы этот процесс приносил удовольствие. Поэтому игры — неотъемлемая фича детской версии приложения: без них оно казалось бы неполноценным».

Александр Васильев, руководитель клиентского пути семейного банка

Все в плюсе: что игры дают банку, детям и родителям

Зачем банку делать детские игры и что они дают бизнесу

Глобально у игр в детском приложении три цели: развлечь, привлечь и научить. Остановимся на каждой.

Развлечь детей. По статистике, дети заходят в приложение ради игр чаще, чем взрослые. Так банк конкурирует за внимание, а ребёнок наслаждается захватывающим геймплеем и получает шанс выиграть призы. Кроме виртуальных ачивок каждый участник может получить реальные призы — деньги и девайсы.

Привлечь новых клиентов. Доступ к играм — распространённая причина, по которой дети просят у родителей оформить карту. Ребёнок хочет играть вместе с одноклассниками, обсуждать процесс, быть причастным к общему увлечению. При этом получить карту проще простого: оформление, доставка и обслуживание бесплатные.

«Мы считали, что игры работают только на лояльность существующих пользователей. Но опрос во время доставки детских карт показал, что это ещё и эффективный механизм привлечения новых клиентов. Больше половины родителей ответили, что ребёнок попросил оформить карту, чтобы поиграть в игры. Это был приятный и неожиданный инсайт».

Александр Васильев, руководитель клиентского пути семейного банка

Научить детей обращаться с финансами. Через игровые механики банк знакомит юных клиентов с банковскими сервисами. Ребёнок на примерах изучает переводы, кэшбэк, счёт-копилку, оплату услуг, способы защиты от мошенников — всё то, что пригодится в реальной жизни. То есть он не просто тапает по экрану, а осваивает азы финансовой грамотности.

Как создают игры: от брифа до розыгрыша призов

Разработка каждой игры занимает от четырёх до шести месяцев. Скоро этот период сократится вдвое благодаря собственной гейм-студии, которую запускает Альфа-Банк (сейчас часть задач передают внешним подрядчикам).

Всё начинается с создания брифа. В документе описывают общую концепцию игры и цели проекта, например, по количеству игроков и конверсиям. На основе брифа генерируют идеи и выбирают игровую механику.

«Интересная механика — один из важнейших параметров, от которых зависит успех игры. Например, мы не делаем викторины, потому что дети не хотят отвечать на вопросы — им нравятся экшн-игры, как наш раннер “Рыбки в банке”. Также одно время были популярны симуляторы кафе — тогда мы выпустили “Бургер башню”, где игроки собирают бургеры».

Сергей Николаев, руководитель отдела маркетинга игровых механик
Зачем банку делать детские игры и что они дают бизнесу

Дальше запускается самый трудоёмкий процесс — производство игры. Команды продумывают пользовательские сценарии и награды, пишут тексты, отрисовывают персонажей и экраны.

«Для каждой игры мы подбираем свой стиль — такой, чтобы креатив был ярким и сумасшедшим, но в то же время вписывался в интерфейс приложения. Нам важно уделить внимание каждой детали, поэтому именно на дизайн уходит больше всего времени, примерно до двух месяцев».

Сергей Николаев, руководитель отдела маркетинга игровых механик

Когда всё готово, игру тестируют и выпускают для пользователей. Как правило, она доступна несколько месяцев. В это время команда разработки занимается технической поддержкой проекта, а специалисты контактного центра отвечают на вопросы детей.

«С детьми всегда общаются отдельные сотрудники — независимо от того, идёт сейчас игра или нет. Специалисты проходят дополнительное обучение и могут ответить на самые разные вопросы: когда придёт выигрыш, как решить домашку по алгебре и какого персонажа выбрать в Dota 2».

Ульяна Перепчик, лидер продуктового стрима «Детский банк»

После завершения игры Альфа выплачивает денежные призы и разыгрывает главные награды. К их выбору тоже подходят с заботой. Например, PlayStation 5 в «Рыбках в банке» идет с дисководом, чтобы победитель не столкнулся с трудностями при онлайн-покупке игр.

Самая сложная игра: что особенного в «Рыбках в банке»

Зачем банку делать детские игры и что они дают бизнесу

Суперхит 2025 года — игра-раннер «Рыбки в банке», она появилась в детском приложении летом. Главная задача игрока — вместе с рыбкой по имени Альфиш пройти путь от школьника до владельца бизнеса. Для этого надо быстро бегать, собирать фишки и предметы, проходить миссии и события, управлять финансовыми потоками и выбирать профессии для прокачки карьеры.

Задания и ситуации — как в жизни. Можно завести домашнего питомца, зарабатывать с помощью забегов, покупать разные вещи, получать доход от недвижимости — и не только. Случаются даже неожиданные подарки от бабушки и письма из налоговой. Играя, ребёнок понимает, откуда берутся деньги, куда они уходят и как распоряжаться доходами.

Это одна из самых сложных игр, которая появилась в детском приложении Альфа-Банка: элементы обучения финансовой грамотности здесь глубоко встроены в геймплей. Для «Рыбок в банке» создали более 330 экранов событий, отрисовали 237 образов персонажей и множество отдельных предметов, которые встречаются в разных блоках игры. Получилась целая мультяшная вселенная — и самая масштабная игра из всех, которые были в приложениях Альфы.

В тестовый забег «Рыбок в банке» можно сыграть на сайте Альфы, а для доступа к полной версии нужна детская карта.

Лучше меньше, но чаще — и другие инсайты

Зачем банку делать детские игры и что они дают бизнесу

Чтобы разрабатывать игры, которые нравятся детям, команда постоянно изучает рынок, проводит качественные и количественные исследования, анализирует данные прошлых запусков. В дополнение к этому стандартному для любой большой компании набору, Альфа приглашает реальных пользователей в гости — живое общение помогает взглянуть на продукт с новых сторон.

Недавно такая встреча прошла в рамках Family Day, когда сотрудники Альфы приходят в офис с детьми. Для них готовят развлечения, проводят розыгрыши и предлагают поучаствовать в исследованиях. Команды смотрят, как дети используют их продукты, проверяют гипотезы и собирают обратную связь.

«Такие офлайн-события крайне ценны. Например, на июньском Family Day мы заметили, что дети предпочитают играть не в одиночку: один играет, а ещё трое наблюдают и подсказывают. Получается коллективное вовлечение в процесс. Теперь мы думаем о том, чтобы внедрить многопользовательский режим — и посмотреть, как это сработает. Кроме того, обсуждаем совместные игры для детей и родителей. Суть в том, чтобы взрослые могли давать ребёнку задания прямо в игре».

Ирина Кравцева, главный эксперт по развитию продукта детского сегмента

Среди других инсайтов:

  • Призы — не единственная мотивация. Многие играют просто потому, что им это нравится.
  • Дети азартнее взрослых в погоне за рейтингами: могут даже просыпаться ночью, чтобы сыграть и не выпасть из топ-100. Чтобы игры не становились вредной привычкой для одних и не демотивировали других, команда отключила награды за рейтинг и в целом решила от него отказаться. Теперь пользователь соревнуется сам с собой: прокачивает собственные скиллы и достигает лучших результатов в комфортном для себя темпе. При этом шанс получить приз стал выше.
  • Общий призовой фонд малоинтересен. Дети хотят ощущать ценность своих усилий, поэтому им важнее не абстрактный шанс на большой выигрыш, а маленькие, но гарантированные суммы за конкретные достижения. В «Рыбках в банке» такие награды составляют от 10 до 300 рублей (но главные призы тоже есть).

Что дальше

Более 80% пользователей оценивают игры Альфы на 4 балла и выше, причём 60% из них ставят 5 из 5. Результат впечатляет, но команда не собирается останавливаться. В ближайших планах — ускорить всё, что только можно: от процесса разработки игр до выплаты призов.

Скоро в банке запустят инхаус-студию разработки — благодаря этому команда рассчитывает сократить цикл создания игр с 4–6 месяцев до 2,5-3. Исправление багов и выпуск обновлений тоже станут проще и быстрее.

Самих игр станет больше, так что в приложении для них появится отдельный раздел. Там можно будет сыграть не в одну доступную игру, как сейчас, а выбрать из двух или нескольких вариантов.

36
2
1
35 комментариев