10 типов предпринимателей. Как выйти на новый уровень дохода

Я задавался вопросом, чем отличаются собственник кофейни, программист со стартапом и предприниматель, успешно продавший свой бизнес стратегическому инвестору? Вот к каким выводам я пришел, изучая этот вопрос более 20 лет.

Ниже представлен список 10 типов предпринимателей, или «уровни зрелости» предпринимателя». Вы сможете найти себя в этих типах? Если у вас возникнут сомнения, напишите комментарий, я обязательно отвечу.

  1. У меня есть идея бизнеса, но продаж нет.
  2. Я работаю с клиентами лично.
  3. У меня есть 1-2 менеджера, но ключевые клиенты на мне.
  4. Клиентами занимаются только менеджеры, я лично их контролирую.
  5. Есть руководитель отдела продаж, но я вмешиваюсь в работу отдела.
  6. В компании есть 2 и более руководителей, я контролирую все процессы в компании и отвечаю за прибыль.
  7. Есть управляющий, отвечающий за прибыль бизнеса, но у меня остались функции в компании.
  8. У меня несколько бизнесов с управляющими, которых нужно контролировать.
  9. Управляющий уверенно выполняет планы и отчитывается по бюджету, я согласую выделение инвестиций на развитие бизнес-направлений.
  10. Я выбираю, куда инвестировать: в собственные бизнесы, в новые проекты или в другие финансовые инструменты, основываясь на долгосрочной стратегии и показателях ROI.

Это 10 стабильных состояний, которые полностью используют ресурсы предпринимателя и словно замыкают его действия в «бесконечный цикл».

Примеры из жизни

10 типов предпринимателей. Как выйти на новый уровень дохода

1 уровень: Работающие по найму. Стартап, который разрабатывает продукт, но пока не имеет продаж клиентам. Мастер по мебели, который делает мебель себе домой или друзьям в подарок.

2 уровень: Фрилансеры, самозанятые, психологи, коучи. Миникофейня, в которой предприниматель делает все: от закупа до варки кофе. Мастер мебели, который начал брать коммерческие заказы и делает их сам.

3 уровень: Фрилансеры, которые подключают помощников. Маленькие digital-студии, где ключевые клиенты на директоре. Кафешка, в которую наняли 1 или 2 бариста. Мастер мебели взял помощников на производство.

4 уровень: Директор студии больше не работает над проектами, а только контролирует сотрудников. В кафе нанят весь линейный персонал, предприниматель контролирует их работу. Мастер мебели не выполняет никакие производственные операции, он только контролирует процесс и сотрудников.

5 уровень: В студии появился руководитель отдела продаж или технический директор. В кафе есть шеф-повар, который отвечает за все процессы на кухне и контролирует сотрудников. У мастера мебели есть руководитель производства, который руководит рабочими. На этом уровне предприниматель начинает руководить процессом через первого ТОП-менеджера.

6 уровень: Мебельный бизнес с производством и отделом продаж. В кафе есть шеф-повар и старший администратор. Предприниматель управляет командой руководителей.

7 уровень: В бизнесе появился управляющий, которому предприниматель постепенно передает свои управленческие функции.

8 уровень: Бизнес превратился в филиальную сеть кафе или мебельных магазинов. У каждого филиала свой управляющий. Предприниматель контролирует всю сеть, персонально работает с управляющими.

9 уровень: Нанят профессиональный руководитель сети, который справляется с командой ТОП-менеджеров и выполняет финансовые планы. Предприниматель вкладывается в проекты по развитию. Примеры: Федор Овчинников и ДоДо, Сергей Галицкий до продажи Магнита.

10 уровень: Олег Тиньков, Сергей Галицкий, Аркадий Волож, Касперский и другие менее известные предприниматели.

Сложнее всего пройти 5 и 7 уровни. Это говорит мой личный бизнес-опыт, а также глубокий анализ более 50 бизнесов, с которыми я работал в бизнес-наставничестве за последний год.

Пример с квадрантом денежного потока Кийосаки

10 типов предпринимателей. Как выйти на новый уровень дохода

Если вы знакомы с типологией Кийосаки, то:

  • Квадрант "Р" включает предпринимателей 1 уровня.
  • Квадрант "С" включает предпринимателей со 2 по 6 уровни.
  • Квадрант "Б" включает предпринимателей 7, 8 и 9 уровня.
  • Квадрант "И" включает предпринимателей 10 уровня и других обладателей капитала.

Как выйти на новый уровень развития?

Чтобы пробить стеклянный потолок, нужно потратить энергию, разорвать цикл привычных действий и перестроить отношения внутри коллектива.

Есть предприниматели, у которых талант легкого общения с людьми. Они с детства умеют ладить с ними, сбивать в команды и вдохновлять на достижения нужных результатов. Просто удивительно, как легко они меняют организационную структуру, вводят штрафы, новые системы мотивации и перестраивают свои команды.

Таким людям проще выходить на новый уровень, они интуитивно идут в верном направлении и достигают действительно амбициозных целей. Практически все руководители бизнесов, которые из малого бизнеса превратились в крупный, обладают этим талантом управления людьми.

В своей работе я встречал немало предпринимателей с таким талантом. У них есть ограничения в знаниях, иногда не хватает уверенности в себе, но сотрудники для них не являются ограничением. Я нашел такой отличительный признак: если вам легко ввести понятные штрафы в своей компании, то либо вы опытный управленец, либо у вас есть талант управления людьми.

«Люди – это черный ящик», считает второй тип предпринимателей, которых я встречал не менее 85%, Для них каждое изменение в компании – это вызов, саботаж подчиненных и сопротивление. Например, это ситуации, когда в компании появляются сотрудники-звезды, которые через 3–6 месяцев превращаются в настоящих террористов. Это могут быть ситуации коллективного сговора или создание внутри компании конкурента с кражей базы клиентов. И другие неприятные истории.

Таким предпринимателям действительно сложно пробивать каждый новый уровень. При принятии кадровых решений они словно ходят по минному полю и не знают, какое изменение в оргструктуре приведет их к убыткам, а какое – к прибыли.

В итоге после нескольких неудачных попыток внедрения изменений, которые не были поддержаны сотрудниками, предприниматель зависает в своем уровне на долгие года.

Путь предпринимателя – словно путь через реку

Например, человек только думает о старте своего бизнеса и он представляет себе богатую жизнь. Он словно стоит на берегу реки, а на противоположном берегу: богатые и свободные люди, которые гуляют и пьют экзотические напитки. Они в свободной одежде. Они чувствуют себя хорошо.

Но перед будущим предпринимателем бушующая река, в которую нужно войти, чтобы оказаться на другом берегу. Берег уютный, а река холодная и течение быстрое. Кое-где видны головы отважных смельчаков-предпринимателей, которые плывут по реке, постоянно пропадая под водой.

Предприниматель делает первый шаг в воду — он берет заказ или другие обязательства по выполнении работ. В реке холодно, но это бодрит. И другой берег словно приблизился немного.

Предприниматель заходит по пояс — у него несколько клиентов, с которыми нужно все успеть. Он берет помощника.

А чуть глубже — производство не справляется, нарушаются сроки выполнения обязательств, кассовый разрыв, увольняется ключевой сотрудник. И предприниматель чувствует, что он уже погрузился под воду и воздуха не хватает. Где искать поддержки? За что ухватиться?

Впереди у этого предпринимателя долгий путь по этой реке обязательств на другой берег, где его ждет богатая и беззаботная жизнь. А чтобы не погибнуть в опасной воде, человек должен научиться плавать. Другими словами предприниматель должен научиться создавать прибыльные и стабильные бизнесы.

Как это происходит в жизни?

Предприниматель осознает, что чего-то не понимает в бизнесе, и идет на обучение.

Он начинает короткого обучения: с вебинаров, семинаров, мастер-классов и курсов. Однако это часто довольно поверхностное и стандартизированное обучение, которое не дает человеку уверенности бизнесе. Лично я этот путь проходил с 2001 по 2006 года.

«Нужен MBA!» – решает предприниматель. Это длинный курс на 1-2 года, с большим блоком теории и возможностью общаться с одногруппниками, такими же бизнесменами. Общение дает некоторую уверенность в принадлежности бизнес-миру. Однако вся теория и лекции базируются на опыте больших компаний, т.к. программы MBA создавались для подготовки руководителей под нужды крупного бизнеса. Примеры и технологии применимы в большей степени к среднему (от 500 млн руб.) и крупному (от 2 млрд руб.) бизнесу. По этой теме есть моя статья на VC.ru «Чем бизнес-наставник лучше MBA?»

Зарубежные бизнес-стажировки. Я очень верю в эту образовательную технологию. С 2003 года я прошел 4 бизнес-стажировки в США (business for Russia), Германии (president-programme), Австрии(wifi.wko) и Японии (jpc-sed). Поэтому ищите возможности для стажировок и используйте их на полную. Например, «Президентская программа подготовки управленческих кадров» до сих пор предлагает стажировки на второй год обучения. На рынке много возможностей для любого кошелька.

Профессиональный бизнес-наставник, ментор. С моей точки зрения, это наиболее эффективная технология для роста предпринимателя. Опытный наставник сможет вас провести по «минному полю», заранее указать на самые опасные ошибки и дать железобетонные решения, которые проверены в успешных частных компаниях, а не в корпорациях. На эту тему я написал отдельную статью на VC.ru «Почему успешный предприниматель скрывает?»

На каждом из 10 уровней можно находиться годами, и я знаю сотни таких предпринимателей.

Как появились десять уровней?

Это мой путь в бизнесе в течении 21 года. Первый бизнес я создал на 4-м курсе института, и эта компания успешно существует уже 21 год – компания ТитанСофт. За эти годы я создал 10 бизнесов, 4 из которых сейчас в моей собственности. Был успешный опыт покупки и продажи бизнесов.

С 2009 года мы обучили более 40 тысяч предпринимателей и маркетологов в моей компании Web2win на наших конференциях, мастер-классах, мастермайндах, сообществах и бизнес-клубах.

За эти 11 лет мы протестировал самые различные технологии обучения и акселерации предпринимателей. И пришли к выводу, что самый эффективный и надежный способ – это индивидуальное бизнес-наставничество. Также на рынке есть технологии трекинга и бизнес-коучинга. Но я лично убежден, что именно наставничество становится главным катализатором для быстрого роста предпринимателя.

Что дальше?

  • Получать опыт через упорное внедрение изменений в своей компании
  • и через 5–10–15 лет у вас будет уверенно получаться создание и развитие прибыльных бизнесов.

Без шуток, мне потребовалось 15 лет бизнес-экспериментов, 4 зарубежных стажировки и создание 10 бизнесов. Только после 15 лет в бизнесе я почувствовал, что уверенно принимаю решения, т.к. основные большие ошибки уже совершены и выводы сделаны.

Или подумайте о том, чтобы подобрать себе профессионального бизнес-наставника – он сократит ваш путь примерно на 5 лет и снизит ваши потенциальные убытки более чем в 10 раз.

Было полезно? Или вы не согласны?

Напишите комментарий, я отвечу всем.

1313
13 комментариев

Штора будет на курсах? И по старой русской традиции добавьте ИНН своих "бизнесов" и 4 образования институтов зарубежных. 
ps
Мало фоток на фоне яхт, нет фотки порше. 

3
Ответить

Всю информацию про меня, мои бизнесы и про мои образования можете внимательно изучить на сайте www.iSergeev.com

2
Ответить

Раз пошла такая пьянка, раскройте свои ИНН.

Ответить

Думал будет интересно, оказалось инфоцыган.

2
Ответить

Хороший текст, Денис) И по "старой русской традиции" комментаторы сразу с негативом)

2
Ответить

Миша, рад тебя видеть, спасибо за поддержку :)

2
Ответить