Почему предприниматель скрывает?

Почему опытный и даже супер-успешный предприниматель не тянет на бизнес-наставника?

За последние 20 лет я обращался с вопросами по своим бизнесам ко всем опытным предпринимателям, до которых мог дотянуться, а я умею быть настойчивым. Мои вопросы касались увеличения прибыли, выхода из операционки и про умное масштабирование бизнеса. Я всегда старался спрашивать максимально точно, но ответы предпринимателей часто были туманными и не конкретными. Советы можно было применить, но часто ясности они не давали.

В 2009 году, когда я создал образовательный бизнес Web2win, среди прочего я решал задачу личного общения с лучшими экспертами России в сфере интернет-маркетинга и онлайн-бизнеса. Со всеми приглашенными экспертами я обедал или ужинал, расспрашивая их о тех или иных аспектах развития бизнеса. Но общение всегда натыкалось на стеклянную стену, когда нужно назвать конкретные цифры и результаты, потому что эксперт должен «держать марку».

И только после глубокого изучения различных технологий акселерации в инвестиционных фондах и образовательных компаниях, среди которых управленческий коучинг, трекинг, growth hacking и другие, я разобрался, в чем отличия просто опытного бизнесмена и профессионального бизнес-наставника:

  1. Опытный предприниматель прошел путь собственным уникальным маршрутом, со своими удачами и неудачами, с уникальным стечением обстоятельств, набором связей и командой партнеров, которые оказались в его окружении. Это невозможно повторить и многие решения не применимы в других обстоятельствах.
  2. Этот предприниматель должен иметь навык систематизировать «лучшие практики», чтобы ими делиться.
  3. Предприниматель должен быть достаточно открытым и уверенным, чтобы эти лучшие практики передавать в руки другим предпринимателям.

С другой стороны профессиональный бизнес-наставник:

  1. открыт, он обладает собственными наработками и лучшими практиками, которыми он легко делится, а также большой насмотренностью, благодаря глубокой работе над показателями в других бизнесах. Поэтому наставник знает существенно больше ситуаций, при которых те или иные решения привели к успеху.
  2. Наставник обучался технологиям трекинга бизнеса и коучинга. Это управленческая методология по быстрой проверке дешевых гипотез в бизнесе.
  3. Важно, что наставник, имеющий большой опыт в бизнесе, проходил лично все кризисы, которые проходит предприниматель: кризис роста бизнеса, кризис сокращения и убытков, кризис управления людьми через ТОП-менеджеров, кризис отрывания от себя бизнеса и его продажа или передача управляющему и многие другие кризисы.
  4. Также важно, когда бизнес-наставник имеет высокий уровень осознанности в ролях «собственник» и «инвестор» и может с этих точек зрения давать обратную связь по конкретным ситуациям в бизнесе.

На сегодняшний день в России профессиональные бизнес-наставники мне встречаются крайне редко. За рубежом с этим на много легче, выбор большой, но есть другие подводные камни.

Подведу итог:

Я считаю, что работа с бизнес-наставником — это одна из лучших возможностей кратно увеличить прибыль бизнеса и реализовать самые смелые амбиции.

Но тщательно выбирайте наставника, перебирайте разных специалистов. Уже по первой встрече (часто бесплатной) можно поставить наставнику баллы по каждому из 3 параметров от 0 до 10. Вот вам и самый простой способ выбора.

А какой у вас опыт работы с бизнес-наставниками?

88
5 комментариев

У меня опыт предпринимательства 9 лет, опыт работы с бизнес-наставниками отсутствует. Причина этому в том, что в моей парадигме мышления нет причины, по которой успешный предприниматель сам хочет стать чьим-то наставником (ну не считая, помочь другу/товарищу с какими-то вопросами). Встречались мне такие варианты, когда просто с коллегой по рынку встречаешься и делишься друг с другом наработками и опытом. Но это трудно назвать наставничеством, скорее взаимовыгодный бизнес-нетворкинг. Были варианты, когда "бизнес-ангел" или просто успешный предприниматель с опытом за какую-то плату предлагал свои услуги по консультированию, менторству и т.п. Но я этим никогда не пользовался, есть и так куча информации и кейсов в интернете, которые можно применить к своему бизнесу, поэтому не было в этом необходимости. Как-то сама идея бизнес-наставничества мне не совсем понятна. Мотивы стать таким наставником. Зачем это предпринимателю, когда можно это время с пользой вложить в запуск новых проектов. 

3
Ответить

Это очень полезно - быстро окунуться в другой бизнес, посмотреть на него не как на свой, где уже замылен взгляд.

Собственный более крутой опыт поможет быстро дать правильные советы и качественно изменить взгляд собственника на свой бизнес - у него он тоже замылен.

Часто бывает, что практически мгновенные интуитивные советы другим выливаются в ещё более удачные, эффективные и изящные решения, чем в своих собственных задачах и проблемах, над которыми бъешься годами.

Такая ситуация позволяет взглянуть под другим углом и на свой бизнес, а так же заставляет задуматься о возможности спросить совет у тех, кто гуру для вас.

Я часто был по обе стороны и это и вправду круто работает и полезно и приятно для обоих сторон.

Что касается оплаты за такое, лично мое мнение - это должно быть ненавязчиво и либо бесплатно, либо с пороговой стоимостью, то есть не ради денег для советчика, а для отсечения определенной категории людей (если желающих много, например) и для создания ситуации псевдо сделки. Ну и потом, с чего мне помогать человеку, который не готов оплатить даже мой ужин?

А вот когда такое ставится на поток и превращается в бизнес модель - это лажа какая-то, я считаю. Рыночная оплата несет и соответствующие критерии оценки такой сделки, чего по определению не может быть в формате дружеского общения и условно безвозмездной помощи.

Ответить

Спасибо за развернутое мнение.
Мотив предпринимателя стать наставником:
1. Есть навык систематизировать знания и есть желание делиться. Обычно это заканчивается написанными книгами. 
2. Есть желание занять позицию инвестора (адвайзера), а не руководителя проекта. 

3
Ответить