Репутация фрилансера. Как заработать положительную репутацию

Приветствую! В своих статьях в поддержку начинающих фрилансеров я рассказываю о том, как общаться с заказчиками, как позиционировать себя и как рассказать о своих услугах, как назвать цену за свои услуги - с опытом это все будет формироваться, а периодически и регулироваться. Однако же есть то, что надо формировать сразу, ибо потом исправить будет очень сложно. Это репутация. Сегодня поговорим о репутации фрилансера, как заработать положительную репутацию, и зачем она нужна.

Удаленная работа – это работа с людьми

По сути, на удаленке происходит все то же, что и в офф-лайн жизни: знакомимся, выясняем подходим ли мы друг другу или нет, сотрудничаем. Отличие в нюансе - большая часть общения происходит письменно.

Почему я это уточняю. Отличие письменного общения от вербального в том, что оно где-то остается: то в переписке в фейсбуке, то в почте, то в скайпе, то в телеграмме. А уж сайты по фрилансу чего стоят! Ну!... Помните поговорку: Написанное пером - не вырубишь топором. Если в обычной жизни, общаясь с кем-то и попав в неприятную ситуацию, люди могут или хотя бы пытаются вытеснить ее из памяти. И это, согласитесь, удается более–менее удачно. То удалить написанное вами из вышеперечисленных источников практически невозможно.

Да, из почты и телеги все удаляется. Но вот фейсбук, поганец, помнит все. А сайты по фрилансу запоминают все о пользователях: и адрес, и телефон, и IP. Конечно, и переписку тоже. И жалобы на фрилансера и т.д.

Откуда я это знаю? Оттуда, что я до сих пор общаюсь с клиентами и вижу, что происходит рядом в том же фейсбуке.

На память никто уже не надеется

А на что надеются? А надеются на записи разговоров, к которым в любой момент легко вернуться. Добавлю сюда различные блокнотики и вспомогательные программы, которые в обыкновенном порядке ведут владельцы компаний т.е. заказчики и работодатели.

И очень хорошо попасть в «белый список» фрилансеров, куда попадают те, с кем хотелось бы поработать еще, а также из этого списка наработок рекомендуют приятных фрилансеров другим.

А вот попасть в черный список – это пиши «пропало». Из него тоже порекомендуют, только порекомендуют не связываться с вами. В тематических группах менеджеры средних звеньев, владельцы компаний, HR и просто те, кто нанимает людей на проектную работу, охотно делятся именами фрилансеров из своего «черного списка» с комментариями о провалах или конфликтах. А читатели охотно верят чужому отрицательному опыту и запоминают эти имена.

Давайте примем как факт, что положительная репутация все же лучше отрицательной и рассмотрим, как ее заработать.

Как заработать положительную репутацию фрилансеру

С моей точки зрения, заработать положительную репутацию легко. Однако я добавлю, в том числе из своего опыта и из опыта моих коллег по фрилансу и из других сфер, о том, что всем мил не будешь - и кто-то не захочет сотрудничать с вами по каким-то своим причинам: кому-то что-то покажется «не то», для кого-то ваш ценник покажется высоким или, наоборот, низким и т.д.

Как я писала раннее, всем не надо угождать как минимум потому, что не получится, а вот треснуть при таком раскладе на клочки – легко. Надо угождать только тем клиентам, которые согласны с вами сотрудничать.

Итак, как заработать положительную репутацию. Даю несколько советов Капитана Очевидность:

- не хамить заказчикам

- не динамить

- не манипулировать. Даже если вы не понимаете, о чем речь, то это не отменяет того, что не надо манипулировать.

- вежливо общаться

- четко излагать своё УПТ

- понимать свои преимущества перед конкурентами

- спокойно и уверенно называть свою цену

- и мое любимое: не болтать лишнего.

Всё просто, правда?

Теперь для баланса о том, как заработать отрицательную репутацию.

Репутация фрилансера. Как заработать положительную репутацию

Как заработать отрицательную репутацию

- жаловаться на заказчиков в своих соцсетях

- максимально высмеивать их и рассказывать детали общения

- давать оценку сотрудничеству с заказчиком после его завершения

- критиковать заказчиков и в лицо, и за спиной

- выписывать свою озлобленность на того или иного заказчика в тематических пабликах в соцсетях, свято веря, что он не прочитает

- давать оценку сотрудничеству и обязательно говорить о ней заказчику в момент получения оплаты

- если вдруг заказчик обратится к вам снова, то сразу припомнить ему свою оценку предыдущего сотрудничества и спросить, будет ли так же на этот раз

- всячески демонстрировать, что главный здесь – вы. А заказчик – второстепенный персонаж.

- общаться с заказчиком на «ты», особенно если он ровесник или тем более моложе

- рассказывать истории о других заказчиках, и давать им оценку вслух

Такой вариант позиционирования себя тоже имеет место быть. Возможно, вы даже знаете таких фрилансеров. В культуре некоторых считается нормальным говорить гадости и критиковать, чем благодарить и восторгаться. Чем заказчики отличаются от нас? Такие же люди! Пусть и они получат «по заслугам». Опять же, это лишь еще одно направление позиционирования себя в интернете. Даже скажу больше – личный бренд в интернете!

Репутация фрилансера

Если вы по жизни положительный человек, воспитанный, с умеренным чувством уважения к себе и к другим людям, то вам даже не придется думать о наработке репутации. Скорее всего, о ней думают те, кто пытается понравиться другим. А для этого они снижают ценник, держатся за каждого заказчика, готовы идти на уступки. Может быть, такие фрилансеры и заработают себе имидж положительного сотрудника, но уважаемого – вряд ли.

Однако, как я писала раннее, дело лично каждого, как вести свою работу фрилансера и выстраивать личный бренд. Помните мудрость: "Как корабль назовешь - так он и поплывет"? Тем более, что настали такие времена, когда с заказчиками можно и не общаться, если, например, писать посты в Яндекс Дзен, вести свой сайт-блог, снимать видеоролики или писать что-то полезное в телеграм-канале.

44
3 комментария

Не люблю обсуждения других специалистов и клиентов в интернете. Чаще всего неблагодарное дело. Да и кому потом захочется быть следующим героем истории о плохом клиенте\подрядчике :) 

1

Вот прямо в точку. Я клиентов очень ценю и уважаю. Но мля иногда они бесят) Пишут задачу - одну, думают - второе, а хотят - третье. А самое прикольное, что им нужен тот кто шарит. Но после выясняется, что они знают лучше. Вопрос! Нафига вам я, если вы всё знаете и всё умеете? 😂 Поэтому, важно им НЕ потакать.

Если  в начале переговоров, не складывается общение, то лучше сразу отказывать. Но я люблю практиковать следующее, чтобы уже точно понять - это мой клиент или не мой. Просто бахаешь больше денег и смотришь реакцию на хотелки, которые не были оговорены заранее. Поверьте, именно тогда клиенты показывают свои истинные лица. +Важно оговаривать в самом начале переговоров. Я имею ввиду условия. Если вы просто так бахнете ценник за доп.работы, то муд*к в этой ситуации только исполнитель. 

А ещё я веду чёрный список. Да-да. 😂 Если клиент обращается не в первый раз, а второй или третий. То! Знаю, кто такой и стоит ли с ним взаимодействовать еще раз. Так как клиент может обратиться через полгода или год.    

Классная статья. Спасибо! Даже подпишусь)