В зоне турбулентности: как пользователи разочаровались в «Uber для бизнес-джетов»

Какие проблемы испытывает стартап выходца из России JetSmarter.

Издание The Verge рассказало о проблемах стартапа JetSmarter, основанного выходцем из России Сергеем Петроссовым, а также об угрозах компании в адрес собственных клиентов и журналистов.

Основатель JetSmarter Сергей Петроссов
Основатель JetSmarter Сергей Петроссов

Петроссов основал свою компанию в 2012 году, и за четыре года существования успел привлечь инвестиции на общую сумму более $150 млн и заслужить репутацию «Uber для частных самолётов». JetSmarter предлагает совместное использование частных бизнес-джетов, которые часто летают пустыми.

После раунда инвестиций в декабре 2016 года JetSmarter получила оценку в $1,5 млрд. Инвесторами стартапа тогда стали королевская семья Саудовской Аравии и рэпер JayZ, которые вложили в него в совокупности около $105 млн.

Большую популярность JetSmarter заслужил у звёзд шоу-бизнеса и политиков, которые стали главными пользователями сервиса. Например, Ким Кардашьян заявляла, что просто «одержима» сервисом JetSmarter, а бывший директор Министерства внутренней безопасности США Том Ридж вошел в совет директоров компании. Губернатор штата Флорида Рик Скотт лично присутствовал на открытии её офиса в курортном городе Форт-Лодердейл.

В последнее время у стартапа всё больше проблем с репутацией и бизнесом.

Успешная бизнес-модель

Индустрия частных авиационных перевозок привлекает предпринимателей и инвесторов. «Это по-настоящему притягательный рынок, потому что на нём так много ресурсов расходуется впустую», — рассуждает инвестор Билл Гёрли (он известен, в частности, своими инвестициями в Uber и входит в совет директоров компании — прим.ред.).

«Рынок даёт огромные возможности для любого стартапа», — добавляет Гёрли. Большинство частных самолетов летают только 200-300 часов в год, тогда как самолеты коммерческих авиалиний могут выполнять рейсов продолжительность более 2 тысяч часов ежегодно.

Как замечает Клайв Джексон, основатель и руководитель компании Victor, специализирующейся на чартерных перевозках, «значительная доля частных джетов в воздухе летают совершенно пустыми». Если самолёт арендован на рейс Нью-Йорк — Майами, то чаще всего ему придётся уже пустым возвращаться на базу или на следующий заказ.

В индустрии эти «порожние» полёты называют empty-legs, несмотря на отсутствие пассажиров они по-прежнему требуют огромных расходов: на топливо, экипаж, обслуживание самолетов.

На использовании этих свободных рейсов изначально и построил свой бизнес JetSmarter. Компания была создана в 2012 году. «Наша цель — сделать частную авиацию доступной для масс», — объяснял в интервью изданию Haute Living руководитель JetSmarter Сергей Петроссов. Под «массами» он понимал тех, кому бизнес-класса уже мало, но для кого собственный Gulfstream — всё ещё непозволительная роскошь.

Компания строила маркетинговую политику на обещании летать на одних самолетах со звёздами и предпринимателями. Например, объектами привлечения клиентов были супермодели Ирина Шейк и Шанель Иман, а также десяток спортсменов и олигархов. СМИ называли JetSmarter не иначе как «Uber для частных джетов».

Клиенты платили JetSmarter членский взнос — первоначально он составлял около $5 тысяч. Взамен они получали доступ к информации об empty-legs рейсах, бронировали интересующий их рейс и покрывали оператору чартерных рейсов его издержки на порожние перелёты.

Эти рейсы были выгодной сделкой, но малопритягательной для большинства клиентов. Это должен быть человек, готовый купить билет в один конец без чёткого понимания, как и когда он сможет вернуться. У самого JetSmarter практически не было контроля за расписанием полётов, и поэтому если владелец самолёта решил лишний денёк поиграть в гольф и отложить рейс, клиент компании также был вынужден улететь на день позже.

По этой причине в начале 2015 года компания стала создавать собственные рейсы, чтобы сделать предложение более надежным. JetSmarter запустила перелёты между наиболее востребованными городами — Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Майами, на которых клиенты, оплатившие членский взнос, могли бесплатно забронировать место.

Также они могли самостоятельно «придумать» рейс на определенную дату и время, но услуга обходилась в небольшую сумму. Остальные клиенты JetSmarter видели этот рейс в системе и могли присоединиться к нему уже бесплатно.

Многим клиентам новая опция пришлась по вкусу. Предприниматель Стивен Бадкер рассказывает изданию, что он летает до 100 раз в год, и получить всего за $450 перелёт на комфортабельном частном самолёте более чем выгодно. Кроме того, пассажир частного джета избавлен от обязанности проходить предполётный досмотр с обычными людьми.

«У меня было ощущение, что я веду дела с мафией»

Пока компания наращивала свою медийную славу, её клиенты испытывали все больше давления. Начиная с 2016 года бонусы и стоимость самого членства начали стремительно меняться. Например, из клиентского пакета пропала доставка в аэропорт на вертолёте. Обеды на борту, которые раньше были бесплатными, стали стоить сотни долларов, а за перелёты во время праздников пришлось доплачивать.

Кроме того, если раньше клиент мог зарезервировать целый самолет только для себя, то теперь за «одиночный» полёт ввели доплату. «Как говорит моя супруга: если я вынужден с кем-то делить самолёт, значит, он уже не такой уж и частный?», — отмечает один из пользователей JetSmarter в разговоре с The Verge.

У клиентов стартапа была общая группа в WhatsApp, где они общались и договаривались о перелётах, но в какой-то момент она превратилась в книгу жалоб, отмечает The Verge. «Мы, конечно, понимаем, что получаем прекрасный сервис и что компании нужно расти, но постоянно менять пакет услуг, за который мы уже заплатили, просто нечестно», — писал один из клиентов, который по-прежнему пользуется JetSmarter. Другой добавляет: «Если я снова оплачу членство, где гарантии, что я получу то, за что заплатил? Просто дикость какая-то».

Многие предположили, что ухудшившееся отношение к клиентам — следствие более серьёзных проблем с бизнесом JetSmarter. Клиенты стали называть стартап «схемой Понци» (финансовая пирамида, «МММ» Сергея Мавроди — классический пример такого мошенничества — прим. ред.). «Только вместо денег я получаю полёты», — написал один из клиентов в чате в WhatsApp.

Если в случае с любой другой компанией странное отношение к клиентам и тем более знаменитостям уже давно стало бы публичным, то клиенты JetSmarter вынуждены были молчать, отмечает The Verge. Клиентское соглашение включало в себя пункт о нераспространении негативной информации о компании. Таким образом любой, кто негативно высказывался о компании или её сотрудниках, мог обнаружить, что его членский билет аннулирован без возврата потраченных средств.

The Verge поговорил с двумя десятками действующих и бывших клиентов компании и прочитал переписку еще около двадцати клиентов. Некоторые из них жаловались, что компания не стала продлевать с ними клиентский договор из-за публичных отзывов. Другие признались, что даже в приватных чатах в WhatsApp не рискуют высказывать своё мнение.

Один из клиентов компании сам обратился к изданию и рассказал о судебном споре, который разгорелся после того, как JetSmarter попытался поднять стоимость членской подписки. «Они давили на нас со всех сторон. У меня было ощущение, что я веду дела с мафией», — рассказал он The Verge. Изначально он был готов выступить в прессе под своим именем, но затем отказался от этой идеи: «Не хочу ввязываться в неприятности с JetSmarter, у них большие связи», — объяснил он свои опасения.

Компания пыталась надавить и на The Verge: по словам представителей издания, после демонстрации своего сервиса журналистам JetSmarter потребовал в течение пяти рабочих дней опубликовать на сайте издания позитивный репортаж. Иначе корреспондент будет оштрафован на $2 тысячи.

Репутация JetSmarter пошатнулась еще в феврале 2017 года, когда президент компании Эдвард Барски был арестован по обвинению в присвоении чужих средств. Представители JetSmarter тогда заявили, что дело связано с предшествующей работой их сотрудника и не имеет отношения к их бизнесу.

В разговоре с The Verge глава компании Петроссов и её директор по развитию бизнеса Ронн Тороссян списали все претензии к JetSmarter на быструю и агрессивную тактику компании. «Это быстрорастущая технологическая компания, которая действительно что-то меняет. Конечно, всегда есть люди, в основном, среди тех, кто к нам присоединился пару лет назад, кто не совсем вписывается [в коллектив] сегодня». Главный вызов для JetSmarter состоит в том, как объединить люксовый сервис с экономикой совместного потребления, объясняет Петроссов.

Директор по развитию бизнеса компании Ронн Тороссян до JetSmarter создал одно из самых быстрорастущих частных пиар-агентств в Нью-Йорке 5W Public Relation, про которое писало агентство Bloomberg. Среди его клиентов и крупные корпорации — Anheuser-Busch (производитель пива Bud), и некоммерческие религиозные организации, например, The American Bible Society, и знаменитые рэперы — Snoop Dogg и другие.

Частый герой скандальных публикаций в Gawker, заслуживший в СМИ репутацию «плохого парня», Тороссян ко всем жалобам клиентов JetSmarter относится с презрительным снисхождением. «Послушайте, это богатые люди, а мы — не тренажёрный зал для обывателей, где ты можешь платить $12 в месяц,— объясняет он свою позицию. — Миллионеры и богачи не могут заказать на борт еду или оплатить её уже в самолете? Бред какой-то».

Выбились из бюджета

Репутационные трудности вполне могли быть отражением нарушившейся экономической модели JetSmarter. Когда компания ввела собственные рейсы, это «драматически» поменяло её структуру расходов. В отличие от рейсов empty-legs, для собственных полётов приходилось бронировать самолёты по ценам, которые платят обычные арендаторы бизнес-джетов. Если аренда empty-legs борта стоит около $300 в час, то час полёта по полной ставке варьируется от $5 тысяч до $15 тысяч.

JetSmarter заявлял, что выполняет до 200 собственных рейсов в неделю. Если средний полёт длится 2,5 часа, то при средней ставке аренды в $10 тысяч долларов в час, программа собственных полетов обходится стартапу компании до $260 млн.

По подсчётам The Verge, это немного превышает то, что якобы зарабатывает компания. Согласно заявлениям JetSmarter, в среднем каждый клиент тратит около $29 тысяч в год, при этом к началу 2017 года у неё якобы было почти 8 тысяч клиентов. Таким образом годовая выручка могла достигать $232 млн.

Именно это могло привести к повышению стоимости членства. Если на заре создания компании за абонемент на рейсы empty-legs клиент платил около $5 тысяч в год, то с 2015 года годовая подписка на услуги JetSmarter выросла с $7 тысяч до $15 тысяч.

The Verge в своём материале напоминает, что большое количество успешных технологических компаний ещё не стали прибыльными. Сервис по вызову такси Uber благодаря вере в него инвесторов стал самым дорогим стартапом в мире. Snapchat, недавно разместивший свои акции на бирже, тоже пока может похвастаться только убытками в своей отчётности.

«Это авиационная версия Uber. Большинство этих быстрорастущих концептуальных компаний, которые финансируются за счет венчурного капитала, в действительности только и занимаются тем, что жгут наличность», — рассуждает Брэдли Стюарт, глава компании XOJet, которая продает JetSmarter «порожние» бизнес-рейсы. «Вопрос в том, как быстро им удастся стать прибыльными: через шесть месяцев или два года? Если у них получится, то они — "в игре", если нет — никто не знает, что с ними будет», — добавляет Стюарт.

Конкуренты JetSmarter рисуют более мрачные перспективы. По их словам, расходы стартапа просто абсурдно велики, и компания должна нести серьёзные убытки, оставаясь на плаву только благодаря нескольким крупным клиентам и поддержке венчурных инвесторов. Недавнее сокращение количества услуг, которые компания предоставляет клиентам за те же деньги — попытка хоть как-то сократить расходы, считают они.

«Они пытаются найти какой-то свет в конце туннеля — понять, есть ли у них где-то на горизонте прибыль, но у них это не получится», — категорично заявил The Verge основатель частного бизнес-перевозчика Airstream Jets Питер Мэстралес.

В блоге своей компании Мэстралес опубликовал несколько статей про JetSmarter, в которых доказывал, что стартап является классической финансовой пирамидой. JetSmarter, в свою очередь, пригрозила подать на него в суд за распространение порочащей репутации, если он не удалит свой пост. Однако три недели спустя никакого иска не последовало. Вместо этого, рассказывает Мэстралес, Петроссов позвонил ему лично, умоляя удалить публикацию, и с предложением о бизнес-сотрудничестве.

1313
29 комментариев

А мне в столовой сегодня чёрствый хлеб дали.

30

Частный или вынуждены были с кем-то делить?

16

Не хочется, чтобы меня сочли за завистника, но весьма забавно сначала читать статью о стартапе, где автор захлебываясь от восторга пишет как "ребятам из России удалось" ... whatever...
(сразу думаешь, вот молодцы, сразу в десятку, Jay Z там и королевская семья),

А потом спустя пару месяцев читаешь статью, где сказано, что бюджет слит в унитаз и бизнес модель не такая уж бизнес.

После этого понимаешь, что никакие денежные клизмы от инвестора и даже нативка от Кардашьян проект не спасают если бизнеса в этом изначально нет.

16

А я сейчас работаю над убером для полетов на мкс.
тока попробуйте спистить идею!

5

На днях фалкон как раз емпти назад шел...
Маску в тему

12

С самого начала было ясно, что это какое-то кидалово.
Ценители прекрасного могут поискать их питч, там вообще треш (феррари у трапа самолета, яхты, женщины, азиатский свэг, разве что цыган с медведями нет)
Продавать эмпти леги - хорошее дело, вот только доставались они совершенно не бесплатно. Ходили слухи, что крупным европейским операторам платились суммы почти с шестью нулями за годичный доступ ко всем эмпти легам.
В принципе с их ценой подписки экономика еще имела шансы сойтись.

Но дальше - больше, Jet Shuttle это какое-то явное экономическое knowhow.
На этих рейсах летали большие (Heavy) джеты, один летный час которых не может никак стоить меньше 7-9 тысяч.
Это явно дико убыточное мероприятие, unless в джетсмартере владеют магией покупать их значительно ниже рынка (The Verge довольно убедительно говорит, что таки не владеют)

Ну и идея о том, что они будут зарабатывать с on-demand чартеров это тоже довольно странно, в этом сегменте они ничем не выигрывают у того же Виктора или StrataJet,
не говоря уже о традиционных бизджет брокерах, которые почему-то никак не соберутся помирать

8

Чтобы быть Uber, надо иметь репутацию Uber