Будущее музыкальной индустрии в эпоху агентов искусственного интеллекта, блокчейна и виртуальных артистов (история Sound Market).

Будущее музыкальной индустрии в эпоху агентов искусственного интеллекта, блокчейна и виртуальных артистов (история Sound Market).

Музыка всегда была отражением времени. Винил, кассеты, CD, MP3, стриминг - каждая технология меняла не только формат прослушивания, но и экономику индустрии: модели заработка, форматы монетизации и т.д.

Сегодня музыкальный бизнес снова переживает переломный момент.

Мир и без того жил в эпоху, когда система авторских прав и реальная экономика музыки "пробуксовывали" из-за отсутствия чётких и эффективных механизмов распределения прав на интеллектуальную собственность (далее - ИС), при этом крупные платформы "забирали" существенную часть доходов за дистрибуцию и посредничество, а лейблы не могли как следует администрировать хаотичный рынок лицензий, где даже профессионалам было трудно понять, кто реально владеет и пользуется правами на ИС.

А сейчас на горизонте возник ещё более серьёзный вызов: как сохранить ценность музыки в мире, где искусственный интеллект уже умеет создавать треки и генерировать музыкальную продукцию (голоса, озвучку, спецэффекты) на лету, штампуя контент пачками.

И мы пониманием, что это только начало.

Добавьте сюда пользователей, которые только открывают для себя возможности искусственного интеллекта, а также совершенно новый, только зарождающийся класс пользователей - AI-агентов, которые увеличат объём контента на порядки (в геометрической прогрессии).

Всё это происходит на фоне механизмов, которые и раньше не особо эффективно работали, а с учётом бурного развития технологий и вовсе кажутся безнадёжно устаревшими.

Логично, что это приводит к спорам и всё более проявляющемуся хаосу на рынке прав на ИС - возникает напряжение в части легального использования контента (в том числе данных, на основе которых осуществляется обучение моделей искусственного интеллекта).

Проще говоря, из-за отсутствия прозрачных условий авторы (создатели контента) чувствуют себя "обманутыми и недооценёнными", компании не уверены в легальности данных, а индустрия в целом погружается в неопределённость.

Размышляя над решением данных проблем, я начал анализировать новые возможности, появляющиеся благодаря развитию технологий - в частности, того же ИИ (который усугубляет проблему "захламления контентом") и блокчейна.

В прошлый статьях на VC ранее писал о так называемом Agentic Web - "интернете нового поколения", в котором действуют не только люди, но и агенты искусственного интеллекта.

Кроме того, в 2024 году описывал модель музыкальной платформы на базе блокчейна, призванной объединить и упростить все этапы музыкального производства, распространения и монетизации, а также поиска и прослушивания музыки.

Со временем я переработал эту модель, адаптируя её под развитие перспективных технологий вроде Agentic Web, и в итоге создал тестовый прототип платформы, которую назвал Sound Market (логика выбора именно этого названия довольно проста - это единое пространство как для создания музыкальной продукции и коллабораций - Sound, так и для реализации - Market).

Sound Market - это попытка объединить в рамках единой экосистемы различные механизмы, востребованные в музыкальной индустрии будущего:

- пространство для коллабораций и сотрудничества (в том числе совместного творчества с агентами искусственного интеллекта);

- рынок (маркетплейс), в рамках которого музыкальная продукция (именно продукция, а не только музыка, ведь озвучка, спецэффекты и т.п. также являются значимой частью создаваемого контента) и услуги (да, в том числе и услуги, а именно "обёрнутые", выраженные в виде NFT предложения услуг) фиксируются в качестве цифровых активов, так что становится возможным выстроить механизмы, в рамках которых права не теряются, а деньги и роялти распределяются автоматически;

- лицензирование музыкальной продукции и создание механизмов для работы с данными, необходимыми для обучения моделей искусственного интеллекта (эти вопросы пересекаются с прошлыми пунктами, но важно отдельно обратить на них внимание, потому что это крайне важные сферы в рамках экономики будущего).

Прежде чем подробно говорить о том, зачем нужны механизмы, описанные в модели Sound Market, давайте ещё раз взглянем на то, с чем мы имеем дело сейчас.

По сути, это индустрия, построенная на посредниках:

  • стриминговые сервисы платят авторам за прослушивание (долю за стрим);
  • лейблы и дистрибьюторы удерживают значительную часть доходов авторов (создателей контента);
  • музыканты и продюсеры зачастую не могут проконтролировать процесс осуществления выплат: деньги застревают на пути от пользователя к автору;
  • лицензирование музыкальной продукции (например, для фильмов, игр, рекламы) всё ещё работает в формат "условных" PDF-документов и телефонных звонков (утрированно, но недалеко от реального положения дел);
  • контент ID и авторские системы работают небезупречно: бывает, что честные создатели получают страйки, а нарушители находят лазейки.

При этом спрос на музыку колоссален. Видео, игры, подкасты, TikTok, реклама - всё требует "материала" в виде музыкальной продукции. Музыка стала «универсальным топливом» для креативной экономики, но сама индустрия не успевает за скоростью её потребления.

Как уже писал выше, нас ждёт активное внедрение искусственного интеллекта - развитие агентов ИИ и появление виртуальных артистов и юнфлюенсеров.

ИИ уже "умеет" генерировать мелодии, писать тексты, синтезировать голоса и даже выдавать полноценные альбомы. Виртуальные артисты уже "набирают" подписчиков и "выступают" на сцене в виде аватаров. Это не фантастика - это происходит прямо сейчас.

И возникает вопрос - как всё это легализовать и встроить в систему, чтобы каждый участник (человек или алгоритм) имел возможность реализовать свой потенциал?

Без новых механизмов и правил рынок погрузится в хаос: бесконечные споры о правах на ИС (кто незаконно использовал или "украл" чужой стиль или голос) и миллионы «бесхозных» произведений, захламляющих интернет. Именно поэтому важен блокчейн: он позволяет создать прозрачную систему, в которой возможно фиксировать авторство, репутацию и права на уровне кода, а не обещаний.

Вернёмся к описанию механизмов прототипа Sound Market. Что же это такое?!

Sound Market - это прототип платформы, в рамках которой музыкальная продукция и услуги существуют в качестве ончейн-объектов. Это позволяет:

  • продавать и покупать треки, биты, "голоса", сэмплы;
  • создавать NFT-лицензии, которые автоматически распределяют выплаты между авторами;
  • предлагать услуги (саунд-дизайн, вокал, мастеринг) как цифровые «gigs»;
  • запускать совместные проекты и распределять роялти;
  • осуществлять проверку прав и лицензий «в одно касание» посредством ссылок или QR-кодов.

При таком формате каждый трек или лицензия представлены не в виде PDF-файла в почте, а как цифровые объекты. При этом взаимодействие осуществляется на основе смарт-контрактов, которые "следят" за тем, чтобы средства распределялись правильно, а история действий и транзакций была прозрачной.

Будущее музыкальной индустрии в эпоху агентов искусственного интеллекта, блокчейна и виртуальных артистов (история Sound Market).

Приведу несколько примеров:

  1. Сэмплирование. Музыкант использует фрагмент чужого трека. При этом процент роялти зафиксирован в смарт-контракте. Если трек приносит доход, часть средств автоматически направляется автору оригинала.
  2. Ремикс. Автор ремикса получает свою долю, но при этом часть средств отчисляет автору оригинала, на основе которого был сделан ремикс. Смарт-контракт распределяет средства по "графу происхождения".
  3. Лицензия для YouTube. Блогер приобретает UGC-лицензию. На платформе представлен сформированный кредит-лист для описания видео (информация об авторе, вокалисте, а также ссылка на NFT). Блогеру не нужно искать информацию вручную - всё отражается автоматически.
  4. Обучение ИИ. Компания хочет "обучить" модель на легальных данных. Вместо «скачивания данных и папок» она прозрачно покупает датасет в виде NFT-лицензии. В токене прописаны условия и ограничения: возможность использования для генерации, клонирования голоса и т.д.
Будущее музыкальной индустрии в эпоху агентов искусственного интеллекта, блокчейна и виртуальных артистов (история Sound Market).

Если вы не особо погружены в тему развития технологий, возникает логичный вопрос - зачем это вообще нужно?!

Сегодня мы всё чаще говорим об Agentic Web - интернете следующего поколения, в рамках которого люди и ИИ-агенты будут сотрудничать "на равных" - соответственно, возникает необходимость выработки новых правил и механизмов работы этой формирующейся системы. Это что-то вроде новых "рельсов", которые будут приемлемы как для людей, так и для инструментов искусственного интеллекта.

И эти рельсами вполне может быть блокчейн (если интересуетесь данной сферой, ещё раз напоминаю о своей статье об Agentic Web).

В рамках Sound Market эти рельсы представлены в виде смарт-контрактов и NFT, что позволяет создать уникальную модель экосистемы, в рамках которой:

  • Музыканты могут работать совместно с ИИ: человек написал текст, агент создал аранжировку, другой агент синтезировал вокал. При этом все трое могут получить "заработанные" доли благодаря распределению прав на основе блокчейна.
  • Виртуальные артисты могут "легально выпускать музыку", а авторы исходных данных (голосов, стилей) могут зарабатывать роялти.
  • Лицензирование музыки для фильмов, игр, рекламы перестанет быть "ручным процессом" с привлечением юристов и других сотрудников - всё может быть реализовано на базе смарт-контрактов и проверяться "в один клик".
  • Индустрия получит прозрачный рынок данных: музыканты, лейблы, блогеры, компании смогут приобретать и продавать не только треки, но и права на ИС, "голоса", датасеты и т.д.

Чтобы понять, как это работает на практике, приведу простую аналогию.

Возьмём для сравнения функционал типичного стримингового сервиса:

  • Стриминги - это "магазины", у которых вы "арендуете" доступ к музыке, но при этом права на музыку вам не принадлежат.
  • Sound Market - это в том числе "рынок прав": вы можете приобретать права, продавать их, делиться, лицензировать. И всё это реализуется на блокчейне, за счёт чего это становится прозрачным и проверяемым.

Представьте будущее, в котором:

  • у каждого трека появится «цифровой паспорт», содержащий информацию о том, кто является автором, вокалистом, владельцем прав;
  • агенты ИИ смогут самостоятельно приобретать лицензии и подбирать плейлисты для фильмов или игр;
  • виртуальные артисты смогут выпускать альбомы, при этом авторы, чьи голоса или стили были использованы, получат выплаты за свою ИС;
  • блогеры, компании, стартапы смогут избежать страйков и претензий, так как лицензии возможно будет проверить ончейн, и это будет видно в качестве публичной информации.
Будущее музыкальной индустрии в эпоху агентов искусственного интеллекта, блокчейна и виртуальных артистов (история Sound Market).

Именно в этом и заключается идея прототипа Sound Market. Он не только про музыку - он про новую логику цифровой экономики: справедливую, прозрачную и эффективно работающую в эпоху сотрудничества людей и агентов искусственного интеллекта.

Заключение.

Музыкальная индустрия слишком долго опиралась на механизмы ручного регулирования и администрирования процессов.

С развитием искусственного интеллекта и кратно возрастающим объёмом информации в Сети эти механизмы окончательно утратили свою эффективность. Но благодаря развитию технологий появляется возможность создать новую систему, которая будет отвечать современным и перспективным запросам.

Тестовая модель Sound Market - это логичный шаг в эту сторону. Это платформа для индустрии завтрашнего дня, в которой: люди и агенты работают вместе; виртуальные артисты - это неотъемлемая часть индустрии, а лицензии - полноценные цифровые объекты, а не бумажки в архиве.

Музыка ещё никогда не была столь доступной и ценной в качестве универсального ресурса. Но сейчас уже состоявшаяся реальность. И вопрос в том, как превратить зарождающийся хаос в рынок будущего.

И ответ уже есть - это новые механизмы вроде Sound Market.

Если вас заинтересовала данная статья, предлагаю ознакоиться с прототипом Sound Market более подробно:

- видео о платформе (на английском языке).

*Данная статья не является рекламной или коммерческой, она опубликована в образовательных целях.

1
1 комментарий