Что точно стоит сделать
1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.
2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.
3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.
Чего делать нельзя
1. Оправдываться: «Ты пойми, сейчас в компании не лучшие времена», «Денег нет», «У нас кризис» и т. д.
2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).
3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.
Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату
— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.
— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.
— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д
Этот список может быть бесконечным. Важно понимать, что ценно для ваших сотрудников, что их мотивирует, какие у них увлечения. Это поможет вам сформировать программу нематериальной мотивации для всего коллектива Огромная ошибка — создавать такую программу по схеме «Как у других». Так не работает.
Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность
Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.
Кроме этого, можно рассмотреть:
— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.
— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.
Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.
Эталон говноедства. Советы работягам "Как не надо просить повышения зп", и советы рабовладельцам "Как зажопить копеечку"
Добрый день! Спасибо, что честно высказали ваше мнение. Мы бы хотели сделать статью лучше: скажите, пожалуйста, что бы вы наоборот советовали делать работникам и работодателям? Если у вас есть кейсы или истории из жизни — будем рады узнать подробнее.
Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:
— стали брать на себя новые обязанности;
— нашли новых клиентов;
— внедряете что-то полезное в работу команды;
— обучаете младших сотрудников;
— перевыполняете план по KPI.
Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.
Или сходить на собесы, подтянуть уровень, понять что нужно рынку, получить оффер и с ним идти говорить про зарплату.
Здравствуйте! Спасибо огромное, что поделились :)
Скажите, у вас получилось их использовать на практике? Какой был результат?