Экономика игровых текстур: коротко о рынке скинов в Counter Strike 2, который рос даже тогда, когда S&P 500 и крипта снижались
Как формировался рынок и что привело к его обвалу в октябре 2025 года.
Скины в Counter-Strike 2 — это текстуры для оружия, снаряжения и моделей игроков. Они меняют внешний вид, но не влияют на игровые характеристики. Получить скины можно из внутриигровых кейсов, а также обменять в самой игре или купить на одной из торговых платформ у других игроков.
В октябре 2025 года Valve, которая разрабатывает онлайн-шутер Counter Strike 2 (CS2), выпустила неожиданное обновление. В игру добавили новую возможность получения редких внутриигровых предметов. Рынок, который долгое время считался одним из самых стабильных и почти непрерывно рос на протяжении многих лет, за несколько дней потерял 40% капитализации.
Как в Counter Strike появились скины и почему одни стоят дороже других
В 2013 году разработчики Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO, предыдущее поколение шутера) выпустили обновление Arms Deal. Оно добавило в игру те самые скины — после каждого матча игрокам начали выпадать и кейсы случайные элементы снаряжения.
Вместе с добавлением скинов Valve также запустила площадку Steam Community Market для торговли предметами между игроками. Торги на ней происходят внутри Steam: покупатель переводит деньги продавцу через встроенный кошелёк Steam Wallet, но валюту с него вывести нельзя — её можно потратить только на платформе. Компания также удерживает комиссию в 15% за каждую сделку.
Ценность предмета, помимо рыночного спроса, определяется сочетанием нескольких игровых характеристик:
- Происхождение. Лимитированные «дропы» и старые кейсы влияют на цену предмета.
- Редкость. Вероятность выпадения того или иного вида снаряжения. Например, ножи или перчатки выпадают с вероятностью всего 0,26%.
- Паттерн. Вариант расположения рисунка на скине. Каждая «проекция» рисунка привязывается к определённому числу (pattern index). Оно делает конкретный предмет уникальным: два одинаковых скина с разными индексами могут выглядеть и стоить по‑разному.
- Степень износа (Float). Показатель, который измеряется от 0.00 до 1.00 и влияет на внешний вид скина: потёртости, «грязь», яркость цветов, читаемость рисунка. Чем ниже износ, тем выше ценность экземпляра.
- Наличие счётчика убийств (StatTrak). На некоторых оружейных скинах есть яркая числовая метка, которая увеличивается вместе с количеством убийств, совершённых предметом. Она добавляет коллекционную ценность — при продаже устройства значение на счётчике сохраняется.
В сентябре 2023 года, когда вышла Counter-Strike 2, игроки сохранили весь свой инвентарь из CS:GO. С обновлённой графикой скины стали выглядеть более эффектно, а их цены начали стремительно расти.
Как устроен рынок скинов
Из-за высокой комиссии Valve и ограничений на вывод энтузиасты начали создавать сторонние торговые площадки. На них игроки могут продавать скины в обход экосистемы Steam и выбирать различные способы платежей, включая банковские карты и криптовалюты.
Такие площадки также могут выступать в качестве гаранта при p2p-продажах — когда пользователи заключают сделку напрямую, а сервис выступает посредником при расчётах. В этом случае деньги от покупателя сначала поступают на счёт биржи, затем скин передаётся через функцию обмена в Steam, а расчёт с продавцом происходит уже после передачи предмета.
Другая модель предполагает, что площадка сама выкупает скины у игроков, а затем перепродаёт их. Это делает сделки менее рискованными для пользователей, но наценка биржи и комиссия могут быть выше.
В 2015-2016 годах практически вся торговля скинами переместилась со Steam Community Market на сторонние площадки. Цены на редкие предметы начали расти как на коллекционные активы: ножи из первых кейсов выросли в цене в 10-20 раз. Появились первые инвесторы и спекулянты, скупавшие уникальные предметы в ожидании роста. Стоимость наиболее дорогих скинов впервые достигла сотен тысяч долларов.
К 2018 году на рынке закрепились крупнейшие игроки — Buff163, CS.Money, Skinport и другие. Их аудитория начала исчисляться миллионами, а количество торгуемых предметов — сотнями тысяч.
Весной 2022 года сервис Pricempire начал агрегировать данные с разных площадок и рассчитывать примерную капитализацию всего рынка скинов. Первая оценка составила около $2,17 млрд. В апреле 2024-го она превысила $4 млрд. А к октябрю 2025 достигла $6 млрд.
Исследователи Берлинского института пришли к выводу, что в 2015-2025 годах доходность «диверсифицированного» портфеля скинов в среднем составляла около 66,5% в год. Мировой фондовый индекс MSCI World Index, которые включают акции крупнейших компаний из разных стран, в рамках того же периода рос в среднем на 10,5% в год. По подсчётам учёных НИУ ВШЭ и Российской экономической школы,
скины обошли по доходности в том числе биткоин.
Что привело к обвалу рынка скинов в октябре 2025 года
В октябре 2025 года Valve выпустила обновление Counter Strike 2. В игру добавили новую возможность получения скинов для ножей и перчаток — наиболее редких предметов. Если раньше их можно было заполучить только из кейсов или же купить, то теперь любой может «создать» их — путём «переплавки» пяти скинов качества «Тайное» (средняя цена $30-100) из своего инвентаря.
Редкие скины ножей, которые до этого торговались за тысячи долларов, потеряли до половины стоимости, а некоторые обесценивались на 80% больше.
Предметы, которые стало можно обменивать на ножи и перчатки, напротив, резко подорожали. Например, скины, до этого стоившие по $15-20, начали продавать за $1000 и дороже. Стример Владимир Семенюк (Bratishkinoff) рассказал, что за одну ночь смог заработать «солидную» сумму на продаже ранее «бесполезных» скинов.
Мнения инвесторов и аналитиков об обновлении и его последствиях разделились. Одни отмечали, что патч снизил барьеры для новых игроков. Теперь им проще обзавестись коллекционными скинами, что должно повысить активность и вовлечённость коллекционеров. Ну а рынок, полагали они, стабилизируется.
Другие указывали на кризис доверия к разработчикам игры: сегмент цифровых предметов не защищён юридическими нормами, а Valve в любой момент может менять правила как ей вздумается— из-за этого долгосрочные инвестиции в скины кажутся рискованными.
Дальнейшего обвала не последовало. После кризисного октября рынок начал восстанавливаться, так что уже к 30 ноября его капитализация составила около $5,57 млрд.