Экономика игровых текстур: коротко о рынке скинов в Counter Strike 2, который рос даже тогда, когда S&P 500 и крипта снижались

Как формировался рынок и что привело к его обвалу в октябре 2025 года.

Фото Getty Images 
Фото Getty Images 

Скины в Counter-Strike 2 — это текстуры для оружия, снаряжения и моделей игроков. Они меняют внешний вид, но не влияют на игровые характеристики. Получить скины можно из внутриигровых кейсов, а также обменять в самой игре или купить на одной из торговых платформ у других игроков.

В октябре 2025 года Valve, которая разрабатывает онлайн-шутер Counter Strike 2 (CS2), выпустила неожиданное обновление. В игру добавили новую возможность получения редких внутриигровых предметов. Рынок, который долгое время считался одним из самых стабильных и почти непрерывно рос на протяжении многих лет, за несколько дней потерял 40% капитализации.

Как в Counter Strike появились скины и почему одни стоят дороже других

В 2013 году разработчики Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO, предыдущее поколение шутера) выпустили обновление Arms Deal. Оно добавило в игру те самые скины — после каждого матча игрокам начали выпадать и кейсы случайные элементы снаряжения.

Вместе с добавлением скинов Valve также запустила площадку Steam Community Market для торговли предметами между игроками. Торги на ней происходят внутри Steam: покупатель переводит деньги продавцу через встроенный кошелёк Steam Wallet, но валюту с него вывести нельзя — её можно потратить только на платформе. Компания также удерживает комиссию в 15% за каждую сделку.

Ценность предмета, помимо рыночного спроса, определяется сочетанием нескольких игровых характеристик:

  • Происхождение. Лимитированные «дропы» и старые кейсы влияют на цену предмета.
Разные кейсы в Counter Strike 2
Разные кейсы в Counter Strike 2
  • Редкость. Вероятность выпадения того или иного вида снаряжения. Например, ножи или перчатки выпадают с вероятностью всего 0,26%.
Один из самых редких скинов
Один из самых редких скинов
  • Паттерн. Вариант расположения рисунка на скине. Каждая «проекция» рисунка привязывается к определённому числу (pattern index). Оно делает конкретный предмет уникальным: два одинаковых скина с разными индексами могут выглядеть и стоить по‑разному.
Один и тот же рисунок с разной проекцией. Источник: YouTube-канал itpedia
Один и тот же рисунок с разной проекцией. Источник: YouTube-канал itpedia
  • Степень износа (Float). Показатель, который измеряется от 0.00 до 1.00 и влияет на внешний вид скина: потёртости, «грязь», яркость цветов, читаемость рисунка. Чем ниже износ, тем выше ценность экземпляра.
Один и тот же скин с разным износом. Источник: Skinport 
Один и тот же скин с разным износом. Источник: Skinport 
  • Наличие счётчика убийств (StatTrak). На некоторых оружейных скинах есть яркая числовая метка, которая увеличивается вместе с количеством убийств, совершённых предметом. Она добавляет коллекционную ценность — при продаже устройства значение на счётчике сохраняется.
Скин со счётчиком убийств. Источник: Key-drop 
Скин со счётчиком убийств. Источник: Key-drop 

В сентябре 2023 года, когда вышла Counter-Strike 2, игроки сохранили весь свой инвентарь из CS:GO. С обновлённой графикой скины стали выглядеть более эффектно, а их цены начали стремительно расти.

Сверху скин из CS:GO, снизу — из CS 2. Источник: Escore News
Сверху скин из CS:GO, снизу — из CS 2. Источник: Escore News

Как устроен рынок скинов

Из-за высокой комиссии Valve и ограничений на вывод энтузиасты начали создавать сторонние торговые площадки. На них игроки могут продавать скины в обход экосистемы Steam и выбирать различные способы платежей, включая банковские карты и криптовалюты.

Такие площадки также могут выступать в качестве гаранта при p2p-продажах — когда пользователи заключают сделку напрямую, а сервис выступает посредником при расчётах. В этом случае деньги от покупателя сначала поступают на счёт биржи, затем скин передаётся через функцию обмена в Steam, а расчёт с продавцом происходит уже после передачи предмета.

Другая модель предполагает, что площадка сама выкупает скины у игроков, а затем перепродаёт их. Это делает сделки менее рискованными для пользователей, но наценка биржи и комиссия могут быть выше.

В 2015-2016 годах практически вся торговля скинами переместилась со Steam Community Market на сторонние площадки. Цены на редкие предметы начали расти как на коллекционные активы: ножи из первых кейсов выросли в цене в 10-20 раз. Появились первые инвесторы и спекулянты, скупавшие уникальные предметы в ожидании роста. Стоимость наиболее дорогих скинов впервые достигла сотен тысяч долларов.

К 2018 году на рынке закрепились крупнейшие игроки — Buff163, CS.Money, Skinport и другие. Их аудитория начала исчисляться миллионами, а количество торгуемых предметов — сотнями тысяч.

Весной 2022 года сервис Pricempire начал агрегировать данные с разных площадок и рассчитывать примерную капитализацию всего рынка скинов. Первая оценка составила около $2,17 млрд. В апреле 2024-го она превысила $4 млрд. А к октябрю 2025 достигла $6 млрд.

Исследователи Берлинского института пришли к выводу, что в 2015-2025 годах доходность «диверсифицированного» портфеля скинов в среднем составляла около 66,5% в год. Мировой фондовый индекс MSCI World Index, которые включают акции крупнейших компаний из разных стран, в рамках того же периода рос в среднем на 10,5% в год. По подсчётам учёных НИУ ВШЭ и Российской экономической школы,

скины обошли по доходности в том числе биткоин.

Что привело к обвалу рынка скинов в октябре 2025 года

В октябре 2025 года Valve выпустила обновление Counter Strike 2. В игру добавили новую возможность получения скинов для ножей и перчаток — наиболее редких предметов. Если раньше их можно было заполучить только из кейсов или же купить, то теперь любой может «создать» их — путём «переплавки» пяти скинов качества «Тайное» (средняя цена $30-100) из своего инвентаря.

Обновление снизило редкость ножей и перчаток, и владельцы скинов начали продавать их, опасаясь обесценивания. Это спровоцировало панику и привело к обвалу всего рынка. За период с 19 по 30 октября капитализация упала почти на 40%, до $2,5 млрд.

Данные Pricempire на 23 октября 2025 года. Скриншот «Т—Ж» 
Данные Pricempire на 23 октября 2025 года. Скриншот «Т—Ж» 

Редкие скины ножей, которые до этого торговались за тысячи долларов, потеряли до половины стоимости, а некоторые обесценивались на 80% больше.

Источник: пользователь X с ником @grifftrade
Источник: пользователь X с ником @grifftrade

Предметы, которые стало можно обменивать на ножи и перчатки, напротив, резко подорожали. Например, скины, до этого стоившие по $15-20, начали продавать за $1000 и дороже. Стример Владимир Семенюк (Bratishkinoff) рассказал, что за одну ночь смог заработать «солидную» сумму на продаже ранее «бесполезных» скинов.

Мнения инвесторов и аналитиков об обновлении и его последствиях разделились. Одни отмечали, что патч снизил барьеры для новых игроков. Теперь им проще обзавестись коллекционными скинами, что должно повысить активность и вовлечённость коллекционеров. Ну а рынок, полагали они, стабилизируется.

Другие указывали на кризис доверия к разработчикам игры: сегмент цифровых предметов не защищён юридическими нормами, а Valve в любой момент может менять правила как ей вздумается— из-за этого долгосрочные инвестиции в скины кажутся рискованными.

Дальнейшего обвала не последовало. После кризисного октября рынок начал восстанавливаться, так что уже к 30 ноября его капитализация составила около $5,57 млрд.

8
2
2
2
1
1
34 комментария