Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Инструкция по работе с виртуальной и дополненной реальностью в браузерах от системного архитектора «Туту.ру» Александра Майорова.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Виртуальная и дополненные реальность становятся популярными не только в компьютерных играх. Интерес к VR- и AR-технологиям возрос, когда разработчики придумали устройства для их интеграции с браузерами. Уже сейчас можно экспериментировать и создавать прототипы веб-проектов с помощью JavaScript API, который называется WebVR API.

Когда виртуальная реальность появилась в браузерах

Разработчики начали писать спецификацию в 2014 году, но первую версию в начале 2016 года представила компания Mozilla. Разработчики Mozilla показали полноценную черновую спецификацию WebVR API, которая описывает программный интерфейс для работы с VR-устройствами, например с Oculus Rift. Спецификацию разработали при участии Брэндона Джонса из компании Google и Джастина Роджерса из Microsoft.

Поддержка новой спецификации WebVR реализована в браузерах Firefox и в мобильном Chrome. Это значит, что вы уже можете свободно экспериментировать с технологией. Если ваш браузер стар, странно работает или не обновляется — для всего этого есть полифиллы.

Зачем нужен WebVR API

WebVR API — это программный интерфейс для работы с устройствами виртуальной и дополненной реальности, который ничего не знает про 3D-графику. Работу с графикой, отрисовку сцены, установку источников света выполняют программисты. WebVR API абстрагирует доступ к устройствам.

Такой API предоставляет инструменты для визуализации картинки, для получения информации об устройстве, его возможностях и технических характеристиках. При этом картинку и 3D-мир нужно рисовать, используя веб-технологии вроде HTML, CSS, WebGL, Canvas.

Для программиста WebVR API предоставляет основные объекты для работы:

  • ​Navigator — позволяет получить список устройств и определить активное.
  • VRDisplay — сообщает, надет ли шлем на голову, информацию о кадрах и глазах.
  • VRPose — информирует о позиции и ориентации устройства, скорости передвижения.
  • VREyeParameters — предоставляет информацию о том, как визуализировать видео в каждый глаз.
  • VRFrameData — сообщает о кадре сцены для проекции на отдельный глаз.

С какими устройствами работать

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Когда говорят про VR, то вспоминают Oculus Rift и им подобные. Если говорят про WebVR, логично предположить, что рассчитывают на веб-приложения, работающие в браузерах.

Самое доступное и популярное на сегодня устройство — это Cardboard device или VRBox. Название «Cardboard» предложила компания Google: она создала коробку для телефона из картона, куда нужно вставлять линзы. Google выпускал готовые наборы за $2, это дешево и удобно для тестирования прототипа. Позже стали появляться пластиковые коробки под смартфоны со встроенными кнопками и сенсорными панелями.

Разработчики выпустили несколько мобильных VR-устройств:

Безымянные VRBox

Это устройство с линзами существует в разных исполнениях, вплоть до копий Samsung GR VR, но с подключением через Bluetooth любой модели телефона. Качество очень даже хорошее, к линзам претензий нет. Можно докупить Bluetooth-джойстик, который будет работать с любым смартфоном на любой ОС.

​

Xiaomi VRBox

Особенность: наличие механической кнопки-манипулятора, работающей по принципу стилуса, который нажимает на «слепую» зону экрана в области переносицы. Смартфон крепится через через вырезы в крышке устройства и застегивается на молнию.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Samsung GR VR

Особенности: смартфон подключается к устройству через USB, имеет сенсорную панель и кнопки на шлеме. При подключении активируется функциональность Oculus, и телефон становится Oculus-совместимым устройством. В смартфонах GR VR встроен Oculus Store, который открывает доступ к приложениям, написанным для Oculus Rift.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Google Cardboard

Особенности: шлем сделан из картона. В шлеме есть кнопка, выполненная в виде небольшого круглого магнита. Встроенный магнитометр считывает изменения магнитного поля, и это изменение засчитывается как действие по кнопке в Cardboard-совместимых устройствах.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Google Daydream

Особенности: основательный и удобный шлем и пульт управления в комплекте.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Если у вас есть смартфон с Chrome и VRBox из перечисленных выше, то вы можете проверить WebVR в действии. Лучший вариант — Chrome Canary или Samsung Internet. Есть исключение — это iOS. Но на нем VR можно использовать через полифилл, поэтому некоторые демо-версии будут доступны с iOS-устройств. Важно понимать, что WebVR API — это не о создании 3D-графики, и сделать WebVR-мир можно под iOS без использования VR API.

Какие браузеры поддерживают VR

Взглянуть на VR-мир можно через окно десктопного браузера, в котором происходит разработка. Сначала разработчики строят мир без шлема, а затем добавляют возможность разбить картинку под оптическую пару. Для этого используются браузеры: Firefox Nightly, Chrome с плагином WebVR API Emulation, Chrome Canary со включенной поддержкой или специальная сборка поисковика Chromiuum VR.

Сейчас WebVR API поддерживают браузеры:

Посмотрите полный список с таблицами совместимости.

Не забывайте включить поддержку WebVR API
Не забывайте включить поддержку WebVR API

Полифиллы и вспомогательные библиотеки

Если ваше устройство не поддерживает WebVR API, воспользуйтесь полифиллом, который можно подключить на страницу или использовать специальное расширение для браузера.

Можно установить плагин WebVR API Emulation for Chrome. Он не просто добавляет эмуляцию WebVR API, но также интегрируется в DevTools.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Вы можете менять координаты объектов, крутить сцену и так далее. Если используете этот плагин, отключите полифиллы на странице, так как они могут конфликтовать.

Как построить мир с помощью виртуальной реальности

Чтобы понять мир VR, нужно научиться работать с 3D-графикой. Это сложно, если вы будете осваивать WebGL с нуля. Проще взять готовые библиотеки, такие как Threejs, D3.js или специализированные фреймворки для работы с VR, такие как A-Frame от команды Mozilla. Уже даже есть превью-релиз React VR для поклонников React и всего, что выходит из недр Facebook.

Верстаем VR-мир

Используя A-Frame, можно сверстать VR-мир с минимальными усилиями. A-Frame — это HTML-фреймворк для создания веб-приложений и сайтов под виртуальную реальность. В браузере это выглядит как веб-страница, которая представляет 3D-изображение с возможностью навигации и взаимодействия с объектами. Картинка отрисована с помощью WebGL.

Основная задача A-Frame — предоставить простой инструмент, который помогает создать 3D-мир способом, похожим на HTML-разметку. Фреймворк базируется на Threejs и является более высокоуровневой надстройкой.

A-Frame создает 3D-сцену через набор геометрических примитивов. Вы можете добавлять более сложные компоненты и дописывать свои, если базовых не хватает. Объектам сцены доступны геометрические свойства: местоположение, вращение, масштабирование. Также можно описывать расположение камер и источников света.

У A-Frame есть хороший инспектор, позволяющий делать отладку 3D-мира.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Посмотрите примеры. Они простые для понимания и, изучив их, можно быстро сделать свой первый «Hello VR-world». Программисты также используют A-Frame для разработки дополненной реальности. Рекомендую изучить ReactVR. Это фреймворк, базирующийся на Reactjs.

Можем ли мы обойтись без WebVR

WebVR API нужен только для работы с VR-устройствами, а точнее, для получения характеристик о дисплеях и визуализации картинки. В случае Mobile VR мы физически работаем с одним экраном. Также возможно эмулировать стереопару. Тогда WebVR API изолирует работу с экраном таким образом, что мы будем взаимодействовать с двумя физическими дисплеями.

При этом код будет кроссплатформенным, и мы сможем запустить WebVR-приложение на Oculus в браузере Carmel.

Возможности дополненной виртуальной реальности в браузере

WebAR также возможно создать в браузере. Но «WebAR API» не существует — это просто обозначение дополненной реальности, реализованной на веб-технологиях.

Технически работа выглядит так же как и с WebVR, но также вы получите видеопоток с веб-камеры, используя WebRTC. Дополнительно нужно написать логику покадровой обработки для поиска нужных объектов. Затем вы рисуете 3D-сцену на фоне видеопотока. Для AR не обязательно нужен шлем: вспомните Pokemon Go — это AR-проект, но без VR-шлема.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

Возможность реализовать WebAR зависит от наличия поддержки WebRTC. WebAR можно реализовать на всех Android-устройствах. В iOS тоже можно сделать WebAR, но с небольшими ограничениями.

Как быть с iOS-устройствами

С WebVR в iOS-устройствах все можно реализовать через полифиллы или вовсе обойтись без WebVR API. Это возможно, если самостоятельно все описывать, отслеживать действия через акселерометр, «бить» картинку и эмулировать два дисплея.

У AR нет поддержки WebRTC, но решить задачу можно с помощью проект Argonjs. Это проект, который состоит из фреймворка, базирующегося на A-Frame и специального браузера.

Идея работы браузера проста: есть два слоя. Первый слой — это Webkit-движок, второй слой-подложка — это вывод видеопотока с камеры. В браузере есть свой API, чем-то это напоминает работу первых версий PhoneGap.

При этом Argonjs можно использовать и для VR-прототипа под iOS. Если вам необходимо разрабатывать кроссплатформенное приложение под VR или AR на JavaScript, то обратите внимание на React Native вкупе с React VR или «упакуйте» все в PhoneGap.

Доступные шлемы, технологии и кейсы применения

В AppStore есть несколько версий браузера. Скачивайте четвертую версию, иначе фреймворк не будет работать.

Сценарии использования виртуальной и дополненной реальности

В «Туту.ру» мы разработали идеи применения этих технологий в контексте туристического бизнеса. Например, 3D-галереи для проекта «Туры». Галереи 360 можно адаптировать под VR-шлемы, и все, у кого дома есть VR Box, могли бы «осмотреть» будущий отель и пляж с эффектом присутствия.

Эта техника применима к 3D-галереям для проекта «Поезда», где можно посмотреть вагон изнутри и выбрать место в «Сапсане» напрямую из VR-шлема. В будущем можно внедрить технологию выбора места в междугородних автобусах. Для проекта «Экскурсии» возможно создать демо-версию будущей экскурсии.

Другой сценарий применения VR- и AR-технологий — это развлечение клиентов в офлайн-офисе. Пока посетитель ждет в очереди к тур-менеджеру, он может посмотреть каталог путешествий через Samsung GR VR шлем. Стандартные брошюры и журналы уже не привлекают внимание, а реклама, показанная через новую технологию, может порадовать клиента.

Ссылки по теме

Редакция vc.ru приносит извинения за некорректную редактуру текста. Некоторые формулировки в первой версии материала не соответствовали авторским.

33
1 комментарий

Кейс применения? Встроенный микроскоп )) https://robot-review.ru/samsung-microscope-2d326451afe