«Для меня сумма сделки со "Сбербанком" не выглядит как вау-достижение»

Интервью с руководителем сервиса для поиска врачей Docdoс.ru Дмитрием Петрухиным.

«Для меня сумма сделки со "Сбербанком" не выглядит как вау-достижение»

25 мая «Сбербанк» приобрел 79,6% компании Docdoc. По оценкам экспертов, сумма сделки может составлять от 800 млн до 1,6 млрд рублей. Банк планирует превратить сервис в «ehealth-платформу», которая объединит телемедицинские сервисы, медицинские карты и доставку лекарств.

Петрухин запустил Docdoc в 2011 году. В 2012 году его проект привлек $1 миллион от фонда Aurora Venture Capital, а в 2016 году — $4 миллиона от фонда Guard Capital. Компания работает в 14 городах России, включая Москву, Санкт-Петербург и Новосибирск. Всего на сайте зарегистрировано более 30 тысяч врачей, а количество пользователей превышает 780 тысяч человек.

Дмитрий Петрухин рассказал vc.ru о подробностях сделки со «Сбербанком», а также о планах дальнейшего развития сервиса.

vc.ru: Что вызвало интерес «Сбербанка»?

Дмитрий Петрухин: Не знаю. С людьми из «Сбербанка», которые были заинтересованы в покупке Docdoc, я познакомился в ноябре-декабре 2016 года. Они очень хотели войти на рынок цифровой медицины, и на рынке им сказали, что это лучше всего сделать с помощью нашей компании.

Когда они это услышали пять-семь раз, то позвонили и вышли на нас. До этого они встречались с совершенно другими игроками, о нас ничего не слышали, но сам рынок порекомендовал нас.

Кто это — рынок? Пользователи?

Нет, это команды, которые работают в этой сфере. «Сбербанк» решил развивать свою digital-платформу, и одним из направлений стала медицина. Им нужна была ступенька, с помощью которой они могли бы изучить этот рынок. Мы не приходили в «Сбербанк» и не говорили, что хотим продаться.

Мы в этом году вырастем на 60-80%, и в ближайшие пять лет будем расти с такой же скоростью. Поэтому «Сбербанк» окупит свои инвестиции через год. Сейчас все идут в цифровую медицину, и только за прошлый год к нам обращались не меньше десяти компаний, которые предлагали сделку. Лично для меня сделка со «Сбербанком» не выглядит как вау-достижение: банк не заплатил какую-то очень большую разницу за то, что он купил проект. Большинство фондов и компаний, которые к нам обращались, предлагали такую же сумму.

Тогда почему вы выбрали именно «Сбербанк»?

На это повлияло знакомство со Львом Хасисом (первый заместитель председателя правления «Сбербанка» — vc.ru) и командой M&A. Она просто космос. Я научился оценивать фонды и другие компании по вопросам, которые они задают, чтобы узнать о моей компании.

Они были самыми крутыми — задавали правильные, нестандартные вопросы о бизнесе. Меня поразила их глубина. Когда ты встречаешься с другими фондами, тебе задают тебе классические вопросы: «Какой у вас LTV? Как вы растете каждый год? Что нужно вашему продукту?».

А эти ребята стали спрашивать меня о медицине — задавали такие вопросы, в которых я сам разобрался только через два года после того, как открыл бизнес. Меня удивило, что они разбираются в этой теме.

А до этого вы задумывались о продаже сервиса?

Конечно, ты задумываешься о продаже каждого бизнеса, который строишь. Я и менеджмент решили не продавать акции Docdoc. Для нас история, только начинается, у нас очень серьезные планы. «Сбербанк» приобрел только 80% компании. Свои пакеты продали фонды, которые инвестировали в компанию ранее. Они получили хорошее предложение и решили выйти из инвестиций.

Всего мы привлекли порядка $5 миллионов от двух венчурных фондов — $1 миллион от Aurora Venture Capital и $4 миллиона от Guard Capital.

Вы уже сформулировали дальнейшую стратегию развития сервиса после общения со «Сбербанком»?

Да, у нас направления и планы. В ближайшее время будет утверждена стратегия. Она, скорее всего, будет направленная на выход в направлении телемедицины, что уже озвучивал Лев Хасис: медицинские карты, дистанционная продажа лекарств.

Как эта сделка повлияет на текущих клиентов и партнеров компании?

Никак. Одним из наших ключевых требований было, чтобы «Сбербанк» не вмешивался в стратегию текущего бизнеса, и он как развивался, так и будет развиваться.

Но новые направления, ответвления и текущие вещи мы теперь обсуждаем со «Сбербанком». Я надеюсь, что никакого утверждения и защиты не будет. Пока я вижу, что «Сбербанк» — это сложная структура. Но нам сейчас достаточно активно показывают инструменты для того, чтобы с ней взаимодействовать. У «Сбербанка» уже есть приобретенные стартапы и опыт взаимодействия с ними.

Там есть структура, которая этим занимается — Sberbank Digital. Возглавляет её старший вице-президент «Сбербанка» Теймур Штернлиб. Она отвечает за взаимодействие со стартапами и проектами, за выстраивание с ними единого информационного и цифрового пространства.

Мы уже связались с рядом компаний, с двумя работаем. Например, с рекламной платформой Segmento: она занимается нашей рекламной активностью. [«Сбербанк» приобрел контрольный пакет Segmento в марте 2015 года — vc.ru].

На формальных и неформальных связях мы уже построили отношения с большим количеством разработчиков. Через неделю нам будет читать лекцию человек, который отвечает за взаимодействие с юридическими лицами в мобильном приложении «Сбербанка» — расскажет, как это сделано у них.

Мне кажется, что «Сбербанк» сейчас идет в очень правильном направлении, он выстраивает инфраструктуру связи — единые каналы коммуникации, продажи услуг от стартапов, которые он приобретает.

Как было тяжело первым стартапам, которые входили в состав структур банка, и как легко было нам — через ближайшее время другим стартапам станет еще легче. Они будут попадать на уже сформированную платформу — частично она есть уже сейчас. Прошла тестирование, показала свои плюсы и минусы. И новоприобретенные стартапы будут вливаться в среду.

Они будут пользоваться тем, что дает «Сбербанк»: именем, технологиями для работы с данными и их хранением, отделом продаж для юридических и физических лиц, новыми технологиями.

«Для меня сумма сделки со "Сбербанком" не выглядит как вау-достижение»

Как выглядит структура доходов Docdoc?

Главный доход — выручка от клиник, которые получают клиентов через нашу платформу. 70% выручки — от московских клиник. У нас классический маркетплейс. Вообще, есть два уровня маркетплейсов: которые просто приводят клиентов компаниям, и которые приносят клиентам пользу.

В этом случае клиенты будут возвращаться на маркетплейс. Docdoc — площадка второго уровня. Мы развивались простыми этапами. Например, шесть лет назад даже в платной клинике нельзя было выбрать врача — мы сформировали базу врачей.

Я работал в рекламном агентстве и рекламировал клиники, но все друзья и знакомые думали, что если я этим занимаюсь, то знаю хороших врачей: они просили посоветовать им именно врача, но не клинику.

И я звонил директорам клиники и спрашивал: «Подскажи, кто у тебя хороший флеболог?». Они давали контакты, я отправлял людей. И когда по моей рекомендации пришли два человека, а их плохо обслужили — не с точки зрения качества медицинского сервиса, но с точки зрения общения с клиентом — я стал звонить директорам и разбираться.

Оказалось, что руководители не знали, как врачи ведут себя с клиентами. Они знали, что врач — профессионал, у него хорошее высшее образование и большой опыт. Но не знали про его отношение к клиентами.

Клиники не знали, что их врачи часто ели во время приемов, матерились, кричали на пациентов. И я увидел нишу: клиники рекламируют себя, а люди хотят врача. Я создал Docdoc, стал объяснять проблему директорам и приглашать их добавить своих врачей на платформу. Когда мы набрали первую тысячу — очень сильно радовались, это было самое сложное.

У нас всегда была благая идея — дать людям хорошего врача. Члены медицинского сообщества помогали нам понять, что такое хороший врач и какое у него должно быть образование.

Затем мы поняли, что людям мало просто почитать о враче, они хотят узнать отзывы других пациентов. Добавили отзывы. Чтобы избежать обмана, собирали отзывы только у людей, которые записывались через нас.

Когда мы стали публиковать все отзывы, то потеряли 30% клиник, которые размещались на платформе. Но нам было все равно — к нам пришел классный инвестор, который сказал: «Ребят, если вы не будете публиковать все отзывы, мы вам денег не дадим». Это было зафиксировано в соглашении.

Когда мы запустили отзывы, у нас было примерно 18% негативных. Понятно, что на самом деле их было бы больше, но только 18% были готовы рассказать о своем негативном опыте, о том, что им не понравился врач.

Из-за отзывов посетителей директора клиник уволили порядка 500 врачей. Когда мы только вышли на рынок, в клиниках не было отделов качества. Мы помогли создать их в большинстве крупнейших клиник, которые консультировались с нами по этому вопросу. Сейчас у нас только 3% негативных отзывов. Это один из основных показателей, на которые мы опираемся.

Из-за чего произошло падение?

Изменились сами клиники, в том числе. Некоторые прекратили устраивать какой-то жесткий и глупый развод людей на деньги, потому что получали негатив, когда это вскрывалось.

Мы до сих пор не работаем с рядом клиник — у нас есть специальный черный список, куда попадают заведения и из Москвы, и из регионов. Если мы видим развод и понимаем, что он поддерживается администрацией, мы разрываем договор.

Как вы об этом узнавали?

Очень просто: разговаривали с пациентами. Выясняли их средний чек, какие лекарства назначаются. Существуют простые стандарты, и если мы видели, что человеку назначается что-то, выходящее за их рамки, мы сперва обращались к руководству клиники.

У нас всегда была такая политика — если после врача человек пришел к нам с негативом, мы возвращали деньги. А год назад ввели акцию, которая действует до сих пор — если пациенту не понравился врач и его обслуживание, он может сообщить об этом нам, и мы бесплатно дадим ему другого врача.

У нас такая позиция — если человек недоволен врачом, то он недоволен в первую очередь нами. Мы разбираем каждый негативный отзыв, связанный с клиникой. И 80% наших партнеров его отрабатывают — мы отправляем им отзывы. Мы требуем, что если человек не удовлетворен, то клиника должна решить с ним вопрос.

Понятно, вы не можете напрямую влиять на отношения клиентов и врачей — ведь у вас сервис-посредник. Но как вы влияете на клиники, которые хотят избавиться от вашего посредничества? Им же выгоднее не платить вам за привлечение клиентов, а работать с ними напрямую.

У нас хорошие партнерские отношения с клиниками. И те директора, которые понимают роль маркетплейса и выстраивают с нами долгосрочное сотрудничество — они так не делают, а работают с нами на честной основе.

Кроме того, в клиники от нас приходит до 60% клиентов. И получается, что если твой доход во многом зависит от одного сервиса, то ты не захочешь с ним ссориться.

Наше влияние на клиники сейчас очень высокое: у нас самый дешевый канал по привлечению клиентов. Например, чтобы привлечь одного человека из контекстной рекламы в Москве, клинике нужно заплатить от 2,5 до 7 тысяч рублей. От нас — всегда дешевле. Из двух тысяч клиник, которые с нами сотрудничают, только у двух существует ограничение на количество клиентов, которые приходят через Docdoc. Все остальные берут любое количество, которое мы приведем.

Поэтому медицинским центрам выгоднее уходить от существующих рекламных инструментов и идти к нам. Рынок еще не уровнялся.

Что касается пациентов: у нас лучшая цена на рынке, и в треть клиник записаться через нас дешевле, чем прийти к ним напрямую — они делают Docdoc скидку. В другом месте человек ее не получит.

Кого вы считаете главным конкурентом?

Все достаточно просто. После того, как мы добавили отзывы, мы сделали самую сложную вещь — онлайн-запись. То есть интегрировали большинство всех наших врачей и позволили пользователям выбирать удобное время для записи.

Это невероятно удобно. Раньше было так — ты изучаешь отзывы, выбираешь врача, а потом узнаешь, что он принимает только через две недели. Мы решили сократить время ожидания и время записи.

То есть ты выбираешь не просто хорошего врача, но хорошего врача в то время, какое тебе удобно. Но когда мы так сделали, наша конверсия упала на 25% — людям сперва казалось, что это неудобно. Но спустя год после начала работы онлайн-записи конверсия и количество посетителей значительно выросли.

Теперь о конкурентах. Самый главный — это «Инфодоктор» Егора Руди. Но последние два года он не развивает это направление — у него еще есть сервис Profi.ru.

По доле рынка они существенно сдулись. Три года назад мы шли вровень, а теперь нам принадлежит 60-65%, а им — 15%. У них нет онлайн-записи, но технология сбора отзывов очень похожа.

Кто занимает оставшуюся часть рынка?

Есть еще проект Medbooking, и сейчас вышел «Яндекс.Здоровье».

Не боитесь, что с помощью маркетингового бюджета «Яндекс» займет большую долю на рынке?

Уже год боимся. Уже год «Яндекс» развивает сервис, а мы боимся. Но пока по поставкам клиентов в некоторые клиники у нас разница в 50 раз: мы поставляем 250 человек, а они — 5.

«Яндекс», конечно же, правильно пошел в направлении онлайн-записи на прием ко врачу. Сейчас развивают направление телемедицины. Но у нас такое мнение, что сперва нужно закрепиться в одной области, сфокусироваться на ней и добиться результатов, а уже потом переключаться на другую. Может быть, мы ошибаемся.

Но у них очень сильная команда, они делают классные вещи. Конечно, в мобильном направлении «Яндекс» сильнее нас. Мы многому учимся у них, смотрим, что делают они, и сравниваем с тем, что делаем мы.

Я думаю, что в конечном счете мы будем сотрудничать. В каком варианте — не понятно. Но классно, когда есть конкуренты. Каждый раз, когда мы добавляли новые функции в сервис, мы делали это из-за конкуренции.

Если конкуренция уменьшается, то и наше движение замедляется. Мы превращаемся в капиталистов, наедаем большие щеки и останавливаемся.

Планируете ли вы развивать направление телемедицины?

Да, конечно. Я могу много рассказать, как это происходит в США. Месяц назад мы были в Орландо, на крупнейшей конференции по телемедицине. Там все живет, развивается, удаленными медицинскими сервисами пользуется куча народа. Телемедицину поддерживают на государственном уровне — она же включена в страховки.

Мы хорошо понимаем эту нишу, даже в США она еще пока очень маленькая, но там есть компании, которые стоят миллиарды долларов — Americanwell и Teladoc. Мы не увидели там компаний, которые как Uber или Airbnb развивались за два, за три года.

Они все развиваются по 10-15 лет. Телемедицина — это такая отрасль, которая будет заниматься несколькими направлениями, которые невозможно объединить в рамках одной компании. Есть телемедицина первого приема, второго приема, для детей, для беременных, для людей с хроническими заболеваниями, для носимых устройств — она совсем разная.

И в России она будет совсем разная, ее будут развивать разные компании. Я думаю, двум десяткам компаний будет достаточно места.

Какое направление вам ближе всего?

Нам ближе всего направление агрегаторов. Мы постараемся агрегировать лучшие практики, которые есть. Мы хотим делать правила, помогать существующим игрокам, а вот развивать своих врачей, делать что-то еще — не хотим.

Мы понимаем, какие существуют хорошие ИТ-решения, мы понимаем, какие хорошие клиники существуют. Мы открыты, будем делать свой API и развивать сотрудничество.

У нас есть самая большая база людей, которые хотят записаться ко врачу или попасть на прием. Поэтому развивать телемедицину в направлении первичного или вторичного приема нам гораздо проще.

Сейчас мы пилотируем с двумя клиниками — будем делать проект по телемедицине. Мы опросили 500-700 пациентов клиник — тех, которые пришли на первый прием, и тех, которые пришли на второй прием.

Задавали им простой вопрос — готовы ли они вместо посещения врача связаться с ним удаленно, и сколько готовы за это заплатить. По первичному приему процент положительных ответов был не так велик — число называть не буду, а по вторичному приему 60% респондентов одобрили удаленную консультацию.

То есть, когда они уже сдали анализы, врач получил результат и рассказывает о том, как лечиться и какие лекарства принимать. Зачем делать это во время личной консультации — не понятно.

Но тут образовалась другая ниша. Более половины опрошенных признались, что после приема у них остаются вопросы: как принимать лекарства, как сдавать анализы и так далее. ​

В существующих отношениях между врачами и пациентами нет такой связи. Мы пришли к нашим клиникам-партнерам и предложили ее создать. Мы сейчас делаем это бесплатным для людей, летом запустим такую штуку: ты записался на прием, а дальше можешь свободно общаться с врачом с помощью мессенджеров, либо заказывать обратный звонок и все у тебя будет классно.

Единственное, что от общения с врачом по видео мы отказались. Этого нет и в США, через 15 лет после появления местных компаний, и у нас этого не будет. Потому что к этому не готовы и большинство врачей, и большинство пациентов. Так происходит даже в США.

Все общение будет проходить через вашу платформу?

И общение, и другие вещи. Я думаю, что будет куча бизнесов, связанных с телемедициной. Мы одни не способны двигать такую махину. В США все развивалось медленно до тех пор, пока государство не поддержало эту тему.

Вот и мы ждем, когда российские власти поддержат эту тему, включат телемедицину в ОМС, введут нормальные ставки, лучше разберутся в нюансах. Зачем нужен прием, зачем гонять больного человека в клиники?

Сколько будет стоить общение с врачом в мессенджере?

​Мы о деньгах пока вообще не думаем. Хороший сервис всегда себя найдет. Сейчас телемедицина будет стоить условные 100 рублей, потом 200 рублей, потом 500 рублей.

Что сдерживает развитие рынка телемедицины в России?

Отсутствие поддержки на государственном уровне, неготовность населения и неготовность врачей. 26 мая мы проводили демонстрацию возможностей телемедицины для акционеров «Сбербанка».

Среди них очень много пожилых людей, но несмотря на возраст, они настолько легко садились в кресло и общались удаленно с кардиологами, терапевтами и другими врачами, что мы провели 180 консультаций за вечер, а некоторых людей вежливо просили уступить место другим — после 40 минут разговора.

Есть врачи, которые умеют работать удаленно, а есть те, которые не умеют. Ко вторым пациент никогда не вернется: врач замыкается и контакт не устанавливается. А есть врачи, которые могут установить контакт за две-три минуты.

Сейчас по закону врачу запрещено ставить диагноз и выписывать лекарства удалённо. А консультировать человека никто не запрещает — все, что не запрещено, то разрешено.

11 мая правительство одобрило закон о телемедицине и направило его в Госдуму. Надеюсь, что к осенней сессии они его примут.

Как вы считаете, если депутаты примут закон, как это повлияет на рынок?

Если инвесторы в эту тему пойдут, а они после легализации пойдут, то удаленной медициной будет пользоваться 10% населения — это те люди, которые любят ИТ и инновации, а потом постепенно и медленно будут подтягиваться другие.

Так было в других странах. Важно, чтобы врачи этому учились, а наплыв пациентов — это вопрос времени. Каких-то рывков, что придет крупная компания и займет весь рынок — такого не будет.

2121
37 комментариев

Мы в этом году вырастем на 60-80%Судя по similarweb трафик последние полгода не рос, а падал. Откуда предпосылки для роста в 60%? Откуда столько новых пользователей возьмете?

Вообще странная какая-то сделка. Лярд за сервис, у которого 300к визитов в месяц?

Будь это производство какое-нибудь, где пофиг сколько у тебя пользователей на сайте, но это же интернет-сервис, и это явно одна из основных метрик.

7
Ответить

Могу предположить. Я случайно познакомился с docdoc две недели назад, когда искал лора рядом с домом. По Яндекс картам нашел рядом, сайт лор.рф помойму. Написано 9 лор клиник рядом с метро. Позвонил. Както мутно ушли от ответа про эту конкретную клинику и предложили другую. Говорю, давайте возле другого метро. Нашли, но не из списка на сайте. Вообщем, сайт лор.рф оказался фэйковый, никаких клиник не было по этим адресам. После настоятельных распросов признадись, что они таки docdoc. "Нашел" ещё несколько клиник рядом с домом с их телефоном с доменами типа лор1.рф.
Так что ждём появления сбербанк-лор.рф :)

4
Ответить

Похоже на то
Впрочем, как и в большинстве подобных статей/интервью, никаких цифр нет, поэтому остаётся гадать

Ответить

similar вот как раз и показывает только web.

у docdoc обльшая часть записей идет через партнерские сайты + не забываем мобилки.

Ответить

"25 мая «Сбербанк» приобрел 79,9% компании Docdoc. По оценкам экспертов, сумма сделки может составлять от 800 млн до 1,6 млрд рублей. Банк планирует превратить сервис в «ehealth-платформу», которая объединит телемедицинские сервисы, медицинские карты и доставку лекарств."

- Вы определитесь, сколько в итоге Сбербанк купил, в прошлой статье было указано что 79,6 (при это у команды осталось 21,4%, то есть суммарно походу был 101%), теперь вот 79,9% уже, все меньше и меньше остается :)

"Всего на сайте зарегистрировано более 30 тысяч врачей, а количество пользователей превышает 780 тысяч человек."

- Врачей столько на сайте может быть заведено (анкет) за все время работы сервиса, а по факту анкет живых около 10-12 тысяч на все города. Врачи лично на сайте не регистрируются.

- Что за количество пользователей? Если месячная аудитория, то по similarweb другие цифры, это открытая инфа. Если количество записей, то за какой период, за все время работы сервиса? Точно не за месяц и даже не за год.

"Мы в этом году вырастем на 60-80%, и в ближайшие пять лет будем расти с такой же скоростью. Поэтому «Сбербанк» окупит свои инвестиции через год."

- Данные similarweb говорят об обратном, тенденции к такому росту нет, но понятно что есть еще партнерский неучтенный трафик или трафик из приложений, но в общем данные под большим вопросом.

"Это невероятно удобно. Раньше было так — ты изучаешь отзывы, выбираешь врача, а потом узнаешь, что он принимает только через две недели. Мы решили сократить время ожидания и время записи."

- Для большинства пациентов на масс маркете, на мой взгляд, важнее где расположена сама клиника (адрес приема врача) и отзывы о враче (о клинике). Если пациент выбрал крутого по отзывам врача, то дождется свободного времени приема. Если пациенту важно время - ему без разницы что за врач будет, главное записаться на сегодня-завтра-послезавтра.

"Теперь о конкурентах. Самый главный — это «Инфодоктор» Егора Руди. Но последние два года он не развивает это направление — у него еще есть сервис Profi.ru."

- Ради интереса посетите сайт Инфодоктора. Если это основной конкурент - сказочная удача :) К profi.ru претензий нет, но они ушли далеко от медицины и вряд ли к ней вернутся.

"Есть еще проект Medbooking"

- Посмотрите similarweb за последние полгода и данные по аналитике и все в принципе будет понятно. Еще можно посмотреть robots.txt по всем городам кроме Москвы и Питера. А также соотношение трафика по географии.

5
Ответить

Doctu.ru еще молодцы :)

3
Ответить

Для большинства пациентов на масс маркете, на мой взгляд, важнее где расположена сама клиника (адрес приема врача) и отзывы о враче (о клинике). Если пациент выбрал крутого по отзывам врача, то дождется свободного времени приема. Если пациенту важно время - ему без разницы что за врач будет, главное записаться на сегодня-завтра-послезавтра.

Ну какой-то ограниченный скептический взгляд. У кого много свободного времени, могут ждать приема до следующей недели, лишь бы недалеко идти. У кого мало - лучше доедут куда нужно в удобное время, по себе знаю.

1
Ответить