Почему в стартапах насаждается культура трудоголизма

Мнение создателя фреймворка Ruby on Rails и сооснователя системы для управления проектами Basecamp Давида Хейнемейера Ханссона.

Почему в стартапах насаждается культура трудоголизма

Если вы хотите понять, почему многие сотрудники стартапов страдают от нездоровых рабочих привычек или откровенного трудоголизма, сперва взгляните на мнение инвесторов.

Почему в стартапах насаждается культура трудоголизма

Недавно бывший сотрудник SpaceX, Nest и Google Блейк Роббинс назвал работу в выходные и праздничные дни «рецептом катастрофы» и пожалел, что слишком мало времени проводил с семьей и друзьями. По его мнению, ему следовало «работать с умом».

Роббинса раскритиковали два известных инвестора: Кит Рабуа назвал его рассуждения «в корне неверными», а Марк Састер предположил, что известные спортсмены добиваются всего благодаря упорству, а не тому, что «работают с умом».

Эти слова — не случайное заблуждение. Они прочно закрепились в стартап-мифологии, где переработки и выгорание не только поощряются, но требуются. Необходимость проводить в офисе выходные и праздничные дни — это прямое следствие попытки инвесторов вместить жизнь человека в сжатые сроки венчурных фондов.

Несложно понять, почему такая мифология служит в первую очередь интересам дельцов, которые щедро делают ставки и выигрывают только в том случае, когда на рынке появляется еще один «единорог».

Когда человек жертвует своим временем — им это только на руку. Для них не будет практически никаких последствий, если многие попытаются прыгнуть выше своей головы и упадут замертво. Логика проста: «Помоги мне разбогатеть или умри в процессе».

Если предпринимателям нужны деньги, они добровольно соглашаются на такой ритм работы. Если ты знаешь о взглядах Рабуа или Састера, то взяв их миллионы, ты наверняка догадываешься, что отныне все твои праздники, выходные, отпуска, вечера с семьей находятся под вопросом.

Но под давлением оказывается не только предприниматель — оно распространяется и на его сотрудников. Его можно сравнить со снежным шаром, который катится вниз с горы, набирая массу. Потому что когда миллионы уже лежат на счету компании, количество сотрудников резко взлетает. Именно этим людям приходится делать все, чтобы оправдать ожидания инвесторов.

Почему в стартапах насаждается культура трудоголизма

Коварные предприниматели заманивают сотрудников с помощью морковки. Органической местной морковки, заботливо приготовленной корпоративным шеф-поваром. В современных офисах есть все необходимые игрушки, чтобы избаловать людей.

Задача предпринимателей — создать иллюзию, будто сотрудники сами выбрали изнуряющий ритм жизни, что им нравится день (или ночь) напролет сидеть в этом проклятом офисе.

В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» большинство психологических проблем людей решалось с помощью наркотика под названием «сома».

В современном мире, если офисная «сома» перестает действовать, предприниматели всегда заводят напыщенную речь о Миссии: «Мы здесь не просто пытаемся привлечь внимание пользователей или вторгнуться в их личное пространство во имя рекламы, нет. Наша цель — объединить весь мир. Каждый из вас вносит свой вклад, и эти жертвы не напрасны — они ради лучшего завтра».

Ага, как же.

Чаще всего эти жертвы оказываются не только пустой, но и несоразмерной тратой времени. Разработчик, дизайнер, автор или даже менеджер, который соглашается работать по 80 часов в неделю, в конечном счете получает за свой труд условный банан, даже если у него в руках выигрышный лотерейный билет. Потому что львиная доля предназначается Шраму и его гиенам, а не мартышкам.

Почему в стартапах насаждается культура трудоголизма

Однако многие сотрудники не могут остановиться, потому что зашли уже слишком далеко. В теории все знают, что такое невозвратные затраты, но почему-то немногие способны увидеть их на практике.

Люди уходят на дно в золотых наручниках: их тянет за собой обещание получить акции компании через четыре года и короткий промежуток, в течение которого их можно обналичить. Такие приемы разрабатывают мастера капитализационных таблиц, и они хорошо знают свое дело. Стоит человеку проглотить блесну, как он наверняка следом заглотит и леску, и грузило.

И все это несмотря на многочисленные публикации о пользе сна, отдыха и здоровых рабочих привычек. Даже у Коби Брайанта внесезонное расписание тренировок составлено так, чтобы заниматься не более шести часов в день. А он — мировая звезда баскетбола.

Тренировки Брайанта — это мощный микс, состоящий из бега, баскетбола и тяжелой атлетики. Его внесезонное расписание называют «666»: два часа в день он бегает, два — играет в баскетбол, а еще два — занимается в зале. Шесть часов в день, шесть раз в неделю на протяжении шести месяцев.

— из публикации блога Popworkout

Его конкурент — Леброн Джеймс — ежедневно спит не менее 12 часов в день. Равно как и другие спортсмены, для которых сон и отдых — не менее важные причины спортивных побед, что и тренировки.

Для восстановления спортсменам требуется больше отдыха, чем обычным людям — врачи рекомендуют им спать по 8-10 часов в день. Причем не только в ночь перед игрой, а на протяжении всего сезона.

Чем сильнее человек нагружает мышцы, тем больше времени им нужно, чтобы прийти в порядок. Известно, что теннисист Роджер Федерер и баскетболист Леброн Джеймс спят по 12 часов в день, а бегун Усейн Болт и теннисистки Мария Шарапова и Винус Уильямс — не менее 10 часов.

— из публикации организации Sleep.org

А как насчет великих писателей и мыслителей, вроде Троллопа, Диккенса или Дарвина, которые старались работать в рамках небольших ограниченных временных отрезков в течение дня, а оставшееся время посвящали отдыху? Вот как выглядел обычный день Дарвина:

После утренней прогулки и завтрака, к 8:00 Дарвин уже сидел в кабинете. После полутора часов работы он принимался за чтение утренней почты и подготовку ответов. В 10:30 Дарвин снова возвращался к исследованиям, иногда покидая кабинет и наведываясь в теплицу, птичник и другие места, где он проводил эксперименты.

К полудню он обычно восклицал: «Сегодня я отлично потрудился» и отправлялся на часовую прогулку по окрестностям. Возвращаясь домой, он обедал и отвечал на оставшиеся письма.

В 15:00 он ложился подремать на часок, а затем снова отправлялся на прогулку по окрестностям Сэндуолка. После этого он работал до 17:30 и садился ужинать вместе со своей семьей.

— из публикации в журнале Nautilus, ​

В таком ритме он написал 19 книг, включая «Происхождение человека» и «Происхождение видов» — вероятно, самую известную книгу в истории науки. Во многом они до сих пор определяют наши взгляды на природу и самих себя.

Ни спортсмены, ни писатели не работают на износ: им не нужно приносить в жертву свое время. Умение найти баланс между работой и отдыхом не повлияло на их достижения: скорее, даже напротив.

Поэтому не говорите мне, что для создания очередного стартапа требуется больше времени, чем для написания «Происхождения видов» или пятикратной победы в национальном баскетбольном первенстве.

Это бред, который распространяют люди, чтобы оправдать собственные жертвы и сожаления. Или же те, у кого есть возможность влиять на жизнь и благополучие других, и они обращаются с ними, как с пушечным мясом.

​И наконец, что я хочу сказать о себе. Вот уже 14 лет мы развиваем очень успешный бизнес — Basecamp. Он начал приносить прибыль с первого дня существования, причем для этого ни мне, ни сооснователю Джейсону Фриду не пришлось умирать на работе или высасывать из сотрудников все соки.

Скажу больше — с 1 мая и до конца лета мы работаем по четыре дня в неделю. Я успеваю не только обслуживать больше ста тысяч клиентов, но поддерживать Ruby on Rails, писать книгу и отчаянно спорить со многими венчурными инвесторами, которые выжимают людей, словно губку.

Для этого мне достаточно не более 40 часов в неделю — и я думаю, что вам тоже хватит этого времени. Трудоголизм — это болезнь. Больным нужно лечение и помощь психолога, а не поводыри, которые обрекают их на страдание.

4040
40 комментариев

А если ты не хочешь быть таким же больным, но этого требует, например, корпоративная культура... Как быть? Увольняться? Но где шанс, что в следующей компании ситуация не повторится? Мы все проштопали тот момент, когда дружно проглотили наживку общества потребления. Нам всем срочно к 30ти годам нужна блестящая карьера, квартира, машина и тп. К 35ти надо уже иметь свой дом, две-три машины и солидный банковский счёт. Ну и так далее. И мы готовы закрыть глаза на то, что в таком режиме те, кто доживут до 50 будут инвалидами. Зато на порше! Зато шкаф набит дорогими шмотками, а холодильник - дорогими деликатесами. Ну и что, что впридачу к деликатесам прилагается язва, это мелочи... Мир сошёл с ума. Мы все больше и все раньше пытаемся иметь ВСЁ. Нам навязали такой образ жизни, как единственно верный. И у нас нет времени, подумать своими мозгами. Стадо не думает. Наши аппетиты опережают наши возможности, и вместо того, что умерить аппетит, мы сами себя тычем этой самой морковкой во все места. И это в корпоративном мире называется "мотивация". Хотя по-хорошему это внешняя "стимуляция" убиться на работе, приводящая к ложной внутренней "мотивации" не отстать. Не отстать покупать и потреблять. А для этого нужны не просто прибыли, а СВЕРХприбыли. Господам инвесторам это прекрасно известно и им всегда мало.

31
Ответить

привет, Вартуш! ещё пару часов и точно пойду домой!

5
Ответить

Расскажите это нашим родителям, которые к 50 имели все профзаболевания, но без поршей, счетов в банке и всего остального. Они вас пожалеют.

3
Ответить

Можно узнать момент, когда "проштопали"? Какой год?

2
Ответить

Навязали кому? Вы взгляните на скандинавов, к примеру. Иметь неоправданное имущество в виде порше, если на машине почти не ездишь, иметь большой дом, если ты один и редко бываешь дома – это дурной тон да и просто не адекватно из объективных соображений. И я полностью поддерживаю эту позицию. Вы сами решаете, что вам нужно для счастья и не нужно смотреть на всех вокруг (на общество).

1
Ответить

> Нам всем срочно к 30ти годам нужна блестящая карьера, квартира, машина

И пару детей еще.

1
Ответить

Прочитал голосом мистера Фримена)))

1
Ответить