Люди не меняют свою жизнь, потому что в глубине души знают — они фиговые специалисты

Сколько людей в стране не любят свою работу и вообще ненавидят свою жизнь? Три года назад мне в руки попало одно очень занятное исследование: там были несколько чисел, которые меня, мягко говоря, ошеломили.

Привет, я Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng.

Что за исследование такое? Google: Barriers, motives & triggers of entrepreneurship. Три тысячи респондентов, очищенная выборка, больше ста российских городов, интервью дольше 20 минут.

Что за ошеломляющие цифры? 30% респондентов были бы готовы поменять свою жизнь и начать в любом смысле «работать на себя». Треть взрослых людей вроде бы готовы были поменять свою жизнь.

37% назвали главной мотивацией увеличение дохода. Ок, понятно. 20% — назвали главной мотивацией возможность заниматься любимым делом.

Что же их сдержало от реализации желания работать на себя, а не на дядю и тётю? На первом месте стоял страх потерять деньги. А на втором, с небольшим отрывом — отсутствие смелости.

То есть десятки миллионов ненавидят свою неудавшуюся жизнь.

У них нелюбимая работа, часто им мало платят, они сидят в ужасных безликих офисах, у них хреновые коллеги, дурной начальник. У них кредиты, они живут в ужасных спальниках.

Они уже никогда не будут теми, кем хотели стать в детстве. И что же они делают, чтобы изменить жизнь? Ничего. Точнее, глушат эти эмоции. Кто чем может — алкоголем, сериалами, экстремальными видами спорта, играми.

Как связаны некомпетентность и выученная беспомощность

Есть две главные причины такого поведения. Первая — выученная беспомощность. «Я ничего не могу изменить, поэтому даже пробовать не буду. У меня на это нет времени и ресурсов». Ну да, на сериалы время и ресурсы есть.

Вторая причина глубже. Эта штука пронизывает Россию. И нет, это даже не коррупция, а Тотальная Повсеместная Некомпетентность. Надо признать, что мы страна с подавляющим числом плохих специалистов.

Люди не меняют свою жизнь, потому что в глубине души знают — они фиговые специалисты. Не все. Есть и крутые профессионалы, но над ними стоят все те же некомпетентные люди.

Попробуйте найти хорошего врача без знакомства. Когда после долгих поисков найдете, посмотрите, кто стоит над ним? В каком проценте случаев его начальник такой же крутой? А чиновник над ними?

В любой человеческой цепочке мы упираемся в некомпетентных людей. Не первый, так второй, не второй, так третий. Собственно, выученная беспомощность от этого и наступает. Ты видишь вокруг себя поголовно непрофессиональных людей и понимаешь — «а и так норм». Зачем дергаться? Все равно никому это не нужно.

Сижу я несколько лет назад на заседании российской академии образования. Умудренные и уважаемые люди обсуждают ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты, то, что ребенок должен изучать в школе) по информатике. И всерьез обсуждают, что надо там оставить Паскаль как язык программирования.

Он умер еще тогда, когда я 30 лет назад школу заканчивал. На мой изумленный вопрос: «А зачем?!!», — мне ответили: «А у нас учителя ничего другого не знают». Это один из тысяч примеров некомпетентности в верхах, который я видел в своей жизни. Они не знают, как менять. Проще оставить как есть.

Примеров снизу у каждого тоже бесконечное количество. Кого готовят наши школы и вузы? Некомпетентных людей. Стандартная фрустрация выпускников — «а почему так мало», когда им предлагаешь первую ставку зарплаты. Да блин, потому что в тебя еще вкачивать и вкачивать знания. Ты не специалист. Ты заготовка специалиста. Если повезет.

Что же делать

Но вернемся от внешних факторов к внутренним, которые зависят от самого человека. Сейчас рынок дополнительного образования растет как на дрожжах, и нам в образовании надо не облажаться и не идти за легкими деньгами. Нужно учиться давать реальный ощутимый набор навыков, очень быстро конвертируемых в доход ученика.

Только образование рождает человеческий прогресс. И для общества и для отдельного человека. Оно несет силу, меняющую наш мир:

  • из бедности в процветание

  • из болезни в бессмертие

  • из войны и хаоса в мир и порядок.

Все текущее образование построено по старому анекдоту про сисадмина на стрельбищах: когда его спрашивают, почему он ни разу не попал в мишень, тот говорит, что «с моей стороны пули вылетели, проблема на стороне мишени». Не вы получаете знания и навыки, а в вашу сторону их транслируют.

Бизнес-результат. Всем нужен результат. Поэтому, если я взялся бы вас учить, то должен был убедиться, что знания в вашей голове есть и вы их применяете. И тогда, как образовательный сервис, я могу претендовать на часть результата. То есть я бы говорил «я всему этому тебя научу, а ты отплатишь тем, что будешь год отдавать мне часть своей дополнительной прибавки». Грубо: если будешь получать на 100 тысяч в месяц больше, отдавай мне 20 тысяч в течение года. И все согласятся, потому что если я хорошо поработал и есть прибавка, то вы с удовольствием поделитесь ее частью.

Когда образование начинает учить не безликую массу, а конкретного человека, понимает его цель, дает ему применимые навыки и несет за это ответственность, тогда это и будет нормальная услуга. Где тот, кто ее оказывает, отвечает за результат.

Первое. Учитесь брать на себя ответственность. Сначала будет больно. Но в конце концов лапы и хвост станут мощнее. Да и денег прибавится.

Второе. Учитесь брать деньги за результат, а не за часы работы. Даже Харв Экер, автор книги «Думай, как миллионер», пишет: «Rich people choose to get paid based on results. Poor people choose to get paid based on time»
И третий вывод: я не случайно два первых вывода начал с глагола «учитесь», а не «делайте». Если бы это было так просто, у нас было бы больше состоятельных людей. Этому именно надо идти учиться.

Образование — это то, что мы оставляем потомкам после того, как освоим мир. С этими мыслями мы в Skyeng запустили новый проект — онлайн-университет навыков и профессий Skypro. Это наша попытка переосмыслить все взрослое образование. Он про то, что вкладывать в себя — это рентабельно сегодня, а не послезавтра. Про то, что может сделать меня и тебя счастливым. Пожелайте нам всем удачи на этом пути.

P.S. Что делать-2

Нужно перестать глушить своё недовольство и начать реально заниматься собой, любимым и единственным. Не ждать в бухте алых парусов, а найти это счастье самим.

Есть такая поговорка: дурень думкой богатеет. Она про нас. В голове у нас рождаются грандиозные планы. Там мы успешны, круты, здоровы и неотразимы. И только там. Получается, что мы хотим себя изменить и ничего для этого не делаем.

Героиня знаменитых «Алых парусов» Александра Грина сидела и ждала своего принца. Изменения случатся сами по себе — эта модель ожидания у многих прочно засела в голове. Чертова Ассоль порушила судьбы миллионов людей. Но виновата, конечно, не она, а те, кто принял такую модель жизни. Мы.

2020
23 комментария

 Какая-то странная, непрофессиональная статья.

Вроде продвигаете идею необходимости качественного образования для карьерных изменений, а вместо доводов и аргументов эмоциональные вскрики, как в сочинениях школьницы восьмого класса.

13
Ответить

Просто надо рекламировать свои курсы, а нанимать даже нормального копирайтера - лень, "и так схавают".

Ответить

Паскаль может и мертв, но он учит школьников принципам и основам, то есть понимать что такое программирование в общем, циклы и вот это все
а если учить школьников современному языку, допустим с 8 класса, то после школы и университета, через 8 лет этот язык уже будет так же мертв как и паскаль

10
Ответить

Да прост маркетинговый булшит

8
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

 Некомпетентные специалисты - беда не России, а всемирная. И РФ в этом списке отнюдь не на первом месте.

3
Ответить

Я конечно дико извиняюсь, но что конкретно сделала ваша платформа? Рекламу? Курсы конкретно по вебу, не ваши. HTML Academy и без вас были и будут крутыми ребятами, вы-то здесь причем…)))

3
Ответить