С 1 июня Ozon перестанет компенсировать средства за порчу товара, которые долго хранятся на его складах

С 1 июня Ozon перестанет компенсировать средства за порчу товара, которые долго хранятся на его складах

Любишь торговлю, люби и договоры перечитывать. Вдоль и поперек. Несколько раз в месяц. Лучше всего их читать как мантру, чтобы ничего не упустить. Благо, маркетплейсы все-таки не утаивают изменений в официальных документах и вовремя (почти все и почти всегда) предупреждают о них.

Очередная весенняя ласточка принесла весточку от маркетплейса Ozon. Предупреждение об изменения в договоре, которые вступят в силу с 1 июня пришли селлерам на официальные адреса электронной почты, а также доступны на официальном портале продавцов.

Страница базы знаний маркетплейса Ozon
Страница базы знаний маркетплейса Ozon

Переходим к пункту. Если не вдаваться в подробности, можно обойтись основными выдержками из договора — маркетплейс вынес их в отдельную графу. Два их трех пунктов для продавцов пока что звучат тревожно. Возможно, с 1 июня все станет чуть яснее, но пока мы видим, читаем и слышим изменения так.

Страница базы знаний маркетплейса Ozon
Страница базы знаний маркетплейса Ozon

Ozon всегда возмещал продавцам стоимость товаров, потерянных или испорченных по вине маркетплейса. За это площадке можно выдать сотни благодарностей от каждого селлера. Но теперь возвращать средства за поврежденные товары буду исходя из составленной матрицы компенсаций — таблицы в которой указано какой процент от стоимости товара получит продавец, в том случае, если его товар будет испорчен. Будем честными, испортить что-либо можно по-разному. Например, ребенок может нечаянно порвать страницу своего букваря, которая потом будет искусно заклеена родителями, а может вырвать четыре главы и пустить на самолетики. Книга останется книгой, но как ее дальше использовать? И вот тут возникают вопросы.

Матрица компенсаций за поврежденные товары маркетплейса Ozon для товаров, хранящихся на складках от 0-12 и от 12-18 месяцев
Матрица компенсаций за поврежденные товары маркетплейса Ozon для товаров, хранящихся на складках от 0-12 и от 12-18 месяцев

Теперь при расчёте суммы компенсаций Ozon будет учитывать сразу три параметра:

- целостность упаковки;

- сохранность товара;

- срок его хранения на складе маркетплейса.

На что стоит обратить особое внимание? Например, на процент компенсации. Максимально от маркетплейса можно будет получить всего 50% от стоимости товара и это даже в том случае, когда сам товар испорчен настолько, что у него "отсутствует часть основного изделия, не позволяющая в полной мере использовать устройство". То есть, в случае, когда товар перестает быть пригодным для продажи и даже лишен упаковки. Если у товара отсутствуют только аксессуары или незначительные элементы, то выручить за испорченные маркетплейсом товар получится еще меньше — всего 20%. И тут вопрос — кто и как будет оценивать целостность товара и важность тех или иных комплектующих?

Дальше — больше, но меньше. Даже если вы выдохнули и посчитали, что вам будет достаточно хотя бы 50% компенсации за, по факту, утраченный товар — обратите внимание за графу ниже. Здесь речь идет о тех же самых критериях повреждения товара, который хранится на складе больше года. Точнее от 12 до 18 месяцев.

Если взять тот же самый товар из примера выше, но учесть, что он хранился на складе маркетплейса дольше положенных 365 дней, то получить за него, в случае максимального повреждения, можно будет максимум 40%. При этом нет никаких указаний на то, что речь идет о товарах с ограниченным сроком годности. Все звучит так словно, длительное хранение товара априори приводит к его негодности, а значит и размер компенсации не может быть большим. Если посмотреть на товары с меньшими повреждениями, то за них получить хоть какой-то достойный возврат средств вообще нереально. Но все это не так страшно, если взглянуть на последнюю таблицу матрицы компенсаций.

Матрица компенсаций за поврежденные товары маркетплейса Ozon для товаров, хранящихся на складках дольше 36 месяцев
Матрица компенсаций за поврежденные товары маркетплейса Ozon для товаров, хранящихся на складках дольше 36 месяцев

В этом случае графы можно даже не изучать, потому что в случае повреждения товара, который хранился на складе Ozon больше 36 месяцев, компенсация вообще не предусмотрена. И, да, понятно, что с точки зрения продавца держать на складе маркетплейса некий товар, который вообще не имеет никаких показателей оборачиваемости — странно. Но все это выглядит так, словно Ozon просто снимает с себя ответственность за порчу товара.

Вообще странно, что для расчета компенсаций маркетплейс решил использовать показатели срока хранения товара на складе. С другой стороны, возможно, это сделано для того, чтобы стимулировать продавцов к вывозу неликвида с площадки. Свой товар, даже низкооборачиваемый, продавцам все равно жалко и потерять его в результате повреждения, наверняка, мало кто захочет.

Вообщем, подход к расчету крайне интересный и новый. Посмотрим как такой подход к оценке дефектов оценят сами продавцы.

1717
10 комментариев

Добрый вечер! На связи Ozon :)

В первую очередь хотим подчеркнуть важный момент: речь идёт только о частичной компенсации, то есть — когда товар ещё можно продать. По полностью повреждённым и утерянным товарам модель компенсации прежняя.

1. Мы учитываем срок хранения, потому что за несколько лет товар могут несколько раз заказывать и возвращать — это влияет на износ. Ещё от долгого хранения часто страдает качество: продукт может слежаться, краска на нем потрескаться и так далее. Влияет это и на цену: за три года почти любой товар подешевеет и не будет стоить столько же, сколько стоил при поступлении на склад. Всё это мы учитываем.

2. Про компенсацию не более 50% от стоимости товара уточним: в таблице на скриншоте описываем компенсацию за частичные повреждения. То есть такие, с которыми товар всё же можно реализовать. Эти товары мы будем продавать с уценкой, а продавцу к выручке от продажи добавим тот процент, на который нам пришлось сделать скидку. Именно этот процент указан в табличке.

Если партнёр решит забрать у нас частично повреждённый товар, чтобы по уценке продать в другом месте — он получит и товар, и компенсацию согласно таблице.

В целом оценка степени повреждений с нашей стороны не изменилась, просто хотели сделать этот процесс прозрачнее для партнеров)

12
Ответить

Ого! Маркетплейс с человеческим лицом? О_о

6
Ответить

за три годаПочему вы написали три года, если падение компенсаций начинается через год, а падает в ноль через полтора? 

Ответить

Будем надеяться что они потеряют не много покупателей. Сколько раз там делал заказы - всё приходило в исправном виде и довольно быстро.

3
Ответить

Товары на Ozon стали дороже, чем на других маркетплейсах. Покупатели уходят. А все потому, что лезут негодные продавцы. И пусть такие отваливаются. Никто не пожалеет. 

2
Ответить

Озон шлак .
Нынче все возвраты попадают под проверку 10 дней деньги возврат на 11 день.
Ну их к черту!

1
Ответить

Надеюсь качество сервиса от этого не пострадает.

1
Ответить