{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 42, "likes": 37, "favorites": 28, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24811", "is_wide": "" }
Редакция vc.ru
12 142

Времена первых

Сооснователь Cubios Илья Осипов о том, стоит ли браться за проекты на новых рынках — например, блокчейне.

Поделиться

В избранное

В избранном

Начну со старого жизненного вопроса: «Если я умный, почему я не богатый?». На самом деле большинство людей не хочет себе задавать этот вопрос или просто увиливает от ответа, прикрывшись штампами. «Жизнь сложна и несправедлива, все уже поделено до нас, надо было родиться богатым или в другой стране» и тому подобное.

А на самом деле ответ прост — большинство людей идет протоптанной дорогой, где до них прошли уже миллионы и все вкусное съели и поделили. На этой дороге безопасно, не собьешься с пути, не съедят волки. Но эта дорога гарантирует бедность.

«А я и не хочу быть богатым, это сложно», — скажут многие. Да, богатыми хотят быть не все. Но все хотят быть успешными. Успех — смысл жизни всех активных людей. Однако большинство не хочет свернуть с протоптанной дороги и следует путем, где все съедено до нас.

Что делать? Ответ — пробовать быть первым. Не пригласить к себе тренера по личностному росту, который расскажет, как выйти из зоны комфорта, а взять и попробовать пойти самому туда, где никто не ходил, или где ходят только единицы-первопроходцы.

Куда идти? Вы же умный. Следите за новыми трендами, тем, где рождаются новые рынки. Недавно я написал в Facebook серию публикаций про биткоин и блокчейн, просто чтобы посмотреть на реакцию аудитории. Комментарии были пышные: от «надо все бросить и срочно начинать майнить, ведь это так выгодно», до «это пузырь и МММ, там точно все вот-вот лопнет».

Могу огорчить и первых, и вторых. Майнить уже поздно, а то, что там всё лопнет, знают все серьезные участники этого рынка. Практически вся наша цивилизация — новый тренд: первопроходцы, освоение, новые богачи и новые неудачники.

Открыли Америку — одни озолотились, другие погибли. Появились новые государства новые элиты, и новые рабы. Нашли золото — началась золотая лихорадка. Придумали автомобиль — Генри Форд сделал состояние, а остальные сотни пробовали, но прогорели. Другие стали поставщиками Форда, но большинство так и осталось рабами автомобилей и автокредитов.

Открытия и технологии меняют лицо нашего общества. Каждое новшество сначала кажется диким, но находятся смельчаки, которые кидаются с головой. Одни выигрывают, другие проигрывают.

Только за последнее время возникло множество технологических волн. Каждая создавала новый класс богатых и успешных, покоривших тренд. Одни попали туда случайно, другие сознательно прыгнули, просчитав риски. Каждая волна создала своих счастливчиков и класс неудачников.

Я застал множество волн. Еще в университете мой друг предлагал всерьез создать провайдера пейджерных услуг. Мы даже считали бизнес-план. Но когда мы его делали, в городе уже было три оператора, и пейджер был практически у каждого. Запрыгнуть туда было уже невозможно, да и незачем. Мы все помним, что следующая технологическая волна смыла пейджинг-операторов.

Потом мы с сокурсниками считали рентабельность своего интернет-кафе. И хорошо, что не открыли — именно в этот момент пошло массовое распространение домашнего интернета, и люди перестали ходить в кафе.

Мы открыли городской сайт. Честно говоря, в тот момент мне не был известен ни один такой сайт. Мы просто вовремя впрыгнули в нарастающую волну и ловко удерживали на ней равновесие. Сайт стал очень успешным. Через несколько лет мы придумали идею сети таких сайтов, бегали с ней по рынку и искали инвестиции. Когда мы, наконец, открыли несколько в соседних городах, ни один не был успешен. Те же люди, масса опыта и знаний, технология. Опоздали.

Иногда можно догнать уходящий поезд и впрыгнуть в последний вагон, но часто для этого нужен или уникальный продукт, или очень много денег. Не сопоставимо с первопроходцами. Так поступили покупатели нашего городского сайта: они просто скупили 50 лидирующих сайтов в стране, в каждом крупном городе, объединив все в одну сеть.

В 2006 году мы пытались создать аналог социальной сети — moskva.com. Я очень отчетливо чувствовал тренд на общение, сообщества и взаимодействие между людьми. Мы были не одни, тренд словно висел воздухе: тогда появилось много подобных проектов, о которых сейчас уже никто не помнит. Но мы не смогли: не повезло, неправильно позиционировали, выбрали не тех партнеров. Социальные сети, которые тогда возникли, — «Одноклассники», «ВКонтакте» — сейчас очень известны. Но никто не помнит неудачные: «Москва.com», «Комбо.ру» и многие другие.

Только за последнее время друг друга сменяли различные технологические тренды. Шеринг-экономика казалась странной социалистической модой, однако возникло много стартапов в этой отрасли. Большинство погибло в безвестности, но многие живут и прекрасно зарабатывают.

Мы делали очень интересный продукт в области массовых сервисных мобильных приложений с выраженным сетевым эффектом. И вдруг в соседней нише «расцвел» тренд мессенджеров. Команды и инвесторы, совершенно завороженно глядя на «цветы» мессенджеров, однозначно решили: «мы тоже сделаем мессенджер и будем как они». Я понимал, что это чудовищная ошибка — попытка впрыгнуть уже не в уходящий поезд, а в улетающий самолет. Но такова человеческая природа — идти проторенными тропами, подражать.

Сейчас в тренде блокчейн и ICO. Как и любая новая область, которая расцвела, притянула к себе массовое внимание толп, она противоречива. Одни кричат: «В основе биткоина — бессмысленные вычисления, перебор каких-то математических операций, эти компьютеры ничего полезного не производят. Как это может быть ценностью?». Другие говорят про ценность блокчейна, и что в нем можно сохранять, например, нотариальные сделки.

Одни бросаются майнить, не понимая, что самолет улетел, другие — делать ICO обувного магазина, не понимая сути токенов. По Сан-Франциско ходит шутка, что ICO — это продажа жетонов от метро, которое собираются построить в следующем году.

Следует ли принимать участие в этом или в каком-либо другом зарождающемся тренде? Следует. Если вы не хотите всю жизнь идти впроголодь по дороге, где до вас прошли миллионы и все вытоптали. Следует, если вы готовы рискнуть и получить свою часть зарождающейся реальности.

Что конкретно будет с блокчейном и криптовалютами? Мой прогноз: это пузырь, который будет продолжать надуваться, а потом лопнет, как было с доткомами в 2000 году.

Обвал будет огромный, но те стартапы, которые успеют создать к тому моменту жизнеспособную модель — выживут. Тогда огромное число людей будет иметь кошельки, а в них — криптовалюты. Поэтому, пусть даже обесцененная в 100 раз, она будет работать — сетевой эффект подключившихся миллионов людей уже не остановить. Через несколько лет рынок восстановится, и стоимость компаний, основанных на блокчейне, сравняется со стоимость всех обычных компаний.

В конце 90-х говорили, что если вас нет в интернете, то вас не будет в бизнесе. Это казалось огромным преувеличением и пустым визионерством. Сейчас практически не существует бизнесов, которые не использовали бы интернет в той или иной степени.

К сожалению, большинство людей неверно понимает, что такое биткоин и блокчейн. Основная ценность не в них самих. Ценность — в обороте токенов, которые инфраструктура, основанная на блокчейн, позволяет осуществлять, стандартиризуя эти операции. Эмитировать токены, продавать токены, обменивать, использовать, владеть и прочее.

Неважно, понимаете вы или нет, как это работает. Большинство не понимает, как работает существующая классическая финансовая система. Это и не нужно. Важно, что люди умеют ей пользоваться.

Новая финансовая система децентрализирована и в ней отсутствует монополия государства. Это дает огромные преимущества. Проще всего будет разъяснить эту ситуацию на простом товарном примере. Например, компания, владеющая сетью бензоколонок, может выпустить свой «литро-бензино-токен» и объявить его ценность, равную одному литру бензина, навсегда.

Если вы доверяете этой компании, то можете купить токены в дни акций и распродаж, а потом обменивать их на литры бензина, когда вам нужно заправить автомобиль. Компания может продавать токены чуть дешевле, когда ей нужно купить нефтепродукты у оптовиков по хорошим сезонным ценам, или купить фьючерсы на бирже. То есть использовать деньги своих потребителей для финансирования своих нужд. Смарт-контракт (правило работы) для «литро-бензино-токен» будет соблюдать некие правила. Например, токен может быть обменен на литр бензина только через 30 дней после покупки.

В чем разница, зачем эти токены? Это все можно сделать и с помощью старых информационных технологий. Токены и инфраструктура для их жизни — блокчейн, — создают возможность вводить и поддерживать токены, быстро и стандартизировано. Проводить транзакции безопасно, не держать все данные в одном месте.

Вы не услышите «подождите, у нас сервер завис», — все децентрализировано. А главное, можно обменивать, продавать и покупать эти токены на вторичном рынке. Можно будет обменять на бирже «литро-бензино-токен» на «грамм-золота-токен» или расплатиться им на заправке конкурента с коэффициентом 1,05.

Так как такие токены обеспечены реальной ценностью, они практически не будут подвержены инфляции или курсовым колебаниям. Что в результате? Каждая компания сможет выпустить свою валюту, а мы будем иметь дело с 10 тысячами видов таких валют. Мир усложняется. Что будет, если компания, эмитировавшая токены, обанкротится? Её токен-валюта обесценится. Но в целом мир станет значительно надежнее, так как рыночные факторы будут превалировать над решением центральных банков.

Нужно будет носить с собой 10 тысяч карточек с разными валютами? Нет, этого не потребуется. Храните ценности в тех валютах, которые вызывают ваше доверие. Расплачиваетесь в любом месте. Компания, выпустившая карточку или другое платежное средство, будет конвертировать все автоматически. Государства потеряют контроль над валютой? В целом да, они потеряют монополию. Валюту государства нужно будет купить только когда вы оплачиваете услуги государства или налоги, в остальных случаях вы платите компаниям, и государственные деньги не нужны.

Я смогу выпустить свои деньги? Конечно. Если они кому-то будут нужны, почему бы и нет. Уже сейчас компании выводят на рынок токены, обеспеченные вполне конкретными вещами: драгоценными металлами, полезными услугами и тому подобным. Если услуга нужная и востребованная, токены не будут обесценены даже в случае крупных колебаний рынка.

В 1998 году акции компании Amazon, тогда только продающей книги через интернет, очень упали в цене, вместе с обвалом всего рынка доткомов. Но так как книги у этой компании продолжали покупать в независимости от колебаний рынка, Amazon не только оправилась после краха доткомов, но стала одной из крупнейших компаний США.

#Колонка

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]