Личный опыт по созданию и внедрению миссии и ценностей в IT компании

Всем привет! Я основатель IT компании A2SEVEN и автор телеграм-канала «Айтибиз от Антона Репьева» хочу поделиться опытом как рождались миссия и ценности в моей компании.

О том, что такое миссия компании, уже отгремели тысячи дискуссий на всех популярных ресурсах. Определений написано множество. Но мне в душу запало такое: миссия компании — это основной смысл её существования помимо зарабатывания денег. В статье расскажу как, набивая шишки, я пришёл к пониманию этого, а затем — к миссии своей компании и ценностям в её основе.

Может ли компания работать без миссии?

Вполне. Осмотритесь — вокруг множество фирм, владельцы которых в ответ на вопрос: «Зачем существует ваша компания?», ответят: «Как зачем? Деньги зарабатывать!» Кто-то добавит, что миссия — выдумка ТОП-менеджеров, чтобы поднять свою значимость, скрыть бесполезность и переложить ответственность на других, что надо просто качественно работать и не забивать себе голову ерундой из западных бизнес-книжек.

И они по-своему правы. В палатке фастфуда вам могут подать божественную шаурму без всяких миссий. В маленьком магазинчике без миссии вы можете купить качественный товар, в шиномонтажке — поставить новую резину. А про IT-аутсорсинг и говорить нечего — мы первые годы работали без миссии, и все клиенты были довольны.

Без миссии нет развития

Проблема в том, что, не имея миссии, компания ограничивает себя в росте, лишает перспектив. Какое-то время, год, два, три, ты работаешь и радуешься, что бизнес приносит деньги, но это состояние не вечно. Откуда я знаю? Да сам через это прошёл.

11 лет назад, когда мы с партнёрами создавали компанию, нам просто хотелось зарабатывать, занимаясь тем, что мы умели лучше всего — программировать. Брались за любые задачи на аутсорсе, потому что нам было в кайф писать любой код и ещё за это получать намного больше средней зарплаты.

Несколько лет я радовался жизни. Но после стал ощущать внутри какую-то пустоту. «Деньги — это здорово, они безусловно значимы, но для чего я всё это делаю? Что будет дальше?» — всё чаще я стал задавать себе эти вопросы. Также подмечал, что за некоторые проекты берусь с прежним удовольствием, а от иных бы с радостью отказался, даже потеряв доход.

Я начал задумываться: «Что не так?»

3 вещи, которые меня не устраивали

Первая — мы набирались опыта, наш уровень рос, но мы оставались кучкой программистов. Нас никто не воспринимал как надежного технического партнера, который не просто выполняет поставленные задачи отсюда и до вечера, а может брать на себя ответственность, высказывать мнения и советовать решения, выбирать технологии.

Вторая вытекала из первой — уровень проектов, которые мы брали, стал отставать от нашего. Приходилось делать то же самое, что и много раз до этого. Не стало челленджа, а без него останавливается развитие.

Третья проблема — компания росла, а вместе с ней росла и текучка кадров. Если для нас бизнес, который мы создали, оставался источником мотивации, то для разработчиков мы были всего лишь очередной аутсорсинговой компанией, очередной ступенькой в их карьере. Они не чувствовали своей привязанности к нам, нашим проектам. И это было проблемой, потому что когда программист вдруг вставал и уходил, приходилось ломать голову, кем его заменить.

Выработка миссии

После долгих размышлений я пришел к выводу, что нужно создать, придумать что-то глобальное, то, что поможет настроиться на заботу о клиенте, поможет нам создать доверие и получать рекомендации, заложит основу для долгосрочной удовлетворенности и мотивации за счет ясного видения своей полезности.

Я проанализировал клиентов и проекты, над которыми мы работали, провел опрос среди команды и понял, что нас вдохновляет идея перейти на разработку полного цикла. От знакомства с бизнес-идеей через формирование функциональных требований с погружением в бизнес-процессы заказчика до проектирования и дизайна интерфейса, разработки серверной и клиентской частей и т.д.

Я хотел, чтобы создаваемые нами продукты были высокотехнологичны и полезны нашим клиентам, решали их задачи оптимальным способом, открывали им новые возможности и приносили больше прибыли.

Так и родилась миссия: «Используя современные инструменты и методы разработки, создаем ИТ продукты, которые помогают бизнесу работать иначе и зарабатывать больше».

Миссия невыполнима?

Следуя новой миссии, мы начали менять подходы к разработке, взяли несколько крупных проектов. Мне казалось, что внедрить миссию просто. Достаточно рассказать о ней и команда сразу примет ее, разделит со мной ее ценность и начнет следовать беспрекословно, ведь все же очевидно и понятно. Я уже точно не помню, как её донёс. Вроде просто сделал документ и скинул ссылку в Slack, сказав «Я сделяль! Это наша миссия, прошу любить и жаловать».

Увы, если я и мои партнеры работали в соответствии с выбранной миссией, то в работе программистов мало что изменилось. Даже наоборот, некоторые в курилке посмеивались над нововведением и передавали это настроение новеньким.

Подкрепляем миссию ценностями

Это был для меня важный урок: не все оказались готовы разделить миссию, которую я создал. Некоторые — потому что у них была другая — своя. Большинство — потому что им не объяснили, не разжевали, как и почему мы пришли к ней, что нужно делать для её выполнения. Нам нужны были ценности, которые понятно бы указали путь к достижению миссии, помогли сформировать команду единомышленников.

Так постепенно появились 7 ценностей A2SEVEN, в соответствии с которыми мы и работаем.

1. Мы учимся новому и делимся знаниями

Успех невозможен без диалога с внешним миром. В процессе работы мы получаем опыт и новые знания, для нас очень важно не оставлять их только себе, а делиться с коллегами и даже людьми вне компании. Ведь отдавая вовне, мы открываемся тому, чтобы взять что-то взамен для себя.

Был случай, когда наш разработчик, обожавший в числе первых осваивать новинки iOS, выступил на конференции по этой теме. Его выступление привлекло человека, которому понравился такой подход. Позже, став нашим клиентом, он признался, что выбирал между несколькими компаниями. И выступление нашего разработчика вселило в него уверенность, что мы справимся лучше всех.

2. Крутые вещи не создаются из-под палки

Брать разработчиков на неинтересные им проекты — это путь галеры, с которой «гребцы» сбегут при первой возможности. Если разработчик считает проект неинтересным, то он будет делать задачи посредственно, не будет верить в успех и в итоге сделает плохой продукт. Безусловно в любой работе встречаются задачи, которые скучные и неинтересные, но нам очень важно, чтобы сам проект был интересен, тогда любые задачи, даже рутинные будут сделаны качественно.

Часто бывает, что человек долго работает на одном проекте и начинает чувствовать, что перестает развиваться, задачи уже не драйвят и начинается выгорание. Следуя нашей ценности, мы стараемся отслеживать такие ситуации и делать либо ротацию, либо договариваемся с клиентом и даем другие задачи, которые смогут переключить разработчика, чтобы он мог быть максимально полезным.

3. Не стоим на месте и постоянно обучаемся

Мы не делаем коробочные решения, поэтому часто приходится сталкиваться с технологиями, которые мало знаем. И приходится быстро учиться, разбираться и решать задачи на самом высоком уровне. Благодаря этому, мы развиваемся, узнаем что-то новое. Поэтому мы ценим людей, которым нравится постоянно учиться, готовых параллельно с работой над текущими задачами осваивать новое и готовиться к вызовам.

Например, благодаря нашей ценности мы были одни из самых первых компаний в городе, кто начал применять Node.js для разработки проектов, еще до того, как он стал мейнстримом. Свой первый проект мы начали делать уже 2010 году. У нас был клиент из Калифорнии, который увидел этот язык на одной из локальных конференций и сказал, что хочет переписать свой проект с PHP на Node.js. Это был очень интересный челлендж, но мы справились и сами влюбились в этот язык, и по сей день используем его в проектах.

4. Результат важнее процесса

Процессы важны, но без результатов они бессмысленны. Мы всегда выбираем хороший результат сегодня, чем идеальный, но никогда.

Этой ценности мы придерживаемся не только внутри команды, но и стараемся доносить до своих клиентов, особенно после одного случая. Однажды мы делали проект, и клиент никак не мог остановиться в разработке своих «хотелок», он все добавлял их и добавлял, изменял и изменял. Пока, по его мнению, не будет идеально. В итоге мы делали проект 2,5 года, но, к сожалению, проект так и не увидел свет. У клиента закончились деньги, и он еще долго судился с инвесторами.

5. Не боимся ответственности

Всегда выполняем свои обещания. Мы люди и можем ошибаться, но если такое происходит, никогда не включаем «заднюю», берем риски на себя и доводим дело до конца.

Однажды мы делали проект для одного американского агрегатора и должны были разработать систему по сбору и хранению данных. Мы ее сделали, но в процессе поняли, что спроектировали систему некорректно и при росте объема данных она могла перестать работать. У нас был выбор либо оставить это как есть, и возможно никто не заметит проблем, либо за свой счет полностью переписать систему. В таких ситуациях всегда основываемся на принципах, и поэтому мы решили переписать. Мы разработали план, как переписать, не останавливая основную разработку, выделили дополнительного человека и в итоге сдали с небольшой задержкой, но качественный проект.

6. Открытость и честность

Открытость процессов, честность при работе с коллегами, клиентами и прежде всего перед самим собой.

Мы придерживаемся полной открытости в компании, у нас открыты финансы для сотрудников, делимся с коллегами успехами и неудачами, рассказываем о целях и планах компании. Мы верим, что только при полной открытости и общих целях возможно построить плодотворное сотрудничество и получить выдающиеся результаты. Полной открытости процессов разработки мы придерживаемся и со своими клиентами, они в любой момент могут получить информацию по статусу проекта, мы никогда не скрываем проблем.

7. Нам не все равно

Это самая главная ценность компании. Для нас важно, что мы делаем и какой получим результат. Эта ценность проецируется не только на клиентов и проекты, которые мы делаем, но и на повседневную жизнь в компании.

Благодаря этой ценности мы не просто формально выполняем поставленные задачи, а искренне пытаемся помочь, по возможности делаем чуть больше, чем от нас ожидают.

Например, после сдачи проекта, мы еще на протяжении 9 месяцев помогали клиенту, чтобы он смог получить инвестиции, и периодически бесплатно выполняли работы по улучшениям и баг фиксам. За это время нами на проект было потрачено порядка 300 тысяч рублей, но благодаря тому, что мы не бросили клиента и поддержали его в сложной для него ситуации, он не только вернулся к нам после нового раунда инвестиций, но и посоветовал нас другой компании в акселераторе и мы получили еще один проект.

В итоге, следуя принципу, мы не только окупили инвестиции в клиента, но и заработали на порядок больше.

Чтобы донести миссию и ценности компании до команды, я создал базу знаний, вместе с HR проработали план и выработали систему, которая через видео, групповые игры, наставничество буквально разжевывает миссию компании, доносит наши ценности и то, чем мы занимаемся на собеседовании, в ходе стажировки или испытательного срока, а затем — дальнейшего сотрудничества.

Мы проводим опросы и HR контролирует, насколько новые сотрудники воспринимают наши ценности, руководствуются ли ими в ходе работы. Тех, кто не разделяет наши ценности и не соответствует портрету, даже если это супер крутой специалист, мы стараемся отсеивать. Таким образом, мы сократили расходы на найм и подготовку новичков, ведь теперь мы вкладываемся в развитие только тех, кто реально мотивирован.

Выводы

Без миссии и ценностей можно жить, если вы пока ещё на самой первой ступеньке пирамиды Маслоу и вами движет только финансовый интерес.

Но если вы хотите развиться до уровня ТОП-10% в вашей сфере (неважно, в какой), прямо сейчас начните формирование миссии компании, а также ценностей, принципов, которые подкрепят её. Потому что настанет момент, когда ваши амбиции столкнутся с нежеланием или неспособностью сотрудников их поддержать. Просто потому, что им это не надо или они не готовы жертвовать своими собственными интересами.

Начните сами работать в соответствии с миссией и ценностями. Разберитесь, как лучше донести их до коллектива. Следите за реакцией. И прежде всего — за делами, потому как на словах согласиться могут все. Расставайтесь с теми, кто не готов принять работу по новым принципам. Постепенно вы получите коллектив единомышленников с почти нулевой текучкой кадров.

И помните — ценности не статичны. Чтобы наши приняли современный вид, ушло несколько лет развития. И есть большая вероятность, что в ближайшие несколько лет к ним могут добавиться новые.

А у вашей компании есть миссия? Напишите в комментариях. Интересно послушать и владельцев и тех, кто работает по найму.

1111
8 комментариев

Вы сказали, что ценности не статичны и что они могут меняться и добавляться новые с течением времени? 
А что же делать с теми людьми, у которых на данный момент личные ценности совпадают с ценностью компании, а со временем изменяются не в ту же сторону, в какую поменялись у компании? 

1

Ну это работает и в другую сторону, у человека тоже ценности могут поменяться. Поэтому если ценности кардинально не совпадают, и человек не готов с ними мирится, то лучше разойтись по-хорошему. В противном случае недовольство и негатив будет накапливаться.

1

Крутой кейс про клиента, которому помогали на протяжении 9 месяцев и это окупилось. А были обратные примеры, когда время затрачено, а клиент не оценил?

1

Да, и такое тоже было. Были и такие, которые на шею пытались садиться, но во всех случаях мы стараемся следовать нашим принципам.

Так же мы все стараемся считать, и если нашей помощью пренебрегают, садятся на шею и мы в итоге выходим за коридор окупаемости, то мы честно и открыто об этом говорим клиенту, предлагаем пути решения из сложившейся ситуации. 

Например, говорим, что не можем дальше продолжать сотрудничество на текущих условиях, поэтому либо мы их меняем, либо вот, у нас есть партнеры, которые готовы вам помочь

На самом деле миссия любой коммерческой компании в условиях рыночной экономики - заработать денег. Без денег не получится заплатить за аренду, заплатить сотрудникам зарплату, даже интернет отключат. Все остальное: современные технологии, ответственность, открытость и тд - только для того, чтобы зарабатывать больше, нанимать новых сотрудников и зарабатывать ещё больше.
Это ни в коем случае не упрек в алчности, к сожалению таковы реалии современной жизни.
И каждый сотрудник в первую очередь работает, чтобы заработать деньги и купить себе еду, заплатить за квартиру, заниматься хобби и тд. 
Высокооплачиваемые специалисты могут придумывать себе всякие высокие цели, но на самом деле большинство из них работают ради денег и не захотят переходить в другую компанию с более подходящими целями но за меньшую зарплату. Скорее наоборот :)
Но я так же не исключаю, что существует небольшое количество специалистов, которые готовы работать за небольшую ЗП во имя высоких целей. Но такик людей исчезающе малый процент.

Андрей, я не соглашусь с тобой. Смысл статьи не в том, что ценности — способ платить людям меньше. И интерпретировать это таким образом ошибочно.

Абсолютно точно, что цель любой коммерческой организации — зарабатывание денег, и мы все работаем за деньги. Но если тебе нечего кушать, то практически никакие ценности тебя не удержат, а некоторых даже моральные ценности не удерживают пойти на преступление. Но разговор не про крайности, а про нормальные условия.

Каждая компания и человек имеют ценности/принципы. И статья про то, что по моему опыту, компаниям лучше четко определиться со своими ценностями, честно и открыто их транслировать и соблюдать. Это поможет собрать эффективную команду, которая разделят принципы компании, поможет принять решения в сложных ситуациях.

Например есть две компании, обе платят одинаково хорошо. У одной принцип брать любую работу лишь бы она приносила деньги, а у второй компании – брать только большие и сложные проекты.

Теперь представим человека, у которого есть принцип решать сложные задачи, при прочих равных, он скорее всего выберет вторую компанию. Но вот если компании не транслируют свои ценности, то может оказаться, что такой человек попадет в первую компанию, и через какое-то время у него начнет накапливаться негатив, и компания будет превращаться для него в галеру.

Вторая важная задача миссии и ценностей, это принятие решений в спорных ситуациях. Чтобы человек в компании мог принять самостоятельно правильное решение (без советов уровнем выше), нужен инструмент, и это как раз ценности и миссия. Если он их точно знает и разделяет, то с большой долей вероятности примет правильное решение.

Например стоит задача:
Не качественно доделать задачу и успеть в срок
Либо, потерять в прибыли, но выпустить качественный продукт

В данном случае вариант не очень очевидный и тут нужно просто следовать ценностям компании. А если их нет, или они не донесены до сотрудников, то сделать правильный выбор им будет крайне сложно!

1

Заработать денег - это не миссия, а цель компании. Причём каждый квартал, год ты можешь поднимать планку. Но зарабатывание больших или меньших денег, не противоречит существованию миссии у компании.

Миссия это что-то большее, это не про деньги, не про пиар, не про конечную цель. Это некая философия, ориентир которому ты следуешь, который помогает тебе выбирать и принимать решения.

Сама по себе миссия не может привести больше людей и больше зарабатывать, но поможет с позиционированием себя, поможет собрать людей с похожими взглядами на жизнь и работу.