Открытый банкинг по-русски

О развитии открытого банкинга в России говорят много, но из участников у всех на слуху только ЦБ и крупные банки. А где же финтех-стартапы с крутыми новыми проектами, как в США и Европе? Где все эти единороги и другие удивительные животные? И почему из российских необанков мы слышим только про «Тинькофф»?

В предыдущей статье мы рассказали, как развивается открытый банкинг за рубежом. Сегодня предлагаем рассмотреть отечественную ситуацию. И порассуждать, случится ли в России бум финтех-стартапов или крупные банки окончательно перейдут в разряд технологичных компаний и вытеснят более мелких игроков?

Оглавление

Мы в Surf уже более 10 лет занимаемся разработкой мобильных приложений, в том числе банковских. Среди наших клиентов такие банки, как Росбанк, Зенит, ЮниКредит Банк, ПСБ. За 2020-2021 годы мы внедрили систему быстрых платежей для UniCredit банка, банка «Зенит» и SBI, сейчас реализуем её для СМП. Больше узнать о нас и наших проектах можно на сайте.

Особенности открытого банкинга в России

В России применение открытого банкинга добровольно. Регулятором выступает Центральный Банк, а Ассоциация ФинТех разрабатывает и пилотирует банковские стандарты Open API. Есть утвержденный План мероприятий («дорожная карта»). В конце 2020 года появились стандарты открытых банковских интерфейсов. Они вводят единые правила, по которым банки и финтех-компании взаимодействуют и настраивают обмен данными о клиенте. Стандарты тоже применяются добровольно.

На то, как развивается открытый банкинг в России, влияют три фактора.

  1. Уровень технологического развития. У российских банков он высокий и дополняется сильной материальной базой. Это позволяет им самим драйвить внедрение новых технологий и инструментов, не прибегая к помощи финтех-стартапов.
  2. Интерес к сложным сервисам. Русским пользователям агрегации счетов и платежей недостаточно. Поэтому крупные банки начинают развивать собственные экосистемы, которые расширяют спектр услуг банков и делают банковские приложения мультипродуктами.
  3. Банки определяют развитие концепции в России. Закон не обязывает банки открывать API для финтех-компаний. А те, кто это делает, зачастую диктуют выгодные для себя сценарии развития открытого банкинга.

Под влиянием этих факторов сформировалось несколько направлений развития открытого банкинга в РФ.

Направления открытого банкинга в России

Открытый банкинг по-русски

Банки создают экосистемы

Создание банком экосистемы сервисов — одна из наиболее быстро развивающихся форм открытого банкинга в России. В экосистеме клиент может через единый интерфейс получить множество услуг как самого банка, так и его партнёров — например, заказать цветы, купить билеты на самолёт, воспользоваться услугами юриста и т.д. Чтобы подключить партнёра к экосистеме, банк использует открытый API.

Самые крупные и популярные экосистемы создали Сбер и Тинькофф Банк. Другие российские банки начали работать в этом направлении относительно недавно, поэтому тренд будет только набирать обороты в ближайшие 2-3 года. К примеру, ВТБ уже предлагает клиентам услуги собственного мобильного оператора ВТБ Мобайл, добавляет в приложение лояльности Магнита свои финансовые сервисы и оплату по QR-коду.

Стремительного роста необанков не вышло

Тинькофф банк — один из немногих российских необанков, чьё развитие похоже на западные проекты. Большинство российских необанков идут по другому пути.

Многие зарубежные необанки начинают как партнёры традиционного банка, использующие его лицензию. Потом они, как правило, получают свою банковскую лицензию и уже под ней продолжают оказывать банковские услуги. В числе таких проектов Chime, N26, Revolut, Monzo, Nubank и др.

В нашей стране необанки часто начинают развиваться как собственные проекты традиционных банков (банк Сфера от БКС Банка и Делобанк от СКБ-банка). Кроме того, большинство российских необанков, в отличие от зарубежных, работает только с юридическими лицами — это Банк 131, Модульбанк, Делобанк.

Один из самых интересных российских необанков — TalkBank. Свои услуги он предоставляет через мессенджеры. Никакие приложения при этом не нужны. Вы получаете удобный доступ ко всем типовым банковским операциям — проверке счёта, денежным переводам, сканированию QR-кодов. Аналогичный проект на западе реализует необанк Zelf.

Интересный факт. В России необанки, кроме разве что Тинькоффа, не стали сильными конкурентами для крупных традиционных банков. Это связано с выбранной стратегией развития: чтобы привлечь больше клиентов, необанки начали предлагать свои услуги бесплатно или за минимальную комиссию. Но лавинообразного роста не случилось.

Кроме того, многие клиенты стали пользоваться только теми услугами необанка, которые он «демпинговал» по цене. То есть, накопительные счета оставили в крупных банках, а к услугам необанков прибегали для разовых операций — перевода денег небольшими суммами или оплаты покупок, чтобы получить кешбэк. В итоге, в среднем необанк терял на одном клиенте 11 долларов.

Ещё один фактор, который сдерживает рост числа необанков в России — это недоверие пользователей к банковской отрасли. Только за последний год ЦБ отозвал лицензии у более 100 кредитных организаций. Опасаясь такого развития событий, люди предпочитают идти в крупные банки и не доверяют новым проектам.

Однако необанки всё равно сильно изменили финтех-индустрию. Глядя на их удобные сервисы, другие участники финансового рынка начали развивать мобильный банкинг, расширять банковские услуги, совершенствовать UX и дизайн мобильных приложений.

Популярность инициации платежей падает, СБП рулит

Сервисы по инициации платежей очень востребованы за рубежом. У клиента есть удобный интерфейс от партнёра банка, где можно оформить платёжное поручение и отправить его на исполнение в банк.

В России такие платёжные агенты востребованы всё меньше, что видно на графике. Это связано с тем, что банки сами предлагают клиентам удобные инструменты для этой задачи.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.cbr.ru%2Fstatistics%2Fnps%2Fpsrf%2F&postId=250980" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Статистика ЦБ РФ</a> «Основные показатели развития национальной платежной системы»
Статистика ЦБ РФ «Основные показатели развития национальной платежной системы»

Зато в нашей стране растёт популярность проекта, запущенного Центробанком, — Системы быстрых платежей (СБП). За год доля СБП выросла на 15%. У некоторых банков до 25% денежных переводов проходят через СБП.

В СБП можно переводить деньги по идентификатору — номеру телефона, даже если участники операции имеют счета в разных банках. Ещё с помощью системы можно оплатить товары, услуги или работы юридических лиц по QR-коду.

Все российские банки обязаны внедрить СБП до 1 апреля 2022 года. К ней уже подключилось большинство крупных банков. Например, мы в Surf внедряли СБП для ЮниКредит банка, банка «Зенит» и SBI. Сейчас реализуем её для СМП. В ближайшем будущем число участников СБП ещё вырастет, что, несомненно, увеличит долю платежей, проходящих через систему.

Ещё одно развивающееся направление, связанное с платежами, — платёжные агрегаторы, предлагающие услуги электронных платежей: RBK.Money, «Яндекс Деньги», «Qiwi Кошелек». Они через API интегрируются с банками и предоставляют клиентам доступ к эквайрингу, денежным переводам, а также дают возможность выпустить виртуальную карту.

Концепция банка в аренду набирает обороты

В России развивается концепция предоставления банковских услуг как сервиса (BaaS, banking-as-a-service). В ней банки заинтересованы сами, так как в этом случае они не отдают клиента «на сторону», а просто переходят к более удобной форме работы. Клиент получает доступ к инфраструктуре банка через открытое API. У него появляется больше свободы для управления счетами: можно интегрировать нужные ему системы с банковской, например, настроить выгрузку платёжных поручений напрямую. BaaS используется как финтех-компаниями, так и корпоративными клиентами банка.

Один из примеров BaaS — сервис Distributed Treasury and Cash Management (DTCM) Альфа-Банка и X5 Retail Group. Корпоративные клиенты банка получат доступ к виртуальному рабочему месту казначея. Там они смогут выбирать и настраивать те сервисы и услуги банка, которые им нужны. Клиент может сам настраивать логику построения расчётов и менять её под потребности компании.

API-платформы не ориентированы на банки

API-платформа предоставляет техническую инфраструктуру, через которую можно интегрировать новые сервисы в инфраструктуру банка или подключиться к уже существующим.

В России свои API-платформы развивают «Qiwi Платформа», API Bank, Seeneco, VR_Bank. Так как крупные банки развивают свои API-платформы самостоятельно, этим разработчикам приходится ориентировать свои продукты на другую целевую аудиторию.

Только API Bank и Qiwi Платформа развивают платформы для банков. Другие разработчики в большей степени нацелены на финтех-компании, МФО или бизнес. Эта ситуация тоже косвенно указывает на неготовность крупных российских банков сотрудничать с финтех-компаниями и совместно развивать инструменты открытого банкинга.

Россияне не любят учитывать финансы

Сервисы учёта финансов — ещё одно популярное на западе направление открытого банкинга. Они собирают и визуализируют данные обо всех операциях клиента в разных банках. В России популярность таких сервисов относительно невысокая, это связано с достаточно низким уровнем финансовой грамотности населения. Хотя есть и успешно работающие компании.

Примеры. EasyFinance позволяет импортировать и синхронизировать операции из разных банков (сейчас в системе есть возможность импорта из более 200 банков в 10 странах). Программа помогает вести учёт личных финансов, в том числе планировать доходы и расходы, выплаты по долгам и кредитам. При этом вы не тратите время на ввод операций по разным картам и счетам.

Сервис Cashoff работает для нескольких целевых групп. Банки могут организовать с его помощью импорт и анализ данных из разных финансовых систем, в том числе других банков и финансовых организаций. Так они могут оценивать финансовое состояние клиента. Также они могут воспользоваться технологиями лояльности — например, у сервиса есть набор готовых акций с повышенным кешбэком от известных брендов для клиентов банка. Кстати, Surf интегрировал эти возможности Cashoff в приложение SBI. Бренды могут подключиться к системе и выводить рекламу своих товаров в банковских приложениях. А обычные пользователи могут использовать сервис как финансового помощника.

Маркетплейс как единая площадка для финансовых услуг

Ещё один проект ЦБ РФ в сфере открытого банкинга — это создание маркетплейса. Он позволит выбирать разные финансовые услуги на единой платформе-агрегаторе.

Участниками маркетплейса станут

  • агрегаторы продуктов и услуг;
  • финансовые организации, предлагающие свои продукты;
  • электронные платформы, где будут взаимодействовать участники.
Открытый банкинг по-русски

Пока маркетплейс находится в стадии разработки. 15 октября 2020 года была запущена платформа личных финансов «Финуслуги». На ней можно открыть депозит онлайн в банках-участниках платформы.

Есть ли шанс у финтех-стартапов в России

Развитие финтех-стартапов в России отличается от других стран. У нас слабо развита венчурная индустрия, нет сильных фондов, поэтому при развитии стартап может рассчитывать только на свои силы и средства. С другой стороны, развитие финтех-индустрии определяют и ограничивают регулятор и крупные банки. Последние постепенно переходят в разряд высокотехнологичных компаний и закрывают для стартапов многие ниши, в которых те развиваются на западе.

Все участники открытого банкинга делятся на несколько групп, у каждой из них - своя роль. В Европе это поставщики сервисов — финтех-компании — и поставщики информации — банки. В России в открытом банкинге участвуют 3 стороны:

  • Бэк — провайдер финансовых услуг, предоставляющий доступ к своему открытому API. Он осуществляет операции клиента, но взаимодействует с ним не напрямую, а через сервис партнёра. На западе это крупные банки, в России в чистом виде компаний-бэков пока нет.
  • Фронтальщик — компания, которая взаимодействует с клиентом напрямую. Так, к примеру, работает Тинькофф-банк в части ипотечных запросов, перенаправляя их в другие банки. Эту нишу и должны бы занять стартапы. Но этого не происходит, потому что в российской реальности появилась ещё третья роль.
  • Универсал — банк, который становится и бэком, и фронтальщиком. Так действует большинство крупных российских банков, не оставляя стартапам шансов на развитие банковских сервисов.

ЦБ не требует от российских банков отдавать развитие сервисов финтех-стартапам. Поэтому они делают всё, чтобы удержать свои позиции в банковской отрасли. Например, создают все сервисы своими силами или заказывают разработку проверенным вендорам, даже если её стоимость значительно выше такой же услуги у стартапа. В итоге, стартапу очень тяжело «пробиться» в систему банка.

Финам так характеризует ситуацию в отрасли:

Особенностью российской финтех-индустрии является концентрация технологических компетенций непосредственно в банковской системе, что объясняет, почему сегмент самостоятельных финтех-проектов пока слабо развит по сравнению с другими зарубежными рынками, например, США, Великобритании, Сингапура и др. Банки же (например, Сбер, ВТБ, АК Барс и др.) сами активно внедряют финансовые технологии, покупают перспективные стартапы или заключают стратегические партнерства, реализуют акселерационные и инкубаторские программы. Ключевая причина сложившейся ситуации — отсутствие интереса зарубежных и российских инвесторов к отечественным стартапам, а у традиционных игроков есть мощная ресурсная база.

Хотя можно отметить, что у крупных участников финансового рынка есть интерес к сотрудничеству со стартапами в «сложных» узкоспециализированных областях. Это могут быть:

  • решения по автоматизации и роботизации коммуникаций с клиентами и внутренних процессов,
  • инструменты для онлайн-маркетинга,
  • решения в сфере кибербезопасности,
  • антифрод-системы.

Отметим ещё одну особенность российского открытого банкинга.

В нашей стране стартапы в основном реализуют решения для B2B-сектора. Чаще всего это сервисы для банков, МФО и страховых компаний, интегрированные с их инфраструктурой. B2C-проекты не получают развития из-за низкой платёжеспособности населения и жесткого регулирования этого сектора.

За рубежом ситуация обратная. Наиболее крупные зарубежные финтех-стартапы создают сервисы для физических лиц. Это видно в списке ниже.

Открытый банкинг по-русски

Что это значит? При текущих правилах регулирования открытого банкинга и отсутствии венчурной политики в нашей стране стремительного роста финтех-индустрии, скорей всего, не будет. Хотя, возможно, будут появляться единичные новые решения финтех-компаний в секторе b2b в узкоспециализированных технологичных отраслях.

Крупные банки, развивающиеся как технологичные компании, вряд ли отдадут часть своей ниши стартапам. Вся надежда на небольшие банки, у которых нет таких бюджетов на развитие, но есть интерес к созданию своих экосистем. Им могут потребоваться технологичные решения и сервисы, разрабатываемые финтех-компаниями, но так ли это — мы увидим в течение ближайших двух-трёх лет.

Что открытый банкинг изменит в мобильных приложениях

Развитие концепции открытого банкинга меняет мобильные приложения банков.

Во-первых, приход необанков заставил традиционные банки серьёзно перерабатывать свои мобильные приложения, улучшая интерфейс и добавляя новые возможности

Во-вторых, появляются банковские экосистемы сервисов. Они требуют большой доработки, а то и полной переделки мобильного приложения. С технической точки зрения экосистема может быть реализована двумя способами.

  • Сервисы партнёров — сторонние приложения, связанные с банковским единой инфраструктурой через открытый API. Так работает экосистема Сбера.
  • Суперапп — сервисы интегрированы напрямую в банковское приложение. У них сквозная авторизация. Пример — Тинькофф Банк. Минус подхода в том, что суперапп очень сложно поддерживать в актуальном состоянии, не скатываясь в «кладбище» функциональности.

В-третьих, все банки обязаны реализовать в мобильном приложении Систему быстрых платежей. Внедрение системы — сложный процесс с огромным количеством требований регулятора. Мы в Surf прошли его уже с несколькими банками.

Резюме: как выглядит открытый банкинг по-русски

  1. В России на открытый банкинг влияют 3 фактора: российские банки технологически развиты и могут внедрять инструменты без помощи стартапов, потребителям интересны сложные сервисы (поэтому банки создают экосистемы), банки готовы открывать API только в обмен на выгодные условия.

  2. Необанки застопорились в развитии, так как даже демпинг не привел толп клиентов. Клиенты пользуются дешёвыми или бесплатными услугами необанков, а хранить деньги предпочитают в крупных банках.

  3. Два самых активно развивающихся проекта в сфере открытого банкинга инициированы ЦБ — это Система быстрых платежей и маркетплейс.

  4. Так как крупные банки развивают свои API-платформы, разработчикам сторонних API-платформ приходится ориентировать свои продукты на другую целевую аудиторию — небольшие банки, финтех-компании, МФО или бизнес.

  5. При текущих правилах регулирования открытого банкинга и отсутствии венчурной политики в нашей стране стремительного роста финтех-индустрии не будет. Возможно, будут появляться новые решения для b2b в узкоспециализированных отраслях.

  6. Крупные банки развиваются как технологичные компании и не отдадут свою нишу стартапам. Возможно, решения последних пригодятся банкам без больших бюджетов на развитие. Произойдёт ли это, мы увидим в ближайшие два-три года.
2828
11
10 комментариев

Какие необанки, какие сервисы, большинству они не нужны. Получил зарплату, перевел детям, остальное поделил между коммуналкой и магазином, ну кеш бек вернул. Все)

14
Ответить

Все так. Яркий пример - Рокетбанк, который на голову опережал любой классический банк в РФ ещё лет 5 назад, но был никому не нужен. А Тинькофф стал популярным только благодаря тому, что тратил млрд на рекламу в т.ч. прайм-тайм на федеральных каналах.
Большинство заходит в АПП банка перекинуть денег, создать автоплатеж

1
Ответить

Тинькофф некорректно называть необанком. Это огромная структура, тем более со своей лицензией полноценной. Это уже challenger

3
Ответить

Интерес к сложным сервисамПрактически никого эти сервисы не интересуют, если к таковым не относить перевод денег по номеру телефона и автоплатеж за услуги ЖКХ.
Вы же сами дальше пишите про невысокую среднюю финансовую грамотность населения. Зачем им сложные финансовые сервисы?
Зато в нашей стране растёт популярность проекта, запущенного Центробанком, — Системы быстрых платежей (СБП). За год доля СБП выросла на 15%. У некоторых банков до 25% денежных переводов проходят через СБПВы сами себе снова противоречите:
Если у банков в РФ удобные решения для переводов, то почему тогда растет доля стороннего решения от Центробанка?
Сервисы по инициации платежей очень востребованы за рубежом. У клиента есть удобный интерфейс от партнёра банка, где можно оформить платёжное поручение и отправить его на исполнение в банкИ чем это отличается от решения СБП?

2
Ответить

Проблема у нас в стране в банковской системе и в непоявление финтехов и необанков в том что сами наши банки упираются руками и ногами и этого не хотят. Но цб в близжайшем будущем все же заставить их это начать делать. Давать доступы до своей инфраструктуры по Апи. 

1
Ответить

а какое приложение вы для Росбанка делали? 
пользовались кредитным, более инвалидного приложения встретить тяжело)

1
Ответить
Автор

Добрый день, Андрей! Мы разрабатывали приложение для юридических лиц «Росбанк для бизнеса».

Ответить