Как банки завоëвывают поколение Z. Новый тренд и новые форматы

Поколение Z выходит во взрослую жизнь. Этим молодым людям не подходят форматы, которые банки предлагают миллениалам, поэтому пришло время банковских продуктов нового поколения. Изучили особенности предпочтений зумеров и сделали небольшой обзор банковских предложений для подростков.

Как банки завоëвывают поколение Z. Новый тренд и новые форматы

Пандемия коронавируса меняет мир с немыслимой скоростью. Работа и покупки уходят в онлайн, наличные деньги всë больше выходят из оборота, подростки учатся дистанционно и больше не собираются на шопинг в торговых центрах. Маркетологи и сервис-дизайнеры изучают новые потребности клиентов — появляются новые решения и продукты. Не остались в стороне и банки — они обратили внимание на новую реальность и целевую аудиторию.

Доля населения младше 19 лет в России, США и Европе примерно одинаковая — 20—25 %. Это огромная часть будущих клиентов банков, для которых на рынке очень мало предложений.

RoosterMoney’s сделали исследование о карманных деньгах в США. Согласно их отчëту 73% родителей регулярно выдают детям деньги на карманные расходы. Общая сумма в год составляет 41 миллиард долларов, при этом 26% подростков получают эти деньги на банковский счëт, а не наличными. 15% целиком распоряжаются своими финансами, а ещё 15% распоряжаются большей их частью. 23% детей использовали кредитную карту родителей или опекунов для оплаты покупок онлайн.

За границей 2020 год стал поворотным в развитии банковских продуктов для подростков: обновляются уже существующие приложения, появляются новые.

Мы в Surf следим за мировыми трендами. Посмотрели, что банки предлагают подросткам, какие для них появились финтех стартапы, и сделали обзор.

Поколение Z — люди нового формата

Мир меняется, а вместе с ним и предпочтения, нужды, восприятие и особенности мышления людей. То, что нравилось миллениалам, уже не подходит поколению Z — детям, рождëнным с 1997 по 2007 годы. Значит, к продуктам нужен другой подход, новые ориентиры и форматы.

Исследования и опросы говорят нам о том, что современные подростки хотят совершать покупки онлайн, контролировать финансы и повышать финансовую грамотность. Вопреки ожиданиям, от банков они хотят не только взаимодействия онлайн, но и офлайн.

CivicScience изучали потребительский интерес к банковским филиалам и обнаружили, что зумеры посещают офисы банков чаще, чем представители других поколений. Оказалось, что современные подростки больше беспокоятся о своëм финансовом благополучии, чем их предшественники, и больше хотят учиться.

Самое интересное открытие в исследовании СivicScience: если в банке есть кафе и возможность бесплатно перекусить и выпить кофе, поколение Z приходит туда чаще. При этом им важен не сам факт бесплатной еды, им нравится атмосфера и чувство общности.

Если учесть бесплатную еду и чувство общности с коллективом, скажем, бесплатную чашку кофе и возможность купить круассан — при прочих равных для банка этого может быть достаточно, чтобы навсегда завоевать привязанность молодых клиентов, — заключают в CivicScience.

Формат приложений для поколения Z тоже меняется. Это первые дети, которые с рождения выросли на цифровых технологиях. Они не делят мир на реальный и виртуальный: друзья из соцсетей так же важны, как и реальные. В приложении им нравится:

  • Видео, а не текст. Они имеют клиповое мышление и чаще остальных поколений смотрят YouTube.
  • Простота и скорость интерфейса: хотят получать услуги за одно нажатие.
  • Возможность учиться и держать под контролем свои траты.

Обычно целевая аудитория детского и подросткового банкинга — родители. Именно на их нужды и желания ориентируются банки, создавая продукт. Мы можем это увидеть на примере как традиционных банков, так и самых популярных приложений для детского и подросткового банкинга: американских Greenlight и FamZoo, британского GoHenry, австралийского Whilst Spriggy.

В 2020 мы увидели разворот в другую сторону: банки начинают обращаться к подросткам не через родителей, а напрямую.

Current — семейный банк из США

Current позиционирует себя как семейный банк. Подросткам он предлагает научиться грамотно управлять своими финансами. Новых интересных фишек нет, всë как у всех:

  • дебетовая карта без овердрафта,
  • родительский контроль,
  • деньги за задания,
  • скучный дизайн карты,
  • лимиты и блокировки покупок определённой категории.

Кажется, что этот продукт больше ориентирован на родителей, чем на детей. Тем не менее, у Current больше миллиона скачиваний. Секрет в удобстве, низкой конкуренции и социальной составляющей: подросток — владелец карты — становится частью сообщества. Current активно продвигает себя в TikTok — например, через рэпера и блогера с почти тремя миллионами подписчиков Ерика Букера.

<p>На главной странице сайта сразу понятно, что целевая аудитория Current — молодые люди примерно 14-20 лет</p>

На главной странице сайта сразу понятно, что целевая аудитория Current — молодые люди примерно 14-20 лет

Greenlight — многолетний лидер по скачиваниям в США

У Greenlight так же много скачиваний, как и у Current. Этот сервис ещё больше ориентирован на родителей, чем на детей. На своëм сайте Greenlight напрямую обращается к взрослым и предлагает:

  • полностью контролировать расходы подростков,
  • получать уведомления о любом действий по счëту, будь это покупка в магазине или достигнутая цель накоплений,
  • ставить плату за задания вроде «погулять с собакой» и «выучить уроки».

Фишек, ориентированных на увлечения подростков нет, они просто могут пользоваться счëтом. Разве что дизайн у карты необычный — за 10 $ можно поставить свою фотографию.

В 2020 году Greenlight привлëк дополнительные инвестиции и стал сотрудничать с JP Morgan. Скоро появятся новые фишки и форматы, ориентированные на подростков, а не их родителей.

На карту Greenlight можно нанести свою фотографию
На карту Greenlight можно нанести свою фотографию

Step — новый финтех стартап

В 2020 году среди банковских продуктов для подростков появился финтех-стартап Step. Он сразу привлек к себе внимание громкими новостями про сумму привлечëнных инвестиций: более 50 млн долларов от «королевы TikTok» Чарли Д'Амелио, певца Джастина Тимберлейка, дуэта The Chainsmokers и фонда актера Уилла Смита. Step позиционирует себя как банк только для подростков.

  • Родительский контроль минимальный: никаких платных заданий, только слежение за расходами и быстрый перевод карманных денег на карту с любого банковского счëта.
  • Step делает упор на онлайн и использование Apple и Google pay, но пластик тоже есть.
  • Дизайн карты футуристичный, можно выбрать из нескольких вариантов.

Фишка Step, которой нет ни у кого: возможность строить кредитную историю до 18 лет без классической кредитной карты. Для этого нужно открыть специальный счëт — депозит. Как только подросток израсходует деньги на основной карте, ему откроется «кредит»: деньги с депозита, который потом нужно будет пополнить.

Продвижение идëт быстро: сервис предлагает $3 за каждого друга, который скачает приложение. Это повышает популярность банка и удовлетворяет потребность подростка быть модным и принятым в среде таких же, как он.

<p>Step привлекает клиентов отсутствием дополнительных платежей и обещает, что не введëт их никогда</p>

Step привлекает клиентов отсутствием дополнительных платежей и обещает, что не введëт их никогда

Copper — родители почти ничего не решают

Ещё один сервис, выстреливший в 2020 в США, — Copper. Это приложение, которое создано специально для подростков, а не их родителей.

Подростки могут:

  • совершать покупки онлайн и оффлайн,
  • следить за расходами,
  • переводить деньги на другие счета,
  • запрашивать деньги в других банках: брать взаймы у друзей или просить у родителей.

Всë как у взрослых — с минимальным родительским контролем и без оплачиваемых заданий.

Copper делает акцент на финансовой грамотности и предлагает подросткам быть не просто современными, но и умными — разбираться в финансах. Для этого в приложении есть специальный контент от финансовых экспертов. Таким образом Copper снимает с родителей ответственность за финансовое обучение детей: «Наше приложение учит подростков принимать решения. Присаживайтесь и наблюдайте».

<p>Copper ориентируется на подростков, а не родителей, поэтому предлагает тратить деньги как сумасшедшим, но ответственно</p>

Copper ориентируется на подростков, а не родителей, поэтому предлагает тратить деньги как сумасшедшим, но ответственно

Традиционные банки и новые сервисы, подхватившие тренд

Большие банки старого формата в 2020 тоже уловили тренд развития подросткового банкинга, но подошли к делу традиционно: попытались охватить одновременно и детей, и подростков через своих клиентов — родителей.

В марте Revolut начал выпускать детские карты с номером на задней стороне — чтобы его никто не видел, когда ребëнок показывает карту друзьям или хвастается в соцсетях. JP Morgan решил не делать собственное приложение — начал сотрудничать с Greenlight и предлагает для своих клиентов отдельный аккаунт в этом сервисе. Британский HSBC открыл для подростков возможность пользоваться электронным кошельком PayMe.

Традиционные банки вдохновляются примером австралийского CBA, который сделал детскую программу «Dollarmites» ещё в 1931 году и вырастил лояльных клиентов. Сейчас треть клиентов CBA — люди, которые прошли в детстве обучение в «Dollarmites». Работает ли эта схема в век TikTok или банкам пора искать новые возможности и форматы, увидим через несколько лет, когда поколение Z сделает свой выбор.

По примеру американских стартапов развиваются и сервисы для подростков в других странах. Французы запустили сервис Kard, который по заявлению основателей ориентируется на подростков напрямую. Правда, их сайт больше создан для родителей, а дизайн скорее детский, чем подходящий зумерам.

В Испании быстрыми темпами развивается Rebellion. Основной массе их клиентов от 16 до 25 лет, но зарегистрироваться можно с 14. В Швеции набирает популярность сервис Gimi, который делает упор на обучение детей и подростков финансовой грамотности.

Семейный банкинг в России только в начале пути своего развития. У нас мало предложений для семей, пара полноценных приложений для детей и почти ничего нет для подростков, кроме молодëжных карт.

Эту нишу попытался занять «банк для хипстеров» — сервис «Рокетбанк», но после окончания сотрудничества с «Открытием» ему пришлось переключиться на самозанятых. Теперь на российском рынке на месте молодëжных сервисов пустота.

А тем временем старшим зумерам уже 23 года, они становятся полноценными финансовыми участниками и скоро станут основными потребителями банковских продуктов. Мы в Surf думаем, что поколение Z в конечном итоге выберет новые форматы и возможности и пойдëт в те банки, которые живо и быстро откликнутся на их потребности.

А вслед за зумерами уже подрастает поколение альфа, которое обещает быть ещё более осознанным и более продвинутым в потреблении контента. Банкам пора обратить внимание на подростков, которые вскоре изменят нашу реальность, и не забыть про семейные истории в целом: ниша всë ещё свободна.

Ответим на ваши вопросы про мобильные приложения, семейный, детский и подростковый банкинг. Напишите нам

3030
11
25 комментариев

 Поколение Z — люди нового форматаОчередная псевдоумная мысль про то, что очередное поколение новые формат
 То, что нравилось миллениалам, уже не подходит поколению Z — детям, рождëнным с 1997 по 2007 годы.Подходит еще как.
 Исследования и опросы говорят нам о том, что современные подростки хотят совершать покупки онлайнОго, как и все остальные
 контролировать финансы и повышать финансовую грамотностьКто-то повышает свою финансовую грамотность, кто-то нет. Причем тут разница поколений. Во многом воспитание и окружение влияет.
зумеры посещают офисы банков чаще, чем представители других поколений Оказалось, что современные подростки больше беспокоятся о своëм финансовом благополучии, чем их предшественники, и больше хотят учитьсяАвторы связали две несвязные вещи и выдали это за очередную псевдоумную мысль. 
 если в банке есть кафе и возможность бесплатно перекусить и выпить кофе, поколение Z приходит туда чащеА представители других поколений туда не будут чаще приходить?
  им нравится атмосфера и чувство общностиЭто нравится не только им. Очередная ахинея.
  клиповое мышлениеЭто огромный минус, отсюда всякая херня типа сторис в банковских приложениях.
 Простота и скорость интерфейса: хотят получать услуги за одно нажатиеЭто хотят не только они.
 Возможность учиться и держать под контролем свои тратыПричем тут поколение Z? Это актуально для всех поколений.

21
Ответить

Комментарий недоступен

17
Ответить

Откуда такой наив - типа новое поколение отличается от предыдущего?... Кока-кола столет продается...  Оксфорд 600 лет обучает студентов одному и томуже.... Теорема пифагора работает 2000 тыщи лет... Золото добывают более 5 тысячи лет- ценности везде всегда одинаковы. Банки просто надеются на импульсивность подростков- успеть первым... Каждый подростокдумает что "его чувства самые сильные а по факту у всех людей одинаковые потребности....

9
Ответить

У Tinkoff Junior уже 500.000 пользователей.
Я думаю в России такая пустота прежде всего, потому что в своей массе родители не могут себе позволить карманные деньги для детей. (Не беру в расчет Москву и Питер)

3
Ответить

Мне кажется, даже не столько не могут позволить, сколько отсутствует такая культура в принципе. Ребёнок не воспринимается как отдельная личность, у которой могут быть свои потребности. Плюс самостоятельность и финансовая грамотность тоже не в приоритете.

11
Ответить

Или родитель кинул Тинькофф и смысла пополнять Tinkoff Junior нет, потому эти деньги уйдут в счёт погашения долга. Я же знаю, как Тинькофф одобряет матерям-одиночкам по липовым 2-НДФЛ, не бьющимся по базам.

1
Ответить

У меня дети пользуются Тинькофф Джуниор, им зашла тема с накопительными счетами, ощущение что они зарабатывают свои первые деньги процентами) копейки, но это не родители им дали, а банк начислил - приятно)

5
Ответить