Принятие закона о телемедицине — мнения участников рынка

Директор по развитию продукта Medical Note Ксения Ульянова о специфике нового направления в теории и на практике.

Ксения Ульянова
Ксения Ульянова

Официально телемедицины сейчас нет, есть так называемое «онлайн-консультирование» — услуга не медицинская, а информационная. Её условия прописаны в пользовательском соглашении, которое пациенты принимают при регистрации на сайте или непосредственно перед обращением к специалисту.

Формулировки различны, но смысл документа один — врач не может поставить диагноз, назначить конкретное лекарство или выписать рецепт. Фактически пациента успокаивают и направляют на очный визит к врачу или сдачу анализов. Даже при таком раскладе спрос на услугу есть.

Так, например, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» Денис Швецов озвучил показатель в 100 консультаций в месяц. В приложении Medical Note тоже планируется чат с врачом. Мы прогнозируем спрос в 150-200 консультаций в месяц, так как вначале все сессии будут бесплатными.

«Мобильный доктор», как и многие другие сервисы, предоставляющие дистанционную консультацию врача, ждёт, когда закон о телемедицине будет принят.

После введения понятия «консультации и консилиумы с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врача и пациента» в закон №323-ФЗ наша услуга станет более понятной как пациентам, так и медицинскому сообществу.

Из важных плюсов принятия закона — телемедицинская клиника сможет выписывать больничные справки и рецепты, это снимет нагрузку с офлайн-клиник и упростит жизнь пациентам.

Наверняка появятся и трудности. Сейчас мы пользуемся внутренними стандартами, которые соответствуют лучшим практикам доказательной медицины. Однако эти стандарты невозможно механически перенести на телемедицину. Надеемся, что стандартизация телемедицинских услуг не будет бездумной.​

— Альберт Муртазин, медицинский директор, руководитель проекта «Мобильный доктор»

Спрос на удалённую консультацию у врачей-психотерапевтов есть. Консультируем по Skype, стоимость консультации от 3 до 8 тысяч рублей в зависимости от квалификации врача.

С января по май 2017 года было проведено 1057 подобных консультаций. От чата отказались: желающих поболтать много, а реальных пациентов почти нет. Возможно, это связано с нашей спецификой (психиатрия).

Большинство из онлайн-пациентов иногородние, есть много иностранных. Если требуется очное лечение, мы сразу об этом сообщаем. Пациент сам решает, ехать к нам или нет.​

— Юрий Фаерович, директор центра психотерапии «Гранат»

В теории после принятия закона о телемедицине медицинские услуги станут более доступными, пациенты смогут получить и электронный больничный, и рецепт от врача. Но на практике всё получается немного не так.

Согласно тексту закона, принятому в первом чтении в Государственной думе, и клиенту, и врачу потребуется электронная цифровая подпись (ЭЦП). Это может стать серьезным препятствием, по крайней мере, для развития b2c-рынка, так как мало кто из клиентов захочет искать удостоверяющий центр и платить за эту услугу около 2 тысяч рублей. К тому же, усиленная электронная подпись недоступна со смартфона, что, безусловно, ещё больше сократит спрос.

Также пока не понятно, будет ли включена услуга в ОМС. Если нет, то телемедицина будет недоступна для малообеспеченных граждан. Даже если услуга будет стоить в разы дешевле очного визита в частную клинику, не все будут готовы платить за неё.

В краткосрочной перспективе с принятием закона фактически ничего не изменится. До вхождения телемедицинских визитов в систему ОМС сервисы будут всё так же далеки для большинства жителей РФ. Возможно, в 2018-2019 годах с помощью Минздрава ситуация изменится.

Для нас важно то, как закон влияет на компании, работающие в медицинской отрасли (клиники, фармацевтические компании, лаборатории и другие). Новый закон позволит легче получать заказы, прописывать ответственность сторон, делать все легально.​

— Дмитрий Мазница, руководитель проекта Qapsula

После принятия закона мы, как и многие другие игроки, сможем оказывать полноценные медицинские услуги, ставить диагнозы, выписывать электронные рецепты на лекарства — в общем, лучше и больше помогать людям по всей России получать качественную медицинскую помощь. Особенно ждём, когда телемедицину включат в ОМС.

Что касается ЭЦП: за неимением лёгких, быстрых, дешевых и онлайн-альтернатив существующим способам её получения, требования представляются сложными для выполнения и затрудняют доступ клиентов к качественной медпомощи. Существующие телемедицинские сервисы, скорее всего, не смогут соответствует данному требованию в 100% случаев.​

— Руслан Зайдуллин, основатель Doc+

Пока консультация не считается медицинской, учреждениям не нужно заполнять многочисленные утвержденные формы и составлять отчеты в Минздрав. Но после того, как закон вступит в силу, документов станет больше, также появятся картотеки с амбулаторными картами пациентов, поскольку всю документацию нужно хранить в бумажном виде.

Сразу изменится уровень защиты персональных данных: для медицинской услуги он однозначно будет наивысшим, в то время как для информационной консультации можно ограничиться общедоступными данными и использовать третий или четвёртый уровень защиты.

Важно понимать, что дистанционная консультация вне зависимости от того, является она информационной или медицинской услугой, не заменит очного визита к врачу в случаях, когда нужен осмотр.

Важно, чтобы регулирующий орган, понимая это, создал облегченный режим документооборота, чтобы телемедицина могла выполнять свою главную задачу — повышать доступность медицинской помощи, — а не превращаться в ещё одну забюрократизированную услугу.

88
14 комментариев

Ксюша симпатяшка))

4

ну, будем надеяться, что закон в итоге нормально проработан будет и нормально будет работать. все ж походы "по мелочи" в поликлинику бывает тем еще трэшем :)

4

хорошая инициатива, и канал у Ксении в Телеграме хороший)

3

Ой, спасибо, Дмитрий! @docland обещает больше интересных постов про digital health

3

"врач не может поставить диагноз, назначить конкретное лекарство или выписать рецепт."
Поставить диагноз нет, но это ведь не мешает обычному диалогу с специалистом. Это аналог обычного чата... Вам ведь не потребуется какая-то лицензия, для общения с своими друзьями в соц сетях? Тут тоже самое.
Да и диагноз в большинстве случаев можно поставить, только после посещения клиента больницы и хотя бы первичного обследования.

Так что это можно назвать не "Консультация с врачом", а "Чат с врачом" :)

2

Реклама одного из телемедицинских сервисов: «Врач 24/7. Не является медицинской услугой».

«Брат мой, сделайте милость – во имя нашей взаимной любви окропите её (курицу) несколькими капельками воды и нареките карпом.
– Чур меня! Чур! – заохал монах.
– Я вас очень прошу, иначе я могу оскоромиться и впасть в смертный грех.
– Ну ладно, так и быть, – сдался Горанфло, который по природе своей был хорошим товарищем, и, кроме того, на нем уже сказывались вышеописанные три дегустации, – однако у нас нет воды.
– Я не помню где, но было сказано, – заявил Шико. – «В случае необходимости ты возьмешь то, что найдется под рукой». Цель оправдывает средства; окрестите курицу вином, брат мой, окрестите вином; может быть, она от этого станет чуточку менее католической, но вкус её не пострадает.
– Во имя Бахуса, Мома и Кома, троицы великого святого Пантагрюэля, – произнес Горанфло, – нарекаю тебя карпом. И, обмакнув концы пальцев в стакан, окропил курицу несколькими каплями вина.» (с) Александр Дюма, «Графиня де Монсоро»

1