Принятие закона о телемедицине — мнения участников рынка Статьи редакции
Директор по развитию продукта Medical Note Ксения Ульянова о специфике нового направления в теории и на практике.
Официально телемедицины сейчас нет, есть так называемое «онлайн-консультирование» — услуга не медицинская, а информационная. Её условия прописаны в пользовательском соглашении, которое пациенты принимают при регистрации на сайте или непосредственно перед обращением к специалисту.
Формулировки различны, но смысл документа один — врач не может поставить диагноз, назначить конкретное лекарство или выписать рецепт. Фактически пациента успокаивают и направляют на очный визит к врачу или сдачу анализов. Даже при таком раскладе спрос на услугу есть.
Так, например, директор по развитию сети клиник «Доктор рядом» Денис Швецов озвучил показатель в 100 консультаций в месяц. В приложении Medical Note тоже планируется чат с врачом. Мы прогнозируем спрос в 150-200 консультаций в месяц, так как вначале все сессии будут бесплатными.
В теории после принятия закона о телемедицине медицинские услуги станут более доступными, пациенты смогут получить и электронный больничный, и рецепт от врача. Но на практике всё получается немного не так.
Согласно тексту закона, принятому в первом чтении в Государственной думе, и клиенту, и врачу потребуется электронная цифровая подпись (ЭЦП). Это может стать серьезным препятствием, по крайней мере, для развития b2c-рынка, так как мало кто из клиентов захочет искать удостоверяющий центр и платить за эту услугу около 2 тысяч рублей. К тому же, усиленная электронная подпись недоступна со смартфона, что, безусловно, ещё больше сократит спрос.
Также пока не понятно, будет ли включена услуга в ОМС. Если нет, то телемедицина будет недоступна для малообеспеченных граждан. Даже если услуга будет стоить в разы дешевле очного визита в частную клинику, не все будут готовы платить за неё.
Пока консультация не считается медицинской, учреждениям не нужно заполнять многочисленные утвержденные формы и составлять отчеты в Минздрав. Но после того, как закон вступит в силу, документов станет больше, также появятся картотеки с амбулаторными картами пациентов, поскольку всю документацию нужно хранить в бумажном виде.
Сразу изменится уровень защиты персональных данных: для медицинской услуги он однозначно будет наивысшим, в то время как для информационной консультации можно ограничиться общедоступными данными и использовать третий или четвёртый уровень защиты.
Важно понимать, что дистанционная консультация вне зависимости от того, является она информационной или медицинской услугой, не заменит очного визита к врачу в случаях, когда нужен осмотр.
Важно, чтобы регулирующий орган, понимая это, создал облегченный режим документооборота, чтобы телемедицина могла выполнять свою главную задачу — повышать доступность медицинской помощи, — а не превращаться в ещё одну забюрократизированную услугу.
Ксюша симпатяшка))
ну, будем надеяться, что закон в итоге нормально проработан будет и нормально будет работать. все ж походы "по мелочи" в поликлинику бывает тем еще трэшем :)
+1
хорошая инициатива, и канал у Ксении в Телеграме хороший)
Ой, спасибо, Дмитрий! @docland обещает больше интересных постов про digital health
"врач не может поставить диагноз, назначить конкретное лекарство или выписать рецепт."
Поставить диагноз нет, но это ведь не мешает обычному диалогу с специалистом. Это аналог обычного чата... Вам ведь не потребуется какая-то лицензия, для общения с своими друзьями в соц сетях? Тут тоже самое.
Да и диагноз в большинстве случаев можно поставить, только после посещения клиента больницы и хотя бы первичного обследования.
Так что это можно назвать не "Консультация с врачом", а "Чат с врачом" :)
Реклама одного из телемедицинских сервисов: «Врач 24/7. Не является медицинской услугой».
«Брат мой, сделайте милость – во имя нашей взаимной любви окропите её (курицу) несколькими капельками воды и нареките карпом.
– Чур меня! Чур! – заохал монах.
– Я вас очень прошу, иначе я могу оскоромиться и впасть в смертный грех.
– Ну ладно, так и быть, – сдался Горанфло, который по природе своей был хорошим товарищем, и, кроме того, на нем уже сказывались вышеописанные три дегустации, – однако у нас нет воды.
– Я не помню где, но было сказано, – заявил Шико. – «В случае необходимости ты возьмешь то, что найдется под рукой». Цель оправдывает средства; окрестите курицу вином, брат мой, окрестите вином; может быть, она от этого станет чуточку менее католической, но вкус её не пострадает.
– Во имя Бахуса, Мома и Кома, троицы великого святого Пантагрюэля, – произнес Горанфло, – нарекаю тебя карпом. И, обмакнув концы пальцев в стакан, окропил курицу несколькими каплями вина.» (с) Александр Дюма, «Графиня де Монсоро»
Я даже знаю какого, Сергей :)))
На меня рекламу всё время таргетируют...
Особенно порадовало бы получать справку, не тратя на это целый день, как это обычно бывает при очном посещении
Для получения справки потребуется ЭЦП - если это требование оставят.
Вот я написала - и сегодня уже вроде как ввели ЭЦП)
Современные люди все больше и больше привыкают к дистанционным коммуникациям. Если дать возможность, половина нового поколения не попрется в поликлинику и не будет сидеть там часами. Лучше в онлайне с врачом пообщаются. Ритм жизни у нас другой, нет на очереди времени.
Я думаю, у этого направления большое будущее.
Чат с врачом действительно может заменить первичный приём, когда доктор назначает анализы. Бывает очень обидно заплатить 3к в частной поликлинике врачу за список анализов.
http://таблетка.онлайн/ а вот онлайн аптека