Можно ли создать бизнес для личностного роста и духовного развития?

В прошлый раз мы немного поговорили про то, что бывает, когда основатели бизнесов кладут в его основу невроз.

Но из истории с неврозом естественно возникает вопрос, а бывает ли, и если бывает, то какая “здоровая” мотивация вести бизнес? Если в основу невроза не класть страх бедности, желание доказать что-то родителям, братьям, сестрам и друзьям, не комплекс неполноценности, когда свою неполноценность мы компенсируем переполноценностью в других сферах, то что здоровое может быть положено в основание создаваемого бизнеса?

Тут мы обойдем такие “здоровые” потребности, как обычный интерес, желание реализовать какую-то сверхценность и чувство свободы. Это все более менее понятно, и не всегда создание бизнеса приводит к удовлетворению такого рода потребностей.

Интересна другая постановка вопроса, которая как-то прозвучала из уст одного моего клиента, который заказывал у меня философское консультирование (есть у меня и такая услуга). Вопрос его звучал так: как совместить духовность (в религиозном смысле) и бизнес?

Что характерно, все религии мира всегда выделяли специальные рассуждения этому вопросу, потому что как правило именно на деньги богатых людей они и жили, поэтому, если вы человек верующий, достаточно просто почитать авторитетные источники на эту тему. Там вы и выберете ценность своего бизнеса. Как правило в религиозных учениях он связывается со служением и долгом.

Но нас интересует все же психологический аспект. Более того какой-то такой психологический механизм, который будет с одной стороны противоположным неврозу, а с другой - позитивно влиять на успех бизнеса.

Так вот в качестве противоположности неврозу в психологии был выбран термин личностный рост. Вы все его хорошо знаете по “тренингам личностного роста”. В википедии есть прекрасная статья об истории этого термина.

Существует условно говоря 2 подхода к механизму личностного роста. В первом предполагается, что в природе человека уже заложен некий имманентный путь развития. Например, в гуманистической психотерапии Карла Роджерса - это самоактуализирующаяся личность. Т.е. личность для актуализации (мотивации развиваться, “выходить из зоны комфорта”) которой не требуется внешних стимулов. Человек сам по себе, по своему плану развивается.

На этих же принципах создавалась концепция “Пирамиды потребностей” Маслоу. Т.е. иерархия потребностей, где за удовлетворением более низких потребностей следуют более высокие - это изобретение гуманистических психологов. И тут есть вопрос про то, как самоактуализированная личность, идущая по лестницам пирамиды Маслоу, будет влиять на бизнес...

Второй подход, к которому относят все разновидности психоаналитических и поведенческих школ исходит из того, что человек - это окультуренное животное, в природе которого не заложено какого-то имманентного развития. Более или менее культурная личность отличается воспитанием и психотерапевтической проработкой тех самых неврозов, которые как раз и появляются вследствие давления культуры на животные инстинкты человека. Идеалом человека, как говорил Фрейд, является способность человека “любить и работать”.

Какой подход выбрать, чтобы опереться на него и начать развиваться с позитивными последствиями на бизнес?

Мне сложно представить, как вы будете преднамеренно самоактуализироваться или двигаться по лестнице Маслоу. В самом деле удовлетворив более низкие потребности вы будете переходить к более высоким? Я такого не наблюдал. Более того, как по мне, так даже идея такого саморазвития обусловлена неврозом, какие бы танцы с бубнами не танцевали тренеры личностного роста вокруг вас.

Мне более симпатичен второй подход. Только там я бы говорил не про личностный рост, а про эмоциональную зрелость. Вот уж что в самом деле при определенных усилиях можно получить - так это эмоциональную зрелость. Под которой я буду понимать способность воспринимать реальность такой, какая она есть, умение переносить напряжение, которое вызывает встреча с фрустрирующими сторонами реальности. А не инфантильно убегать от нее или перекладывать ответственность за свою неспособность справится с реальностью на другого.

Есть правда весьма распространенное мнение, что эмоционально зрелый человек не будет страдать гигантоманией, будет вполне себе удовлетворяться малым, а значит и потребности создавать бизнес не будет (именно этой мыслью утешаюсь я сам;)). Но все же мне кажется, что есть и еще один феномен в человеческой природе, который дает вполне здоровый импульс втягиваться в предпринимательскую активность. Речь о здоровом авантюризме. Но о нем мы порассуждаем в следующий раз...

Давайте проделаем простейшее упражнение. Как всегда лучше всего делать его письменно. Перечислите все ваши ключевые управленческие решения за последние года 3. Укажите для каждого из них, из какого представления о ситуации вы исходили, когда принимали эти решения и какой ситуация оказалась на самом деле. Можете в процентах на глазок оценить совпадения вашего представления о ситуации и того, что было в реальности. Есть ли прогресс?...

Больше про психологию бизнеса читайте на моем сайте.

44
2 комментария

Идеалом человека, как говорил Фрейд, является способность человека “любить и работать”.
Да да, arbeit macht frei.

Ответить

"arbeit macht frei" - здесь нет любви )

Ответить