Математика, коммерция и космос: биография основателя Amazon Джеффа Безоса

Рассказ о жизни и бизнесе предпринимателя, менее суток носившего звание самого богатого человека в мире.

Математика, коммерция и космос: биография основателя Amazon Джеффа Безоса

27 июля 2017 года основатель компании Amazon Джефф Безос стал самым богатым человеком на планете. Незадолго до оглашения итогов второго квартала 2017 года акции компании выросли на 1,8% до отметки $1 071,31, что увеличило оценку состояния Безоса до $90,6 млрд. Состояние основателя Microsoft Билла Гейтса составляет $90,1 млрд.

Однако на следующий день, после оглашения итогов второго квартала, акции подешевели на 3%: чистая прибыль Amazon сократилась на 77% и составила $197 млн против $857 млн годом ранее. Выручка компании выросла на 25% и составила $38 млрд. Оценка состояния Безоса упала до $88,7 млрд и он снова опустился на вторую строчку рейтинга.

​

Ранние годы

Джефф Безос родился в 1964 году в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Его родители — Жаклин Гиз и Тед Йоргенсен — познакомились в школе. Йоргенсену было 18 лет, когда Гиз забеременела. В то время он подрабатывал продавцом и гастролировал по стране с цирковой труппой.

По воспоминаниям Гиз, отец Безоса злоупотреблял алкоголем, и когда их ребенку исполнилось полтора года, она решила от него уйти. В то время ей было 17 лет. Спустя несколько лет она встретила Мигеля Безоса — эмигранта из Кубы, который приехал в США в 1962 году, не зная ни одного английского слова, кроме «гамбургер».

В 1968 году пара поженилась, а Мигель Безос усыновил четырехлетнего Джеффри. «Разумеется, это сложно оценить, но обстоятельства рождения, возможно, сформировали у Безоса плодотворную смесь качеств, присущих предпринимателям — сообразительность, амбициозность и неутолимая потребность проверять себя на прочность», — писал биограф предпринимателя Бред Стоун в книге «Джефф Безос и эра Amazon».

«Мне невероятно повезло с мамой. Мама, спасибо тебе буквально за все»

В школе Безос проводил летние каникулы в Техасе на ранчо бабушки и дедушки, неподалеку от городка Котулла. «Я помогал чинить водокачки, делал прививки скоту и занимался другими делами. А после обеда мы садились смотреть разные мыльные оперы», — вспоминал предприниматель во время торжественной речи в Принстонском университете.

Его бабушка и дедушка были членами клуба любителей домов на колесах Airstream. Вместе с другими участниками они отправлялись в путешествия по США и Канаде. Иногда в одном караване было до 300 автомобилей, вспоминает Безос: «Я обожал наши вылазки и всегда ждал их с нетерпением. Дедушка цеплял домик к машине, и мы отправлялись в путь».

Рекламный плакат Airstream, 1965 год.
Рекламный плакат Airstream, 1965 год.

В начале 2000-х годов Безос купил собственное ранчо в Техасе — ему хотелось «поделиться со своими детьми тем опытом, который он приобрел». Чуть позже он построил там стартовую площадку для многоразовых космических кораблей New Shepard, которые разрабатывала Blue Origin — его компания для организации космического туризма.

По словам биографа Безоса, он был круглым отличником в школе и именно ему доверили произносить прощальную речь на выпускном. За выдающиеся академические способности он получил стипендию в Принстонском университете и собирался стать физиком-теоретиком.

Джефф Безос в школьные годы. Источник: Bio
Джефф Безос в школьные годы. Источник: Bio

От нью-йоркского хедж-фонда к Amazon

В 1986 году Безос выпустился из Принстона. Он прошел собеседование и вышел на работу в международный отдел компании-производителя оптоволоконного кабеля Fitel. Спустя некоторое время он перешел на Уолл-стрит и устроился в банковскую организацию Bankers Trust. После этого началась его карьера в хедж-фонде D. E. Shaw.

Компания была основана бывшим профессором информатики Колумбийского университета Дэвидом Шоу в 1988 году. В отличие от других фондов, в Shaw использовали математические модели исследования рынка и нанимали на работу не финансистов, а математиков и специалистов по компьютерным технологиям.

В 1993 году Безос стал вице-президентом компании и возглавил группу торговли опционами. Ему было 29 лет. Позже он руководил проектом по созданию торговой площадки, которая могла стать альтернативой Нью-Йоркской фондовой биржи.

«Безос думал обо всех окружающих его явлениях в аналитическом ключе и был во всем чрезвычайно методичен», — писал Стоун. Будущий основатель Amazon видел расцвет интернет-технологий, и ему пришла в голову идея онлайн-магазина.

Он решил начать с книг — его привлекала идентичность, компактность товаров и простота хранения. Кроме того, распространением книг в США занимались две оптовые компании, и ему не пришлось бы вести переговоры со множеством издательств. К тому же Безос понимал, что преимуществом его компании будет выбор.

​Я обнаружил любопытный факт — использование интернета в США росло на 2300% в год. Я никогда не видел, чтобы что-то росло так быстро. Мной овладела идея создать книжный интернет-магазин, где были бы миллионы изданий — которые не поместились бы ни в один традиционный магазин.

Джефф Безос

Безос решил уволиться и рассказал о своем намерении основателю компании. Шоу предположил, что это хорошая идея, но ее воплощением следует заняться человеку с менее блестящей карьерой и перспективами. Он дал Безосу 48 часов на размышления.

Безос решил посовещаться с женой. В 1993 году он женился на своей подчиненной Маккензи Таттл. «Я сказал ей, что собираюсь уволиться и заняться своим проектом, который, как это часто бывает со стартапами, может провалиться, и я не знаю, что будет дальше», — вспоминает глава Amazon. Таттл его поддержала.

Джефф и Маккензи Безос
Джефф и Маккензи Безос

Первые дни интернет-гиганта

Прежде чем открыть компанию Безос решил выбрать подходящий город для регистрации. Он понимал, что Нью-Йорк и Вашингтон — это вотчина традиционного бизнеса, а значит ему следует отправиться на западное побережье, где в то время появлялись ИТ-компании и было больше интернет-пользователей.

Вторым критерием была численность населения территории. По законодательству США, жители штата при покупке товара обязаны заплатить налог, если продавец зарегистрирован в том же штате. Безос хотел продавать товары по всей стране, поэтому ему требовалось зарегистрировать компанию в наименее населенном штате, чтобы повышенный налог платили только его жители.

Это исключило из его списка Калифорнию, где проживает 39 млн человек. Он обратил внимание на штат Вашингтон (6,8 млн человек), Колорадо (5,4 млн), Орегон (4 млн) и Невада (2,9 млн).

Также одним из критериев выбора стала близость к дистрибьюторам. Ingram, самый крупный поставщик книг в стране, располагался в городе Розбург, штат Орегон. Однако у Безоса не было там знакомых.

Но один из его приятелей жил неподалеку — в городе Сиэттл, штат Вашингтон. Он обещал вложить деньги в компанию Безоса, а также познакомить с местными юристами, банкирами и важными людьми.

Безос принял его предложение. 5 июля 1994 года Безос зарегистрировал компанию под названием Cadabra. Название символизировало простоту и удобство заказа, отсылая пользователей к фразе фокусников — «абракадабра». Однако после того, как один из юристов по ошибке назвал компанию Cadaver (труп), Безос решил сменить название на более благозвучное.

Фрагмент из интервью с Джеффом Безосом, 1997 год
Фрагмент из интервью с Джеффом Безосом, 1997 год

Как и глава Apple, он хотел, чтобы название компании начиналось на первую букву алфавита, и вместе с тем ассоциировалось с чем-то экзотическим — как покупка книг в онлайне. Безос открыл словарь и обнаружил слово «Амазонка» (Amazon) — так называлась река в Южной Америке. Вариант ему понравился, и он переименовал компанию.

Первое время денег не хватало, и Безос открыл офис в арендованном доме, в котором он жил вместе с супругой. У него уже было несколько сотрудников, вместе с которыми они работали над технологической платформой интернет-магазина.

Когда все было готово и пошли первые заказы, предприниматель арендовал подвальный офис, где раньше располагалась звукозаписывающая компания. Получая заявку, сотрудники Amazon заказывали книги по почте в Ingram. По правилам они не могли заказать меньше 10 книг, и чтобы обойти ограничение, они включали в список девять позиций, которых не было на складе. Спустя некоторое время в компанию приходила посылка с нужной книгой и записка с извинениями.

Безос сам отвозил заказы пользователей Amazon на почту. Своей машины у него не было, и перед тем как уехать в Сиэттл, он взял напрокат машину родителей — Chevrolet Blazer 1987 года выпуска: «Тогда я думал, что когда-то настанет день и мы сможем позволить себе погрузчик», — вспоминал предприниматель в одном из интервью.

Chevrolet Blazer 1987
Chevrolet Blazer 1987

Компания была вынуждена экономить деньги — по первоначальному бизнес-плану Безоса Amazon должна была выйти на прибыль только спустя четыре-пять лет. На самом деле она стала прибыльной только через семь лет в четвертом квартале 2001 года, заработав $5 млн при выручке в $1 млрд.

Бережливость и умение эффективно использовать существующие ресурсы стала одним из обязательных правил в Amazon. Свой первый офисный стол Безос смастерил из деревянной двери, которую купил в магазине неподалеку. В компании до сих пор не принято окружать себя предметами роскоши и украшать офисы и переговорные дорогой мебелью. Также сохранилась другая традиция: сотрудники платят за парковку на корпоративной автостоянке. «Каждый потраченный доллар должен приносить пользу клиентам, в противном случае его лучше не тратить», — писал биограф о взглядах Безоса.

Джеф Безос за рабочим местом в 90-е годы
Джеф Безос за рабочим местом в 90-е годы

В 1995 году Amazon привлек инвестиции на $8 млн от фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers. В 1997 году компания провела IPO и вышла на биржу NASDAQ: сервис привлек $54 млн при оценке $438 млн.

Штат компании рос, и Безос установил несколько основополагающих принципов найма. Один из них — с каждым новым сотрудником планка требований для будущих соискателей должна повышаться.

Прежде чем устроиться в Amazon, соискатель проходит через серию собеседований. Среди интервьюеров сидит человек, который на внутреннем жаргоне называется «повышающий планку». Право на эту «должность» получают сотрудники, которые ранее приняли больше всего удачных решений о найме.

Они могут отказать соискателю, даже если его кандидатуру единогласно поддерживают остальные члены «приемной комиссии». «Как утверждают многие сотрудники, верный признак того, что все работает правильно, — приходящее спустя несколько лет ощущение того, что сегодня у них вряд ли получилось бы пройти все этапы собеседований и получить предложение о работе», — пишет Стоун.

Развитие Amazon

Через некоторое время после запуска сервиса Безос расширил ассортимент, добавив диски с фильмами и музыкой. Чтобы понять, какие товары могли бы заинтересовать покупателей, он спросил совет у 1000 случайно отобранных пользователей.

​Список получился очень длинным. Оказалось, что люди вносили то, что было им нужно в данную минуту. Один человек попросил добавить тряпки для автомобильных стекол, потому что его закончились.

В тот момент у меня произошло что-то вроде просветления — из-за удобства люди будут покупать в онлайне все, что угодно.

Джефф Безос

Сейчас Amazon продает одежду, детские товары, потребительскую электронику, косметические средства, еду, медицинские препараты, промышленные и научные товары, кухонные принадлежности и многое другое.

Безос не боится экспериментировать и тратить деньги на новые авантюры. Например, когда компания только выходила на рынок детских товаров, он потерял $120 миллионов, потратив их на покупку игрушек, которые не пользовались спросом.

Однако некоторые эксперименты оказались удачными. Например, запатентованный механизм покупки в один клик — после регистрации пользователям не нужно было вводить данные банковской карты и домашний адрес. Позже эту технологию лицензировала Apple для магазина приложений.

Целью Безоса было сократить финансовые и временные издержки на доставку товаров — особенно после того, как в 2005 году компания открыла премиальный сервис Prime.

За $79 в год пользователи получали бесплатную доставку товаров в течение двух суток. Чтобы сократить время доставки, Amazon стала предлагать производителям услуги сортировочных центров, где они могли хранить свои товары вместо того, чтобы арендовать склад.

Кроме того, компания модернизировала и автоматизировала систему комплектования почтовых отправлений.

Раньше сбором заказов занимались сотрудники, получавшие оптимизированые указания в реальном времени. «Пройдите к стеллажу номер X и возьмите предмет Y с полки Z». Каждый из них мог пройти за рабочую смену более десяти километров.

В самых современных центрах сотрудники стоят на месте, а стеллажи к их рабочему месту привозят роботы. Последние внешне напоминают робот-пылесос, только вместо сбора грязи они забираются под нужные полки, поднимают их и везут к рабочему месту сотрудника.

После того как заказанные предметы будут извлечены, робот отвезет стеллаж на новое место, учитывая набор оставшихся на нем товаров и их относительную популярность.

— из книги Бреда Стоуна The Everything Store

В определенный момент Безос понял, что его конкуренты — не продавцы книг вроде Barnes & Noble и не крупные ритейлеры вроде Walmart, а Google и Apple.

По мнению Стоуна, Amazon конкурировала с Google по двум причинам. Во-первых, из-за пользователей, которые искали товары в поисковой системе. Чтобы оставаться на виду, Amazon приходилось тратить внушительные средства на рекламу по ключевым словам.

Во-вторых — за талантливых разработчиков. Google требовалось улучшать алгоритм поиска, а Amazon — методы оптимизации и обработки данных. У Google была репутация «райского места» — в компании были шикарные офисы, бесплатная еда, массажисты и ее штаб-квартира располагалась в солнечной Калифорнии. «Amazon находился в дождливом Сиэтле и все еще заставлял сотрудников самостоятельно платить за парковку», — пишет Стоун.

Конкуренция с Apple возросла, когда в начале 2000-х годов компания Стива Джобса представила музыкальный плеер iPod и собственный магазин музыки. Это ударило по бизнесу Amazon — в то время продажи музыки, книг и фильмов составляли почти три четверти выручки компании.

«В любой момент мог появиться кто-то, кто аналогичным образом уничтожил бы книжный бизнес», — рассказывает биограф Безоса. Предприниматель принял решение «разрушить» бизнес самостоятельно. В результате компания представила Kindle — электронное устройство для покупки и чтения книг.

Для конкуренции с Google Amazon решил «приманить» разработчиков и создал новый рынок облачных вычислений, сдавая в аренду место на собственных виртуальных серверах. В 2015 году выручка AWS превысила $7,8 млрд, а к 2017 году компания сохранила за собой лидерство, удерживая 47,1% рынка.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.skyhighnetworks.com%2Fcloud-security-blog%2Fmicrosoft-azure-closes-iaas-adoption-gap-with-amazon-aws%2F&postId=25490" rel="nofollow noopener" target="_blank">отчет</a> Gartner
Источник: отчет Gartner

Однако по словам Безоса, компания не сильно интересуется тем, чем занимаются конкуренты. В Amazon принято обращать первостепенное внимание на нужды и потребности собственных клиентов.

«Наш ведущий принцип и философия, которые связывают все процессы в компании — это одержимость клиентами, а не конкурентами. При планировании мы отталкиваемся в первую очередь от потребностей клиента, развиваем новые навыки внутри команды и создаем продукт, который будет востребован в будущем», — рассказывает Безос.

По словам биографа предпринимателя, Amazon — это компания, которая не надеется на то, что клиенты сразу оценят ее идеи. Поэтому Безос продолжает экспериментировать — предлагает доставку товаров дронами или дирижаблями, создает голосовых помощников и мечтает о магазине без касс. Однако одно из главных увлечений предпринимателя — это космос.

Математика, коммерция и космос: биография основателя Amazon Джеффа Безоса

Звездный путь Джеффа Безоса

В 2000 году Безос зарегистрировал Blue Origin — компанию для организации космического туризма. «Это было моей детской мечтой. Я влюбился в космос и космические путешествия, когда мне было пять лет. Тогда я смотрел, как астронавт Нил Армстронг шагнул на поверхность луны. Ты не выбираешь увлечения — они находят тебя сами», — вспоминает предприниматель.

Многоразовая ракета New Shepard
Многоразовая ракета New Shepard

Президентом компании стал бывший инженер NASA Роб Мейерсон. В отличие от Элона Маска, Безос не предавал широкой огласке состояние дел в своей аэрокосмической компании — «чтобы избежать ненужной популярности у не зарекомендовавшей себя технологии».

С 2015 по 2016 год беспилотный космический корабль прошел успешные испытания, поднявшись на 100 километров над Землей и возратившись в исходную точку. В 2018 году компания планирует открыть первые тестовые полеты с людьми на борту.

Сейчас Blue Origin разрабатывает корабль, который позволит вывести на орбиту людей и грузы — SpaceX Элона Маска уже преодолела этот рубеж. «Говоря откровенно, сейчас я инвестирую в Blue Origin прибыль от успехов Amazon. Каждый раз, когда я продаю свои акции, я могу отправить еще больше денег команде Blue Origin.

Сейчас в компании работает от 600 до 800 человек. Безос не называет ежегодную сумму «взносов», однако по данным издания Fourtune она составляет $500 млн в год. Учитывая, что состояние Безоса оценивается примерно в $90 млрд, он может поддерживать свой космический бизнес еще 180 лет.

1616
7 комментариев

Безос - молодец, но последняя фраза убила все впечатление о статье...

5
Ответить

А что не так с последней фразой?

Ответить

Стив=популист-истерик (с психологической точки зрения черт характера). Джеф, на противоположность = аутист-моралист. С моей, чисто субъективной точки зрения, не сопоставимо их сравнивать и проводить параллели. Понимая, с журналисткого прошлого, что автор статьи включил Джобса для обширного ранжирования Google. Но всё же = Джефф и Стив = разная стратегия и разная тактика достижения и реализации детских мечт.

1
Ответить

180+53=233

Ответить

Любимая колонка на vc

Ответить