PR-специалиста Машу Дрокову обвинили в присвоении чужих заслуг
Клиенты, конкуренты и сама Дрокова заочно обсудили её достижения.
Бывший PR-директор Acronis Маша Дрокова, участник рейтинга «50 лучших PR-специалистов в технологической сфере» по версии Business Insider, покинула компанию в 2014 году и создала собственное агентство, а позже стала заниматься венчурным инвестированием.
В августе 2017 года появилось сразу несколько сообщений о том, что Дрокова якобы указывает в своём PR-портфолио достижения, к которым не имеет прямого отношения. Об этом, к примеру, пишет PR-специалист Мария Глазкова и авторы анонимного Telegram-канала «Беспощадный пиарщик».
Глазкова — бывший PR-директор Profi.ru и Lingualeo. Сейчас она занимается развитием собственного агентства This is Fine и руководит PR-направлением компании-разработчика голографической навигационной системы для автомобилей WayRay.
По её словам, представители такси-сервиса Lyft упомянули беседу с Дроковой, в которой она рассказывала о сотрудничестве с американским стартапом с российскими корнями Trucker Path, продвижением которого на протяжении полутора лет занималась Глазкова.
В конце публикации Глазкова отметила, что «слышала то же самое и про Lingualeo».
В комментариях к записи представитель стартапа для дальнобойщиков Trucker Path подтвердил, что работой со СМИ от лица проекта занималась Глазкова, а не Дрокова. Партнёр Дроковой Анастасия Швецова, в свою очередь, заявила, что агентство не ищет новых клиентов, а также уже сотрудничает с Gett и Deliver и не может вести переговоры с их конкурентами из Lyft и Trucker Path.
Авторы канала «Беспощадный пиарщик» сразу после публикации Глазковой опубликовали документ, обозначенный как портфолио Дроковой — в нём указаны такие компании, как Gett, MSQRD, FindFace, Toptal, HotelTonight, Carprice и Oco.
В портфолио отмечен российский Gett, продвижением которого, утверждают авторы канала, Дрокова не занималась, а лишь помогла найти сотрудника на штатную должность.
Ментор MSQRD Николай Давыдов в разговоре с vc.ru упомянул, что Дрокова почти не принимала участия в продвижении проекта — он быстро набрал вирусную популярность и необходимости в сотрудничестве не было. Предлагая свои услуги, Дрокова обещала публикацию в Bloomberg, однако материал был опубликован уже после того, как сервис стал известным.
Один из акционеров, по словам Давыдова, заплатил PR-специалисту за публикацию из личных средств: «Сам MSQRD за сотрудничество не платил, поскольку в нём не было смысла. Акционер платил исключительно по репутационным причинам».
Вскоре после того, как MSQRD набрал популярность в соцсетях, журналисты сами стали искать выходы на представителей проекта. Давыдов говорит, что большая часть публикаций, перечисленных в презентации — это результат работы его самого и команды: «К нам много раз приходили люди, наслышанные о Машиных успехах с MSQRD. Мы просили ее так это не преподносить».
Представители MSQRD, вспоминает Давыдов, предложили Дроковой публично извиниться за упоминание чужих заслуг в портфолио, но она отказалась.
Мне неприятна эта ситуация, в первую очередь обидно за людей, которые работали не покладая рук для того, чтобы активная девочка выставила их заслуги за свои. Я про Trucker Path, не только про нас. Мы работали с Дроковой ещё по мобильной маркетинговой платформе AppInTop, но там не было вообще никаких результатов кроме публикаций в каких-то непопулярных блогах.
В презентации есть слова 'utilize celebs interest' и 'use media events (Oscar and DiCaprio)'. Это вообще неправда. Сделать маску Ди Каприо и флешмоб придумала команда, они же раскрутили хэштег. Я договорился с MTV про красную ковровую дорожку.
Николай Давыдов
В портфолио Дроковой представлена компания Ntechlab — разработчики сервиса FindFace. По словам пресс-службы проекта, Дрокова является миноритарным акционером.
Мы работали и продолжаем взаимодействовать с Машей по международному PR. Менее чем за два года о компании вышло свыше 400 публикаций и сюжетов в ведущих иностранных СМИ. Наша команда высоко оценивает результаты ее деятельности, ведь большая часть популярности проекта FindFace на мировом уровне основана на ее работе.
представители Ntechlab
Маша Дрокова в беседе с vc.ru заявила, что работала с представителями MSQRD в течение одного месяца до сделки с Facebook.
Нам удалось сделать несколько публикаций в Bloomberg, Business Insider, Vanity Fair, Techcrunch. Яркой была публикация в Bloomberg прямо перед продажей, и удалось поймать удачный момент роста сервиса в связи с тем, что люди скачивали MSQRD для того, чтобы поддержать номинацию Ди Каприо на Оскар, «надевая» маску с ним через приложение.
Ряд горячих лидов в массовых медиа вроде LA Times команде не удалось обработать, потому что она была очень занята. История о приложении разлеталась очень быстро, и масса публикаций происходила органически.
Маша Дрокова
PR-специалист объяснила, почему представители MSQRD просили её принести публичные извинения.
По нашему договору с клиентами мы всегда имеем право называть их и использовать кейсы работы с ними. Когда в середине работы с MSQRD ребята попросили не упоминать кейс, я согласилась, понимая, что для их переговоров с Facebook история органического роста без трат на маркетинг гораздо сильнее.
Спустя месяцы после сделки я стала упоминать наше сотрудничество с командой, подумав, что продажа уже произошла и это никому не навредит, тем более что договор нас в этом не ограничивал.
Несколько дней назад ребята в жесткой форме написали, что я нарушила обещания, рассказывая об этом кейсе. Я принесла искренние извинения и решила больше его не упоминать. Для себя я решила, что мы не будем работать с компаниями, которые не готовы раскрывать факт сотрудничества. Кроме того, PR-агентству по факту невозможно скрыть это — мы каждый день пишем сотням журналистов от имени наших клиентов и наивно считать, что информация не выйдет за пределы этого круга.
Я думаю, ребят расстроило, что некоторые люди посчитали успех MSQRD заслугой PR. Я искренне считаю, что секрет успеха в виральности приложении и талантливой команде, и без этого ничего бы не получилось.
Тот, кто считает, что можно распиарить плохой продукт и продать его одной из топовых в мире технологических компаний, мягко говоря, непрофессионалы. Я не знаю, почему команда MSQRD обращает внимание на их мнение. Тем не менее мне не стоило рассказывать об этом кейсе, раз я пообещала этого не делать.
Ребят мои извинения в мессенджере не удовлетворили, и инвестор MSQRD Юрий Гурский в очень грубой форме потребовал публичных извинений. Это было довольно жесткие и оскорбительные слова. Я уточнила у юриста, что мы действовали в рамках закона, упоминая клиента, и предпочла прекратить общение.
Юра очень умный и талантливый человек. Я помогала Юре и общалась с ним и после продажи MSQRD, и была шокирована такой реакцией. Наверное, у него накопилось много стресса в связи с очередной продажей стартапа, поэтому он так себя вел. Я рада, что теперь он может выдохнуть.
Маша Дрокова
Дрокова утверждает, что никогда не общалась ни с кем из Lyft, потому что уже более трех лет работает с Gett: «Я верю в Дейва Вайсера и блестящую команду Gett, и никогда бы им так подло не изменила. Даже с Lyft.
Мой партнер общается и дружит с Trucker Path. Я не знаю, обсуждали ли они совместную работу, но мы точно не можем их взять, потому что представляем Deliver. Мы верим в них, постараемся помочь им вырасти в миллиардную компанию, и точно не будем работать с их конкурентами».
Дрокова рассказала об отношениях с Марией Глазковой:
Мы знакомы много лет, мы чем-то похожи, больше всего любовью к PR и йоге. В какой-то момент я помогла Маше найти работу в Eruditor Group. В тот момент, когда их сотрудничество подходило к концу, я консультировала Lingualeo по PR и предложила им поработать с Машей на фултайме. Идея была в том, что я делаю глобальный PR как консультант, Маша закрывает Россию, и может советоваться со мной по российскому рынку.
Я была безумно рада, что они нашли друг друга, и помогала Маше на стратегическим уровне по работе в России и менеджила PR-работу в Турции и Бразилии. Я очень люблю Lingualeo, мы знакoмы еще с момента инвестиции в них Runa Capital. В какой-то момент Маша захотела расти и становиться международным пиарщиком. Я очень в нее верила и старалась максимально помочь.
Через некоторое время я узнала, что Маша пытается сделать так, чтобы Lingualeo прекратил со мной контракт на консалтинг. Я была шокирована этим, потому что считала Машу подругой. Она часто обращалась за профессиональными и личными советами. Наверное, сейчас бы сказали, что я была ее ментором.
Маша способный и амбициозный профессионал, но в тот момент я была глубоко разочарована и посчитала это предательством. Мы давно не общаемся. Я надеюсь, что у нее все хорошо, и рада, что она осваивает международный PR. Стартапов хватит на всех.
Маша Дрокова
Глазкова помимо развития собственного PR-агентства занимает должность PR-директора стартапа WayRay. Дрокова рассказала, что работала с компанией по трёхмесячному контракту до прихода Глазковой: «Нам удалось получить пару-тройку публикаций в разных медиа вроде Inc, Forbes, Tech Insider, City Am и других».
Дрокова прокомментировала сообщение о том, что она не занимается продвижением Gett в России напрямую, а лишь помогла нанять сотрудника Алёну Балакиреву на эту должность:
Я регулярно занимаюсь Gett и общаюсь с тем или иным членом команды практически каждый день. В компании уже больше тысячи человек, и она продолжает расти. Много внутренних коммуникаций и задачи по PR совершенно другие, чем три года назад.
Во всех проектах мои коллеги (мне это слово нравится больше, чем сотрудники) общаются напрямую с руководством компаний с первого дня работы. Алёна Балакирева общается напрямую, иногда общаемся все вместе. Она прекрасный пиарщик, я знаю, что могу ей абсолютно доверять и она примет правильное решение. Большие анонсы и важные решения мы всегда обсуждаем все вместе.
В портфолио отмечен российский Gett, продвижением которого, утверждают авторы канала, Дрокова не занималась, а лишь помогла найти сотрудника на штатную должность.
Ментор MSQRD Николай Давыдов в разговоре с vc.ru упомянул, что Дрокова почти не принимала участия в продвижении проекта — он быстро набрал вирусную популярность и необходимости в сотрудничестве не было. Предлагая свои услуги, Дрокова обещала публикацию в Bloomberg, однако материал был опубликован уже после того, как сервис стал известным.\n
Один из акционеров, по словам Давыдова, заплатил PR-специалисту за публикацию из личных средств: «Сам MSQRD за сотрудничество не платил, поскольку в нём не было смысла. Акционер платил исключительно по репутационным причинам».
Вскоре после того, как MSQRD набрал популярность в соцсетях, журналисты сами стали искать выходы на представителей проекта. Давыдов говорит, что большая часть публикаций, перечисленных в презентации — это результат работы его самого и команды: «К нам много раз приходили люди, наслышанные о Машиных успехах с MSQRD. Мы просили ее так это не преподносить».
Мне неприятна эта ситуация, в первую очередь обидно за людей, которые работали не покладая рук для того, чтобы активная девочка выставила их заслуги за свои. Я про Trucker Path, не только про нас. Мы работали с Дроковой ещё по мобильной маркетинговой платформе AppInTop, но там не было вообще никаких результатов кроме публикаций в каких-то непопулярных блогах.
В презентации есть слова 'utilize celebs interest' и 'use media events (Oscar and DiCaprio)'. Это вообще неправда. Сделать маску Ди Каприо и флешмоб придумала команда, они же раскрутили хэштег. Я договорился с MTV про красную ковровую дорожку.
В портфолио Дроковой представлена компания Ntechlab — разработчики сервиса FindFace. По словам пресс-службы проекта, Дрокова является миноритарным акционером.
Мы работали и продолжаем взаимодействовать с Машей по международному PR. Менее чем за два года о компании вышло свыше 400 публикаций и сюжетов в ведущих иностранных СМИ. Наша команда высоко оценивает результаты ее деятельности, ведь большая часть популярности проекта FindFace на мировом уровне основана на ее работе.
Нам удалось сделать несколько публикаций в Bloomberg, Business Insider, Vanity Fair, Techcrunch. Яркой была публикация в Bloomberg прямо перед продажей, и удалось поймать удачный момент роста сервиса в связи с тем, что люди скачивали MSQRD для того, чтобы поддержать номинацию Ди Каприо на Оскар, «надевая» маску с ним через приложение.
Ряд горячих лидов в массовых медиа вроде LA Times команде не удалось обработать, потому что она была очень занята. История о приложении разлеталась очень быстро, и масса публикаций происходила органически.
По нашему договору с клиентами мы всегда имеем право называть их и использовать кейсы работы с ними. Когда в середине работы с MSQRD ребята попросили не упоминать кейс, я согласилась, понимая, что для их переговоров с Facebook история органического роста без трат на маркетинг гораздо сильнее.
Спустя месяцы после сделки я стала упоминать наше сотрудничество с командой, подумав, что продажа уже произошла и это никому не навредит, тем более что договор нас в этом не ограничивал.
Несколько дней назад ребята в жесткой форме написали, что я нарушила обещания, рассказывая об этом кейсе. Я принесла искренние извинения и решила больше его не упоминать. Для себя я решила, что мы не будем работать с компаниями, которые не готовы раскрывать факт сотрудничества. Кроме того, PR-агентству по факту невозможно скрыть это — мы каждый день пишем сотням журналистов от имени наших клиентов и наивно считать, что информация не выйдет за пределы этого круга.
Я думаю, ребят расстроило, что некоторые люди посчитали успех MSQRD заслугой PR. Я искренне считаю, что секрет успеха в виральности приложении и талантливой команде, и без этого ничего бы не получилось.
Тот, кто считает, что можно распиарить плохой продукт и продать его одной из топовых в мире технологических компаний, мягко говоря, непрофессионалы. Я не знаю, почему команда MSQRD обращает внимание на их мнение. Тем не менее мне не стоило рассказывать об этом кейсе, раз я пообещала этого не делать.
Ребят мои извинения в мессенджере не удовлетворили, и инвестор MSQRD Юрий Гурский в очень грубой форме потребовал публичных извинений. Это было довольно жесткие и оскорбительные слова. Я уточнила у юриста, что мы действовали в рамках закона, упоминая клиента, и предпочла прекратить общение.
Юра очень умный и талантливый человек. Я помогала Юре и общалась с ним и после продажи MSQRD, и была шокирована такой реакцией. Наверное, у него накопилось много стресса в связи с очередной продажей стартапа, поэтому он так себя вел. Я рада, что теперь он может выдохнуть.
Дрокова утверждает, что никогда не общалась ни с кем из Lyft, потому что уже более трех лет работает с Gett: «Я верю в Дейва Вайсера и блестящую команду Gett, и никогда бы им так подло не изменила. Даже с Lyft. \nМой партнер общается и дружит с Trucker Path. Я не знаю, обсуждали ли они совместную работу, но мы точно не можем их взять, потому что представляем Deliver. Мы верим в них, постараемся помочь им вырасти в миллиардную компанию, и точно не будем работать с их конкурентами».
Дрокова рассказала об отношениях с Марией Глазковой:
Мы знакомы много лет, мы чем-то похожи, больше всего любовью к PR и йоге. В какой-то момент я помогла Маше найти работу в Eruditor Group. В тот момент, когда их сотрудничество подходило к концу, я консультировала Lingualeo по PR и предложила им поработать с Машей на фултайме. Идея была в том, что я делаю глобальный PR как консультант, Маша закрывает Россию, и может советоваться со мной по российскому рынку.
Я была безумно рада, что они нашли друг друга, и помогала Маше на стратегическим уровне по работе в России и менеджила PR-работу в Турции и Бразилии. Я очень люблю Lingualeo, мы знакoмы еще с момента инвестиции в них Runa Capital. В какой-то момент Маша захотела расти и становиться международным пиарщиком. Я очень в нее верила и старалась максимально помочь.
Через некоторое время я узнала, что Маша пытается сделать так, чтобы Lingualeo прекратил со мной контракт на консалтинг. Я была шокирована этим, потому что считала Машу подругой. Она часто обращалась за профессиональными и личными советами. Наверное, сейчас бы сказали, что я была ее ментором.
Маша способный и амбициозный профессионал, но в тот момент я была глубоко разочарована и посчитала это предательством. Мы давно не общаемся. Я надеюсь, что у нее все хорошо, и рада, что она осваивает международный PR. Стартапов хватит на всех.
Глазкова помимо развития собственного PR-агентства занимает должность PR-директора стартапа WayRay. Дрокова рассказала, что работала с компанией по трёхмесячному контракту до прихода Глазковой: «Нам удалось получить пару-тройку публикаций в разных медиа вроде Inc, Forbes, Tech Insider, City Am и других».
Дрокова прокомментировала сообщение о том, что она не занимается продвижением Gett в России напрямую, а лишь помогла нанять сотрудника Алёну Балакиреву на эту должность:
Я регулярно занимаюсь Gett и общаюсь с тем или иным членом команды практически каждый день. В компании уже больше тысячи человек, и она продолжает расти. Много внутренних коммуникаций и задачи по PR совершенно другие, чем три года назад.
Во всех проектах мои коллеги (мне это слово нравится больше, чем сотрудники) общаются напрямую с руководством компаний с первого дня работы. Алёна Балакирева общается напрямую, иногда общаемся все вместе. Она прекрасный пиарщик, я знаю, что могу ей абсолютно доверять и она примет правильное решение. Большие анонсы и важные решения мы всегда обсуждаем все вместе.
","subline1":"Маша Дрокова"}}],"summaryContent":null,"isExistSummaryContent":false,"warningFromEditor":null,"warningFromEditorTitle":null,"counters":{"comments":89,"favorites":15,"reposts":0,"views":3,"hits":37019,"reads":null,"online":0},"dateFavorite":0,"hitsCount":37019,"isCommentsEnabled":true,"isLikesEnabled":true,"isRemovedByUserRequest":false,"isFavorited":false,"isPinned":false,"repostId":null,"repostData":null,"subscribedToTreads":false,"isEditorial":true,"isAudioAvailable":false,"audioUrl":null,"isAudioAvailableToGenerate":false,"commentEditor":{"enabled":true,"who":null,"text":"","until":null,"reason":null,"type":"everybody"},"isBlur":false,"isPublished":true,"isDisabledAd":true,"withheld":[],"ogTitle":null,"ogDescription":null,"url":"https://vc.ru/flood/25822-drokova-vs-everyone","author":{"id":3,"name":"Константин Панфилов","nickname":null,"description":"Бывший главный редактор vc.ru | Директор по продукту в Amazy.uk | t.me/kostya","uri":"","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"1ed9d614-1789-8e70-e970-c67725f68894","width":459,"height":459,"size":53017,"type":"jpg","color":"a5866d","hash":"","external_service":[]}},"cover":{"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"e9364709-ff8a-a44b-4008-2fb9db92c4e3","width":1694,"height":942,"size":5243220,"type":"png","color":"d0923d","hash":"","external_service":[]}},"cover_y":58},"achievements":[{"title":"Год на vc.ru","code":"registration_1_year","description":"Первый год с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"0d11c244-49de-50e7-894e-b9b27945d42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/fish.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/fish.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#C67AA3","textMaxWidth":0.634765625,"textX":0.5888671875,"textY":0.54296875,"logoX":0.5859375,"logoY":0.6669921875,"logoXNoText":0.6044921875,"logoYNoText":0.5439453125},"id":5420775,"userId":3,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/5420775"},{"title":"3 года на vc.ru","code":"registration_3_years","description":"Провёл 3 года вместе с vc.ru. Получена 24 июля 2025.","previewUuid":"d9d72ac5-bcb5-55e0-8c72-b99251e5cdd9","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/shark.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/shark.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.5205078125,"textY":0.341796875,"logoX":0.5205078125,"logoY":0.4609375,"logoXNoText":0.5,"logoYNoText":0.3662109375},"id":1796688,"userId":3,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/1796688"},{"title":"5 лет на vc.ru","code":"registration_5_years","description":"Провёл 5 лет вместе с vc.ru. Получена 23 июля 2025.","previewUuid":"a9140d54-73b8-5f40-afa8-449fbaafd42b","formats":{"glb":"https://static.vc.ru/achievements/whale.glb","usdz":"https://static.vc.ru/achievements/whale.usdz"},"viewData":{"contentColor":"#8E6F09","textMaxWidth":0.66796875,"textX":0.533203125,"textY":0.658203125,"logoX":0.533203125,"logoY":0.77734375,"logoXNoText":0.4375,"logoYNoText":0.66015625},"id":569980,"userId":3,"count":0,"shareImage":"https://api.vc.ru/achievements/share/569980"}],"lastModificationDate":1764929807,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":true,"badgeId":"1e859157-d7e3-6c7e-a2c7-02421fa799ff","isDonationsEnabled":true,"isPlusGiftEnabled":true,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isDisabledAd":false,"isPlus":true,"isVerified":false,"isPro":false,"yandexMetricaId":null,"badge":"plus","isOnline":false,"tgChannelShortname":"panphilov","isUnsubscribable":true,"type":1,"subtype":"personal_blog"},"subsite":{"id":199791,"name":"Офтоп","description":"Всё, что не поместилось в другие подсайты, но всё равно может быть интересно посетителям vc.ru.","uri":"/flood","avatar":{"type":"image","data":{"uuid":"42328f5f-b62f-541e-b4e0-2029f8489d47","width":1200,"height":1200,"size":14734,"type":"png","color":"3c3c3c","hash":"406020346c486c64","external_service":[]}},"cover":{"type":"image","data":{"uuid":"ea4f90c7-7ebb-57f7-b3ec-9d7890cad203","width":960,"height":280,"size":177,"type":"png","color":"fcdcfc","hash":"","external_service":[]}},"lastModificationDate":1612968637,"isSubscribed":false,"isSubscribedToNewPosts":false,"isMuted":false,"isAvailableForMessenger":false,"isDisabledAd":false,"nickname":"flood","isUnsubscribable":true,"badge":null,"badgeId":null,"isDonationsEnabled":false,"isOnline":false,"isPlus":false,"isUnverifiedBlogForCompanyWithoutPro":false,"isVerified":false,"isRemovedByUserRequest":false,"isFrozen":false,"isPro":false,"type":2,"subtype":"community"},"reactions":{"counters":[{"id":1,"count":24}],"reactionId":0},"isNews":false,"source":null,"clusters":[],"donations":{"amount":0,"isDonated":false},"commentsSeenCount":null,"keywords":[],"media":{"type":"image","data":{"uuid":"https://png.cmtt.space/paper-media/79/8f/1a/60d16d98b9939f.jpg","width":1360,"height":906,"size":0,"type":"jpg","color":"","hash":"","external_service":[]}},"customCover":null,"robotsTag":null,"categories":[],"isAnonymized":true}};