Конкурентный рынок телемедицины: есть ли место для новых стартапов

Руководитель проекта «Мобильный доктор» Альберт Муртазин о перспективах развития телемедицинских сервисов.

Конкурентный рынок телемедицины: есть ли место для новых стартапов

Этим летом телемедицина получила официальное признание: с 1 января 2018 года в законодательную базу вводится определение «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий». Согласно новому закону, телемедицинский сервис должен предоставляться медицинской клиникой или провайдером телемедицинской платформы.

Закон не стал компромиссным между консервативно настроенными чиновниками и представителями ИТ-бизнеса. Несмотря на ожидания работающих в сфере телемедицины компаний, закон запрещает ставить диагнозы и назначать лечение при телемедицинской консультации, даже если ситуация пациента не сложна для диагностики.

Необходимость получать медицинскую лицензию и соответствовать всем требованиям законодательства в этой сфере усложняют вход на рынок. Тем не менее, сегодня в сторону телемедицины смотрит большое количество стартапов, каждый месяц появляются новые игроки. Причина этому — хорошее освещение темы в СМИ и рост количества запросов на онлайн-консультации.

История показов по месяцам в сервисе «Яндекса» «Подбор слов» по запросу «врач онлайн»:

Конкурентный рынок телемедицины: есть ли место для новых стартапов

История показов по месяцам по запросу «телемедицина»:

Конкурентный рынок телемедицины: есть ли место для новых стартапов

Понимают ли стартапы, какой объем рынка телемедицины в России на сегодняшний день? Обычно для исходных данных берут объем рынка медицинских услуг, что совсем некорректно, и мы объясним почему.

В России смешанная модель здравоохранения, то есть расходы на медицину складываются из государственных и частных расходов. По данным руководителя Высшей школы организации и управления здравоохранением Г. Э. Улумбековой, за 2014 год общие расходы в здравоохранении составили 3,97 триллионов рублей.

Впечатляющая сумма, но важно знать, что она в себя включает. 65% или 2,57 триллионов рублей составляют государственные расходы, о которых частному бизнесу можно забыть. Из оставшихся расходов нужно вычесть 53% на лекарственные средства, 6% на оплату санаторно-курортных услуг. Остается 130-140 млрд рублей рынка ДМС и 470 млрд рублей расходов на платные медицинские услуги.

По данным официальной отчетности, опубликованной на сайте Банка России, в 2016 году темп роста выручки сегмента ДМС составил 6,8%.

Ведущие игроки рынка телемедицины анонсируют доходы в несколько миллионов рублей за прошедший год, причем весь существующий рынок встроен в продукты страховых компаний, в первую очередь ДМС.

Таким образом, сегодня доля телемедицины составляет менее 0,1% объема рынка ДМС. Прогнозируемое увеличение на 1-2 порядка, до 10%, ожидается в течение ближайших 2-3 лет.

Прямые расходы населения на платные медицинские услуги тоже продолжают расти, прогнозируемая их сумма в 2017 году — не менее 500 млрд рублей. Сегодня в денежном выражении эти расходы превышают расходы на ДМС.

По прогнозам, в течение ближайших трех лет большая часть населения предпочтёт часть обращений в клинику контакту со специалистом онлайн. По опыту работы сервиса «Мобильный доктор», не менее 20% визитов можно заменить телемедицинской консультацией. Большую потребность в удаленных консультациях имеют клиенты из регионов: доля этих консультаций составляет 72,6%.

Для ответа на вопрос, нужно ли телемедицинской компании пытаться найти свой рынок среди конечных пользователей, можно посмотреть на пример успешного стартапа – Docdoc. Компания помогает пациентам и клиникам коммуницировать — вести запись к медицинским специалистам. При этом одним из следующих этапов развития является выход на рынок телемедицинских консультаций.

Всего на сегодняшний день сформировалось четыре вида бизнес-моделей.

Онлайн-клиники без офлайна – это «Мобильный доктор», «Онлайн доктор», «Getdoctor»

Возможные каналы продаж — совместные программы с клиниками, в которых онлайн-клиника должна выступать провайдером услуг либо контакт-центром с врачами, продажа годовых подписок через компании, встраивание продукта в комплементарные предложения игроков из других рынков.

Компании этой группы могут себя позиционировать как независимые и не заинтересованные в лидогенерации в собственные клиники.

Офлайн-клиника с онлайн-услугами – «Доктор рядом», «АВС-медицина», «Док+» и другие.

Эти компании имеют устойчивую бизнес-модель в отношении офлайн-визитов и экспериментируют с онлайном. Таким образом они стараются увеличить загрузку врачей, конвертировать онлайн-консультации в офлайн-визиты, увеличить лояльность клиентов и повторные покупки.

Агрегатор с функцией записи к врачу – Docdoc, «Яндекс.Здоровье», «Медкомпас» и другие

Для этой группы компаний логичным продолжением лидогенерации является консультация в онлайне. Ряд компаний уже запустили на своей платформе информационные консультации, другие планируют начать оказывать подобные услуги. Кроме прямых доходов от консультаций, перспективным является доход от разнообразных партнерских программ.

Маркетплейс – «Здоровье Mail.Ru», «Qapsula» и другие

В рамках маркетплейса одной стороной являются медицинские компании или врачи-индивидуальные предприниматели, а другой стороной пациенты. Сейчас стоит ожидать доходов не от одной из этих сторон, а на партнерских программах (лидогенерация, продажа лекарств).

***

В ближайшие годы деньги будут с трудом переходить из офлайна в онлайн-медицину. Чтобы телемедицинский сервис стал успешным, нужно знать, какие офлайн-услуги коммерческой медицины дистанционно будут оказаны более эффективно.

Для того, чтобы сформулировать свое уникальное предложение, нужно представить, как телемедицина будет интегрироваться в систему здравоохранения в ближайшие годы.

Есть свежие и понятные примеры: телемедицина это онлайн-банк 10 лет назад, когда абсолютное большинство населения требовало офлайн-отделения.

Точно так же и в онлайн-медицине сейчас: рынок находится на этапе ранних последователей, и, несмотря на бурный рост популярности темы, еще нескоро станет массовым.

44
21 комментарий

Считаю, что абсолютно измерять этот новый рынок по текущей статистике яндекса. Стоит только появиться стоящему и нормально работающему проекту, люди моментально к нему потянуться. Пока телемедициной называется барахло вроде Яндекс.Здоровья, не стоит ждать хайпа. А до появления айфона тоже не искали "айфон" в яндексе.

4
Ответить

Александр, спасибо за коммент, особенно в части
"А до появления айфона тоже не искали "айфон" в яндексе."

Т.к. Афоню и после появления в первые годы искали только как iphone или ifon, и в google :) И уже потом ...

Проблема создания медицинских ресурсов с открытым рейтингом специалистов (без накруток, т.е. верифицируемым) = есть, и спрос на такие ресурсы есть.

Пока уровень терапевтов в поликлиниках будет "Терапевт в отпуске до конца августа, все диагнозы смотрите в Интернете" - спрос на телемедицину будет огромен.

1
Ответить

*абсолютно бесполезно измерять

Ответить

опять?

2
Ответить

Дмитрий, многие бытовые болячки диагностируются при внешнем (не тактильном) осмотре. Разрешающей способности современных видеокамер даже на тлф уже достаточно

Многие другие болячки, правда, требуют ощупывать пациента - довольно досконально (нажимаем там, и спрашиваем, не отдает ли туда и сюда), и тут телемедицина пока не поможет.

1
Ответить

Телемедицина без первичного классического осмотра не работает. Главные тм функции на мой взгляд

1. В процессе приёма лекарств у меня могут возникнуть вопросы.

2. Доктор на приёме мне не все объяснил и я хочу проконсультироваться с тм.

3. Я живу в регионе и диагноз 23 летнего заведующего отделения вызывает сомнения. Я хочу пообщаться со столичным доктором и принять решение стоит ли ехать в мск например.

1
Ответить

Симптомы, которые можно выявить при классическом осмотре:
1) обычно не сильно меняют вероятность диагноза, та как обычно самые чувствительные и специфичные - симптомы инструментальной диагностики и симптомы, выявленные при сборе жалоб и истории развития заболевания
2) часто пропускаются, так как требуются навыки их выявления (большинство докторов не поймут, что за шум в сердце, даже если услышат его)
3) часто их просто никто не выявляет - доктор не смотрит пациента на приёма, а пишет, пишет, пишет;)

1
Ответить