Почему не всем стартапам нужен MVP

Сооснователь туристического агрегатора Camplike Роман Цветков о ситуациях, когда важнее доработать проект, чем проверить гипотезу.

Роман Цветков
Роман Цветков

Полтора года назад мы с другом решили создать Camplike. Мы думали, что у нас всё будет серьёзно, а не как в других стартапах. Перед тем, как приступить к работе, много читали о минимально жизнеспособном продукте (MVP). Поняли, что запуститься нужно быстро, дёшево и эффективно. Получилось долго и дорого, но сервис мы запустили.

Camplike — агрегатор туристических предложений в сфере активного отдыха. На сайте мы размещаем кемпы — готовые программы путешествий. Например, компания организует групповой велотур по Германии с завтраком, проживанием, посещением достопримечательностей. Мы собираем предложения от организаторов и даём возможность забронировать их на сайте.

Как мы искали MVP

Нужно было сформулировать, каков в нашем случае минимально жизнеспособный продукт. Тогда мы попали в ловушку, хотя на первый взгляд процесс выглядел логично.

Выдвинули гипотезы

  • Существует рынок кемпов и активного туризма.
  • Мы сможем привлечь органический трафик на наш сайт.
  • Как только мы найдем клиента, организатор сразу начнёт общаться с ним и оформлять бронирование.

Исследовали рынок

  • Поговорили с представителем ФРИИ, он посоветовал разобраться, действительно ли есть проблема найти кемп для активного отдыха. Затем мы изучили спрос.
  • Пообщались с потенциальными клиентами, изучили данные сервиса «Подбор слов» от «Яндекса», оценили конкурентов. Опросили 95 человек.
Почему не всем стартапам нужен MVP
  • Поняли, что интерес к кемпам и активному отдыху существует. Все опрошенные указывали на полезность будущего сервиса.​

Решили, что MVP не получится

Мы посчитали, что нашу модель нельзя проверить с минимальным набором функций. Причины казались убедительными:

  • Уникальное торговое предложение заключалось в большом выборе кемпов с категориями и фильтрами для удобного поиска. Для прототипа было недостаточно одного или двух организаторов.
  • Мы добавляем на сайт организаторов, но они не знают об этом. Когда заказ поступает на Camplike, на почту организатора нужно отправить много триггерных уведомлений.
  • Когда туроператор узнает о Camplike, ему нужно обработать заказ. Нужен личный кабинет.
  • Если представитель компании зайдет на сайт и увидит только посадочную страницу, доверия мы не вызовем. Нужно создать много страниц под разные тематики.

Дважды откладывали запуск

Мы планировали запуститься в сентябре 2016 года. Когда наступил ноябрь, мы перенесли старт на конец месяца. Но пришел декабрь, и ничего не было готово. Тогда мы поняли, что на самом деле могло стать нашим MVP.

Как действительно надо создавать MVP

Правильно провести опрос

Не спрашивайте об оценке продукта. Это бесполезно: мы получили положительные отклики от 95 человек, но никто из них не забронировал тур.

MVP появляется вместе с пониманием, какие гипотезы нужно проверить. Расскажите о проекте тем, кто уже запускал бизнес, удачный или не очень. Задайте этим людям вопрос: «Какие гипотезы о моём проекте вы стали бы проверять?».

Правильно сформулировать гипотезу

Наши гипотезы были направлены на изучение рынка. А нужно изучать конверсии и их участников. Вот грамотные гипотезы для Camplike:

  • Пользователь захочет сделать заказ на сайте.
  • Организатор тура, получив письмо от сервиса, захочет его обработать. Наш потенциальный инвестор сейчас советует сконцентрироваться именно на этом пункте.
  • Заявки с сайта получится организовать дешевле, чем у туроператора — за счёт SEO, качественного лендинга, правильно настроенной рекламы и ретаргетинга между предложениями в рамках одного сервиса.

Протестировать гипотезы на одной категории

Перечисленные гипотезы можно протестировать на одной категории. Для этого мы составили график спроса по разным категориям кемпов.

Почему не всем стартапам нужен MVP

Допустим, сейчас июль, а мы стартуем в октябре. Выбираем альпинизм: он популярен в октябре. В июле готовим посадочные страницы, в августе подключаем рекламу, в сентябре настраиваем аналитику. И в октябре запускаем проект по альпинизму.

Оказалось, что не нужны были триггерные письма, личный кабинет и тысячи предложений на сайте. Нужно было вручную заполнить десять страниц с турами и посмотреть, что будет. Заявки в таком случае можно обработать самим, а затем написать организаторам.

Декабрь — время для горнолыжного спорта, и мы загорелись идеей запустить MVP в этой тематике. Но у нас было написано техзадание на основной продукт, готов дизайн всех страниц, а программист работал уже три месяца. Стало ясно, что MVP в нашем проекте уже не будет.

Есть ли жизнь без MVP

Путь, который мы выбрали для нашего проекта, требует больше денег и времени, а результат нельзя заранее предсказать. Но повернуть назад не получилось, и мы были вынуждены искать преимущества в сложившейся ситуации. И нашли.

MVP нужен не для всех проектов

Да, мы могли бы протестировать модель сервиса по частям: создать лендинг, направить на него трафик. Но так можно проверить только две вещи:

  • Есть ли спрос от клиентов (в нашем случае это было известно заранее, существовал рынок активного отдыха).
  • Согласны ли организаторы работать с проектом.

Для агрегатора важен именно органический трафик из поисковых систем. Площадка должна привлекать клиента дешевле, чем организатор туров, иначе проект не имеет смысла.

Агрегаторы получают трафик за счёт публикации тысяч предложений и подборок. На таких сайтах миллионы страниц. К примеру, на Booking насчитывается полтора миллиона отелей. Казалось бы, на его сайте должно быть столько же страниц, но в Google их 102 млн, и это только в рунете.

Почему не всем стартапам нужен MVP

Вывод: мы не получим хорошего органического трафика на сайт с десятком предложений.

Не каждый продукт может вырасти из MVP

Поначалу можно самим обзванивать клиентов, писать письма организаторам туров и обрабатывать каждую заявку вручную. Но в будущем придётся организовать процесс иначе: нанять и обучить сотрудников или автоматизировать коммуникации. На этом этапе могут возникнуть проблемы, которые замедлят развитие проекта.

Тратить деньги на продукт легче, чем на рекламу

Экс-руководитель пресс-службы ФРИИ Мария Лапук считает, что 80% бюджета стартап должен тратить на маркетинг и только 20% — на создание продукта.

Мы вложили больше миллиона рублей в создание сайта и получили готовый продукт. При MVP мы могли бы уложиться в 200 тысяч рублей. Но отдать 800 тысяч рублей в маркетинг мы бы побоялись: на рынке продвижения никто не даёт гарантий.

Благодаря тому, что мы создали продукт, у нас хорошо настроена поисковая оптимизация. Трафик на сайт постоянно растёт, и это гарантирует увеличение количества клиентов.

Почему не всем стартапам нужен MVP

С MVP велик соблазн бросить всё на полпути. Однако когда в проект вложено много сил и средств, приходится искать наименее затратные способы продвижения и ответственно подходить к развитию.

Опыт разработки продукта не будет лишним

Когда я начинал создавать Camplike, я работал менеджером проектов в маркетинговой группе «Комплето». Я мало знал о разработке продуктов, но в Camplike пришлось с этим разобраться. Сейчас я стал партнёром «Комплето», и приобретенные навыки пригодились на новой должности.

Создавать полноценный продукт интереснее

Предприниматели часто создают проекты в интернете просто потому, что им это нравится. Работать над конечным продуктом намного интереснее, чем над минимально жизнеспособным.

Безусловно, грамотно построенный MVP поможет сэкономить деньги, быстро запустить проект и спрогнозировать его развитие. Но иногда можно — а в некоторых случаях нужно — пропустить этот этап. Мы обошлись без MVP и довольны результатом.

88
40 комментариев

"К примеру, на Booking насчитывается полтора миллиона отелей. Казалось бы, на его сайте должно быть столько же страниц, но в Google их 102 млн, и это только в рунете".

Во-первых, для Гугла нет понятия "только в рунете" - это страницы Букинга на разных языках.
Во-вторых, сам по себе посыл "должно быть столько же страниц, сколько отелей", неверен - основными лендингами для Букинга являются страницы городов ("отели в ..."). Ну и далее страницы посадочных по точкам интереса и т.п.

"Благодаря тому, что мы создали продукт, у нас хорошо настроена поисковая оптимизация. Трафик на сайт постоянно растёт, и это гарантирует увеличение количества клиентов".

Судя по графику, трафик вырос с "менее 50" человек в неделю мае до около 200 в неделю в августе. При этом высок фактор сезонности (стоит ждать спада осенью-зимой) И непонятно, что это за трафик - как он конвертируется?

"Мы обошлись без MVP и довольны результатом".

Рано радоваться - зима близко. :)
А если серьёзно, то будьте довольны результатом, если проект будет жить и приносить доход через год. Хотя и это не гарантирует лавров Букинга, конечно.

А что касается MVP, в вашем случае это не лендинг, а страничка с предложениями оргов в ВК. Можно было начать с этого, раскручивать страницу и потихоньку скармливать народу всякие интересные штуки. Потом уже могли бы быть лендинги, сайт и личные кабинеты.

10

Полностью неправильное понимание что такое МВП и зачем он нужен.

МВП - это проверка самых гипотиз с наибольшими рисками для бизнеса, а не запил кастрированного продукта. Причем, как писали ниже, это скорее процесс, то есть ранжируем по риску гипотезы и проверяем их последовательно.
Если ближе к топику, бизнес модель данного продукта - арбитраж трафика. Соответвенно, надо проверять, что можно купить дешевле и продать дороже. Каналы там всякие, конверсии. Чем собственно сейчас товарищи и занимаются, то есть это тот же МПВ только дороже ))
Отсюда цель МВП - проверка гипотез с максимальными рисками, но с минимальными вложениями, то есть вы могли бы и 10 млн. вложить, ума для этого много не надо, а вот за 10 тыс еще ухитрится надо.
В целом это все что я хотел сказать про МВП.

4

Про букинг - речь как раз ведь о том, что просто страничка с предложениями не катит, потому как, как вы правильно сказали, если всякие "отели в ..." и тд.

"А что касается MVP, в вашем случае это не лендинг, а страничка с предложениями оргов в ВК. Можно было начать с этого"
Тут ведь с другой стороны - организаторы сами ведут эти странички и продают, и возят. Вопрос стоял в другом - сможем ли мы привлечь пользователя в кэмп дешевле чем это делает орг. Делать это ровно теми же методами, что делает орг - бесмысленно, цена будет +- та же.

"При этом высок фактор сезонности (стоит ждать спада осенью-зимой"
Тут ответ кроется в том, что собрав не пяток предложений по сноуборду, а размазанную по категориям базу приводить пользователей постоянно - летом на зиму и осень, зимой на лето и тд, сезонность, естественно есть, но вопрос в том - как ее обрабатывать.

Когда проект начнет зарабатывать, то мы будет несказанно рады результатам, пока что просто "довольны" :)

Комментарий недоступен

4

Комментарий недоступен

7

Роману спасибо за статью. Ниже исключительно мое мнение:

1. Мне кажется, что вы не совсем верно понимаете физический смысл MVP. В ваших рассуждения вы делаете акцент на проверку гипотез, сразу закладывая туда продуктовые решения (тригерные письма и пр.)

Примером MVP в вашем случае (проверка рынка, баовые конверсии, получение обратной связи) могла бы служить простая страничка в facebook. С одной стороны клиенты, с другой компании со своими предложениями, которые вы лично публикуете и обрабатываете. Условно, делаете пока все за организаторов.

2. Еще одно удивление — не вложить деньги в маркетинг. Вам же нужно хотя бы иметь примерное представление о CAC. Это очевидные каналы, которые масштабируются, в отличие от публикаций и друзей.

Делать ставку на SEO — вполне ок, если вы видите, что у вас набирается приличное количество средне и низко частотных запросов. Но даже если так, то SEO все-равно канал, который стоит денег (тексты, оптимизация страниц, рекламный посев запроса).

Удачи проекту!

4

Спасибо за коммент, верные мысли.
"могла бы служить простая страничка в facebook"

Не совсем соглашусь, т.к. организаторы и так делают это все, вопрос к MVP - можно ли привлечь людей дешевле по сути.

В маркетинг мы вкладываем и сейчас планируем ряд тестов с рекламой, но SEO способно "сбить" цену привлечения, по-этому к нему такой интерес.