Быть продактом. Выпуск #14. Из разработчика в продакт-менеджеры и из директора по продукту в руководителя разработки

Владимир Малов, CTO «Утконоса» о горизонтальном карьерном росте и о том, как получить продуктовый опыт с нуля за два года.

Быть продактом. Выпуск #14. Из разработчика в продакт-менеджеры и из директора по продукту в руководителя разработки

О том, как стал продакт-менеджером

Я учился на прикладной математике в авиационном институте. Про самолеты там ничего не было правда. Нас учили на системных программистов. В какой-то момент у института появилось мобильное приложение с расписанием, новостями и фидом из твиттера. Я помогал с разработкой раздела новостей и карт. После окончания устроился IOS-разработчиком.

Первый продуктовый опыт у меня случился в Sunlight в 2015 году. В компанию я пришел в качестве руководителя разработки мобильных приложений. Был первым из сотрудником направления. Изначально акционеры не верили в идею мобильного приложения. А через 2,5 года мы запускали только мобильный продукт. При мне компания перешла в понимание mobile first.

В 2018 году меня позвали руководителем цифровых продуктов в «Перекрёсток». Там занимался разработкой и поддержкой мобильного приложения программы лояльности. Оттуда я плавно перешел в команду «Перекрёсток.ру» и занимался развитием онлайн-магазина.

В 2019 году я ушел в «Ленту» директором по продукту. Компания планировала с нуля запустить новый проект по доставке за 3 месяца. Там на базе ИТ-инфраструктуры «Утконоса» мы запустили сервис экспресс-доставки «Ленточка». Далее стали быстро подключать новые магазины. И наступил момент усталости. В тот же момент мне предложили поработать продактом реферальной программы в Ozon. С точки зрения карьеры это был шаг назад. Но мне хотелось поработать в крупной ИТ-компании. Через полгода понял, что у нас друг от друга разные ожидания. Я ушел отдыхать на 2 месяца, а потом мне повезло и «Утконосу» потребовался СТО.

Я пришел в компанию в декабре 2020. На тот момент команда сильно устала от запусков и перехода на удаленку. Я начал много времени инвестировать в то, чтобы дать команде новую мотивацию.

Временами я делал горизонтальные шаги: из разработчика в продакты и из директора по продукту в руководителя разработки. Но за счет такой широты получается интересный опыт, благодаря которому на многие вещи смотрю стратегически.

Быть продактом. Выпуск #14. Из разработчика в продакт-менеджеры и из директора по продукту в руководителя разработки

О том, почему стал продактом

В 2015 продакт-менеджмент не был популярным явлением. В Sunlight мы шли интуитивно. Я писал код для IOS и понимал, что нам нужен Android-разработчик. А ему нужно ставить задачи, синхронизировать их между платформами. Появилось много письменной и аналитической работы. Стал нанимать IOS-разработчиков, чтобы уже они писали код, а я ставил задачи. Мобильное направление быстро становилось заметным. И я понял, что уже не только я генерирую поток задач, появляются заказчики со стороны маркетинга, продаж, руководства. По сути я делал то, что требовалось для развития приложения. Так и оказался на месте продакта.

Об обучении

Я не получал специального образования и не заканчивал курсы по продакт-менеджменту. Искал решения задач, которые передо мной появлялись в рабочих моментах. Например, как объяснить заказчику, что конкретную фичу не нужно делать. По сути круг задач продакта не очень большой. За полгода при определенной силе воле и желании ты можешь прокачать эти навыки.

Такую же тактику применяю сейчас на начинающих продактах у себя в команде. Они могут чего-то не знать, и это нормально. Им нужно задать направление. Ведь зачастую поиск решения у джунов занимаем много времени.

О техническом образовании

В продакт-менеджмент переходят много специалистов из других сфер. Часто у них нет технического образования. Критично ли это? Думаю, нет.

Сам я учился на прикладной математике. Это довольно жесткий факультет, который отучает говорить «не знаю». И чем тяжелее курс и предмет, тем сильнее у тебя прокачивается умение решить любую задачу.

Но я все же считаю, что для карьеры менеджера по продукту подойдет любое образование.

О сложностях работы продакта

  1. Сказать «нет» и аргументировать почему. И чем мощнее твой аргумент, тем лучше ты как продакт.
  2. Выделить время на исследования. Львиную долю занимает работа проджекта: скоординировать, принести результат и т.д.

  3. Ощущение, что ты делаешь все и ничего одновременно.

О том, как стать менеджером продукта с нуля

Развитие с нуля я вижу в карьерном пути «тестировщик — аналитик — продакт». Для начала идите в тестировщики. Когда разберетесь, то сможете делать аналитические выкладки и параллельно учиться писать техническое задание. Перейдя в аналитики, изучайте инструменты менеджера по продукту. Такой путь займет от 2 до 4 лет. Под моим наставничеством такой путь прошли, также я видел примеры у других руководителей.

Конечно, можно пойти учиться на курсы. Но ничего кроме роста изнутри посоветовать не могу.

Преимущества такого подхода в практике и кейсах. Одно дело прочитать в книге, а другое дело пройти через реальные задачи и понять, как работает бизнес и что для этого нужно.

Наши продакты любят симулятор работы в продуктовой компании GoPractice!

О советах для новичков

  1. Как говорил Стив Джобс: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Никогда не насыщаться работой, постоянно создавать и быть открытым для новых знаний.

  2. Общайтесь. Не бойтесь задавать вопросы и вытаскивать из людей требования о продукте.

  3. Ориентируйтесь на результат и задавайте правильные вопросы заказчику.

Быть продактом. Выпуск #14. Из разработчика в продакт-менеджеры и из директора по продукту в руководителя разработки

О том, каких продакт-менеджеров нанимает

Самые важные навыки — проактивность и инициативность. У продакта может не хватать ресурсов, могут меняться приоритеты, появляться ошибки. Но эти драйверы помогут человеку донести результат.

Мне не так важны вызубренные терминология и практики. Если человек не зажигает меня своей энергией, он не сможет зажечь команду и рынок. Он не будет распространять влияние своего продукта.

О продуктовом подходе

Продуктовый подход — решение, направленное на развитие продукта и его сопровождение на всех этапах жизненного цикла - от исследования и создания до введения в эксплуатацию. Менеджер продукта принимает решения, направленные на развитие самого продукта и его экономики. Он решает, что делать (исследования) и как делать (разработка, спринты, MVP и т.д.).

Чтобы расти дальше как продакт, стройте продуктовый подход. Когда в компании все разбито на маленькие продукты, появляется честная и объективная система приоритизации. Сотрудники понимают, зачем они ходят на работу. В рамках своей команды они видят, с чего платится зарплата и операционка, сколько денег приносит их деятельность.

Вместо вывода

Не держите энциклопедию в голове, учитесь разбираться и решать задачи по мере их поступления. Вам нужно заработать деньги с помощью того результата, который принесете. А остальное гуглится и делегируется.

3030
13 комментариев

"Ощущение, что ты делаешь все и ничего одновременно." - слеза прокатилась по щеке от этого пункта. Бесконечный конфликт в голове по этому вопросу. Причем парадокс, чем лучше ты решаешь проблему, тем сильнее это ощущение. Постоянное балансирование между выгоранием от объема задач, отсутствием задач, качественным их решением и желанием делать что-то руками. Необходимость делать все в будущем лучше, чем сейчас очень противоречит с собственной мотивацией, бесконечная борьба.

11
Ответить

Да, правильно и аргументированно донести своё «нет», чтобы тебя не только услышали, но и согласились - это действительно весомый скилл в эпоху «конвейерного» подхода к обработке запросов. Когда «подумать», а тем более «отказаться» - долго и дорого. Спасибо за материал!

3
Ответить

Вот это неожиданно 

1
Ответить

Ликвидация предвидится?

3
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Колхозники продуктовые

1
Ответить