Подбираем звуки для неигрового приложения

Саунд-дизайнер и музыкант Роман Зимарёв о том, как звуки уведомлений и взаимодействий влияют на пользовательский опыт.

Я создаю звуки для фильмов, анимации, рекламных материалов и различного ПО. В рамках одного из последних проектов вместе с командой Icons8 мы выпустили библиотеку UI-звуков, которая в том числе была использована в рекламной кампании IKEA.

Я часто слышу мнение, что звуки в неигровых приложениях — это моветон. Убеждён, что оно сложилось на основе многочисленных неудачных примеров. На самом деле звук может значительно улучшить пользовательский опыт или сработать там, где GUI (графический интерфейс — vc.ru) не в силах помочь. Следует лишь брать по-настоящему хорошие звуки и вставлять в действительно нужные места.

Категории звуков

UI-звуки можно разделить на две группы: звуки уведомлений и звуки взаимодействия с интерфейсом.

Звуки уведомлений

Основная функция — привлечь внимание пользователя к определённому событию. Главная особенность и достоинство этой категории в её независимости от графического интерфейса. Эти звуки срабатывают в тех ситуациях, когда графическая оболочка бессильна. Когда мы не смотрим в экран, единственное, что может привлечь наше внимание — это звуковое уведомление. Таким образом звук расширяет наши возможности.

Система уведомлений в Slack

Звуки взаимодействия с интерфейсом

Основная функция — дать отклик на действия пользователя, сделав тем самым пользовательский опыт более приятным. Эти звуки представляют собой часть интерфейса — они его дополняют, воздействуя на слуховой орган восприятия.

Всегда приятно почувствовать результат своих действий и убедиться, что всё прошло удачно. Успешно отправленное сообщение, завершённая задача в списке дел или что угодно другое — когда интерфейс реагирует и откликается ненавязчивым «чик», это добавляет положительных ощущений. Общение между пользователем и приложением действительно становится двусторонним и наиболее полным.

Пример простого и ненавязчивого звука при обновлении окна в Twitter

С чего начать

Начать стоит с ответа на два важных вопроса, которые избавят от львиной доли ошибок, совершаемых новичками.

1. Что должно звучать

В первую очередь стоит задуматься, что должно звучать в приложении и почему. Самое главное здесь — не перестараться. Нет никакой необходимости в том, чтобы приложение звучало как клуб игровых автоматов.

Каждый раз, озвучивая то или иное событие, стоит задаться вопросом: «Действительно ли здесь нужен звук?». Нужно понять, какую функцию выполняет каждый отдельный звуковой элемент, и убрать всё лишнее. Остаться должны только те звуки, которые несут полезную информацию или улучшают пользовательский опыт.

Пример: в Facebook Messenger при отправке сообщения воспроизводится двойной щелчок. Первый щелчок означает, что сообщение отправлено, а второй говорит о том, что сообщение доставлено. И отдельное уведомление звучит, когда собеседник прочитал сообщение.

Каждый из этих звуков несёт полезную информацию и доводит считывание событий до подсознательного уровня. Не нужно вглядываться в небольшие элементы графического интерфейса, чтобы знать, что происходит.

2. Как должно звучать

Вместе с графической составляющей звук должен создавать гармоничную, выдержанную в едином стиле картину. Во многих случаях достаточно простых коротких щелчков (click sounds) или поп-звуков (pop sounds) — они ненавязчивы и сочетаются почти с любым дизайном.

Не стоит использовать в проекте звуки, которые не сочетаются между собой и с графическим интерфейсом. В Skype, например, превалирует тема воды, и она достаточно чётко отражена в том числе в звуковом дизайне.

Говоря о чётко выдержанном стиле, хочется упомянуть игру Hidden Folks. В ней прекрасно всё — в том числе звук. Я как саунд-дизайнер сижу на краешке стула в ожидании возможности сделать что-то столь же причудливое.

Звуковая айдентика

Так же, как и логотип, звук может быть частью фирменного стиля. Например, в моём телефоне уведомления о новых сообщениях в разных мессенджерах (Telegram, WhatsApp, простые SMS) сопровождаются одним и тем же звуком. И только когда приходит сообщение в Facebook Messenger, я заранее, услышав звук и ещё не посмотрев на экран, знаю, в каком именно приложении пришло уведомление.

Обзор примеров самой узнаваемой аудио-айдентики с краткой расшифровкой

От теории к практике

Есть три варианта озвучить приложение:

  1. Найти готовое решение.
  2. Нанять саунд-дизайнера, который всё сделает.
  3. Комбинация: нанять саунд-дизайнера, чтобы доработать то, что вы уже нашли.

Вариант №1: найти самому

  • Звуки можно найти на стоках, которых сейчас в избытке. Придется переслушать много всего в поисках приличного и подходящего.
  • Выбрать готовый к использованию пак. В интернете существует несколько готовых паков. Возвращаясь к моим: записал всё только необходимое и отсортировал по категориям (уведомления, щелчки и так далее). Но что самое важное — я стремился к тому, чтобы звуки в одном наборе хорошо сочетались между собой.
Примеры

Вариант №2: нанять саунд-дизайнера

Как профессионал он посмотрит на ситуацию под другим углом, подумает о том, что вам, возможно, не приходило в голову, и позаботится обо всех технических моментах. Говорить о звуке иногда может быть немного сложно, так что можно подкреплять слова референсами.

Саунд-дизайнер может запросить скринкаст приложения в действии. Работать по нему — это одно из самых простых решений. Дальше всё как и всегда: тесты и правки.

Вариант №3: комбинация

Можно нанять саунд-дизайнера, который модифицирует (при необходимости) уже найденные вами звуки, добавит недостающие и соберёт всё вместе.

Нюансы

Правильно выбранный момент. Некоторые события могут состоять из нескольких подсобытий. В этом случае очень важно, к какому именно подсобытию привязан звук.

Например, в приложении Facebook публикация записи сопровождается характерным звуковым оповещением. Важно, что звук воспроизводится не в момент отправки публикации (нажатия кнопки), а в момент, когда запись действительно размещена. Если речь идёт о «тяжёлом» тексте, то его публикация происходит не мгновенно, поэтому после нажатия на кнопку «Отправить» пользователь может заниматься другими делами (например, листать ленту). И лишь услышав тот самый звук, он будет знать, что всё прошло успешно.

Длинные звуки. С длинными звуками больше шансов совершить ошибку. Они могут быть более навязчивыми, создавать ощущение «заторможенности» интерфейса и в целом негативно сказываться на пользовательском опыте. Когда я слышу длинное звуковое уведомление, я порой успеваю подумать: «Да когда оно уже закончится?!».

Также короткие звуки занимают меньше места, что положительно сказывается на общем размере продукта. Но «будь осторожен» не значит «не делай так никогда».

Громкость. Тщательно подбирайте уровень громкости каждого звука. Слишком громкие и навязчивые звуки стали причиной скептического отношения к звукам в неигровых приложениях в целом: они раздражают и пользователя, и окружающих. Настройте громкость на уровень «скорее ощущаю, чем отчётливо слышу». Тогда пользователь получит нужный отклик на свои действия и не встретит при этом косых взглядов, находясь в обществе.

Ещё один нюанс: на всех мобильных устройствах есть встроенный процессор (DSP), который вытягивает все звуки. При этом динамики на этих устройствах не в состоянии чисто воспроизводить сигнал на большой громкости. Вы можете удивиться, как отвратительно и искаженно звучит на вашем смартфоне то, что хорошо звучит при воспроизведении на компьютере. Поэтому делайте звуки тише, и всё будет хорошо.

Навязчивость. Стоит быть предельно осторожным, озвучивая события, которые повторяются слишком часто. Многократно повторяющиеся звуки могут раздражать пользователя. Если же всё-таки такая необходимость есть — подберите короткие аккуратные звуки, которые не сведут с ума при частом повторе. А также обязательно предусмотрите в приложении возможность отключения звуков.

Когда не стоит использовать звуки. Если продукт представляет собой рабочий инструмент, который обычно используют в офисной среде, то, скорее всего, стоит воздержаться от использования звуков. Представьте плотно набитый офис из тридцати человек, в котором у каждого ежесекундно что-нибудь булькает и щёлкает — это может превратиться в какофонию и негативно сказаться на условиях труда. То же самое применимо и к образовательной сфере.

Также в большинстве случаев не рекомендуется использовать звуки на сайтах. Конечно, только если это не противоречит задумке проекта (например, аудиовизуальный перформанс). Никто не ожидает услышать звук, а тем более музыку на сайте, поэтому это вряд ли станет приятным сюрпризом, а скорее даже оттолкнёт пользователя. Особенно это касается корпоративных и ecommerce-сайтов.

Звук вокруг нас

Мало кто об этом задумывается, но практически всё, что нас окружает, издаёт звуки — будь то природа или просто предметы из бытового окружения. И эти звуки редко нас раздражают (конечно, если речь не идёт об автостраде за окном). Проблема не в наличии звука, а в том, как он реализован.

Я помню, что очень любил звук, который при нажатии издавала кнопка блокировки iPhone 4 — причём я говорю именно о физическом звуке. Вообще у Apple есть специальная лаборатория, в которой они исследуют звуки, физически издаваемые кнопками их устройств.

Но звук — это не только эстетика. Недавно я наткнулся на рассказ незрячей женщины о том, как изменилась её жизнь с появлением новых технологий. Это уже нечто большее, чем улучшение пользовательского опыта: пользуясь голосовыми командами и голосовым помощником, она находит нужную автобусную остановку, прослушивает газеты и делает многое другое. Это хороший повод задуматься о том, чем может быть полезен звук.

1010
8 комментариев
Комментарий удалён модератором

Статья о том, как сделать, чтобы их не хотелось выключить. В любом случае, ваше право.

1
Ответить

Спасибо большое за статью, давно подобное ожидал.

3
Ответить

Пожалуйста! Рад слышать, что есть интерес к этой теме

1
Ответить

Полностью согласен с коллегой по звуку. Очень грамотная статья!

3
Ответить

Спасибо!

1
Ответить