Почему сейчас поиск работы вызывает колоссальную боль?

Медведь и Принцесса из "Обыкновенного чуда" - соискать и HR-специалист.
Медведь и Принцесса из "Обыкновенного чуда" - соискать и HR-специалист.

"Если система больна, то она больна везде"
Профессор географического факультета МГУ, В. А. Шупер

Я много лет нанимал людей в компаниях совершенно разных отраслей. Создавал отделы с нуля, в том числе HR-отделы. Выстраивал процессы онбординга, адаптации и обучения. Лично принимал решения о найме большого количества людей. И сегодня, наблюдая, как мучаются мои бывшие коллеги, друзья и знакомые, я решил описать самые распространенные ошибки, которые снижают вероятность получить работу.

Но прежде чем перейти к самим ошибкам, важно понять устройство современного рынка труда в РФ. Это поможет трезво оценивать ситуацию и принимать устойчивые решения.

Система подбора персонала в России относится к числу самых слабых и самых болезненных среди всех современных отраслей. Причин у этого много:

1. Отрасль в которой много чужих людей.

Кадровые службы часто укомплектованы людьми, которые не работают по своей специальности и не прошли глубокое профессиональное обучение. Многие попали в среду случайно и не заинтересованы в развитии навыков и углублении знаний. Многие просто не любят людей и вынуждены зарабатывать деньги доступным им способом.

2. Низкая социальная значимость профессия HR-специалиста.

Профессия специалиста по подбору персонала остается социально малозначимой. Ассоциируется с скоплением "девочек-троишниц". Т.е. сам имидж отрасли не способствует привлечению реально качественных специалистов.

3. Зависимость от слабого менеджмента.

Руководители нередко сами не понимают, чего хотят. Эта неопределенность падает на плечи специалистов по подбору и создает хаос и путаницу. Многие решения руководства часто противоречат друг-другу. Часто, декларируемые ценности или принципы, в реальности, искажаются до противоположного. HR-специалисты становятся в такой ситуации крайними.

4. Кадровые подразделения слабо связаны с другими отделами.

Редко где встретишь понимание, что HR-отдел, это прямое продолжение менеджмента и данная связка требует эффективного и тесного взаимодействия. В результате, HR-спецы почти не погружены в бизнес процессы и в реальную логику компании. Поэтому требования к кандидатам искажены, оторваны от реальности и строятся на субъективных представлениях. Из этого и возникает огромное количество абсурдных ситуаций, с которыми сталкиваются люди, ищущие работу.

5. Спешка и неумение контролировать время.

Иногда решения о найме принимаются буквально за минуты. Это снижает качество отбора и ухудшает здоровье всей системы. Часто от самого менеджмента идут неадекватные по срокам требования, что порождает огромное давление на отдел по подбору персонала. Всё приходит к тому, выбор падает не на лучшего кандидата, на первого проходного. В дальнейшем это создаёт проблемы для всей компании или подразделения.

6. Распространенность кумовства и продвижения по связям.

В последние 10 лет было очень много проб методологий, тестирования и прочих способов найти нужного кандидата. В результате, ранние, понятные для всех критерии сильно размылись и перестали работать. Кумовство стало набирать популярность даже в тех компания, которые ранее декларировали честные параметры отбора (например Яндекс). Уровень лжи и манипуляций в этом контуре сильно вырос за последние годы.

7. Мошенничество.

За последние месяцы к этому добавилась новая волна мошенников, действующих под видом рекрутеров. Этот аспект еще сильнее снижает уровень доверия, превращая всю систему в "болото недоверия".

В итоге отрасль становится сочетанием низкой компетентности, перегруженности и эмоционального выгорания. Столкновение с ней действительно вызывает экзистенциальную боль. Если обобщить, первичный этап взаимодействия с кадровыми специалистами часто оказывается гнилым, формальным и крайне неэффективным.

Другие полезные статьи и материалы можно найти тут:

4 декабря вышел фильм, который может помочь разделить чувство боли при поиске работы:

3 навыка, которые помогут при поиске, адаптации и работе:

2 комментария